Урок технологии в 5 классе на тему «Кулинария. Основы рационального питания»
Технология. 5 класс. Кулинария. Основы рационального питания
Иванова Антонина Акимовна
МБОУ «Шалинская СШ №1» Манского района
Образовательно-развивающие цели:
Выведение и усвоение обучающимися новых понятий: кулинария, рациональное питание, пищевой рацион, режим питания, питательные вещества, пирамида питания.
Применение обучающимися опорных (ранее изученных) понятий: пищевые продукты, вода, минеральные вещества, жиры, белки, углеводы.
1.3. Овладение обучающимися универсальными учебными действиями (УУД):
- познавательными: анализ с целью выделения существенных и несущественных признаков, подведение под понятие; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; построение логической цепи рассуждения, доказательство; смысловое чтение; выбор основной и второстепенной информации;
- регулятивными: определение познавательной цели; контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном; оценка и самооценка;
- коммуникативными: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; выражение своих мыслей в соответствии с задачами коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.
1.4. Овладение обучающимися предметными умениями: формулировать определения предметных понятий рациональное питание, пищевой рацион, режим питания, питательные вещества, пирамида питания ), распознавать и классифицировать продукты животного и растительного происхождения по существенным признакам.
II. Воспитательные цели:
2.1. Формирование мировоззрения обучающихся на основе философских категорий: причина – следствие; общее – особенное – единичное.
2.2. Формирование личностных УУД: личностное самоопределение; нравственно-этическое оценивание.
План конспект урока
Деятельность учителя | Баллы, время | Деятельность обучающихся |
1.Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку | | |
В классе 8 учащихся (+ 7 баллов) Знакомство с заявкой на оценку «5» - 19 баллов и более «4» - 15-18 баллов «3» - 11- 14 баллов Планирование оценки. | 1 мин | Планирование оценок на полях тетради |
2.Актуализация новых знаний | ||
Знакомство учащихся с темой урока (зафиксирована на доске) Определение познавательных целей урока (фронтальная работа) Сформулировать цель урока в виде проблемных вопросов. | 3 мин 1 балл за каждый вопрос | - Что такое кулинария? - Что представляет собой рациональное питание? - Что такое режим питания? - Что понимается под продуктами растительного и животного происхождения? - Что выражает пирамида питания |
3. Выведение и усвоение обучающимися новых знаний | ||
Задание №1 Индивидуальная работа Прочитать текст на стр. 84, (приложение №1) выписать ключевые понятия (продукты животного и растительного происхождения). Выделить их родовой и видовые признаки. Задание №2 Классифицировать продукты животного и растительного происхождения (приложени№2) , объяснить свой выбор по родовому и видовому признаку А. Индивидуальный труд В. Самооценка за правильную классификацию 2 балла 1-2 ошибки -1 балл Если задание выполнено неверно – 0 баллов. | 10 мин 2 балла за каждое определение (макс. 4 балла) 2 балла за правильную классификацию с объяснением выбора | -Продукты животного происхождения – пищевые продукты (родовой признак), которые получают от животных, путем их дальнейшей переработки (видовые признаки) - Продукты растительного происхождения – пищевые продукты (родовой признак), которые получают из растений, путем их дальнейшей переработки (видовые признаки) |
Физкультминутка | ||
Задание№2 Фронтальная работа - Дать определение понятиям «белки», «жиры», «углеводы», - ответить на вопрос-суждение: почему организму необходимы минеральные вещества, и вода. -ответить на вопросы понятия: В чем заключается рациональное питание? Что такое режим питания? Что представляет собой пищевой рацион? | 5 мин 1 балл за правильное определение понятия 2 балла за ответ на вопрос-суждение 1 балл за ответ на вопрос-понятие | -Белки, жиры, углеводы – это сложные органические соединения, необходимые для питания, роста организма (сложные вещества, составляющие большую часть массы всех живых организмов) -минеральные вещества обеспечивают обмен веществ в организме человека, а вода помогает усвоению всех питательных веществ -рациональное питание обеспечивает рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствует улучшению его здоровья и предупреждению заболеваний; -режим питания представляет собой распорядок дня, включающий часы приема пищи в течение дня и интервалы между приемами пищи; -пищевой рацион является набором пищевых продуктов, необходимых человеку на определенный период времени (день, неделю) |
Задание №3 Составить классификацию продуктов, содержащие жиры, белки, углеводы (приложение №3) А. Индивидуальный труд В. Самооценка 2 балла за правильную классификацию с объяснением выбора | 5 мин 2 балла за правильную классификацию с объяснением выбора | |
Задание №4 Практическая работа Составить пищевую пирамиду (приложение № 4), сформулировать 2 вопроса-суждения А. Индивидуальный труд Б. Простая кооперация 1 группа обсуждает составленные вопросы- суждения 2 группа проверяет правильность составления пищевой пирамиды В. Сложная кооперация Выступление групп, обсуждение итогов работы Самопроверка и самооценка. | 14 мин 3 балла за правильно составленную пищевую пирамиду (1-2 ошибки минус 1 балл, неправильно составлена -0 баллов 2балла за вопрос- суждение (макс 4 балла) | -Чем объяснить, что на нижней ступени пирамиды расположены продукты с большим содержанием клетчатки? (В основании пирамиды находятся, необходимые для нашего ежедневного рациона) -Почему на вершине пирамиды находятся сладости, выпечка, простые углеводы? (На вершине пирамиды расположены продукты, от которых следует отказаться) |
4. Подведите понятия урока под философские категории: Причина – следствие Общее – особенное – единичное | 1 мин 2 балла за ответ | Причина - нарушение пищевого режима питания Следствие - ухудшение здоровья и возникновение заболеваний Общее - продукты животного происхождения Особенное - белки Единичное - мясо |
5. Поведение итогов. Фронтальная работа. Рефлексия. | ||
А. Определение степени достижения целей, поставленных в начале урока В начале урока мы сформулировали цель – ответить на вопросы. | ||
5. Домашнее задание | ||
-Прочитать § 8.1, составить карточку 1 с новыми понятиями по теме урока, сформулировать 2 вопроса суждения по данной теме |
Приложение №1
Текст
Кулинария – это искусство приготовления пищи. Человек употребляет в пищу различные пищевые продукты, содержащие питательные вещества растительного и животного происхождения. К ним относятся белки, жиры и углеводы. Кроме того в пищевых продуктах имеются необходимые для организма человека минеральные вещества, витамины и вода.
Рациональное питание обеспечивает рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствует улучшению его здоровья и предупреждению заболеваний.
Пищевой рацион является набором пищевых продуктов, необходимых человеку на определенный период времени (день, неделю).
Режим питания представляет собой распорядок дня, включающий часы приема пищи в течение дня и интервалы между приемами пищи.
Белки активно участвуют в обмене веществ, необходимы для построения новых клеток и тканей. Белки содержатся в продуктах животного (молочные продукты, мясо, рыба, яйца) и растительного (горох, фасоль, соя, чечевица, отруби, грибы) происхождения.
Жиры являются источником энергии. Пищевые продукты, содержащие жиры: молоко, сливки, сметана, сало, сливочное и растительное масло, жир животных, птиц и рыб, орехи, оливки.
Углеводы помогают организму лучше усваивать жиры. Углеводы содержаться в продуктах растительного происхождения: хлеб, мучные и кондитерские изделия, крупы, фрукты, ягоды, картофель, сахар.
Полноценная пища должна содержать витамины и минеральные соли.
При составлении рациона питания можно использовать пирамиду питания.
Приложение №2
Мясо, банан, молоко, сметана, яблоки, морковь, сыр, колбаса, рыба, яйца, лук, масло сливочное, огурец, грибы, горох.
Продукты животного происхождения | Продукты растительного происхождения |
Мясо, молоко, сметана, сыр, колбаса, рыба, яйца, сливочное масло. | Банан, яблоки, морковь, лук, огурец, грибы, горох. |
Приложение №3
Творог, сыр, мясо, масло сливочное, масло растительное, сахар, рис, хлеб, яйца, орехи, картофель, свекла, морковь, рыба, горох, шоколад, хлеб.
Приложение №4