Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по основам науки и естествознания «Засолка овощей по рецептам Бабушки Агафьи»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 85 г. Челябинска»
(МАДОУ «ДС №С 85 г. Челябинска»)
ИНН 7452027508 КПП 745201001
Технологическая карта
непосредственно образовательной деятельности
по основам науки и естествознания
«Засолка овощей по рецептам Бабушки Агафьи»
г. Челябинск, 2021 год
Образовательная область: Основы науки и естествознания
Вид занятия: практическое занятие
Формы образовательной деятельности: наглядно-практическая деятельность
Цель: Познакомить детей со способами приготовления домашних запасов.
Задачи:
Образовательные: Формировать первичные представления о консервировании
овощей (что нужно для засолки, для чего нужно консервировать овощи).
Воспитательные: Воспитывать осторожность, внимательность, аккуратность при работе со стеклянной посудой.
Воспитывать культуру труда, соблюдать навыки санитарии и гигиены.
Развивающие: Закреплять умение самостоятельно заполнять банку огурцами, помидорами и
ингредиентами для засолки.
Словарная работа: специи, лавровый лист, душистый перец, укроп, соленый
рассол.
Оборудование: ноутбук, колонки, клеенки для защиты столов, фартуки, колпаки(косынки), стеклянные банки, крышки, кастрюля, чистые полотенца, тарелочки, ложка, корзина с овощами, специи, лавровый лист, укроп, чеснок, вода, листья вишни и смородины.
Технологическая карта НОД
№ | Этап занятия Структурные компоненты деятельности | Содержание деятельности | Действия, Деятельность педагога | Действия, Деятельность детей | Планируемый результат | Время |
1. | ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Организационный момент | Здравствуйте ребята! Все расселись по местам, никому не тесно, По секрету скажу вам: "Будет интересно!” | Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней. | Дети садятся в круг на стульчики | Готовность к предстоящей деятельности, внутренняя мотивация на деятельность | 1,5 мин. |
2. | Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия | У меня для вас загадка: Он совсем-совсем зеленый И овальный, удлиненный. Помидору верный брат, С ним он просится в салат. -Правильно, ребята! Это огурец. Я принесла огурчики, посмотрите. -Ой, а что случилось с этим огурцом? Ребята, а как вы думаете, можно сохранить урожай огурцов, чтобы иметь возможность кушать их весь год? |
воспитатель осуществляет постановку и принятие детьми цели занятия показывает испорченный огурец | Ответы детей (огурец) Ответы детей (он начал увядать, испортился…) ребятами делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации. Ответы детей | Выявить интерес | 1,5 мин |
3. | ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД | Я с вами согласна, огурцы можно засолить. Соление и квашение – это популярные способы домашних заготовок в нашей стране. Как говорят в народе: «Один день лета всю зиму кормит». Посмотрите, у меня есть целая корзина овощей, которые нужно засолить на зиму. Поможете мне? Тогда надевайте фартучки, колпачки, помойте ручки и подходите к столикам. У каждого из вас есть своя баночка и крышка. Будьте аккуратны, потому что баночки стеклянные и могут сломаться, если нечаянно уронить их на пол. Еще у нас с вами есть корзина с овощами, как вы думаете, мы можем приступать к работе? -Правильно. В нем есть разные рецепты по заготовки овощей. Давайте договоримся, что девочки будут использовать рецепт для засолки огурцов, а мальчики будут солить помидоры. У нас есть еще одна корзина с ингредиентами, которые указаны в рецептах | Воспитатель, используя подводящий диалог, организует построение нового знания, которое четко фиксируется им вместе с детьми в речи.
Достает сундучок Бабушки Агафьи
Показывает на корзину со специями | Ответы детей Дети надевают фартуки, колпаки, моют руки и подходят к столикам. Ответы детей Ответы детей (дети делают вывод, чтобы сделать заготовки, нужно знать рецепт и приготовить все нужные ингредиенты. В этом может помочь сундучок с рецептами Бабушки Агафьи). -ответы | | 10 -15 мин |
4. | «Открытие» детьми новых знаний, способа действий | -Девочки, что вы будете использовать для засолки огурцов? Лавровый лист, укроп, душистый перец, чеснок-это приправы и пряности. -Ребята, понюхайте травки и приправы и скажите, для чего их используют при засолке овощей? Как вы думаете, для чего нужна соль? | Уточняет знания детей о приправах и специях. | Ответы детей Исследуют приправы Ответы детей Ответы детей | | 3 мин |
5. | Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы) | -Теперь, ребята, следуя инструкции, которая указана в вашем рецепте, начинайте заполнять ваши баночки, а я приготовлю рассол-это водичка, в которую добавлена соль, и буду по очереди заливать в баночки, которые мы потом закроем крышками и крепко закрутим. | овладение способами действия, применение полученных (уже имеющихся) умений, представлений. Деятельность педагога заключается в организации практической деятельности, оказание необходимой помощи, организации взаимодействия в достижении результата. Обеспечивает музыкальное сопровождение процесса засолки овощей. | Дети, следуя алгоритму, заполняют баночки овощами и специями. | | 7 мин |
6. | ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Итог занятия. Систематизация знаний. | Итак, наши заготовочки готовы. Приводите в порядок рабочее место и вставайте в круг. Я сейчас буду читать вам стихотворение, а вы должны добавить слово. -Поздним летом в огород собирается народ, Зрел все лето урожай, что собрали? Отгадай! Здесь весною было пусто, летом выросла… От дождя земля намокла, вылезай скорее… Помогает деду внук – собирает с грядок… Вот зеленый толстячок, крупный, гладкий…. И красавец великан, темно – синий… Молодцы! Скажите, что нового вы сегодня узнали, чему научились? | Подведение итогов НОД. В завершение, воспитатель совместно с детьми фиксирует новое знание в устной речи и организует осмысление их деятельности на занятии с помощью вопросов. | Наводят порядок на столах, встают в круг (капуста) (свёкла) (лук) (кабачок) (баклажан) Ответы детей | | 3-5 мин |
7. | Рефлексия | Ну а сейчас я предлагаю попробовать огурчики. Какие они получились? | Предлагает продегустировать заранее засоленные огурцы | -ответы | | 2 мин |
5