Технологическая карта занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи "Заучивание стихотворения о маме".
Технологическая карта занятия по математическому развитию
Образовательная область: Развитие речи.
Тема занятия: «Заучивание стихотворения о маме»
Возрастная группа: Подготовительная - старшая.
Цель занятия: обучение заучиванию стихотворения детей, опираясь на мнемодорожку.
Задачи занятия:
1) Образовательные:
- Формировать умение использовать для запоминания стихотворения средством мнемотехники.
- Развивать умение отчетливо произносить слова и словосочетания.
- Формировать интонационную выразительность речи при воспроизведении заученного стихотворения.
- Развивать тембр, высоту голоса; развивать речевое дыхание.
- Совершенствовать умение выделять звук из слова.
2) Развивающие:
- Развивать зрительную и речеслуховую память, образное мышление (преобразование абстрактных символов в образы).
3) Воспитательные:
- Воспитывать у детей чувство любви и привязанности к самому близкому и родному человеку — маме.
Словарная работа: стихотворение «Мне мама приносит Игрушки, конфеты...», напевает, ласковые слова на тему «мама».
Планируемый результат занятия: Дети заучили стихотворение и могут рассказать его, опираясь на мнемотаблицу.
Материал и оборудование: демонстрационный: шкатулочка, , крупные картинки для мнемотаблицы, песня для физминутки, раздаточный: сердечки для зрительной гимнастики, картинки для мнемотаблицы, длинная полоска для картинок, клей.
№ | Этапы | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемый результат |
1. | Организационно – мотивационный | Собрать детей на занятие, замотивировать на предстоящую деятельность. | - Дети берите стулья и садитесь напротив доски полукругом. Ребята, совсем скоро в нашей стране будет отмечаться один добрый, нежный, душевный праздник, какой? Когда мы отмечаем это праздник? День матери. Есть на свете человек, который с самого рождения находится всегда рядом с нами. У этого человека самое доброе сердце, самые мягкие, нежные руки, самая красивая улыбка. Этот человек защищает нас от болезней, от врагов, от всего плохого. И сегодня наше занятие посвящено милым мамам. День матери - прекрасный повод, чтобы ещё раз сказать слова любви, самому родному и близкому человеку. Сказать ей, как вы ее цените, цените ее заботу о вас, ее труд. Я очень хочу помочь вам сказать о вашей любви вашим мамам красиво. | Словесный: беседа, вопросы | День матери | Дети организованы, проявляют интерес к занятию |
2. | Основной | |
| | | |
2.1. | Этап постановки проблемы | Заинтересовать детей с помощью рассказа воспитателя; дать первые знания по теме занятия | Посмотрите, я принесла для вас шкатулочку. В этой шкатулочке хранятся простые, но самые теплый слова для мамы. Давайте посмотрим, какие слова там уже есть. «родная», «замечательная», «внимательная». Слов в ней мало, для того, чтобы описать большую любовь к маме, давайте предложим шкатулочке еще слова. Назовите еще ласковых слов и «забросьте» ее в нашу шкатулку. Отлично. В шкатулочку мы может положить не только одни слова, а еще и целое стихотворение. Я вам сегодня покажу, как мы это можем сделать. Но сначала, давайте познакомимся с этим стихотворением. | Словесный: беседа, вопросы, объяснение Наглядный: показ иллюстраций | Называют слова по теме | |
2.2. | Этап практического решения проблемы | Формировать умение использовать для запоминания стихотворения средством мнемотехники. Развивать умение отчетливо произносить слова и словосочетания. Формировать интонационную выразительность речи при воспроизведении заученного стихотворения. Развивать тембр, высоту голоса; развивать речевое дыхание. | Выразительное чтение стихотворения воспитателем (наизусть) Давайте красиво сядем и приготовимся к прослушиванию стихотворения. Мне мама приносит игрушки, конфеты, Но маму люблю я совсем не за это. Веселые песни она напевает, Нам скучно вдвоем никогда не бывает. Я ей открываю свои все секреты. Но маму люблю я не только за это. Люблю свою маму, скажу я вам прямо, Ну просто за то, что она моя мама! Анализ стихотворения Понравилось вам стихотворение? О чем оно? Что вам запомнилось из этого стихотворения? Что в стихотворении делают вместе с мамой? За что в стихотворении любят маму? Какая строчка повторяется в стихотворении? А как вы понимаете слово «напевает»? Петь, пропевать часть песни; петь тихо, вполголоса. Повторное чтение стихотворения Я прочитаю стихотворение еще раз, а вы попробуйте представлять себе все, о чем нам рассказывает стихотворение, запомнить его. Мне мама приносит игрушки, конфеты, Но маму люблю я совсем не за это. Веселые песни она напевает, Нам скучно вдвоем никогда не бывает. Я ей открываю свои все секреты. Но маму люблю я не только за это. Люблю свою маму, скажу я вам прямо, Ну просто за то, что она моя мама! Игра «Доскажи рифму» Давайте сыграем в игру «Доскажи рифму» из стихотворения. Я начинаю какую-то строчку, а вы ее заканчиваете. Постарайтесь вспомнить ту рифму, которая была в стихотворении. - Мне мама приносит игрушки, конфеты, Но маму люблю я совсем ... (не за это). - Веселые песни она напевает, Нам скучно вдвоем никогда... (не бывает). - Люблю свою маму, скажу я вам прямо, Ну просто за то, что... (она моя мама). Звуковая культура речи. Сыграем в игру: «Где спрятался звук». Есть три коробочки, в которые мы разделим эти картинки. Мы вместе произнесем слово. Если звук «с» мы найдем в начале слова, положим карточку в эту коробочку. Если звук «с» спрятался в середине, то во вторую коробочку. А в третьей коробочке будут те слова, в которых звук «с» спрятался в конце слова. Дыхательная гимнастика + упражнения на изменение тембра голоса. У меня есть для вас одна игра. А для нее есть такие красивые яркие бабочки. Каждый выберите себе бабочку и встаньте напротив нее. Посмотрим, могут ли они летать. Попросим их летать, тихо, шепотом. Делаем вдох через нос и говорим «Бабочка, нас удиви. Ты лети, лети, лети», не слышит, попроси еще раз. Нужно просить громче, давайте скажет это громко, но только не кричите, чтобы бабочки не испугались и не разлетелись от нас: «Бабочка, нас удиви. Ты лети, лети, лети». нет, всеравно нас бабочки не слышать, давайте им поможем полетать, подуем на них. Щеки не надувайте. У кого бабочка взлетит выше всех? Физминутка, зрительная гимнастика А сейчас мы с вами отдохнем. (выполнение движений по тексту песни - «Мамопомогалочка») Послушайте какой стишок еще я знаю: Мы устали все чуть - чуть. Предлагаю отдохнуть. А сейчас, а сейчас Всем гимнастика для глаз. Садимся на ковер. Берем листья. (выполнение гимнастики для глаз: каждому ребенку раздается сердечко, на расстоянии вытянутой руки водят перед глазами разными линиями и следят за ним взглядом). Работа с мнемотаблицей Вспомните, я говорила вам про шкатулочку, что в нее можно положить и это стихотворение. Пройдемте за столы, я покажу, как это сделать. Чтобы легко выучить стихотворение, мы каждую строчку обозначим какой-то картинкой. На столах уже подготовлены картинки к каждой строчке и длинная полосочка, на которой мы и расположим эти картинки. Дам вам время, рассмотрите все картинки, что на них нарисовано. А теперь соберем все картинки по порядку. Я буду читать первую строчку, а вы выберите подходящую к ней картинку и положите в первый квадратик на длинной полоске. «Мне мама приносит игрушки, конфеты». Даша, почему ты выбрала эту картинку? Покажи всем. Все выбрали такую же картинку? Катя, какую строчку из стихотворения обозначает эта картинка? (параллельно с детьми выставлю такие же картинки на доску). (такая же работа со всеми строчками). У всех получилось расставить картинки в правильном порядке, замечательно. А теперь я произнесу стихотворение еще раз, а вы следите по картинкам и запоминайте его вместе со мной. (чтение стихотворения, указание на соответственные картинки). Воспроизведения стихотворения детьми Кто готов рассказать это стихотворение самостоятельно? Можете пользоваться картинками. А я буду вам немного помогать, подсказывать. А как рассказывать стихотворения выразительно, что это значит? Нам нужно передать эмоцию любви к маме голосом. Такое стихотворение нужно читать громко, плавно, медленно, делая паузы после каждой строчки. (детям, которые не могут рассказать стихотворение полностью, предлагаю рассказать ту часть, которые они запомнили лучше всего). | Словесный: беседа, вопросы, объяснение Наглядный: раздаточный материал Практический: игры | Слушают Ответы детей (анализ стихотворения) Когда мама поет Слушают, запоминают строчки Ищут звук «с», опрееляют его место в слове Досказывают рифму из стихотворения Выполняют уражнение Повторяют движения Выполняют зрительную гимнастику Рассматривают все картинки Составляют мнемотаблицу Ответы детей, повторение строчек стихотворения Запоминают стихотворение Дети самостоятельно рассказывают стихотворение полностью или его часть | Дети закрепили пройденный материал |
3. | Заключительный этап | Подвести итог занятия, выяснить, что детям осталось непонятным. | Давайте положим ваши таблицы в шкатулочку, и если вы захотите рассказать стихотворение маме, но подзабыли его, загляните в шкатулочку, а там будет подсказка. Вам понравилось заучивать стихотворение с помощью картинок? Было вам просто? А почему с картинками стихотворение запоминается легко? Не всегда получается использовать такие картинки, но всегда можно такие картинки представлять, когда читаете стих. Было кому-нибудь сложно? Жора, а что тебе было сложно выполнить? А тебе, Катя? | Словесный: беседа, вопросы | Ответы детей. | Подвели итог занятия, сделали анализ |