Технологические карты последовательности выполнения оригами для детей старшего дошкольного возраста «Оригами с элементами аппликации»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 98 компенсирующего вида г. Сыктывкара»
Технологические карты последовательности выполнения оригами для детей старшего дошкольного возраста
«Оригами с элементами аппликации»
Автор: Краева Елена Васильевна,
воспитатель высшей квалификационной категории
г. Сыктывкар, 2018
Актуальность работы
Наверное, каждый ребенок когда-то мастерил из бумаги самолетик, кораблик или пилотку для своих игр. А ведь из бумаги можно смастерить очень много интересных и необычных игрушек, проявив при этом творчество и фантазию.
Искусство оригами известно с давних времён. Впервые оно зародилось в Китае - на родине возникновения бумаги. Позже распространилось в Японии. «Оригами» в переводе с японского - «ори» - сложенный, «ками»- бумага.
Многие учёные, педагоги, психологи обращали серьёзное внимание на значение развития мелкой моторики рук. Аристотель говорил: «Рука - это инструмент всех инструментов», подразумевая под этим взаимосвязь руки с мыслительными способностями. Важность развития руки отмечал Кант: «Рука - это своего рода внешний мозг».
Эти наблюдения обязывают педагогов обратить самое серьёзное внимание на развитие мелкой моторики пальцев рук. Оригами - один из видов деятельности, которые интересны детям и развивают точность и координацию движений и воздействуют на интеллектуальное развитие.
Значение оригами для развития ребёнка:
Развивает у детей точность движений пальцев рук, совершенствует мелкую моторику, развивает глазомер.
Учит детей различным приёмам работы с бумагой: сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Развивает концентрацию внимания, умение сосредоточиться,
Стимулирует развитие памяти, умение следовать устным инструкциям.
Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: квадрат, треугольник, угол, сторона, диагональ, вершина.
Развивает пространственное воображение.
Активизирует воображение детей и фантазию.
Развивает художественный вкус и творческие способности.
Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Цель обучения детей оригами:
Развивать творческие способности и познавательную сферу детей старшего дошкольного возраста путем ознакомления их с искусством модульного оригами.
Задачи:
Обучать детей различным приёмам работы с бумагой, умению следовать устным инструкциям, оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики.
Развивать мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус и творческие способности.
Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей.
I. Пояснительная записка
Дидактические карточки: 20 технологических карт форматом А3 с названием и поэтапным выполнением работы (Приложение 1).
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие (раздел «Прикладное творчество: работа с бумагой и картоном»).
Рекомендуемый возраст: старшая, подготовительная группа.
Тип занятий: основная образовательная деятельность (подгрупповая и индивидуальная работа), свободная деятельность.
Необходимые знания и умения ребенка: дети владеют первоначальными навыками работы с бумагой (сгибание бумаги в разных направлениях, сглаживание сгибов), ножницами, клеем.
Ожидаемые результаты:
У детей имеется представление о том, что оригами это искусство складывания различных фигур из бумаги.
Дети соотносят наглядный показ со словесными объяснениями, умеют следовать устным инструкциям, пользоваться технологическими картами.
Дети владеют различными приемами работы с бумагой: делать разметку с помощью шаблона, складывать бумагу прямоугольной, квадратной в разных направлениях.
Дети проявляют творчество в художественном оформлении работ, применяют оригамной композиции другие художественные материалы и техники (аппликация, коллаж), проявляют уверенность в своих силах и способностях, проявляют художественный вкус.
Дети умеют создавать игрушки-забавы в технике оригами.
Тематика занятий:
Лексическая тема «Осень»
Практическое занятие «Дерево»
Практическое занятие «Морковь»
Практическое занятие «Грибочек»
Лексическая тема «Домашние животные»
Практическое занятие «Кошка»
Практическое занятие «Поросенок»
Практическое занятие «Собака»
Лексическая тема «Дикие животные»
Практическое занятие «Лиса»
Практическое занятие «Заяц»
Практическое занятие «Ежик»
Лексическая тема «Птицы»
Практическое занятие «Пингвин»
Практическое занятие «Лебедь»
Практическое занятие «Грач»
Лексическая тема «Здания, дома»
Практическое занятие «Одноэтажный дом»
Практическое занятие «Многоэтажный дом»
Лексическая тема «Транспорт»
Практическое занятие «Автомобиль»
Практическое занятие «Автобус»
Практическое занятие «Корабль»
Лексическая тема «Одежда»
Практическое занятие «Шапочка. Рубашка»
Лексическая тема «Насекомые»
Практическое занятие «Бабочка»
Практическое занятие «Муха»
II. Инструкция по работе с картами
Каждая технологическая карта представлена в виде поэтапного выполнения работы от исходной заготовки бумаги до итоговой поделки. Каждый этап работы ребенок может посмотреть и развернуть на образце карты для более точного представления о ее изготовлении.
Первоначально педагог выполняет работу совместно с ребенком, обращая внимание на пошаговую инструкцию технологической карты. Данный вид работы может повториться несколько раз. Постепенно дети могут использовать данный вид карт самостоятельно.
Количество времени, отведенное на работу с карточками, предполагает от уровня развития и возможностей детей.
Приложение 1
Фотографии технологических карт «Оригами»
Осина Светлана Николаевна