Статья «Технологическая преемственность в работе по УМК "Перспективная начальная школа" на различных ступенях образования»

3
0
Материал опубликован 11 December 2016 в группе

Технологическая преемственность

в работе по УМК «Перспективная начальная школа»

на различных ступенях образования

Шаровская Светлана Фридриховна, заместитель директора по начальному образованию МБОУ СОШ №180 Заельцовского района г. Новосибирска

В настоящее одной из наиболее актуальных проблем современного образования становится достижение современного качества. В свою очередь Достижение современного качества образования невозможно без обеспечения преемственных связей между всеми ступенями обучения. Обеспечение преемственности становится особенно актуальным с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта. Задачи каждой образовательной ступени в ФГОС четко определены:

на дошкольной ступени:

обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;

развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (с взрослыми и детьми разного возраста);

приобщение детей к ценностям здорового образа жизни.

на ступени начальной и средней школы:

готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др);

желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;

инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности:

совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств, индивидуализации процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания;

осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними

Обеспечение полноценных преемственных связей между всеми системами образования будет способствовать полноценному развитию личности ребенка, формированию системы непрерывного образования в течение всей жизни. В случае если такие связи будут формальными, результата достигнуть не удастся.

На пути успешного решения этой проблемы возникают трудности:

автономность подсистем образовательно-воспитательной системы, то есть сохранение дискретного характера отдельных ступеней образования. Формирование и развитие образования в каждом звене осуществляется без опоры на предшествующее образование и без учета дальнейших перспектив

разрыв между конечными целями и требованиями при обучении отдельным предметам на различных этапах образовательного процесса. Несогласованность между "входными" и "выходными" требованиями детского сада и школы

несовершенство существующих систем диагностики при переходе учащихся с одного образовательного уровня на другой

отсутствие системности при отборе содержания обучения и организации учебного материала по ступеням

слабая управленческая и организационная преемственность, т.е. трудности в общем руководстве всем процессом воспитания, обучения и развития обучающихся

неполное соблюдение психологической преемственности (необходимость в специалистах, умеющих работать с детьми 3-10 лет, сочетающих профессиональный потенциал воспитателей и учителей начальных классов)

отсутствие единых программ воспитания и обучения

Преемственность образовательного процесса может осуществляться в различных видах:

целевая - согласованность целей и задач воспитания и обучения на отдельных ступенях развития

содержательная - обеспечение "сквозных" линий в содержании, повторений, пропедевтика, разработка единых курсов изучения отдельных программ. Создание на каждом этапе базы для последующего изучения учебного материала на более высоком уровне за счет расширения и углубления тематики, путем обеспечения "сквозных" линий, использование принципа концентричности в организации содержания учебных программ и межпредметных связей. Содержательная преемственность обеспечивается через федеральный компонент программы

психологическая - совершенствование форм организации учебно-воспитательного процесса и методов обучения с учетом общих возрастных особенностей

административная - хорошо отработанная нормативно-правовая база: Устав, локальные акты, четкое распределение обязанностей между администрацией, общее финансирование, база данных на детей и сотрудников.

технологическая - преемственность форм, средств, приемов и методов воспитания и обучения

Создание новых методик, технологий и средств обучения, разработка общих подходов к организации учебно-воспитательного процесса на всех ступенях образования. Взаимодействие применяемых на разных ступенях образовательной лестницы средств, форм, методов обучения характеризует требования, предъявляемые к знаниям, умениям, навыкам обучающихся на каждом этапе обучения.

Практическим обеспечением преемственных связей может стать создание системы технологической преемственности.

В течение последних четырех лет для работы всей начальной школы МБОУ СОШ №180 выбран учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа». Причин выбора именно этого комплекта несколько:

возможность осуществления разноуровневого подхода, учитывающего образовательные потребности обучающихся, их психофизиологические характеристики, особенности языкового развития, в том числе и возможность обучения во вторичной языковой среде;

возможность интегрированного использования современных образовательных технологий, позволяющих формировать УУД не только на уроках, но и во внеурочное время;

полнота и комплектность;

преемственность между ступенями начального и дошкольного образования при работе с УМК «Перспективная начальная школа» и «Предшкола нового поколения»

«Предшкола нового поколения» включает программы социально-личностного, познавательно-речевого и художественно-эстетического воспитания, нацеленные на выравнивание стартовых возможностей детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению в школе.

Комплект «Предшкола нового поколения»:

- ориентирован на светский характер образования, на общечеловеческую (мировую) культуру и соответствует российским культурным традициям;

- построен на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми с учетом относительных показателей детской успешности;

- обеспечивает целостность педагогического процесса посредством взаимосвязи и взаимозависимости целей и задач образования, воспитания и развития;

- учитывает вариативность организационных форм дошкольного образования;

- предусматривает оптимальную нагрузку на ребенка с целью предупреждения перегрузки.

Анализируя обозначенные выше позиции, можно говорить о преемственности целей и задач дошкольного и начального школьного образования.

Преемственность образовательных программ «Предшколы нового поколения» и УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивается:

- отбором содержания образования, адекватного возрастным особенностям детей;

- использованием различных видов деятельности ребенка (для детей старшего дошкольного возраста - игры, рисование, конструирование, экспериментирование, спортивные мероприятия и т.д.); в начальной школе эти виды деятельности органично дополняют учебную деятельность;

- связанностью, взаимопроникновением и взаимодействием направлений развития детей (дошкольное и начальное школьное звено): физического, социально-личностного, познавательно-речевого и художественно-эстетического.

Необходимо отметить преемственность форм организации образовательного процесса, которые на ступени дошкольного и начального школьного образования характеризуются наличием партнерской позиции взрослого и вариативностью коллективной, индивидуальной, групповой, парной работы.

В УМК «Перспективная начальная школа» задачи начального общего образования в соответствии с требованиями Стандарта раскрываются следующей формулировкой: «На ступени начального общего образования средствами УМК осуществляется решение следующих задач:

- развитие личности школьника, его творческих способностей;

- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим», интереса к учению;

- формирование желания и умения учиться, освоение основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира, и опыта его применения и преобразования в условиях решения учебных и жизненных задач.

Как известно, в основу комплекта положено несколько образовательных технологий: диалогового обучения, игрового обучения, обучения в сотрудничестве, межпредметной и внутрипредметной интеграции, информационно-коммуникационные технологии. Продуктивное использование этих технологий возможно на любой ступени образования, но имеет свои особенности в зависимости от возраста обучающихся и специфических особенностей предметов.

Проанализировав предметное содержание курсов, требования к уровню подготовленности обучающихся при окончании начальной школы, а также требования, предъявляемые к ученикам 5 – 9 классов, мы пришли к выводу, что наиболее продуктивно осуществление преемственных связей в используемых технологиях, методах, формах и приемах работы на уроках

Методическая работа школы по реализации поставленной задачи велась в нескольких направлениях:

- работа методических объединений – система открытых уроков по проблеме использования современных образовательных технологий, выступления учителей по заявленной теме, проведение тематических заседаний МО, обобщение и систематизация имеющегося опыта

- работа методического совета школы – тематические заседания, проведение системы внутришкольных семинаров, консультаций, «круглых столов»,

- работа администрации школы – проведение Единой методической недели по проблеме «Использование современных образовательных технологий», обобщение и популяризация опыта педагогов

Итогом проведенной работы стал анализ базовых технологий УМК «Перспективная начальная школа», выделение их существенных особенностей, анализ возможностей использования на уроках в 5 – 9 классах, классах предшколы.

Первым итогом проделанной работы стало проведение педагогического совета по теме «Новые педагогические технологии в практике работы», а также регионального научно-практического семинара под руководством д.п.н. Молоковой А.В. по проблеме технологической преемственности.

В настоящее время во всех предметных МО имеется банк данных педагогического опыта осуществления технологической преемственности на различных ступенях образования, планируется проведение серии открытых уроков по проблеме, анализ имеющихся проблем.

Работа по осуществлению технологической преемственности приносит свои первые результаты:

- ученики классов предшколы успешно адаптируются к условиям школьного обучения, успешны, по итогам психологических наблюдений у них не выявлено признаков дидактогенного стресса;

- ученики 4 класса, обучавшиеся по УМК «Перспективная начальная школа» позитивно относятся к школе, любят учиться, с удовольствием участвуют в школьных делах, охотно участвуют в исследовательской и проектной деятельности.

К сожалению, пока нет результатов обучения этих детей в 5 – 8 классах, но прогнозы позитивны.

Наша работа по решению проблемы осуществления технологической преемственности будет продолжена

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации