12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Елена Владимировна31394
Учитель биологии и химии высшей квалификационной категории, руководитель РМО учителей биологии и химии
Россия, Хабаровский край


Технология «Портфолио»

как способ фиксирования, накопления и оценки

индивидуальных достижений обучающихся


Бобырь Елена Владимировна

учитель высшей квалификационной категории

МКОУ СОШ № 1 им. В.С. Богатырева

р.п. Охотск, Хабаровский край


Идея портфеля или папки индивидуальных учебных достижений учащихся становится в нашей стране всё более популярной, но больше всего им пользуются преимущественно в школе или средней ступени образовательного пространства. Бытует мнение, что школа XXI века – это «школа портфолио», именно поэтому идея портфолио является одним из основополагающих элементов инновации в образовании.

Технология «Портфолио» – это способ фиксирования, накопления и аутентичного оценивания индивидуальных образовательных результатов учащегося в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности:

учебной,

творческой,

социальной,

коммуникативной.

Портфолио нечто большее, чем просто папка ученических работ; это – заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения ученика в различных областях».

Педагогическая идея портфолио предполагает:

смещение акцента  с недостатков знаний  и умений учащихся на конкретные достижения по данной теме, разделу, предмету;

интеграцию количественной и качественной оценок;

доминирование самооценки по отношению к внешней оценке.

«Портфолио» в большей степени, чем традиционное оценивание нацелено на выявление:

объективно существующего уровня владения умениями и навыками;

пробелов в подготовке;

трудностей усвоения;

уровня сформированности умений и их совершенствования путем внесения коррекции в учебный процесс;

положительных мотивов учения;

интереса к предмету;

уровня развития мыслительной деятельности;

уровня критического отношения к учебной деятельности.

Технология «Портфолио» помогает решить следующие педагогические задачи:

поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

формировать умение  учиться – ставить цели, планировать  и организовывать собственную  учебную деятельность;

поощрять  их активность  и самостоятельность,  расширять возможности обучения и самообучения;

развивать навыки рефлексивной  и оценочной  деятельности учащихся, формировать адекватную самооценку;

содействовать индивидуализации образования;

определять количественные и качественные индивидуальные достижения;

создавать предпосылки и возможности для успешной социализации.

В основу структуры портфолио положены основные компетентности:

– овладение общеучебными умениями и навыками, способами познавательной деятельности, обеспечивающими успешное изучение любого учебного предмета школьной программы, изучаемого в начальной, средней и старшей школе;

– воспитание интереса к школе и учению, стремление к самообразованию, развитие учебно-познавательной мотивации, умения организовывать, контролировать и оценивать учебную деятельность;

– формирование умений учебного сотрудничества, воспитания, коммуникативной речевой и языковой компетентностей (участие в учебном диалоге, коллективном обсуждении предположения или проблемы).

Одним их самых универсальных для учащихся является «Портфолио достижений», цель создания которого может сводиться к доказательству прогресса в обучении по результатам, приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной, творческой, спортивной, лидерской и другой деятельности.

При составлении учебного портфолио учащемуся необходимо включить три основных элемента:

сопроводительное письмо с кратким описанием основных целей работы, а также предназначение и непосредственное описание работ;

оглавление с перечислением всех элементов портфолио;

заключительная часть с выводами и самооценкой, представленных работ.

В портфолио может включать:

исследовательские работы и рефераты,

проектные работы,

техническое творчество (приборы модели, макеты),

участие в олимпиадах, викторинах и конкурсах,

участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях,

работы по искусству или другие формы творческой активности  (участие в школьном театре, ВИА-студии, хоре, оркестре),

элективные факультативы и курсы,

занятия в учреждениях дополнительного образования,

спортивные достижения,

другое.

Портфолио оформляется в виде творческой книжки учащегося с приложением его работ, представленных в виде текстов, электронных версий, фотографий и видеозаписей. В приложении прикладываются грамоты, дипломы, сертификаты, свидетельства с индивидуальными образовательными достижениями: результаты олимпиад, конкурсов и исследовательских работ, спортивные достижения, мир увлечений.

Портфолио учебных достижений имеет следующие достоинства:

– важен не только результат, но и сам процесс создания своего стиля работы учащимся любого возраста;

– портфолио позволяет сохранить в нём индивидуальность обучающегося, придает особое значение титульному листу, отражающему авторство папки индивидуальных учебных достижений;

– создание названий файлов-компонентов и работа с ними – это процесс творческий, ориентированный на самостоятельность выбора, воображение, открытие, поиск;

– процесс создания портфолио, работа с ним, обмен опытом друг с другом дают возможность авторам осуществлять самооценку своей самостоятельной познавательной деятельности и совершенствовать её;

применение портфолио позволяет учителю создать для каждого ученика индивидуальную ситуацию «переживания успеха»;

портфолио – это форма представления личной направленности достижений в учебе конкретного учащегося, которая отвечает задачам профильного обучения.

Работа с портфолио начинается с начальной школы. Отмечу в ней большую роль учителей начальной школы и как обязательное условие успешной работы – знакомство родителей с данной технологией, потому что работа над портфолио это коллективный труд, в котором должен участвовать не только ребёнок, но и его родители. В средней и старшей школе педагоги стремятся конструировать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты учащихся в рамках образовательного учреждения. Тогда данный процесс является целенаправленным, осуществляется преемственность в обучении. Учащийся, переходя на следующую ступень обучения, умеет представлять свои успехи и достижения. Как инструмент «личного и профессионального развития» портфолио в дальнейшем может использоваться учеником при поступлении в вуз, а выпускником института стать визитной карточкой для приёма на работу.

Таким образом, портфолио это необходимый документ, который помогает не только отразить и оценить знания учащегося по различным предметам и дисциплинам, но и показать его межпредметные компетенции и прочие достижения, в том числе в творческой и спортивной областях. Подобная «копилка» успехов помогает поднять самооценку учащегося, раскрыть его креативность и стимулировать развитие.  


k1610618425.png


Используемые источники:

https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/175254-ocenka-jeffektivnosti-portfolio-uchaschegosja

https://urok.1sept.ru/articles/507791

https://infourok.ru/statya-tehnologiya-portfolio-v-deyatelnosti-pedagoga-nachalnoy-shkoli-507464.html

https://www.yaklass.ru/novosti/akcii-i-novosti-za-2020-god/stati-i-novosti-za-10-2020/portfolio-uchenika-sostavlyaem-analiziruem-uluchshaem

http://naukarus.com/portfolio-kak-forma-otsenki-lichnostnyh-dostizheniy-shkolnikov

https://w7.pngwing.com/pngs/922/527/png-transparent-school-desktop-child-school-child-desktop-wallpaper-graphic-arts.png


Опубликовано


Комментарии (2)

Щукина Вера Александровна, вчера в 20:50 2 Ответить Пожаловаться
Елена Владимировна, спасибо за знакомство с технологией "Портфолио".
Елена Владимировна, сегодня в 04:16 2 Ответить Пожаловаться
Благодарю Вас за внимание к моей публикации, Вера Александровна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.