Статья «Технологии обучения, рассчитанные на умение учиться самостоятельно»

1
0
Материал опубликован 19 February 2023

Кривошеева Валентина Александровна,

учитель русского языка и литературы

Муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

города Абакана «Средняя

общеобразовательная школа № 4»

Технологии обучения, рассчитанные на умение учиться самостоятельно.

Поиски ответов на вопросы «чему учить?», «зачем учить?», «как учить?» и на вопрос «как учить результативно?» привели учёных и учителей – практиков к попытке «технологизировать» учебный процесс, то есть превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом. Педагогическая технология (или более узко – технология обучения) является составной (процессуальной) частью системы обучения, связанной с дидактическими процессами, средствами и организованными формами обучения. Именно эта часть системы обучения отвечает на традиционный вопрос «как учить» с одним существенным дополнением «как учить результативно». Педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом. Анализируя результативные исследования в области образовательных технологий, В.Гузеев, доктор педагогических наук, выделяет четыре основные идеи, вокруг которых они концентрируются:

Укрупнение дидактических единиц.

Планирование результатов научения и дифференциации образования.

Психологизация образовательного процесса.

Компьютеризация.

Анализ теоретических подходов к понятию педагогической технологии позволяет выделить общие характерные признаки основных технологий обучения, отличающие их от традиционной дидактики и систематизировать следующим образом:

Теория учебной деятельности как психологическая основа всех технологий. Основная идея здесь заключается в том, что ученик должен учиться сам, а учитель - создавать для этого необходимые условия.

Диагностическое целеполагания. Деятельностный подход и способ проектирования целей обучения, которые формируются через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся.

Направленность технологии обучения на развитие личности в учебном процессе и осуществление поэтому разноуровневого обучения.

Наиболее оптимальная организация учебного материала как самостоятельной учебной деятельности учащегося. Дидактические материалы для учащихся нередко оформляются в виде так называемых «технологических карт».

Ориентация учащихся, цель которой – разъяснение основных принципов и способов обучения, контроля и оценки результатов, мотивация учебной деятельности.

Организация хода учебного занятия в соответствии с учебными целями, где акцент делается на дифференцируемую самостоятельную работу учащихся с подготовленным учебным материалом.

Контроль усвоения знаний и способов деятельности в трёх видах:

входной – для информации об уровне готовности учащихся к работе

текущий или промежуточный – после каждого учебного элемента с целью выявления пробелов усвоения материала и развития учащихся

итоговый – для оценки уровня усвоения.

Оценка уровня усвоения знаний и способов деятельности: наряду с традиционными контрольными работами (в том числе разноуровневого характера) проводится тестирование и используются более гибкие рейтинговые шкалы оценки.

Стандартизация, унификация процесса обучения и вытекающая отсюда возможность воспроизведения технологии применительно к заданным условиям.

Таким образом, можно заметить, что все технологии обучения «рассчитаны» на умения учащихся учиться самостоятельно.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.