«Капелька» ортаңғы тобы үшін
ұйымдастырылған оқу қызметінің технологиялық картасы.
Технологическая карта организованной учебной деятельности
в средней группе «Капелька».
Білім беру саласы/ Образовательная область: Познание
Ұйымдастырылған оқу іс-әрекет түрі/
/Раздел организованной учебной деятельности: Естествознание
Тақырыбы/ Тема:»Цветок на окне» «Что где растёт?»
Білімділік міндеті/ Образовательная задача: Расширять представление детей о многообразии растительного мира и его связи со средой обитания, местах произрастания некоторых растений (сад, парк, огород, лес). Систематизировать знания о том, что растения- живые существа.
Дамытушылық міндеті/Развивающая задача: Развивать речь познавательный интерес.
Тәрбиелік міндеті/ Воспитательная задача: Воспитывать любовь к растительному миру.
Көрнекі құралдар/ используемый материал: серия иллюстраций с разными видами растений, фильм о растениях, муляжи фруктов и овощей, картинки ржи и пшеницы, модель бабочки и птицы, грамзапись «Вальс Чайковского», голоса птиц.
Қостілділік компоненті/ Билингвальный компонент: дерево-ағаш, цветок-гүл, трава-шөп, растения-өсімдіктер.
Іс-әрекет қызметі/ Этапы деятельности |
Тәрбиешісінің іс-әрекеті/ Деятельность воспитателя |
Балалардың іс-әрекеті/ Деятельность детей |
Мотивациялық-қозғаушылық/ Мотивационно-побудительный |
Звучит музыка Чайковского «Вальс цветов». Входит Василиса Премудрая. - Здравствуйте дети! Вы меня не ждали и, наверное, не узнали. Я – Василиса Премудрая в вашу «Сказку» пришла и загадки принесла. Люблю я загадки загадывать. А, знаете, почему меня зовут Премудрой? Правильно, я много знаю и людям мир познать помогаю. Слушайте, детишки! -Стоят в поле сестрички, желтый глазок, белые реснички (ромашка - цветок) - Столбы белы, на них шапки зелены (березы- дерево лиственное) - Не огонь, а жжется (крапива - трава) - Осенью не увядает, зимой не умирает, в стужу птиц укрывает, Новый год без нее не бывает (ель - дерево хвойное) -О чем мы загадки отгадали? -Как назвать это одним словом? -На какие виды делятся все растения? (травы, деревья, цветы, кусты) Какая это природа? -Что мы еще называем живой природой? -А почему растения это живая природа? Билингвальный компонент: дерево-ағаш, цветок-гүл, трава-шөп, растения-өсімдіктер. |
Слушают музыку. Здороваются с Василисой Премудрой. Дают свои варианты ответов. Слушают и отгадывают загадки. -Ромашка-цветок. -Берёзы-деревья. -Крапива-трава. -Ель-дерево. -О цветке, деревьях, траве. -Растения. - Травы, деревья, цветы, кусты. -Живая. -Животных. -Потому что, питаются, дышат и растут. Повторяют слова на казахском языке: дерево-ағаш, цветок-гүл, трава-шөп, растения-өсімдіктер. |
Ұйымдастыру-іздестіру/ Организационно-поисковый |
-Покажем, что растение - живая природа. Вырастает стебелек, появляется листок. Солнышко сияет, стебелек подрастает. Вот подрос стебелек, распустился там цветок. Ночь – цветок закрылся, день – цветок раскрылся. Вот подул ветерок, закачался стебелек. Ветер все сильнее, стебелек все слабее. Ветер тише, стебелек все выше, выше! Показ фрагмента фильма о прорастании семени клевера. Дидактическая игра «Что здесь лишнее?» (дикие растения и одно культурное) Почему «кукуруза» - культурное растение? Какие растения называем дикими? Путешествие в среду обитания растений. А, где же растут растения? ( в лесу, на лугу, дома, в воде, в поле, на огороде, в саду) - Сейчас мы совершим путешествие к разным растениям, в их среду обитания, а поможет нам цветик-семицветик. -Какой лепесток оторвем? Закройте глаза и дружно говорим волшебные слова . - Ты лети ,лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, будь, по-моему, вели отнести нас в царство растений! Лепесток попадает на луг с цветами, включается увлажнитель и чувствуется запах ромашки и других цветов, звучит музыка Чайковского «Вальс цветов». Куда же мы попали? Какие цветы вы узнали? Назовите цветок, на который сядет бабочка. Как вы думаете, эти цветы сами по себе выросли или их кто-то посадил? Какие это цветы? Чем они вам нравятся? А, зачем цветам быть такими красивыми и душистыми? Рассказ воспитателя, почему цветам надо быть красивыми и душистыми с наводящими вопросами: - кто прилетают к цветам? -что они там делают? (насекомые) Незаметно к лапкам насекомых ли прилипает пыльца, и насекомые разносят ее на другие цветы. А, когда пыльца одного цветочка соединится с пыльцой другого цветочка, образуются семена. Ветер, животные, люди помогают семенам попасть снова на землю и прорасти. - Так зачем же цветы так красивы? ( они хотят, чтобы у них появились детки –семена) - А, кто помогает появиться семенам? Цветы заманивают своим запахом и яркостью красок насекомых для образования семян. Физминутка «Бабочки» Звучит «Вальс цветов». Путешествие в лесную зону при помощи цветика-семицветика. Звучат голоса птиц. Куда мы попали? Какие здесь растут растения? Назовите деревья, кусты, ягоды (используется модель птички). Что еще растет в лесу? (грибы). Назовите их. Грибы хотя и растут, но это не растения, а живые организмы, он помогают старые растения превращать в почву. А, кому еще нужны грибы? (животным, деревьям и людям) - А, сейчас мы снова возвращаемся в детский сад, и поможет нам опять лепесток. - Я прощаюсь с вами и на следующем занятии встретимся в царстве культурных растений. |
Дети моделируют рост растения движениями по тексту. Смотрят фильм. Находят и называют картинки с дикими растениями. Обнаруживают лишнею картинку с кукурузой и объясняют, почему кукуруза-это культурное растение. Те растения, за которыми не ухаживает человек, называются дикими. Перечисляют места произрастания растений. Соглашаются отправиться в путешествие. Выбирают цвет лепесточка. Закрывают глаза и произносят волшебные слова: - Ты лети ,лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, будь, по-моему, вели отнести нас в царство растений! Дети вдыхают запах цветов и слушают музыку. -На цветочную поляну. -Ромашки, колокольчики, одуванчики… - На одуванчике. -Эти цветы выросли сами, они дикие. -Они похожи на жёлтые огоньки. -Чтобы их заметили бабочки и другие насекомые. -Бабочки, жучки, пчёлки… -Собирают нектар. Слушают рассказ воспитателя. Делают вывод из рассказа воспитателя. -Насекомые, ветер, животные. Дети изображают бабочек, летающих у цветов, садятся, пьют нектар и перелетают на другие цветы. -В лес. -Разные деревья, кусты, травы. Называют то растение леса, на которое села птичка. Находят на картине грибы и называют их. -Животным, людям. (дети отрывают лепесток, говорят волшебные слова и попадают в детский сад). Дети прощаются с Василисой Премудрой и приглашают её в гости. |
Рефлексивті-түзетушілік/ Рефлексивно-корригирующий |
Итог занятия. -Кто в гости к нам приходил? -Где мы побывали? -У каких растений мы побывали в гостях? -Это культурные или дикие растения? |
Дети включаются в беседу и отвечают на вопросы. |
Күтілетін нәтиже/ Ожидаемый результат:
Білу / Знать: о том, что растения- живые существа.
Түсінуге тиіс / Иметь: представление детей о многообразии растительного мира и его связи со средой обитания.Істей білу керек / Уметь: распознавать и называть растения по месту их призрастания (сад, парк, огород, лес).