Технологическая карта занятия с элементами тренинга «Достойное выражение негативных эмоций»

3
0
Материал опубликован 26 August 2020

Гоголь Наталья Владимировна (Natalya.Gogol@gmail.com),

педагог-психолог высшей квалификационной категории,

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат №117 им. Т.С. Зыковой г.о. Самара

(ГБОУ ШИ № 117 им. Т.С. Зыковой г. о. Самара)



Технологическая карта занятия с элементами тренинга «Достойное выражение негативных эмоций»



Тезисы

Согласно выборочной статистике и данным ВОЗ, в России на данный момент насчитывается порядка миллиона детей и подростков с нарушением слуха. У детей с нарушениями слуха наблюдаются трудности в понимании эмоций других людей, их оттенков, высших социальных чувств, затруднено понимание причинной обусловленности эмоциональных состояний, имеются большие трудности формирования морально-этических представлений и понятий. Поэтому необходимо развивать эмоциональную сферу обучающихся с нарушениями слуха.

Важной задачей, особенно в воспитании и обучении детей с нарушениями слуха, является освоение социального опыта, познание мира социальных взаимодействий. Формирование личности, социализация ребенка — сложный педагогический процесс, в основе которого лежит всестороннее гармоничное развитие ребенка, формирование его эмоциональной сферы. Но отставание в развитии речи приводит к затруднениям в осознании своих и чужих эмоциональных состояний, упрощению межличностных отношений. Один из признаков здоровой личности предполагает умение человека регулировать свои поступки и поведение в границах социальных норм. Но часто мы теряемся, когда можно воспользоваться собственным правом на эмоцию и ее внешнее проявление. Ребенок прячет свой страх, неуверенность, потому что эти чувства не приветствуются в мире взрослых. Важно показать младшим школьникам с нарушениями слуха, что эмоции бывают положительные и отрицательные, но никогда не бывают абсолютно бесполезными. Эмоции нам нужны, чтобы проинформировать о чем-то, показать окружающим то, что мы чувствуем сейчас. Необходимо учить детей понимать эмоциональное состояние других людей, адекватно выражать собственные эмоции.

В период младшего подросткового возраста (10-12 лет) складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования. Поэтому особенно важно именно в этот период жизни человека помочь ему научиться успешно управлять собой, своим поведением, своими эмоциями.

Предлагаемый тренинг является частью коррекционно-развивающей программы «Учимся общаться» основной целью которой является формирование коммуникативной компетентности, развитие адекватных межличностных отношений обучающихся младших подростков, имеющих нарушение слуха.



Технологическая карта занятия

Предмет

Коррекционно-развивающие занятие с педагогом-психологом

Ведущий занятия

Педагог-психолог ГБОУ школы-интерната №117 им. Т.С. Зыковой г.о. Самара Гоголь Н.В.

Класс

3 «Б2»

Тип урока

Тренинговое занятие

Тема

Достойное выражение негативных эмоций

Цель

Помочь младшим подросткам овладеть социально приемлемыми способами выражения негативных эмоций (злости).

Задачи

Образовательные:

ввести в активный словарь слабослышащих младших подростков слово «эмоция»;

Развивающие:

продолжить знакомить подростков с ролью эмоций в жизни человека;

закрепить умение определять эмоциональное состояние другого человека по внешним признакам;

Воспитательные:

показать социально приемлемые способы отреагирования отрицательных эмоций;

апробировать полученные знания по отреагированию отрицательных эмоций социально допустимыми способами.

Планируемые результаты

Личностные:

Способствовать личностному развитию обучающихся, их мотивации к самопознанию, и целенаправленной познавательной деятельности.

Научить выражать негативные эмоции социально приемлемыми способами.

Метапредметные:

Продолжить формирование умений анализировать предлагаемый материал, оперировать понятиями, делать выводы.

Основное понятие

эмоция

Ресурсы

Литература.

Баева, И. А. Тренинги психологической безопасности в школе. - Спб.: Речь, 2002.

Клюева, Т.Н., Бубнова, Ю.В., Порунова, Н.В., Флоренко, Е.Ю. Методические рекомендации по организации работы и использованию пакета методик в рамках социопсихологического сопровождения воспитанниов ДОУ разного типа и вида (дети с нарушением слуха)/ Т.Н. Клюева и др. - Самара, «Региональный социопсихологический центр», 2007.

Никифорова, Л.А. Вкус и запах радости: цикл занятий по развитию эмоциональной сферы/ Л.А. Никифорова. - М.: Книголюб, 2005.

Речицкая, Е.Г., Кулигина, Т.Ю. Развитие эмоциональной сферы детей с нарушенным и сохранным слухом: Методическое пособие/ Е.Г. Речицкая, Т.Ю. Кулигина. - М.: Книголюб, 2006. Сенсорная комната — волшебный мир здоровья. - Спб.: ХОКА, 2007.

Коррекционно-развивающая программа «Учимся общаться» (состовитель Гоголь Н.В.).

Оборудование: карточки с изображением сказочных героев, выражающих отрицательные и положительные эмоции; карточки со схематичным изображением эмоциональных состояний и их названиями; последовательные картинки «Воздушный шар»; рисунок семьи «Ссора».

Форма урока

Фронтальная


Ориентировочный* ход занятия.

Этап занятия


Время

(мин)

Деятельность учителя


Деятельность обучающихся


Формируемые УУД


​​​​​​​Организационный момент

Цель: обеспечение мотивации учебно-познавательной деятельности

2

Приветствие. Включает обучающихся в деловой ритм урока.

Настраивает обучающихся на занятие.

Подготовка класса к уроку.

Приветствие педагога-психолога, гостей, присутствующих на открытом занятии.


 

Личностные:

- самоопределение;

Регулятивные:

- целеполагание;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и другими обучающимися

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Цель: актуализация имеющихся у обучающихся опорных знаний по изучаемой теме.

5

Выявляет уровень знаний обучающихся. Определение уровня знаний участников занятия о различных эмоциональных состояниях с помощью карточек со схематическим изображением простых эмоций (радость, страх, печаль, злость).

В случае необходимости – исправление ошибочных выводов.

Выполняют задание, показывающие уровень понимания эмоций сказочных героев, изображенных на карточках

Коммуникативные

- использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;

- построение монологического высказывания.

Познавательные:

- анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- сравнение и классификация на основе критериев для указанных логических операций.

Регулятивные:

- понимание и сохранение учебной задачи;

- планирование своих действий в соответствии с поставленной; задачей и условиями ее реализации.

- принятие установленных правил в планировании и контроль способа решения.

3.Постановка цели и задач занятия

Цель: обеспечение принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

10

Активизирует знания обучающихся: посмотрите на карточки (карточки с изображением героев сказок, выражающих злость (Се6рый Волк, Синьор Помидор, Карабас Барабас) и другие эмоции (Красная Шапочка, Чиполлино, Бабушка Красной Шапочки). Третьеклассникам предлагается выделить тех героев, которые злятся, объясняя, почему они так думают, на что обращают внимание (выражение лиц, позы и т. д.).

Задает вопрос о том – зачем нам нужны эмоции? Мы выражаем свое состояние, свои чувства с помощь эмоций. Окружающим людям понятно, что мы чувствуем. Как вы думаете, с кем из этих героев, люди захотят дружить, общаться, а с кем — нет? Почему?

Создает проблемную ситуацию: задает вопрос о том, можем ли мы сказать, что эти эмоции хорошие или плохие? А может быть некоторые эмоции человеку не нужны? Необходимо вывести участников занятия на понимание того, что эмоции бывают положительные и отрицательные, но никогда не бывают абсолютно бесполезными. Эмоции нам нужны, чтобы проинформировать о чем-то, показать окружающим то, что мы чувствуем сейчас. И если мы злимся, становимся как Серый Волк или Карабас Барабас, мы можем кричать, топать ногами и даже «съесть» кого-нибудь, но плохо от такого выражения эмоций будет и окружающим и нам.

Отвечают на поставленные вопросы, формулируя и аргументируя собственное мнение, выслушивая мнение одноклассников

Регулятивные:

- понимание и сохранение учебной задачи;

- принятие установленных правил в планировании и контроль способа решения.

Познавательные:

- сравнение и классификация на основе критериев для указанных логических операций;

- анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений;

- построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте, его свойствах.

Коммуникативные:

- использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;

- построение монологического высказывания;

- владение диалогической формой коммуникации;

- ориентация на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

4.  Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: обеспечение восприятия и осмысления возможных способов действий и их последствий. Установление причинно-следственных связей и отношений между действиями и возникающими эмоциями.

10

Организует обучающихся по исследованию проблемной ситуации: посмотрите на этот рисунок. Мама увидела разбросанные игрушки. Как можно среагировать? Если она разозлиться, будет ругаться и кричать, то мальчик может обидеться. Что будет, если мама промолчит, сама все уберет? А если промолчит, будет держать обиду в себе, то может случиться история, как с воздушным шариком — «лопнет от обиды» (демонстрация серии последовательных картинок, позволяющих наглядно представить себе эту ситуацию).

Составляют возможный план разрешения проблемной ситуации и определяют средства (алгоритм, модель, действие и т.д.)

Регулятивные:

- планирование, прогнозирование;

Познавательные:

- моделирование, логическое решение проблемы;

- построение логической цепи рассуждений с доказательствами;

- выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные:

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5. Первичное закрепление

Цель: закрепить полученные знания по социально приемлемым способам отреагирования отрицательных эмоций.

10

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение возможных вариантов отреагирования негативных эмоций: как можно без вреда для себя справляться с негативными эмоциями? (Если участники занятия способны, они могут ответить сами: делать физические упражнения; спокойными словами обсудить свои плохие эмоции и т.п.). В ходе освоения вариантов двигательной активности для снятия негативных последствий отрицательных эмоций, необходимо дать обучающимся возможность сделать это на практике, что может заменить физминутку. Можно помочь себе простым способом — подышать успокаивающе.

(Для ведущего: формула успокаивающего дыхания: 2+2(2); 4+4(2); 4+6(2);4+7(2). Первая цифра в формуле указывает на продолжительность вдоха в секундах, со знаком «+» - продолжительность выдоха. В скобках указана продолжительность дыхательной паузы после выдоха. Для детей объяснение упрощаем., опираясь на схему).

Решают (предлагают) возможные варианты действий исходя из собственного опыта.

Обсуждают предложенные решения. Пытаются освоить некоторые варианты отреагирования негативных эмоций.

Регулятивные:

- контроль, оценка, коррекция; Познавательные:

- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения проблемы;

- умение осознанно и правильно строить речевое высказывание;

- рефлексия способов и условий действия;

Познавательные:

- сравнение и классификация на основе критериев для указанных логических операций;

- построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте, его свойствах

Коммуникативные:

- построение монологического высказывания;

- владение диалогической формой коммуникации;

- ориентация на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

6. Подведение итогов занятия

Цель: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

3

Подведение итогов занятия. Обратная связь. Рефлексия. Прощание.

Обучающимся предлагается сделать выводы о том, можно ли злиться правильно, и если можно, то как это лучше всего делать.

Определяют наиболее приемлемый способ отреагирования негативных эмоций, объясняя свой выбор.

Регулятивные:

- контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные:

- смыслообразование (установление обучающимися связи между целью занятия и результатом, полученными знаниями, для чего они могут быть использованы).


​​​​​​​ *При возникновении ситуации, требующей срочной отработки, выявленной у участника тренингового занятия психотравмы, ход занятия может быть изменен.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.