Технологическая карта внеурочного занятия «Кофейная живопись» (2 класс)
Технологическая карта внеурочного занятия «Цветная палитра. «Кофейная живопись».
«Ум ребенка-на кончиках его пальцев»
В.И.Сухомлинский
Занятие на тему: «Нетрадиционные методы рисования»
Тема ««Нетрадиционные техники рисования» интересна тем, что учит детей вглядываться в окружающих людей, изучать их, интересоваться ими, обращать внимание не только на красивую фигуру, прическу, одежду, но и на внутренний мир человека.
Цель внеурочного занятия: использование художественных приемов, свойственных монохромной живописи посредством нетрадиционного материала- кофе; знакомство с техникой рисования гризайль.
Задачи:
познакомить с особенностями монохромной живописи; научить видеть эти особенности в произведениях живописи; отличать произведения, выполненные в стиле гризайль, от произведений, выполненных в классическом стиле;
развивать творческую активность, художественную фантазию и вкус; формировать навыки работы с художественными материалами;
воспитывать любовь к природе; формировать эстетическое отношение к произведениям искусства.
Тип урока: Постановка и решение учебной задачи.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем усвоения и уровень владения компетенциями): познакомятся с новой техникой, научатся выполнять рисунок в технике кофейная гризайль.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственное представление; научатся оценивать свои достижения на уроке, вступать в речевое общение.
УУД: Личностные: развитие эстетических чувств; духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе; ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы.
Регулятивные: правильность выбора учебных принадлежностей; постановка в сотрудничестве с учителем творческих и учебных задач; развитие умения принимать и сохранять информацию, планируя свои действия в соответствии с ней; работа по образцу. Выработка умения работать в технике гризайль, используя основные средства художественной изобразительности (композиция, цвет, светотень, ) в творческой работе по памяти и по представлению.
Познавательные: развитие способности смыслового восприятия текста; способности понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной; умение переводить информацию, принятую в изобразительной форме, в словесную; умение наблюдать и сопоставлять.
Коммуникативные: умение вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками; выражать в речи свои мысли и действия; задавать существенные вопросы.
Ожидаемые результаты: учащиеся научатся эстетическому осмыслению действительности окружающего мира, смогут воспринимать во взаимосвязи различные виды художественной деятельности - изобразительное искусство, музыку, смогут передавать своё настроение с помощью цвета; разовьётся творческое воображение учащихся.
Методы и формы обучения: практический, объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная.
Основные понятия и термины: гризайль,
Образовательные ресурсы:
Наглядно демонстрационный материал: Мультимедийная презентация, образцы изделий, материалов и инструментов.
Оборудование: бумага акварельная, бумажная салфетка, растворимый кофе, плоская кисть щетина № 14-16, круглая заготовка, ножницы, клей ПВА, зерна кофе, клеевой пистолет.
Организационная структура урока.
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Промежуточный контроль |
1. Организационный момент |
||||
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала |
-Ребята, давайте начнём сегодняшний урок необычно. Возьмем друг друга за руки, почувствуем тепло ладошек соседа, улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошей работы. Спасибо. Присаживайтесь. Проверка готовности класса к уроку Перед началом работы прошу проверить готовность. Нам с вами предстоит выполнить очень интересную работу. Для этого понадобятся: лист формата А4 акварельной бумаги, кофейный раствор, кисти, вода, салфетки бумажные, ватные диски, тряпочка. Ребята, вы готовы к уроку? |
Слушают учителя
Настрой на урок. Самооценка готовности к уроку |
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют мотивацию учебной и творческой деятельности Регулятивные правильность выбора учебных принадлежностей |
|
II. Целеполагание |
||||
|
Звучит музыка. -Вы догадались о какой стране пойдет сегодня речь? - Что вы дома узнали о Бразилии? Бразилия, Бразилия, И карнавал в Бразилии —
- Эта страна, 5 по величине страна Мира. - Национальный язык – португальский - Здесь протекает вторая по длине река мира – Амазонка Бразилия - страна диких обезьян! Здесь живёт видов обезьян больше, чем в любой другой стране, около 77 видов!
- Футбол является национальным видом спорта. - Чудо природы– это водопад Игуану. Водопад имеет форму подковы. Бразилия – одна из самых красивых стран Латинской Америки. Удивляющая туристов своей разнообразной природой, растительным и животным миром.Бразилия замечательная и удивительная страна, которая славится своим удивительным кофе. Самый лучший и самый вкусный кофе в мире производится в Бразилии.
|
Читают наизусть стихотворение |
Познавательные УУД развитие способности смыслового восприятия текста Коммуникативные УУД в сотрудничестве с учителем ставить творческие и учебные задачи
|
|
|
III. Введение в тему урока (5мин.) Проявление интереса к теме |
|
|
|
Беседа «Кофейная гризайль». Просмотр мультимедийной презентации и готовых образцов
Введение нового понятия
Демонстрация материалов и приспособлений для выполнения работы в технике гризаль |
Кофе – напиток и прекрасный материал для рисования, источник вдохновения! На прошлых занятиях мы с вами уже пробовали работать в этой технике. Что вас удивило в работе? Кофе даёт неповторимые эффекты на бумаге. Получаются много оттенков коричневого цвета от светлого бежевого до темно-коричневого. Карточки цветов Какая работа у вас получилась? Однотонная Такая однотонная живопись называется МОНОХРОМНОЙ (Одноцветной) - Однотонную живопись любого цветового оттенка еще называют гризайлью. - Давайте посмотрим значения этого слова в словаре. Гризайль- разновидность монохромной живописи. - Итак, какую задачу мы поставим перед собой? .- Правильно, по другому можно сказать, используя новые понятия, будем работать в технике гризайль.
|
Слушают учителя, рассматривают образцы работ, смотрят презентацию -Можно рисовать одним цветом.
Однотонная
Работают со словарём Отвечают на вопрос
Слушают учителя
- Мы будем продолжать учиться рисовать с помощью кофе |
Личностные: имеют мотивацию учебной и творческой деятельности, понимают значимость изучаемого материала Познавательные: могут составить произвольное речевое высказывание в устной форме о новые техники общее и различное, дают качественную характеристику объекта Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу Коммуникативные: Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе с целью организации деятельности и облегчения усвоения нового материала, владение речью, умение выражать мнение. |
Устные ответы |
|
физминутка А сейчас немного отдохнём. Мы не сказали, что Бразилия славится ещё Зажигательным танцем самба этот танец умеет танцевать всё население страны - от детей до стариков. Во всей красе его можно увидеть на карнавале - главном бразильском празднике,
|
Делают упражнения под бразильскую музыку |
|
|
|
III. Творческая практическая деятельность |
|
|
|
Организация рабочего места. Показ приемов работы. Самостоятельная работа |
И так приступаем Фон у нас есть, кисти есть, кофе тоже есть. Напоминаю, вода нужна для регулировки тона. Если требуется тёмный оттенок - берём кофейный раствор в чистом виде, если требуется более светлый тон - разбавляем водой. Получается чудесная сепийная растяжка по цвету. Салфетки пригодятся, чтобы излишек влаги с кистей промакивать. Практическая часть 1.Приступаем. Сначала фон. Бумагу увлажняем чистой водой, а затем широкой кистью или кусочком ватного диска наносим кофе довольно равномерно. 2. Немного подождём, пока фон чуть подсохнет. Теперь в самых общих чертах, пятнами, обозначаем композицию картины. Работу ведем поэтапно: от светлого к тёмному, от общего к частному. Всё больше деталей и насыщенности тоном. 3. Показ работы кистью. Чтобы создать тонкие пружинящие линии, нужно надавить кистью на бумагу, затем поднять на самое острие кончика и проводить линию. Чтобы нарисовать цельную точку, нужно нажать кончиком кисти на бумагу, повернуть ее большим пальцем и получится цельная точка. Чтобы нарисовать толстую линию, нужно сильнее нажимать на кисть. Работа по алгоритму. |
Смотрят, выполняют задание под руководством учителя
|
Личностные: понимают значимость правильной организации рабочего места, соблюдают правила безопасной работы на уроке Познавательные: организовывают рабочее пространство Регулятивные: следуют предложенному плану работы Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности и правильности выполнения работы и техники выполнения изделия
|
Устные ответы
Выполнение работы |
|
4. Итог урока Рефлексия |
|
|
|
Выставка работ учащихся.
Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы
Домашнее задание |
В процессе просмотра работ учащихся организует обсуждение работ, выбор лучшей работы, обосновывает выбор Проводит беседу по вопросам. 1.Как вы поняли, что такое монохромная живопись? 2. В какой технике живописи вы работали? 3. Что можно украсить с помощью этого вида творчества? 4. Какие инструменты и приспособления необходимы для выполнения данной работы? 5. Вам понравился урок, какие чувства вы испытываете? Дома закрепите свои знания, выполнив работы в монохромной живописи на любую тему. -Посмотрите, какие красивые работы у вас получились. Каждая из работ передаёт ваше настроение. -Что было трудным при выполнении самостоятельной работы? (Ответы детей) -Кому на уроке было интересно и легко? -Кому скучно и неинтересно? (Ученики поднятием руки, ответами показывают своё отношение к уроку) -Вы молодцы, хорошо сегодня потрудились! Наш урок хочу завершить, словами китайской мудрости: «Учитель только открывает двери, а дальше вы идёте сами». Следуя данному совету, рисуйте и творите красоту.
|
Рассматривают работы, оценивают Отвечают на вопросы Определяют свое эмоциональное состояние на уроке Записывают задание |
Личностные: отзывчивы к красоте в искусстве Регулятивные: оцениваю работу, сравнивая с образцом, воспринимаю информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер Коммуникативные: излагают свое мнение, аргументируют свою точку зрения |
Оценивание учащихся за работу на уроке
Устные ответы |