Технология формирования мотивационной компетентности на уроках химии

9
0
Материал опубликован 5 October 2021 в группе

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

МОТИВАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

УЧЕНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ.



Одной из основных проблем современной школы является низкая учебная мотивация школьников. Каждый учитель сталкивается с трудностями такого типа в своей работе, поэтому передо мной стал вопрос «Как повысить учебную мотивацию?»

Основываясь на данных психолога школы, изучавшей мотивацию учащихся школы, проведя подробный анализ письменных работ учеников, их устных ответов, уровней проверочных заданий, я выделила несколько типичных проблем, которые затрудняют работу педагога. И основная - отсутствие положительной учебной мотивации, которая определяется не только способностями ученика, но и ситуацией в учебном коллективе, оценка которого влияет на отношение к своим обязанностям больше, чем оценка, которую поставил учитель. Поэтому, решила в своей работе применить технологию формирования мотивационной компетентности.

Методологической основой разработанной технологии формирование мотивационной компетентности учащихся является психологическая теория формирования личности, закономерности возрастной психологии.

Использование разнообразных форм и методов, проблемного обучения, гуманизация контрольно-оценивающей деятельности, эффект новизны учебного материала основываются на потребностях и интересах учения.

Технология формирования мотивационной компетентности включает арсенал методического инструментария по формированию познавательной и эмоциональной сферы личности ученика с учетом возрастных и индивидуальных потребностей школьника.

Начиная любое дело, мы отталкиваемся от внутренней мотивации, интересов. Какие же мотивы способствуют желанию учиться?

1. Внешний – ориентация на будущее, стремление к престижу, страх осуждения, неудачи.

2. Внутренний – ориентация на собственную склонность и способности.

3. Ситуативный мотив – нравится учитель, интересно спланированный урок, ребенку понятно, где можно применить знания.

Использование этих мотивов способствует формированию позитивной мотивации, включению ученика в коллективные формы организации разных видов деятельности, сотрудничеству учителя и ученика, что является актуальным для учителя любого предмета.

Для формирования мотивационной компетентности я использую разные методы и формы работы, а также интерактивные технологии.

Методы

Формы

1) Информационно-рецептивные

Лекция, рассказ, беседа, конференция

2) Репродуктивные

Семинар, упражнения, решение задач, практическая работа, общественный смотр знаний

3) Методы проблемного обучения

Уроки постановки проблем и их решение

4) Программирование

Тесты

5) Творческие

Защита рефератов, составление химических сказок, составление задач, кроссвордов

                  Интерактивные технологии.

                         1.  Ассоциативный куст.

                          2. Установи соответствие.

                          3.  Микрофон.

                          4. Незаконченное предложение.

                          5.  Кресло автора.

                          6.  Мозговой штурм.

                          7. Синтез мысли.

Организовывать различные виды деятельности следует с помощью разноуровневых специально подобранных заданий, в которых предусмотрено описание, объяснение и самостоятельное применение учащимися учебных знаний, умений, проводя дальнейшее обсуждение этих заданий в классе. Развитие знаний и умений путем включения их в систему действий аналогичных и выполняемых в сходных условиях, а затем в непривычных для учащихся ситуациях обеспечивает развитие в процессе обучения.

Одной из форм формирования мотивационной компетентности в настоящее время является общественный смотр знаний, который использую при обобщении материала по различным темам. Общественный смотр знаний привлекает, прежде всего, тем, что учащиеся включаются в такие взаимоотношения, при которых актуализируются чувства коллективизма и ответственности. Реализация воспитательной функции общественного смотра знаний стимулирует повышение познавательной активности учащихся, а, следовательно, и эффективности обучения.

Обычно делю класс на 3 команды на основе личных симпатий и привязанности учащихся. Во главе группы ставлю хорошо успевающего ученика с хорошими организаторскими способностями. В задачу команды входит коллективная подготовка к смотру. А поскольку общественный смотр знаний провожу еще как соревнование команд, то от индивидуальной подготовки каждого ученика зависит успех всей команды.

Командное соревнование можно построить в виде викторины интересных сообщений или использую игровую деятельность учеников. При этом нужно помнить, что, во-первых, общественный смотр знаний должен быть интересным и зрелищным, а во-вторых, он должен быть динамичным, эмоционально-привлекательным.

Учитель должен всегда и во всем побуждать учеников к работе мысли и неуклонно вести их к цели самостоятельного мышления. Одним из важнейших средств, которые оказывают содействие выполнению этой задачи, есть проблемное обучение. Суть проблемного обучения состоит в создании перед учениками проблемных ситуаций в процессе общей деятельности учеников и учителя. Такое обучение осуществляется по общей схеме: учитель создает проблемную ситуацию, ученики анализируют ее, сознавая неизвестное для себя, и ищут способы решения проблемы. Учитель помогает ученикам, организовывая их работу и представляя необходимую для решения проблемы информацию. Это первый уровень проблемности.

Второй уровень проблемности отличается от первого тем, что учитель вместе с учениками анализирует ситуацию и подводит их к проблеме, а они уже самостоятельно формулируют задание и решают его.

Третий уровень состоит в том, что ученикам сообщается проблемная ситуация, а ее анализ, выявления проблемы, формирования задач и выбор оптимального решения они осуществляют самостоятельно. Результатом проблемного обучения являются новые знания, умения и способы умственной деятельности. Основной формой проблемного обучения является урок. Проблемный подход широко можно использовать при изучении периодического закона Д.И. Менделеева.

Важным приемом развития, у учеников, диалектного мышления является подведение их к парадоксальной ситуации. Приведем пример. Опыт показывает, что учащиеся, как правило, закрепляют за каждым химическим веществом ярлык одного – единственного агрегатного состояния: кислород только газообразен, сера исключительно твердое вещество. Наличие у веществ нескольких агрегатных состояний для учащихся будет нетрадиционным сообщением.

Полезно в данном случае провести параллель между веществом и водой. Из личного опыта каждый знает, что вода существует в трех агрегатных состояниях: газообразном, жидком и твердом, но обычно эти знания выпадают из поля зрения учащихся. Акцентирование внимания школьников на аналогии агрегатных состояний вещества и воды позволит им более глубоко и всесторонне усвоить материал о физических свойствах кислорода, о динамичности, изменяемости его состояний.

Решение задач – признанное средство развития мышления учащихся, а также формирования творческой компетентности. Решение задач способствует более глубокому и прочному усвоению учащимися знаний, развитию их способностей к химии, формированию умений применять знания в новых ситуациях. Задачи же повышенной сложности служат своеобразным мостом между школьной программой и реальными задачами, которые придется решать многим учащимся в будущем.

Для повышения интереса к химии, использую проектную деятельность. Во время работы над проектом, учащиеся дома проводят опыты, используют дополнительную литературу, интернет ресурсы.

На развитие компетентности учащихся определенное влияние оказывает привлечение дополнительного материала в качестве источника приобретения знаний. Главное, чтобы учащиеся поняли, что учитель сам не может не использовать дополнительный материал и поощряет любую попытку ученика привлекать разнообразные источники для приобретения новых знаний. Здесь большую роль играют рефераты, которые при изучении материала 10-11 класса становятся более содержательными и разнообразными. И, если в 8-9 классе к подготовке рефератов привлекается небольшая часть учащихся, то в 11 классе к защите рефератов привлекается основная часть учащихся. Ребятам с литературными наклонностями предлагаю написать химическую сказку.

Провожу нестандартные уроки: КВН, «Морской бой», урок взаимообучения в микрогруппах.

Следует обратить внимание на использование в обучении подростков элементов занимательности. Уроки в средних классах должны быть яркими, эмоционально насыщенными. Поэтому использую загадки, рассказы, кроссворды, химические игры («Лото наоборот», «Третий лишний», «Счастливый билет», «Химическая эстафета»), игровые моменты.

Для повышения мотивации использую приемы:

1) индивидуальная беседа с учащимися;

2) использование ситуации успеха;

3) акцентирование внимания на талант и способности ученика;

4) использование разнообразных форм обучения: нестандартные формы уроков,

игры, конкурсы, химические сказки, упражнения «Продолжи мысль», «Докажи схему», «Создай тест», «Учась учусь».


Итак, использование разнообразных методов обучения способствует стойкому интересу к предмету, умственному развитию, познавательной активности, что является одним из необходимых условий формирования компетентности.

Литература.

1) Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий. М.: Просвещение, 2003.

2) Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Гуманитарное изд-во ВЛАДОС, 2002.

3)Родыгина И. В. “Компетнтностно ориентированний подход к обучению. Генезис проблемы критериев оценивания учебных достижений учеников”. Научное издание, Донецк, Каштан, 2008.

4


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.