12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шматько Наталья Евгеньевна65

Технология обучения отгадыванию загадок

К.Д. Ушинский, придавая огромное значение развитию «дара слова», под­чёркивал значение его для развития мыслительной деятельности ребёнка и его дальнейшего обучения. «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета»1.

Исследователь загадки как художественного жанра В.П. Аникин считал, что «внимание к предельно конкретной предметности объясняется поэтиче­ской природой загадки. Не существует образа овоща вообще, но есть огурец, редька, капуста, лук... Их-то, эти конкретности и изображает загадка как ху­дожественный жанр, отражающий действительность в образах»2

О том, что общее высокое развитие ребёнка и хорошо развитая устная речь позволят ему быстрее овладеть навыком чтения, писал известный педа­гог и методист В.П. Вахтеров: «Чем развитее ученик, тем легче он схватывает логические и грамматические связи между отдельными словами в целом предложении, тем лучше читает. Заботясь о развитии детей, мы тем самым облегчаем им механизм чтения»3.

Что такое загадка? Энциклопедический словарь определяет её как «за­мысловатый вопрос или иносказание, требующие ответа, выраженные в краткой или занимательной форме, иногда в стихотворной». Литератур­ная энциклопедия определяет загадку как «замысловатый вопрос, выра­жаемый обычно в форме метафоры». Иносказание, метафоричность не являются обязательным свойством загадки, существуют разные виды за­гадок. Та же литературная энциклопедия сообщает, что первоначально загадка служила культу, являясь раскрытием религиозной тайны или - мифов. Загадка также служила в старину одним из способов испытания мудрости: судьба человека зависела от его находчивости (этот мотив часто используется в сказках, легендах). В свадебных обрядах некоторых народов до сих пор жених, например, получает право сесть рядом с невестой только в том случае, если смеет разгадать предложенные ему загадки. У некоторых финских племён сохранился до наших дней обычай устраивать вечера загадок.

В святочных увеселениях русского народа загадки тоже играли большую роль, вплетаясь в песни, обряды, они становились как бы составным элементом этих обрядов.

В дошкольной педагогике уже давно признано, что загадка - это один из семи ежедневных видов игр - дидактическая игра. (1) игрушка - пирамидка и т.п.; 2) настольные игры - домино и т.п.; 3) словесные игры - загадки).

Различают несколько видов загадок:

- загадка-описание: «Рано встаёт, громко поёт, детям спать не даёт»;

- загадка создаётся через метафору: «Красный Ивашка, деревянная рубашка, где носом проведёт, там след оставляет»;

- загадка строится на сравнении с предметами, в чём-то похожими, но имеющими существенное от них отличие (отрицательный параллелизм): «Не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает»;

- загадка шуточная: «На дереве сидело семь голубиц, я стрельнул, двух убил, сколько осталось?»;

- загадка, построенная на игре слов: «от чего утки плавают».

В младшей и средней группах преимущественное место занимают загадки описания и метафорические: предмет, который загадывается, скрыт, он изображается с помощью другого предмета. В речевой форме загадки выделен характерный признак загадываемого предмета. Например: «Сижу верхом, не знаю на ком, знакомца встречу, соскочу - привечу» (шапка). Такая лаконичная загадка-описание, фиксирующая характерные признаки, может и не отражать существенные признаки предмета, но указывается его назначение. Например, в загадке о стуле указано назначение данного предмета: «С ножками, но не хожу, со спиною, но не лежу, всегда стою, а всем сидеть велю».

Нередко в загадке отражены всего лишь 1-2 характерных признака предмета, причём отражены именно те при знаки предмета, которые отражают необычность, неповторимость данного предмета, своеобразие объекта загадывания. Важно заметить, что загадка составляется часто на основе отдалённого сходства двух предметов.

Отгадывание любого вида загадок представляет собой довольно сложную мыслительную задачу. Психолог Ш.А. Надирашвили , описывая ход умственной деятельности в процессе отгадывания, выделяет три умственных действия:

1) действие восстановления образа предполагаемого предмета отгадывания по признакам, отражённым в речевой формулировке загадки;

2) действие по соотнесению признаков предполагаемого объекта отгадывания с признаками, зафиксированными в речевой формулировке - в загадке («акт объективации в процессе отгадывания»);

3) принятие решения, обоснование отгадки. Осознание отгадки выра­жается при речевом её объяснении.

Основным умственным действием является второе, так как для то­го, чтобы соотнести слова с признаками предмета, необходимы знания о предмете. Следовательно, основой правильного отгадывания служат знания о признаках конкретного предмета, о котором придумана загадка.

Учитывая то, что загадка отражает видовые признаки предметов, и в пси­хологическом механизме разгадывания загадок на первый план выступает знание признаков конкретных предметов, необходимо особое внимание уделять при подготовке детей к отгадыванию формированию у них зна­ний об особенностях предметов.

В соответствии с психологическим механизмом отгадывания загадки, в технологии (при подготовке к опробованию и во время его, перед предстоящим видом деятель­ности, во время умывания и в др.) педагогу предлагается выполнить с детьми три действия.

Первое действие - рассмотреть предмет. Во время рассматривания пе­дагог старается ввести слова-метафоры (из текста загадки) - сравнения рас­сматриваемого предмета с другим предметом. А потом загадывается загадка. Малыши, как правило, сразу кричат отгадку. Однако объяснить сразу не мо­гут. (См. DVD «Малыш уже вырос» - опробование капусты и загадка о ней).

Второе действие. Теперь важно, чтобы текст загадки они сопоставили с образом предмета, увидели эти признаки в предмете. Педагог обращает их внимание на текст загадки, который они уже слышали во время рассматри­вания. Малыши начинают ещё раз вслушиваться. Так дети готовятся к тому, чтобы начать отвечать на самый трудный вопрос: «Почему в загадке листья капусты назвали одеждой?» Это самый трудный вопрос - ответив на него, ребёнок откроет механизм не только отгадывания, но и придумывания, сочинения своих загадок. Но это случится уже в средней группе.

Третье действие. Ещё раз читается загадка и теперь уже ребёнок должен вполне осознанно, произвольно назвать отгадку, так как он может объяснить метафору.

Итак, основой для обучения детей отгадыванию загадок является система знаний о предметах, которая ярко проявляется в умении ребёнка состав­лять описательные рассказы о них. Описательные рассказы - это основа для первого вида загадок - загадки-описания. На их основе появляется возможность введения второго вида загадок - метафорических.

1

2

3

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.