Выступление «Технологии из арсенала логопеда в помощь учителю начальной школы»
Технологии из арсенала учителя-логопеда в помощь учителю начальной школы.
(выступление на методическом объединении учителей начальных классов)
Я учитель-логопед средней общеобразовательной школы. К сожалению, в последнее время всё больше первоклассников поступают в школу с различными нарушениями речи. Учителя нередко обращаются ко мне с таким запросом: «У многих детей - «каша во рту». Что может сделать учитель? Как улучшить ситуацию? В ответ на этот запрос появилось данное выступление, которое транслировалось на очередном методическом объединении учителей начальной школы.
То, о чём я буду говорить, придумано не мной и не вчера. Всё это имеет под собой научное обоснование. Но я намеренно не стала транслировать теоретический аспект, потому как информации очень много, она вся в открытом доступе, как для родителей, так и для специалистов. Я эту информацию переработала, пропустила через свой опыт, синтезировала, сконцентрировала и представляю вам в готовом виде для использования.
Итак, что такое «каша во рту?» Условно, это нечёткая, невыразительная, смазанная речь, вялая артикуляция, тихий голос и слабое речевое дыхание. Причин тому может быть много и они разные. В тонкостях пусть разбираются логопеды. Но что может сделать учитель? Давайте разберёмся.
Что помогает нам сделать речь выразительной, чёткой и яркой?
I. Мимика. У многих она вялая, неподвижная (мы говорим скучное или пресное лицо). Как его оживить? Нам поможет Мимическая гимнастика.
Например: рассердимся, нахмурим брови, сделаем суровое лицо, сердитое.
А теперь удивимся.
А сейчас испугаемся (у страха глаза велики)
И, наконец, обрадуемся – это широкая улыбка, все мышцы лица вверх.
Всё это нетрудно проделать с детьми. Предлагаю комплекс мимических упражнений Н.В. Нищевой.
Мимическая гимнастика. (Нищева Н.В. Весёлая мимическая гимнастика. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2013.)
1. Мы закроем крепко глазки
И во сне увидим сказки.
Побываем на луне
И поедем на слоне.
Дети открывают и закрывают глаза. Держим глаза закрытыми под счёт (до 5), затем открываем. Повторяем упражнение 3 – 5 раз.
2. Как хитрющий рыжий кот
Поморгаем мы. Вот! Вот!
Левый глаз! Правый глаз!
Получается у нас!
Прикрываем то один, то другой глаз. Повтор упражнения 3 – 5 раз.
3. В зоопарке побывали,
Крокодила увидали.
Он зубастый! Так и знай!
Брови выше поднимай!
Приподнимаем и опускаем брови. Повторяем упражнение 3 – 5 раз.
4. Состязались две лягушки как-то раз в вокале.
Две лягушки на опушке щёки раздували:
- Ква-ква-ква! Ква-ква-ква!
Вот такие вот слова!
Раздуваем щёки как шарики. Повтор упражнения 3 – 5 раз.
5. На ветвях висит мартышка.
Не мартышка, а худышка!
Не хватает ей продуктов –
Сладких, сочных, спелых фруктов.
Учимся втягивать щёки. Повтор упражнения 3 – 5 раз.
6. Вот бульдог – забавный пёс,
У него курносый нос.
Он подачек не берёт,
Челюсть выставил вперёд.
Учимся выдвигать нижнюю челюсть вперёд. Повтор упражнения 3 – 5 раз.
II. Также для чистой речи необходимо развитое, хорошо сформированное, речевое дыхание. Если оно не развито, голос у ребёнка слабый, тихий, истощаемый. То есть он начинает говорить фразу и к концу высказывания «умирает» мы говорим.
Что делать? Тренировать дыхание.
Вдох всегда через нос, выдох – через рот. Дышим не грудной клеткой, а диафрагмой (животом).
Что можно делать с детьми? Короткую дыхательную гимнастику. Она полезна не только для речи, но и как профилактика простудных заболеваний. И, кроме того, очень хорошо стимулирует первый блок головного мозга – энергетический. Слабый этот блок у тех, кто сидел – сидел за партой и «растёкся» по ней. Или начал писать фразу «за здравие», а закончил «за упокой», то есть ребёнок быстро утомляется, рука слабеет, первые три крючочка написал красиво, ровно, а дальше – всё хуже и хуже.
Вот дыхательная гимнастика нам в помощь.
Дыхательная гимнастика с использованием методики А.Н. Стрельниковой и С.М. Томилиной.
1. Короткий интенсивный глубокий вдох носом – продолжительный выдох через рот (губы «трубочкой»). Повтор 3 – 4 раза.
2. Два коротких вдоха через нос, затем два коротких выдоха через рот. Повтор 3 – 4 раза.
Добавляем моторную программу. Маршировка в такт счёту. На вдох – касаемся ладонями носа (как будто нюхаем ладони). На выдох – выполняем интенсивные движения руками от груди вниз (как будто сбрасываем что-то. При этом сжимаем-разжимаем ладони).
Следующие упражнения выполняем с моторной программой.
3. Два коротких вдоха (на каждый вдох - ладони попеременно к носу) - дыхание задержали (при этом сделали два хлопка) – два коротких выдоха (движения руками от груди - «сброс» вниз). На протяжении упражнения выполняется маршировка.
Упражнение прекрасно тренирует координацию движений, согласованность действий и воспитывает чувство ритма.
III. И, наконец, артикуляционный аппарат. Это губы, зубы, нижняя челюсть, язык, мягкое нёбо, круговая мышца рта. Вялые мышцы можно и нужно тренировать. Для этого существует прекрасная технология - артикуляционная гимнастика.
Традиционных артикуляционных упражнений много, более 20-и, каждое решает определённую задачу. Я составила для вас определённый микс из универсальных полезных упражнений. Сейчас мы их подробнее рассмотрим и в завершении выполним 2-х минутный тренинг, который вы сможете выполнять вместе с детьми. Это не пустая забава, вы действительно прокачаете мышцы речевого аппарата и детям, и себе.
Тренинг по артикуляционной гимнастике.
Под музыку «Чарльстон. Чикаго в час пик» выполняется показ артикуляционных упражнений совмещённых с биоэнергопластикой.
Артикуляционная гимнастика с моторной программой .
Окошко.
Широко открыть рот. Рука – открытая ладошка.
Рот закрыть – ладошку сжать в кулачок. Ноги пружинят в такт музыки.
Месим тесто (накажем непослушный язычок).
Рот широко открыт, расслабленный широкий язык лежит на нижней губе. Прикусывать язык зубами и говорить «пя-пя-пя…».
Ладони – «клювиком», открывать – закрывать «клювик». Ноги пружинят в такт музыки.
Качели. Рот широко открыт. Язык поднять вверх, расположить за верхними зубами. Согнутые в локтях руки поднять к плечам ладонями от себя.
Язык опустить вниз, расположить за нижними зубами. Руки опустить к коленям. Ноги пружинят в такт музыки.
Часики.
Рот широко открыт. Язык поворачивать вправо – влево к уголкам рта. Руки согнуты в локтях, ладошки от себя – движения вправо – влево (как будто дворники чистят стекло автомобиля). Ноги пружинят в такт музыки.
Улыбка – хоботок (слоник).
Рот закрыт, губы сомкнуты. Широко растянуть губы в улыбке. Руки перед лицом, от центра рта развести руки в стороны, ладони «клювиком» (как будто растягиваем свою улыбку).
Вытягивать губы вперёд (как хобот у слона). Руки около рта, сжаты в кулачки (изображают хобот). Ноги пружинят в такт музыки.
Вкусное варенье.
Рот широко открыт. Языком облизывать губы по кругу в одну и другую сторону. Руки перед собой, ладони сомкнуты в кулак. Описывать круг перед собой в ту же сторону, что и язык. Ноги пружинят в такт музыки.
Индюк.
Широким языком «играть» на верхней губе (облизывать её сверху вниз), при этом произнося «бла-бла-бла». Руки перед собой, крутить «катушечку». Ноги пружинят в такт музыки.
Лошадка.
Цокать языком по нёбу. Руки перед собой, изображать движения кучера, управляющего повозкой (к себе – от себя). При этом ноги слегка пружинят.
Кучер (расслабление).
Дуть на расслабленные сомкнутые губы. Руки поднимать вверх и опускать вниз. Ноги пружинят в такт музыки.
Учитель-логопед МОБУ СОШ№8,
Дегтярёва Юлия Александровна.
г. Мелеуз, Республика Башкортостан