Статья «Технология "Портфолио" как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающихся»
Технология «Портфолио»
как способ фиксирования, накопления и оценки
индивидуальных достижений обучающихся
Бобырь Елена Владимировна
учитель высшей квалификационной категории
МКОУ СОШ № 1 им. В.С. Богатырева
р.п. Охотск, Хабаровский край
Идея портфеля или папки индивидуальных учебных достижений учащихся становится в нашей стране всё более популярной, но больше всего им пользуются преимущественно в школе или средней ступени образовательного пространства. Бытует мнение, что школа XXI века – это «школа портфолио», именно поэтому идея портфолио является одним из основополагающих элементов инновации в образовании.
Технология «Портфолио» – это способ фиксирования, накопления и аутентичного оценивания индивидуальных образовательных результатов учащегося в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности:
– учебной,
– творческой,
– социальной,
– коммуникативной.
Портфолио нечто большее, чем просто папка ученических работ; это – заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения ученика в различных областях».
Педагогическая идея портфолио предполагает:
– смещение акцента с недостатков знаний и умений учащихся на конкретные достижения по данной теме, разделу, предмету;
– интеграцию количественной и качественной оценок;
– доминирование самооценки по отношению к внешней оценке.
«Портфолио» в большей степени, чем традиционное оценивание нацелено на выявление:
– объективно существующего уровня владения умениями и навыками;
– пробелов в подготовке;
– трудностей усвоения;
– уровня сформированности умений и их совершенствования путем внесения коррекции в учебный процесс;
– положительных мотивов учения;
– интереса к предмету;
– уровня развития мыслительной деятельности;
– уровня критического отношения к учебной деятельности.
Технология «Портфолио» помогает решить следующие педагогические задачи:
– поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
– формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
– поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
– развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся, формировать адекватную самооценку;
– содействовать индивидуализации образования;
– определять количественные и качественные индивидуальные достижения;
– создавать предпосылки и возможности для успешной социализации.
В основу структуры портфолио положены основные компетентности:
– овладение общеучебными умениями и навыками, способами познавательной деятельности, обеспечивающими успешное изучение любого учебного предмета школьной программы, изучаемого в начальной, средней и старшей школе;
– воспитание интереса к школе и учению, стремление к самообразованию, развитие учебно-познавательной мотивации, умения организовывать, контролировать и оценивать учебную деятельность;
– формирование умений учебного сотрудничества, воспитания, коммуникативной речевой и языковой компетентностей (участие в учебном диалоге, коллективном обсуждении предположения или проблемы).
Одним их самых универсальных для учащихся является «Портфолио достижений», цель создания которого может сводиться к доказательству прогресса в обучении по результатам, приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной, творческой, спортивной, лидерской и другой деятельности.
При составлении учебного портфолио учащемуся необходимо включить три основных элемента:
– сопроводительное письмо с кратким описанием основных целей работы, а – также предназначение и непосредственное описание работ;
– оглавление с перечислением всех элементов портфолио;
– заключительная часть с выводами и самооценкой, представленных работ.
В портфолио может включать:
– исследовательские работы и рефераты,
– проектные работы,
– техническое творчество (приборы модели, макеты),
– участие в олимпиадах, викторинах и конкурсах,
– участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях,
– работы по искусству или другие формы творческой активности (участие в школьном театре, ВИА-студии, хоре, оркестре),
– элективные факультативы и курсы,
– занятия в учреждениях дополнительного образования,
– спортивные достижения,
– другое.
Портфолио оформляется в виде творческой книжки учащегося с приложением его работ, представленных в виде текстов, электронных версий, фотографий и видеозаписей. В приложении прикладываются грамоты, дипломы, сертификаты, свидетельства с индивидуальными образовательными достижениями: результаты олимпиад, конкурсов и исследовательских работ, спортивные достижения, мир увлечений.
Портфолио учебных достижений имеет следующие достоинства:
– важен не только результат, но и сам процесс создания своего стиля работы учащимся любого возраста;
– портфолио позволяет сохранить в нём индивидуальность обучающегося, придает особое значение титульному листу, отражающему авторство папки индивидуальных учебных достижений;
– создание названий файлов-компонентов и работа с ними – это процесс творческий, ориентированный на самостоятельность выбора, воображение, открытие, поиск;
– процесс создания портфолио, работа с ним, обмен опытом друг с другом дают возможность авторам осуществлять самооценку своей самостоятельной познавательной деятельности и совершенствовать её;
– применение портфолио позволяет учителю создать для каждого ученика индивидуальную ситуацию «переживания успеха»;
– портфолио – это форма представления личной направленности достижений в учебе конкретного учащегося, которая отвечает задачам профильного обучения.
Работа с портфолио начинается с начальной школы. Отмечу в ней большую роль учителей начальной школы и как обязательное условие успешной работы – знакомство родителей с данной технологией, потому что работа над портфолио – это коллективный труд, в котором должен участвовать не только ребёнок, но и его родители. В средней и старшей школе педагоги стремятся конструировать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты учащихся в рамках образовательного учреждения. Тогда данный процесс является целенаправленным, осуществляется преемственность в обучении. Учащийся, переходя на следующую ступень обучения, умеет представлять свои успехи и достижения. Как инструмент «личного и профессионального развития» портфолио в дальнейшем может использоваться учеником при поступлении в вуз, а выпускником института стать визитной карточкой для приёма на работу.
Таким образом, портфолио – это необходимый документ, который помогает не только отразить и оценить знания учащегося по различным предметам и дисциплинам, но и показать его межпредметные компетенции и прочие достижения, в том числе в творческой и спортивной областях. Подобная «копилка» успехов помогает поднять самооценку учащегося, раскрыть его креативность и стимулировать развитие.

Используемые источники:
https://urok.1sept.ru/articles/507791
http://naukarus.com/portfolio-kak-forma-otsenki-lichnostnyh-dostizheniy-shkolnikov
Щукина Вера Александровна
Елена Владимировна
Колышкина Елена Владимировна
Елена Владимировна