Материал на проверке

Технологическая карта занятия "Использование здоровьесберегающих технологий в развитии речи дошкольников"

2
1
Материал опубликован Вчера в 17:17

Технологическая карта занятия

«Использование здоровьесберегающих технологий

в развитии речи дошкольников,

применяемые в совместной деятельности со специалистами»

(воспитателем, логопедом, тренером по ФК, музыкальным руководителем)


Копышева Ольга Владимировна

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 25»

г. Северск Томская область


Группа: подготовительная

УМК (программа) «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, «Программа обучения и воспитания детей с фонетико- фонематических недоразвитием» под ред. Филичевой

Тема занятия: «Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольников, применяемые в совместной деятельности со специалистами» (воспитателем, логопедом, тренером по ФК, музыкальным руководителем)

Цель: применение здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных методик в коррекции и развитии речи дошкольников.

Задачи обучить детей приёмам сохранения здоровья

стимуляции работоспособности и мышления

развитие переключаемости

снятие напряжения

восстановления сил

закрепить умение правильно произносить гласные А, О, Э, И, У и шипящие звуки Ш,

Ж,Ч;

активизировать словарный запас детей: пиктограмма, инопланетянин, планета, Айлу, Даян, земляне, ритмодекламация, пришельцы, скайп;

способствовать формированию навыков связного высказывания,

развитию коммуникативных качеств, умению высказывать собственную точку зрения, делать простейшие выводы; развивать слуховое внимание, силу голоса, интонационную выразительность речи, способствовать развитию чувства ритма.

Технологии и методы работы:

Здоровьесберегающие ( признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия. Умение заботиться о своем физическом здоровье);

ИКТ ( способность работать в информационном пространстве)

Личностно-ориентированные (развитость индивидуально-творческих особенностей личности, необходимых для познания себя как личности)

Игровые (развитие сенсорно- моторных и двигательных навыков через )

Методы: наглядный, наглядно- практический, словесный. игровой

Оборудование: мячи большие с буквами (12шт.), мячи с шипами (11шт.), пиктограммы (Зшт.), чемодан, интерактивная доска, диск «Несерьёзные уроки. Английский. 1 шаг.», детские музыкальные инструменты (трещётки, маракасы, музыкальные треугольники, металлофоны, колокольчики), ленточки, маска «кошка», бантики, колпачки, береты, звёзды красного, жёлтого, синего, зелёного цвета (по 4 шт.), кубики-модули (4 шт.) красного, синего, жёлтого, зелёного цвета, игрушки обезьяна, медведь, костюм инопланетянина, фонарь для освещения, аудиокассеты с записями музыки и песен.


Этапы занятия



Деятельность педагога

Деятельность обучающегося

Результаты

Организационный момент.

Ребята, сегодня такой замечательный день, давайте поприветствуем друг друга!

Приветствие детей. Дети берутся за руки и говорят: «Доброе утро! Доброе утро! Всем-

всем!»


Создание психологического настроя на совместную деятельность и активизация внимания.

Активизация внимания

Слышится странный звук (звучит музыка)
Что это?

высказывают разные предположения о звуке.

Внутренняя мотивация на деятельность

Появление гостя

Появляется инопланетянин Аилу (входит под музыку)
Инопланетянин:

Здрав- ствуй-те! (Говорит монотонно и отрывисто).

Здравствуйте! Кто Вы?

Инопланетянин: Ме-ня зо-вут Ай-лу. Я при-лет-ел с пла-не-ты Да-ян.Про-лета-я ми-мо

дру-гих пла-нет я слы-шал, как о-ни зву-чат. Од-ни вот так: ч-ч-ч-ч-ч; дру-ги-е вот так:

б-б-б-б-б; а ва-ша пла-не-та зву-чит так:у-у-у-у.. .На Зем-ле толь-ко та-ки-е зву-ки?













Дети показывают, как звучит Земля: «л-л-л, щ-щ-щ, м-м-м, ж-ж-ж, в-в-в....»

Они называют разные звуки












Подготовка артикуляционного аппарата к работе

игра «Планета»


Инопланетянин: Я бы-вал на мно-гих пла-не-тах и слы-шал, как на раз-ных пла-не-тах го-

во-рят на раз-ных я-зы-ках. Я при-вёз вам по-сла-ни-е от жи-те-лей пла-не-ты Да-ян.

На интерактивной доске появляются фигурки пришельцев. Они беззвучно поют и играют на музыкальных инструментах.


Дети, вы что-нибудь слышите?

А почему ничего не слышно?


Инопланетянин: Я вам пе-ре-ве-ду: «А-Э-И-О-У»...

Дети, а вы знаете, какие это звуки?


А какие ещё бывают звуки?

Ребята, а люди общаются при помощи звуков?

Правильно, словами. А слова из чего состоят? А слоги из чего состоят?










Дети отвечают

Потому что нет звука




Это гласные звуки.


Согласные звуки.

При помощи слов

Дети отвечают

Дети отвечают

Привлечение произвольного внимания









Умение самостоятельно делать выводы

Пение песни «Песенка про гласные».

Ребята, давайте поприветствуем жителей планеты Даян «Песенкой про гласные»!


Для пения гласные звуки важны –

И напевны, нежны.

Летят, как птицы, в синеву –

А – Э – И – О – У.

Как быстрые волны свободной реки,

Звуки гласные легки.

Будто бы птицы на лету –

А – Э – И – О – У.

Развитие чувства ритма, голосового диапазона


Беседа о красивой и правильной речи.

Инопланетянин: Ка-ка-я у вас пла-вна-я и кра-си-ва-я речь! А что вы де-ла-е-те, что бы

так го-во-рить?





Инопланетянин: Ре-бя-та! По-ка-жи-те всё, чему вы на-у-чи-лись, а я пой-ду к ра-ке-те и бу-ду об-щать-ся с ва-ми по скайпу.(Инопланетянин уходит)

Дети, что такое скайп?

Айлу сейчас всё хорошо видит.

Надо много тренироваться! Нужно делать гимнастику для язычка!

Надо правильно питаться! Надо делать зарядку! Надо пальчики тренировать!






Это такое устройство, когда человек разговаривает, он видит того, с кем

разговаривает на экране компьютера...


Умение самостоятельно делать выводы

Су Джок-терапия и автоматизация звука [Ж] в чистоговорках....

Ребята, принесите мячики.

С помощью этих мячиков мы покажем здоровьезберегающую технологию

Су Джок-терапия, которая поможет нам в развитии речи..


Дети снимают обувь, садятся на коврики, катая мячики руками и ногами, называют чистоговорки:

Жа-жа-жа-жа- - дети встретили ежа; ( катать мяч руками сверху вниз, до живота).

Жи-жи-жи-жи- под кустом живут ежи; ( катать мяч вправо-влево руками по животу). Жу-жу-жу-жу- молока налью ежу; (катать мяч правой ногой вперед-назад).

Жо-жо-жо-жо- осенью в лесу свежо;( катать мяч левой ногой вперед-назад)..

(Дети складывают мячи в корзинку).


Снятие напряжения



эмоционально – ритмическое выполнение движений+ четкое проговаривание звуков





Работа с пиктограммами

Открываются шторы. На полу стоит чемодан с пиктограммами.

Какой чудесный чемодан! Посмотрим, что в нём?



Да это же пиктограммы! А вы знаете, что это такое?

Правильно. Пиктограмма - это рисунок с зашифрованным заданием. (Достает первую пиктограмму «Язык»)

Ребята, догадайтесь, что означает эта пиктограмма?

Ребята, кто понял, что означает эта фигура? Что будем делать?

Правильно. С помощью этой пиктограммы мы покажем технологию биоэнергопластика, применяемую при выполнении артикуляционной гимнастики




Дети подходят к чемодану. Кто-нибудь из детей открывает его.


Это рисунки. Это схемы...






Дети высказываются


«Язык»

Дети отвечают


Привлечение произвольного внимания









Умение самостоятельно делать выводы. Аргументировать свой ответ.

Артикуляционные упражнения с движением кистей рук.

Говорит названия упражнения:


«Качели» 12-15 раз.

«Лошадка» 30 секунд

«Маятник»- -12-15 раз.

«Индюк»-.(25 сек.)


«Лопата» - держать 5сек.



Дети выполняют


-кисть руки вверх-вниз-

-быстрое движение кистей рук вверх-вниз

-кисть руки вправо-влево


-махать одновременно обеими кистями рук и топать ногами

-показать обе ладони пальцы прямые.



Саморегуляция, снятие мышечного напряжения


Продолжение работы с пиктограммами

Дети, найдите мне 2-ю пиктограмму.

Догадайтесь, что будем делать?


Сейчас наши дети прочитают по ролям стихи «Я красиво петь могу».



Дети показывают рисунок «Книга»



Рассказывают стихотворение:


Однажды я, разгорячась,

Воды холодной выпил всласть,

Потом мороженное съел

И захрипел, и засипел.

Стал голос тихим и больным,

Как будто вовсе не моим,

И представляете, три дня

Никто не мог понять меня.

Играли как-то мы в хоккей,

Кричал я громче всех друзей,

Потом по грудь в сугроб залез

И голос мой совсем исчез.

С тех пор кричать я перестал.

Воды холодной пить не стал,

Не прихожу домой в снегу…

Зато красиво петь могу!


Привлечение произвольного внимания




Проявление эмоционального отношения к литературному произведению








Работа со следующей пиктограммой











Угадайте, какое задание здесь зашифровано?

А кто в нашем саду проводит с вами зарядку и физкультурные занятия, подвижные игры?

Екатерина Игоревна покажет с ребятами технологию развития общей моторики в виде подвижной игры «Горошина» и координации речи с движением «Дедушка Рох».


Дети достают 3-ю пиктограмму «Зарядка».

Зарядка. Физкультура.

Екатерина Игоревна.







Привлечение произвольного внимания


Подвижная игра «Горошина».


Петя шел, шел, шел –

Он горошину нашёл –


А горошина упала –


Покатилась и пропала –

.

Ох,ох,ох,ох! - ведущий выбирает следующего и передает мяч ему.

Где-то вырастет горох !

ребенок с фитболом внутри круга движется противоходом

на слово «нашел» передает фитбол ребенку.


дети останавливаются, руки вверх.


«горошина» выбегает из круга и катит фитбол между детьми змейкой



ребенок, получивший мяч, выходит в круг и поднимает его над головой.









развитие координации движений, чувства темпа и ритма


Координация речи с движением.

Дедушка Рох.


Дедушка Рох Посеял горох, -


Тяжко вздыхал,

Когда убирал,


Пот утирал. –

Когда молотил,


По пальцу хватил. –


.Зато, когда ел,

Язык проглотил -

До того было вкусно! –


дети на фитболах стучат пальцами по коленям и покачиваются на мячах.


скребут пальцами по мячу и наклоняются влево - вправо


вытирают лоб тыльной стороной ладони, поворот влево-вправо.

стук кулаками по коленям, поднимая и опуская пятки, прокатывать мяч вперед-назад


руки ко рту, покачивая фитболом.

ноги вперед - в стороны на пятки, поднять руки вперед -в стороны, большие пальцы вверх

Самомассаж лица и шеи

хвалит детей за ловкость и предлагает отдохнуть и расслабиться.

Сейчас мы покажем технологию релаксация в виде самомассажа лица и шеи, а также применение древневосточных жестов - мудр.



На полянку, на лужок -.


Тихо падает снежок –


Улеглись снежинки,

Белые пушинки -.


Но подул вдруг ветерок,

Закружился наш снежок –


Пляшут все снежинки,

Белые пушинки -


А теперь сделаем мудру «Морской гребешок»


Сделаем мудру «Знание», помычим: ммммммм -



Дети садятся на ковер по - турецки








растяжка от середины лба к вискам


нежно промакивать лицо и шею пальцами


гладить лицо от переносицы к вискам.



круговые движения ладоней.





пальцы бегают по всему лицу и по шее.



Дети выполняют










снятие мышечного напряжения



Работа с музыкальным руководителем

Появляется инопланетянин Аилу.

Инопланетянин: спасибо ребята, я узнал много нового, научился говорить на вашем прекрасном русском языке гораздо лучше! (Говорит плавно ).

Открывается занавес:

(На сцене: детские музыкальные инструменты, игрушки, медведь и обезьяна, кубики-модули красного. Синего, желтого, зелёного цветов, на кубиках -береты. Колпачки, банты, звёзды соответствующих цветов).

Инопланетянин: Как здесь интересно! Какие необычные предметы! (Берет в руки 1-2 музыкальных инструмента). У них тоже есть голос? Они умеют разговаривать?


Сейчас мы покажем ритмодекламацию «Дождь и кошка» с использованием методики музыкотерапевта Т.А.Боровик. Вы увидите, как ребята с помощью музыкальных инструментов украсят речь и сделают её более выразительной.















Дети высказываются









Дети по желанию выбирают музыкальные инструменты













Умение делать вывод и его аргументировать


Ритмодекламация

Дождь и кошка.

Крупные капли стучали по крыше.

Глядя на мокрые нитки дождя.

Кошка решила, что свесили мыши

Хвостики с неба.

И, чуть погодя, хищница - прыг из окна,

У калитки плюхнулась в лужу!

А кто виноват? Глупая кошка промокла до нитки, Фыркнула и - побежала назад.





Дети по желанию инсценируют или озвучивают с помощью музыкальных инструментов стихотворение «Дождь и кошка».



снятие мышечного напряжения, развитие воображения


развитие координации движений, чувства темпа и ритма


Беседа с Айлу

Инопланетянин: Как красиво вы играли и читали стихи! Мне очень понравилось! (Подходит к игрушкам, берёт одну)

Какой необычный землянин! Здравствуйте! А почему он не отвечает?

Музыкальный руководитель: Попробуем научить их смеяться. А поможет нам в этом».

дыхательно -голосовая игра « Все игрушки любят смех








Дети поясняют





Умение делать вывод и его аргументировать


Дыхательно -голосовая игра « Все игрушки любят смех»

Не забудьте. Что нужно правильно брать дыхание?


Инопланетянин: Как это правильно брать дыхание?

Инопланетянин: Дети, а вы умеете смеяться?

Все игрушки любят смех

Это хаханьки для всех

Нам смешинка в рот попала -

И в животике застряла -

Мишки весело хохочут

Низким голосом грохочут

И мартышки верещат

Тонким голосом пищат

Дети по желанию делятся на две группы -«Мишки» и «Мартышки»


Дети объясняют


Дети смеются



ха-ха-ха!

ха-ха-ха!

Ха-ха-ха

ха-ха-ха

ха-ха-ха!

Ха-ха-ха

ха-ха-ха (низким голосом)

ха-ха-ха!

Ха-ха-ха (тонким голосом)







формирование правильного дыхания, артикуляции, интонационной выразительности


Заключительная часть

Инопланетянин: Я очень рад знакомству с вами, земляне. Вы научили меня красиво говорить на русском языке.

Давайте, ребята, все вместе беречь...


А теперь устроим карнавал!


Айлу! Мы приглашаем тебя познакомиться с нашим детским садом, (Все уходят).





Дети складывают из букв слова «русскую речь!»)


Дети надевают головные уборы и идут по залу пританцовывая

Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. Элементарные навыки самоконтроля.










.




















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за полезный ресурс!

0
Сегодня в 07:21