Урок технологии в 5 классе на тему «Кулинария. Основы рационального питания»

5
0
Материал опубликован 22 February 2021

Технология. 5 класс. Кулинария. Основы рационального питания



Иванова Антонина Акимовна

МБОУ «Шалинская СШ №1» Манского района

Образовательно-развивающие цели:

Выведение и усвоение обучающимися новых понятий: кулинария, рациональное питание, пищевой рацион, режим питания, питательные вещества, пирамида питания.

Применение обучающимися опорных (ранее изученных) понятий: пищевые продукты, вода, минеральные вещества, жиры, белки, углеводы.

1.3. Овладение обучающимися универсальными учебными действиями (УУД):

- познавательными: анализ с целью выделения существенных и несущественных признаков, подведение под понятие; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; построение логической цепи рассуждения, доказательство; смысловое чтение; выбор основной и второстепенной информации;

- регулятивными: определение познавательной цели; контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном; оценка и самооценка;

- коммуникативными: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; выражение своих мыслей в соответствии с задачами коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

1.4. Овладение обучающимися предметными умениями: формулировать определения предметных понятий рациональное питание, пищевой рацион, режим питания, питательные вещества, пирамида питания ), распознавать и классифицировать продукты животного и растительного происхождения по существенным признакам.

II. Воспитательные цели:

2.1. Формирование мировоззрения обучающихся на основе философских категорий: причина – следствие; общее – особенное – единичное.

2.2. Формирование личностных УУД: личностное самоопределение; нравственно-этическое оценивание.




План конспект урока

Деятельность учителя

Баллы, время

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку



В классе 8 учащихся (+ 7 баллов)

Знакомство с заявкой на оценку

«5» - 19 баллов и более

«4» - 15-18 баллов

«3» - 11- 14 баллов

Планирование оценки.

1 мин

Планирование оценок на полях тетради

2.Актуализация новых знаний

Знакомство учащихся с темой урока (зафиксирована на доске)

Определение познавательных целей урока (фронтальная работа)

Сформулировать цель урока в виде проблемных вопросов.

3 мин

1 балл за каждый вопрос

- Что такое кулинария?

- Что представляет собой рациональное питание?

- Что такое режим питания?

- Что понимается под продуктами растительного и животного происхождения?

- Что выражает пирамида питания

3. Выведение и усвоение обучающимися новых знаний

Задание №1

Индивидуальная работа

Прочитать текст на стр. 84, (приложение №1) выписать ключевые понятия (продукты животного и растительного происхождения). Выделить их родовой и видовые признаки.



Задание №2

Классифицировать продукты животного и растительного происхождения (приложени№2) , объяснить свой выбор по родовому и видовому признаку

А. Индивидуальный труд

В. Самооценка

за правильную классификацию

2 балла

1-2 ошибки -1 балл

Если задание выполнено неверно – 0 баллов.

10 мин

2 балла за каждое определение

(макс. 4 балла)








2 балла за правильную классификацию с объяснением выбора


-Продукты животного происхождения – пищевые продукты (родовой признак), которые получают от животных, путем их дальнейшей переработки (видовые признаки)

- Продукты растительного происхождения – пищевые продукты (родовой признак), которые получают из растений, путем их дальнейшей переработки (видовые признаки)

Физкультминутка

Задание№2

Фронтальная работа

- Дать определение понятиям «белки», «жиры», «углеводы»,

- ответить на вопрос-суждение: почему организму необходимы минеральные вещества, и вода.

-ответить на вопросы понятия:

В чем заключается рациональное питание?

Что такое режим питания?

Что представляет собой пищевой рацион?




5 мин

1 балл за правильное определение понятия

2 балла за ответ на вопрос-суждение

1 балл за ответ на вопрос-понятие

-Белки, жиры, углеводы – это сложные органические соединения, необходимые для питания, роста организма (сложные вещества, составляющие большую часть массы всех живых организмов)

-минеральные вещества обеспечивают обмен веществ в организме человека, а вода помогает усвоению всех питательных веществ

-рациональное питание обеспечивает рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствует улучшению его здоровья и предупреждению заболеваний;

-режим питания представляет собой распорядок дня, включающий часы приема пищи в течение дня и интервалы между приемами пищи;

-пищевой рацион является набором пищевых продуктов, необходимых человеку на определенный период времени (день, неделю)

Задание №3

Составить классификацию продуктов, содержащие жиры, белки, углеводы (приложение №3)

А. Индивидуальный труд

В. Самооценка

2 балла за правильную классификацию с объяснением выбора


5 мин

2 балла за правильную классификацию с объяснением выбора



Задание №4

Практическая работа

Составить пищевую пирамиду (приложение № 4), сформулировать 2 вопроса-суждения

А. Индивидуальный труд

Б. Простая кооперация

1 группа обсуждает составленные вопросы- суждения

2 группа проверяет правильность составления пищевой пирамиды

В. Сложная кооперация

Выступление групп, обсуждение итогов работы

Самопроверка и самооценка.


14 мин

3 балла за правильно составленную пищевую пирамиду (1-2 ошибки минус 1 балл, неправильно составлена -0 баллов

2балла за вопрос- суждение

(макс 4 балла)

-Чем объяснить, что на нижней ступени пирамиды расположены продукты с большим содержанием клетчатки? (В основании пирамиды находятся, необходимые для нашего ежедневного рациона)

-Почему на вершине пирамиды находятся

сладости, выпечка, простые углеводы? (На вершине пирамиды расположены продукты, от которых следует отказаться)






4. Подведите понятия урока под философские категории:

Причина – следствие




Общее – особенное – единичное

1 мин

2 балла за ответ

Причина - нарушение пищевого режима питания

Следствие - ухудшение здоровья и возникновение заболеваний


Общее - продукты животного происхождения

Особенное - белки

Единичное - мясо

5. Поведение итогов. Фронтальная работа. Рефлексия.

А. Определение степени достижения целей, поставленных в начале урока

В начале урока мы сформулировали цель – ответить на вопросы.
– Мы ответили на эти вопросы в течение урока?
Б. Подсчёт баллов, заработанных на уроке.
– Суммируйте все заработанные на уроке баллы (отметки).
В. Соотнесение учащимися набранного количества баллов с заявкой на оценку.
– Определите по заявке на оценку, на которую вы претендовали в начале урока.
С. Выявление обучающихся, получивших запланированную оценку.
Д. Выявление обучающихся, получивших оценку выше (ниже) запланированной.
Е. Обсуждение с учениками причин расхождения плана и факта оценки

5. Домашнее задание

-Прочитать § 8.1, составить карточку 1 с новыми понятиями по теме урока, сформулировать 2 вопроса суждения по данной теме






























Приложение №1

Текст


Кулинария – это искусство приготовления пищи. Человек употребляет в пищу различные пищевые продукты, содержащие питательные вещества растительного и животного происхождения. К ним относятся белки, жиры и углеводы. Кроме того в пищевых продуктах имеются необходимые для организма человека минеральные вещества, витамины и вода.

Рациональное питание обеспечивает рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствует улучшению его здоровья и предупреждению заболеваний.

Пищевой рацион является набором пищевых продуктов, необходимых человеку на определенный период времени (день, неделю).

Режим питания представляет собой распорядок дня, включающий часы приема пищи в течение дня и интервалы между приемами пищи.

Белки активно участвуют в обмене веществ, необходимы для построения новых клеток и тканей. Белки содержатся в продуктах животного (молочные продукты, мясо, рыба, яйца) и растительного (горох, фасоль, соя, чечевица, отруби, грибы) происхождения.

Жиры являются источником энергии. Пищевые продукты, содержащие жиры: молоко, сливки, сметана, сало, сливочное и растительное масло, жир животных, птиц и рыб, орехи, оливки.

Углеводы помогают организму лучше усваивать жиры. Углеводы содержаться в продуктах растительного происхождения: хлеб, мучные и кондитерские изделия, крупы, фрукты, ягоды, картофель, сахар.

Полноценная пища должна содержать витамины и минеральные соли.

При составлении рациона питания можно использовать пирамиду питания.











Приложение №2

Мясо, банан, молоко, сметана, яблоки, морковь, сыр, колбаса, рыба, яйца, лук, масло сливочное, огурец, грибы, горох.

Продукты животного происхождения

Продукты растительного происхождения

Мясо, молоко, сметана, сыр, колбаса, рыба, яйца, сливочное масло.

Банан, яблоки, морковь, лук, огурец, грибы, горох.





Приложение №3



Творог, сыр, мясо, масло сливочное, масло растительное, сахар, рис, хлеб, яйца, орехи, картофель, свекла, морковь, рыба, горох, шоколад, хлеб.



t1614002845aa.png





Приложение №4



t1614002845ab.jpg



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.