Консультация учеников «Технология работы по формированию речи у неслышащих обучающихся с кохлеарным имплантом»
Технология работы по формированию речи у неслышащих обучающихся с кохлеарным имплантом
В отечественной сурдопедагогике обучение детей с нарушениями слуха устной речи всегда рассматривалась как приоритетная задача, решение которой содействует их более полноценному личностному развитию, социальной адаптации (Багрова И.Г., Бельтюков В.И., Волкова К.А., Зикеев А.Г., Зыков С.А., Зыкова Т.С., Кузьмичева Е.П., Леонгард Э.И., Назарова Л.П., Носкова Л.П., Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф., Шелгунова Н.И., Шматко Н.Д., Яхнина Е.З. и другие). Полноценное владение глухим ребенком устной речью предполагает развитие способности достаточно свободно понимать обращенную речь собеседника и говорить внятно, понятно для окружающих. Эти два процесса взаимосвязаны, их формирование осуществляется с опорой на развивающееся слуховое восприятие неслышащих школьников при постоянном использовании индивидуальных слуховых аппаратов.
Однако даже самые современные слуховые аппараты не позволяют глухому ребенку полноценно слышать речь. В последние десятилетия в нашей стране широкое распространение получило новое направление реабилитации лиц с тяжелыми формами тугоухости и глухоты – кохлеарная имплантация (М.Р.Богомильский, И.Н.Дьяконова, Н.А.Дайхес, И.В.Королева, Э.В.Миронова, И.В.Рахманова, Г.А.Таваркиладзе, Ю.М.Овчинников, А.А.Ланцев, Ю.К.Янов и др.).
В настоящее время кохлеарная имплантация – это один из самых эффективных методов помощи глухим. Данное устройство позволяет им реагировать на окружающие звуки и лучше ориентироваться в пространстве, а также быть социально адаптированными в слышащую среду. Уровень слухового восприятия ребенка позволяет различать все звуки речи, в том числе и высокочастотные (пороги слуха соответствуют 1 степени тугоухости, что несколько затрудняет восприятие шипящих и свистящих согласных, произносимых тихим голосом). В мире уже более 2000000 глухих людей пользуются кохлеарными имплантатами, значительную часть из них составляют дети. В России, где в 2010 году число пациентов с КИ превышало 4000 человек, эти операции проводятся в Санкт- Петербурге, Москве и нескольких других городах.
Дабы понять суть хирургического вмешательства, приведу следующие термины:
Кохлеарная имплантация – операция по протезированию слуха с вживлением специального устройства, которое берет на себя функции волосковых клеток улитки (структуры внутреннего уха). В результате акустического или токсического повреждения, а также по мере старения человека, в волосковых клетках могут развиться необратимые изменения, и они перестают выполнять свои функции.
Учитывая, что задача этих клеток заключается в преобразовании механических колебаний звука в электрические сигналы, далее поступающие в мозг, неудивительно, что у человека развивается постепенная и часто неизлечимая потеря слуха.
Суть протезирования
Кохлеарный имплантат – миниатюрное двухкомпонентное устройство, изготовленное из биологически нейтральных материалов. Это значит, что при вживлении в живые ткани тела, организм не реагирует на это устройство аллергией, воспалительными процессами и не отторгает имплантат.
Два компонента имплантата – это:
Приемник акустических сигналов, который устанавливается подкожно и электродная цепочка, вживляемая через барабанную полость в улитку.
Речевой процессор, устанавливаемый снаружи, вне тела пациента. В процессор входят микрофон, микропроцессор и передающие устройство, посылающее сигналы на приемник.
Кохлеарная имплантация – это комплексная система мероприятий, направленная на полноценную социальную адаптацию детей и взрослых с глубокой потерей слуха. Она включает не только хирургическое вмешательство с целью восстановления слухового ощущения путем электрической стимуляции волокон слухового нерва. Но, также наиболее важным и длительным этапом является реабилитация, основные задачи которой состоят в подключении речевого процессора и педагогической работе с имплантированными в разных направлениях, в том числе и по подготовке их к общению в обществе слышащих. Поэтому, дети, перенесшие операцию кохлеарной имплантации, нуждаются в специальной работе по развитию речевого слуха.
Для организации обучения имплантированных детей должны соблюдаться два основных условия: ребенок должен постоянно находиться в нормальной речевой среде и получать систематическую коррекционную помощь. Исследования (Н.Д. Шматко и другие), практический опыт обучения таких детей показывают, что успешность их реабилитации зависит от эффективности проводимой коррекционной работы, собственной мотивации, личностных особенностей учащихся.
Основные направления работы по формированию устной речи имплантированных обучающихся
Основными направлениями коррекционной работы по формированию речи имплантированных детей является:
· выработка потребности в речевом общении;
· работа над развитием слухового восприятия;
· формирование звуко-слоговой структуры слова;
· развитие импрессивного и экспрессивного словаря;
· развитие слухоречевой памяти;
· овладение грамматической стороной речи.
Работа по формированию произношения и развитию слухового восприятия, осуществляемая на индивидуальных занятиях в 1 классе, включает в себя:
· работу над восприятием просодики речевых стимулов (сила, высота, ритм, словесное ударение, интонация).
· работу по восприятию звуков русской речи; развитие навыков обнаружения и локализации звуков в пространстве, различения и опознавания окружающих звуков и речи.
· различение и опознавание на слух: простых предложений, предложений с однородными членами (подлежащим или дополнением); словосочетаний - существительные, местоимения, числительные, союзы (и,а), частицы (еще); слов, работу по восприятию слов: длина слова, идентификация слов при закрытом и открытом выборе; усложнение структуры предложения; воспроизведение ритмического рисунка фраз – заучивание рифмовок;
· работу над восприятием текстов: восприятие на слух незнакомых текстов, состоящих из 6-7 коротких предложений;
· работу над диалогической речью;
· работу по восприятию шепотной речи с расстояния 2-х метров;
· занятия по телефону.
Необходимо сначала изучить индивидуальные речевые особенности имплантированных учащихся и строить работу, осуществляя индивидуальный подход. Работа по формированию устной речи имплантированных учащихся на индивидуальных занятиях начинается с планирования речевого материала.
Опираясь на программы I и II видов, отбирается речевой материал для слуховой тренировки из таких тем, как: «Учебная деятельность», «Организация занятий», «Моя семья», «Мой класс», «Времена года», «Одежда», «Овощи-фрукты», «Пища», «Домашние и дикие животные», «Посуда», «Мебель», «Кухня» и другие. Тема «Учебная деятельность» может включать в себя фразы, например:
Здравствуй
До свидания
Как тебя зовут?
Как твоя фамилия?
Сколько тебе лет?
Как зовут твою учительницу?
Можно спланировать работу по развитию речевого слуха по дням, например: вторник – слушание сказок, среда – слушание музыки, четверг – разговор по телефону с мамой. Начинать надо с воспитания внимания к телефонному звонку, учить слушать сигнал телефона, затем отвечать, когда есть речевой сигнал. На начальном этапе диалоги могут состоять из простых фраз, например:
Мама, привет!
Как дела?
У меня тоже
Я учусь
Пока
Затем постепенно речевой материал усложняется. Важно учить ребенка вслушиваться в речь мамы. Сначала необходимо отработать фразы по табличкам: в той последовательности, в которой они записаны, вразбивку, вразбивку в ином порядке, а потом включать новую фразу.
Для эффективной работы использовать различные пальчиковые гимнастики, психогимнастики с движениями, артикуляционные гимнастики, «Шумящие коробочки», «Формы-вкладыши» различных вариантов, игры на соотнесение цвета и формы «Разложи шарики по цвету», «Вставь фигуры в прорези», напольные коврики – пазлы». Для развития двигательных навыков, сенсорного восприятия: ходьба по коврику с различным наполнением: узелки, шарики крупные и мелкие, по сенсорному коврику с следочками (что можно сделать своими руками из подручных материалов).
Педагог-психолог, направляет работу на развитие когнитивной сферы и коммуникативных навыков детей. Помогает ребенку с кохлеарным имплантом учиться жить в обществе сверстников и взрослых, т.е. стать социально-эмоционально компетентным. При организации работы с такими детьми педагог-психолог использует различные методы: игротерапию, арт-терапию, психогимнастику, работу в сенсорной комнате.
Также психолог оказывает психологическую поддержку родным и близким при работе с ребенком с КИ.
В связи с этим разрабатываются и организуются системы обучения родителей развитию детей с нарушениями слуха. В отличие от традиционных подходов эта система направлена не на то, чтобы научить родителей проводить с ребенком специальные занятия и заменять сурдопедагога, а развивать слуховое восприятие, понимание речи и устную речь в процессе выполнения ежедневных дел. В целом система включает:
подготовку учебной литературы и видео материалов для родителей детей с нарушениями слуха, подготовку учебной литературы и видео материалов для педагогов по обучению родителей, обучение родителей особенностям общения с ребенком, обеспечивающим оптимальные условия для развития у него речи, обучение родителей контролю работоспособности КИ, состояния слуха ребенка с КИ, обучение родителей развитию у ребенка слуха и речи с КИ, коммуникативных и когнитивных навыков, эмоционально-волевых качеств, приемам вызывания, стимуляции высказываний/ голосовых реакций ребенка в процессе игры и ежедневных дел, помощь в организации условий для реабилитации по месту жительства .
Успешность коррекционно-педагогической помощи зависит от ряда условий и возможностей, однако не стоит забывать, что, по мнению Л.С.Выготского, что дети «должны развиваться и воспитываться, следуя общим интересам, склонностям, законам детского возраста и в процессе развития усваивать речь». Кохлеарная имплантация – это, возможно, единственный шанс для глухого малыша максимально приблизиться к нормально слышащим сверстникам, пусть не сразу, через несколько лет, но так, чтобы практически ничем не отличаться от них. Главное – реализовать представившуюся возможность путем ежеминутного целенаправленного общения с ребенком, ежедневных занятий. Этот путь труден, но возможен. И награда за него велика – возможность для глухого человека полноценно жить в мире слышащих.