Статья «Технологии обучения, рассчитанные на умение учиться самостоятельно»
Кривошеева Валентина Александровна,
учитель русского языка и литературы
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
города Абакана «Средняя
общеобразовательная школа № 4»
Технологии обучения, рассчитанные на умение учиться самостоятельно.
Поиски ответов на вопросы «чему учить?», «зачем учить?», «как учить?» и на вопрос «как учить результативно?» привели учёных и учителей – практиков к попытке «технологизировать» учебный процесс, то есть превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом. Педагогическая технология (или более узко – технология обучения) является составной (процессуальной) частью системы обучения, связанной с дидактическими процессами, средствами и организованными формами обучения. Именно эта часть системы обучения отвечает на традиционный вопрос «как учить» с одним существенным дополнением «как учить результативно». Педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом. Анализируя результативные исследования в области образовательных технологий, В.Гузеев, доктор педагогических наук, выделяет четыре основные идеи, вокруг которых они концентрируются:
Укрупнение дидактических единиц.
Планирование результатов научения и дифференциации образования.
Психологизация образовательного процесса.
Компьютеризация.
Анализ теоретических подходов к понятию педагогической технологии позволяет выделить общие характерные признаки основных технологий обучения, отличающие их от традиционной дидактики и систематизировать следующим образом:
Теория учебной деятельности как психологическая основа всех технологий. Основная идея здесь заключается в том, что ученик должен учиться сам, а учитель - создавать для этого необходимые условия.
Диагностическое целеполагания. Деятельностный подход и способ проектирования целей обучения, которые формируются через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся.
Направленность технологии обучения на развитие личности в учебном процессе и осуществление поэтому разноуровневого обучения.
Наиболее оптимальная организация учебного материала как самостоятельной учебной деятельности учащегося. Дидактические материалы для учащихся нередко оформляются в виде так называемых «технологических карт».
Ориентация учащихся, цель которой – разъяснение основных принципов и способов обучения, контроля и оценки результатов, мотивация учебной деятельности.
Организация хода учебного занятия в соответствии с учебными целями, где акцент делается на дифференцируемую самостоятельную работу учащихся с подготовленным учебным материалом.
Контроль усвоения знаний и способов деятельности в трёх видах:
входной – для информации об уровне готовности учащихся к работе
текущий или промежуточный – после каждого учебного элемента с целью выявления пробелов усвоения материала и развития учащихся
итоговый – для оценки уровня усвоения.
Оценка уровня усвоения знаний и способов деятельности: наряду с традиционными контрольными работами (в том числе разноуровневого характера) проводится тестирование и используются более гибкие рейтинговые шкалы оценки.
Стандартизация, унификация процесса обучения и вытекающая отсюда возможность воспроизведения технологии применительно к заданным условиям.
Таким образом, можно заметить, что все технологии обучения «рассчитаны» на умения учащихся учиться самостоятельно.