Технологическая карта занятия «Животные Сибирской тайги» в подготовительной группе
Технологическая карта занятия «Животные Сибирской тайги» в подготовительной группе
Образовательная область: познавательное развитие
Тема занятия: «Животные Сибирской тайги»
Возрастная группа: подготовительная группа
Цель: формирование у детей подготовительной к школе группы представлений о животных Сибирской тайги в ходе занятия в разных видах деятельности.
Образовательные задачи:
Обучающая: актуализировать знания о животных, обитающих в лесах Сибири; рассказать об их особенностях (о внешнем виде, особенностях поведения, месте обитания)
Развивающая: развивать зрительную и слуховую память у детей, логическое мышление
Воспитательная: внимательно слушать воспитателя, не перебивая
Подготовительная работа: чтение художественных произведений, просмотр фотографий с изображением животных Сибири
Планируемые результаты: дети взаимодействуют со взрослым и сверстниками, отвечают на вопросы, выполняют задания, слушают друг друга не перебивая
Материалы и оборудование: карта Иркутской области, презентация, стихи и загадки о животных Сибири
Материалы и оборудование:
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты | |
1. | Организационно-мотивационный этап | Создание благоприятной эмоциональной обстановки. Формирование интереса к предстоящей деятельности. | Доброе утро, ребята! Сегодня у нас с вами очень интересное занятие! Ребята, а кто-нибудь знает, что это такое? Это карта Иркутской области. Давайте рассмотрим её. Вот здесь находится наш город Иркутск. Он обозначен кружочком на карте. А что вы ещё видите на карте? Что это за синие волнистые линии? Это реки. Назовите, какую реку вы знаете? Река Лена. А что означает голубые пятна? Это озёра. Какое самое большое озеро вы видите на карте? Да, озеро Байкал. Какой цвет вы ещё видите на карте, его очень много. (Зелёный). А как вы думаете, что обозначает зелёный цвет? Да, зелёный цвет — это тайга. БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ СИБИРИ ПОКРЫТА ТАЙГОЙ – ГУСТЫМ, НЕПРОЛАЗНЫМ ЛЕСОМ. | Групповая форма работы | Приветствуют воспитателя и сверстников | Вся группа детей настроена на предстоящую деятельность | |
2. | Основной этап | Закрепление ранее полученных знаний, расширение представлений о Сибирской тайге. | Ребята, а как вы думаете - Что такое Сибирская тайга? - Какие животные обитают в Сибирской тайге? А какие помогают присматривать за Тайгой? - Зачем нужно беречь и защищать Сибирскую тайгу?
| беседа, вопросы. | Дети слушают внимательно воспитателя. Думают, размышляют, делают выводы и отвечают на вопросы. | Воспроизведение информации необходимой для успешного усвоения. Проявление интереса к беседе. | |
2.1 | Этап постановки проблемы | Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме. | Наша область по - настоящему богата: лесом, реками, озерами. Наши реки, леса и озёра полны обитателей. А что это за обитатели такие, кто скажет? Да, это животные. В тайге есть лесник, он стал стар. Он помнит деревья, а про животных Сибирской тайги забыл. Вы поможете леснику вспомнить? Спасибо! Тогда сегодня мы поговорим о животных Сибирской тайги. | Постановка проблемы. | Дети соглашаются помочь воспитателю. Внимательно слушают воспитателя.
| Умеют взаимодействовать друг с другом, договариваться между собой. | |
2.2 | Этап восприятия материала | Формирование представлений о животных Сибирской тайги Белка Волк Лиса Змея Заяц | Но давайте сначала подумаем и ответим на вопросы: 1 МЕТОД МОЗГОВОГО ШТУРМА Дети рассматривают картинки животных, и по каждому отвечают на список вопросов) - Для чего животным нужен хвост? - Для чего животным нужны конечности? ( - Какую окраску имеют животные? -Зачем нужны животным зубы? -Зачем когти животным? Многие животные тайги обладают уникальным внешним видом для выживания в лесной среде. Например, у белок есть острые зубы для грызни и острые когти для восхождения по деревьям. | Объяснение задания. Метод мозгового штурма | Дети внимательно слушают воспитателя. | Соблюдение правил игры. | |
2.3 | Этап практического решения проблемы | Формирование умения выявлять противоречия; формирование коммуникативных способностей, умение устанавливать взаимосвязи, внимательно слушать воспитателя. | А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Хорошо-плохо» 2 МЕТОД «ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ" Игра «Хорошо – плохо» Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны, (дети учатся находить противоречия в окружающей жизни, пытаются их понять и правильно сформулировать), развивать у детей творческое воображение. Правила игры: Воспитатель называет животное. который не вызывает у ребёнка стойких ассоциаций, положительных или отрицательных эмоций. Всем играющим необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте «плохо» а что «хорошо» Ход игры.: Белка Волк Лиса Змея Заяц (Дети уточняют особенности поведения животных сибирской тайги) например: -зубы, когти, хвост, лапы Лиса ХОРОШО: зубы ей нужны чтобы добывать пищу, когти чтобы рыть себе норы, хвост для ориентирования в пространстве, лапы для передвижения ПЛОХО: зубами она может нанести вред слабым животным, когтями задрать зайца, хвост может послужить шубой и т.д Отлично, вы большие молодцы! Давайте немного отдохнем -Представьте, что вы маленькая белка с большим хвостом лисы, попробуйте подвигаться? 4 МЕТОД «ГДЕ ЖИВЁТ?» (метод системного анализа, с 3-х лет) Цель: учить детей устанавливать взаимосвязи предметов и материалов, активизация словаря. Ход игры: ведущий называет предметы окружающего мира. Это могут быть неживые объекты из ближайшего окружения, и объекты живой природы, и любые предметы и явления реального и фантастического миров. Дети называют среду обитания живых объектов, место нахождения реальных объектов, вымышленное место размещения фантастических объектов. Давайте подумаем где живут животные (Дети называют места обитания каждого из животного) -В сибирской тайге обитает множество различных животных, каждое из которых имеет свои особенности и предпочтения в выборе жилища от нор и пещер до высокой травы и дупел деревьев. Каждое животное находит оптимальное укрытие в соответствии с его потребностями и образом жизни. А давайте, попробуем пофантазировать, а каким было бы место обитания животных если бы в лесу не было бы деревьев/одна степь/только камни. Молодцы, ребята, сегодня мы с вами изучили внешний вид, поведение, и место обитания животных сибирской тайги. А теперь, давайте проверим насколько хорошо мы с вами узнали о животных сибирской тайги (загадываю загадки про каждого животного например: она рыжая, зубы помогают ей добывать пищу, имеет пушистый хвост и живет в норе.) | Практический метод- выполнение задания. Игра «Хорошо-плохо» ТРИЗ ФИЗМИНУТКА (примерка на себя роли) Метод загадки | Слушают воспитателя. Выполняют практическое задание. | Умение слушать не перебивая. | |
3. | Заключительный этап | Обобщение полученных детьми умений и знаний. -Формирование у детей умения проводить анализ своей деятельности. | Способности животных приспосабливаться к жизни в тайге и взаимодействовать с другими видами делают этот участок земли удивительно богатым и интересным для изучения. Вы согласны? -Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот мы и помогли леснику вспомнить о животных сибирской тайги. -О чем мы узнали? -Каких животных изучили? -что вам сегодня больше всего понравилось? -а что было трудным? -а что легко? Спасибо вам за занятие, вы большие молодцы! | Словесный метод-вопросы и ответы похвала детей. | Дети высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы, своего эмоционального состояния. Делятся впечатлениями между собой и воспитателем. Отвечают на вопросы. | Проявляют умение анализировать свое эмоциональное состояние. Умение делать выводы. Радоваться полученным результатам. | |