Технология УДЕ – образовательное пространство успешности ребенка

6
0
Материал опубликован 26 July 2021









Технология УДЕ – образовательное

пространство успешности ребенка












Ларионова Наталья Анатольевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №43 г. Ставрополя

имени Героя РФ В.Д. Нужного






Введение

Основу начального курса математики по УДЕ составляют четкие представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах и основанное на этих значениях, осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.

Вычислительные навыки в табличных случаях предусматривается довести до автоматизма. Это одна из центральных задач курса математики в начальной школе.

Обучение начальной математики проходит в тесной неразрывной связи с воспитанием и развитием учащихся. Занятия математикой способствуют формированию у детей основ научного мировоззрения, развивают познавательные способности, воспитывают добросовестное отношение к учебе.

Программа предусматривает усвоение математических понятий на конкретном жизненном материале, а это дает возможность показать детям, что все понятия и правила, с которыми они знакомятся на уроках, служат практике, родилась из потребностей жизни. Это кладет начало правильному пониманию связи между наукой и практикой.

Первоначальное ознакомление детей с разного рада зависимостями является важной основой для обучения в последующем умении раскрывать причинные связи между явлениями окружающей действительности. На основе собственных практических действий учащиеся знакомятся с некоторыми закономерностями, учатся применять приобретенные знания при решении практических вопросов.

В методологии УДЕ делается акцент на развитие мышления детей, а это положительно складывается на всем последующем умственном развитии учащихся.

Развитию мышления детей сегодня в школе уделяется особое внимание и поэтому в обучение включается система содержательно-логических заданий, направленных на развитие и совершенствование мыслительных операций.

При построении уроков обеспечивается прочность усвоения информации при существенном сокращении расхода учебного времени, т.к. основное внимание уделяется крупноблочному построению содержания учебного предмета математики.

В курсе изучения математики начальных классов по методике укрупнения дидактических единиц (УДЕ) чаще всего применяются следующие элементы:

Сравнение чисел

Восстановление деформированных равенств;

Совместное и одновременное изучение взаимно-обратных действий;

Обращение упражнения;

Освоение и составление граф-схем.

Матричные задания;

В предлагаемом комплекте для учителя начальных классов разъяснены некоторые приемы технологии УДЕ, а также включены разработки уроков по математике.

Сравнение чисел

Количественное сравнение предметов и групп предметов может проводиться на двух уровнях:

-установление отношений «больше», «меньше» или «столько же»;

- установление кратного отношения «сколько раз» без использования мерки посредника и с её применением.

Количественное сравнение проводится после установления общего качества – признака, по которому количественное сравнение.

Сравнение чисел осуществляется главным образом с опорой на наглядность – на сравнение двух соответствующих групп предметов. В учебнике Эрдниева П.М. Главным средством овладения числовым соотношением по УДЕ являются цветные бруски. Их удобно сравнивать по длине.

Пусть школьник еще не знает чисел 6 и 7, но знает число2. Тогда не устанавливая, сколько клеток в верхнем ряду и сколько в нижнем ряду, он может определить, что в верхнем ряду не хватает до нижнего 2 клетки, а нижний ряд превышает верхний на 2 клетки.

t1627284618ab.gift1627284618ab.gift1627284618ab.gift1627284618ab.gif

t1627284618ab.gift1627284618ab.gift1627284618ab.gift1627284618ab.gift1627284618ac.gift1627284618ac.gif


В учебнике УДЕ имеются задания, в которых требуется по одной таблице осуществить сравнение чисел предметов в двух направлениях: по горизонтали, по вертикали. Число (количество) предметов устанавливается детьми пересчетом или сложением по группам.

t1627284618ad.gift1627284618ad.gift1627284618ad.gift1627284618ad.gif

t1627284618ae.gift1627284618ae.gift1627284618ae.gift1627284618ae.gif

t1627284618af.gift1627284618af.gift1627284618af.gif

t1627284618ag.gift1627284618ag.gift1627284618ag.gif

Сравнивая затем количество предметов в двух верхних строках дети приходят к выводу: 4 кошки и 4 собаки. Кошек столько же, сколько собак:

4=4. Аналогично выясняется: 3 льва и 3 тигра, 3=3

Сравнивая равные числа различных предметов, дети учатся отвлекаться от всех иных свойств предметов, кроме их числа. Так возникает постепенно понятие « тождество». Затем проводится сравнение численности предметов по столбцам. Выясняем, кого больше (меньше) и на сколько.

При работе над сравнением чисел можно использовать следующие задания:

Сравнить числа

1∆1 2∆1

Напишите пропущенные числа в следующих равенствах и неравенствах

=2  >3 1+1= 3-1=

Сравните

3∆3+2 а+2∆

Напишите пропущенные числа

3+1> ≤3-1

Найдите знак арифметического действия

7∆2=9 15∆3=2

Решение неопределенных примеров. Они имеют не одно, а несколько решений.

-=5 +>5

t1627284618ah.jpgt1627284618ai.jpg

Такие опережающие упражнения создают обстановку активности и повышенному интересу к изучаемому предмету.

Все эти задания вызывают активизацию мыслительных процессов и в тоже время вполне доступны учащимся.

t1627284618aj.jpg

Решение деформированных примеров основано на многократном сравнении промежуточных результатов с конечным. Его решение более содержательно в психологическом отношении, т.к. при его решении возникает ситуация затруднения, являющаяся исходным пунктом активного мышления.

t1627284618ak.jpg

Большое значение для сравнения чисел имеет работа над числовым рядом, который иллюстрируется числовой прямой. Чтобы добиться понимания места какого – либо числа в численном ряду, следует предлагать парные вопросы на сравнение:

За каким числом следует 3? Перед каким числом стоит 2?

Между какими числами находится 2?

Какое число находится между числами 1и 3?

t1627284618al.gift1627284618al.gift1627284618al.gift1627284618al.gif

t1627284618am.gif

0 1 3

Взаимно-обратные действия

Совместное изучение взаимно-обратных действий делает возможным обновление методики изучения задач посредством решения групп взаимосвязанных задач, составляющих целостную единицу знания.

Учителя, использующие на своих уроках этот методический прием, называют данный подход «Метод обратной задачи».

При грамотном использовании данного приема вполне целесообразно уже в 1 классе научить преобразованию любой задачи в 1 действие в обратную ей и познакомить детей с формами контрастных мыслей.

С 1 класса в программе даются задачи на разностное сравнение ( 3 > 2 на 1). Основной методической целью обучения в 1 классе является умение учащихся преобразовать любую простую задачу в одно действие в обратную ей задачу.

Процесс преобразования задачи в одно действие в другую простую задачу (с сохранением числовых данных) удобно представить серией записей троек чисел:

а) 3, 4, [ ] – схема исходной задачи (до решения);

б) 3, 4, 7 – схема исходной задачи (после решения);

в) 3, [ ], 7 – схема первой обратной задачи;

г) [ ], 4, 7 – схема второй обратной задачи.


t1627284618an.jpg

Умение составлять тройку простых задач являются ключевым алгоритмом общего знания. Такой алгоритм является базисным психологическим умением, необходимым для рационального обучения любых вопросов математики и в старших классах.

В учебниках УДЕ усвоение знаний совершается на базе осмысления прежде всего связей пар терминов, понятий, употребленных совместно (сложение – вычитание, умножение – деление, преобразование прямой задачи в обратную, нахождение части (процента) числа и числа по его части (проценту)). Пары задач, пары формул, пары рисунков записываются друг против друга, в параллельных колонках («противопоставление облегчает, ускоряет наше здоровое мышление» И.И.Павлов).

Научившись извлекать дополнительные знания из противопоставляемых (словесно или графически) простейших контрастных носителей информации: (+; -; <; >; над- под). Ученику будет легче раскрывать содержание и более сложных ,но структурно столь же симметричных суждений в старших классах (взаимообратные функции, теорема и т.д.).

Наряду с простыми задачами, начиная с 1 класса вводятся составные задачи. Такие задачи направлены главным образом на сопоставление различных случаев применения арифметических действий.

Преобразование задачи в обратную удобно выполнить пользуясь граф-схемой.

Граф-схемы – это, говоря упрощенно – некоторая разветвленная сеть, состоящая из направленных стрелок, соединяющих изучение понятий и суждений.

При пользовании граф-схемами осуществляется следующий алфавит перевода между символикой и логическими их интерпретациями:


1t1627284618ao.gif ) клетка - суждение, высказывание.


2t1627284618ap.gif ) (стрелка) – связь между суждениями.


3t1627284618ap.gift1627284618aq.gif ) (двусторонняя стрелка) – равносильность суждений.


4t1627284618ar.gif ) клетка с вопросом - следствие не выявлено.

пустая клетка


Программа второго полугодия 1 класса включает решения составных задач, составных примеров.

Решение составных задач и примеров удобно показать в граф-схеме.

Например: Мише 7 лет, а его сестра Нина на 3 года старше. Сколько лет Пете, если он на 8 лет моложе Нины.

t1627284618as.gift1627284618at.gif

7t1627284618au.gif лет; на 3 >; на 8 <; ; на 3 >; на 8 <; 2 года.

t1627284618av.gif

Решение                                                         Решение

(отдельными действиями)

1) 7 + 3 = 10                                             1) 2 + 8 = 10

2) 10 – 8 = 2 (года)                                   2) 10 – 3 = 7 (лет)

Решение                                                    Решение

(в одну строчку)

7 + 3 – 8 = 2 (года)                                  2 + 8 – 7 = 10 (лет)


Решение прямой и обратной задачи в граф-схеме.

7 + 3

t1627284618ap.gift1627284618aw.gif=


t1627284618ap.gif8

10t1627284618aq.gift1627284618ax.gift1627284618ax.gif

            t1627284618as.gif

Здесь важно стрелки прямой задачи рисовать одним цветом, а стрелки обратной задачи другим цветом. Знаки действий прямой задачи писать по одну сторону стрелок, а обратной по другую.

Рассуждения примой задачи идут вправо и вниз, а обратной влево и вверх.

По такой граф-схеме, соединяющей числа, использованные в задаче, учащимся удобно вести рассуждения: стрелки показывают последовательность появления этих чисел в рассуждениях.

Обучению умению сопровождать рассуждения граф-схемой вовсе не имеет намерения быть автоматическим способом решения задач. Он дает схему самого процесса мысли, конечно, одинакового последовательного не только для всех задач, но и для всех случаев мышления

При обучении математике важно учить всех детей самостоятельно, находить путь решения предложенной задачи в соответствии с программными требованиями, применять простейшие общие подходы к решению задач.

Дети должны научиться лаконично, точно и четко объяснить, что следует из условия задачи, какие арифметические действия и в какой последовательности должны быть выполнены для получения ответа на вопрос задачи, обосновать выбор каждого действия и пояснить полученные результаты, составлять по задаче (со всеми необходимыми пояснениями) выражение, вычислять его значение, давать (устно) полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность решения задачи. Важно, чтобы учащиеся знали о возможности различных способов решения некоторых задач и сознательно выбирали наиболее рациональные из них.

В процессе работы над задачами крайне важно упражнять детей в самостоятельном составлении задач по различным заданиям учителя. Числовой и сюжетный материал для составления задач берется из окружающей действительности. Составление и решение такого рода задач способствуют не только лучшему осознанию особенностей структуры и хода решения задач различных видов, но и развитию творческого воображения детей, расширению их кругозора, укрепления связи обучения с жизнью.

Наряду с устными приемами вычислений в программе уделяется большее внимание обучению детей приемам письменных вычислений (два вида записи сложения и вычитания чисел в «столбик»два вида записи деления «углом»). Они вводятся уже со 2 класса при изучении сложения и вычитания в пределах 100. к концу 3 класса у детей формируется навыки правильных и быстрых письменных вычислений при сложении и вычитании многозначных чисел «умножение и деление на однозначное, двузначное, трехзначное число, деление с остатком.

Большое значение в программе УДЕ придается усвоению правил порядка выполнения действий. Соответствующий материал расположен в курсе равномерно в соответствии с расширением области рассматриваемых чисел и введения новых единиц измерения. Матрицы в обучении выполняют развивающую функцию, являются способом пространственной организаций знаний. Преимущество использования матриц в наглядности, лаконизме знаний, в использовании минимума исходной информации.

Вставь именованные числа. Предлагаемый курс дает возможность работу на уроке строить так, что доля самостоятельности ученика в процессе познания будет расти от темы к теме, от класса к классу.



Упражнения и задания, используемые на уроках


t1627284618ay.gif


Работа с матрицей

в

18


120

в:2


7




Реши магический квадрат

сумма чисел - 15

8

1






9

2



Решение деформированных примеров

t1627284618aq.gif9. - 14=12                       t1627284618aq.gif: 7+14=20

 t1627284618ap.gif                                       t1627284618ap.gif

∙ 

t1627284618az.gift1627284618ba.gif

Составь и реши четверку примеров

t1627284618bb.gift1627284618bc.gif

Урок математики. 1 класс

Тема: Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

Цели и задачи: упражнять детей в присчитывании и отсчитывании, закрепить умение решать задачи данного вида, формировать умение составлять обратные.

Ход урока:

Организационный момент. Сообщение цели урока.

Устный счет.

- Рассмотрите ряд чисел:

2,3,4.5,6,7.8,9,10,11,12

- Назовите однозначные, двузначные числа ряда

-t1627284618bd.gif Назовите наибольшее, наименьшее число ряда

- Уменьшите каждое число на 2, затем те же числа увеличьте на 5

Вывод: При увеличении числа на несколько единиц выполняли операцию сложения, а при уменьшении – вычитания.

Математический диктант. Запиши примеры.

- увеличить 9 на 4

- уменьшить 13 на 4

- увеличить 4 на 9

- уменьшить 13 на 9

Что получили? (четверку примеров)

Решение задач данного вида.

Осенью ребята заготовили для птиц 8кг семян, а зерен на 5 кг больше. Сколько зерен заготовили ребята?

8кг, на 5 кг >,  .  кг, на 5 кг >, 13кг. 8 кг, на  кг >, 13кг.


Решим задачу с помощью граф - схемы


13 - 5

t1627284618ap.gif

t1627284618aq.gif

t1627284618bh.gif + t1627284618bf.gift1627284618bg.gif   =

          8

Решение уравнений с комментированием.

9+х=14    14-а=9    5+у=14     в+9=14

Итог урока.

- На сколько увеличиваются ( уменьшаются числа)?

     t1627284618bn.gif                 t1627284618bk.gif

     t1627284618bl.gif      t1627284618bj.gif      t1627284618bm.gif




Урок математики. 2 класс

Тема: Решение задач

Цели и задачи: закреплять приемы устных вычислений, умение решать задачи, составлять граф – схемы, развивать творческое мышление, умение логически мыслить, воспитывать внимательность, любовь к природе.


Ход урока:

1. Организационный момент. Сообщение цели урока.

-Ребята, мы сегодня с вами отправимся на экскурсию

-Какое сейчас время года? Поэтому мы пойдем в осенний лес, где нас ждёт немало интересных встреч. Но чтобы войти в лес, мы должны показать хозяину леса – Лесовичку как хорошо научились считать.

2. Устный счет.

индивидуальная работа

1.составить четверку примеров 7,6, □ .

2.Сравнить:16-7*18-9 5*13-7 +  <  14-(8-2)*15-8

Фронтальный опрос

t1627284618bo.gift1627284618bp.gift1627284618bq.gift1627284618br.gif


4. Заполни магические квадраты:


t1627284618bs.gif                                          t1627284618bt.gif

Воспитательный момент.

-Молодцы, ребята, справились с заданием! Теперь Лесовик приглашает вас в лес. А вы знаете как надо себя вести в лесу? Не шуметь, не разбегаться, чтобы не заблудиться, не разорять птичьих гнезд, не есть неизвестные ягоды, не ломать кусты и ветки деревьев.

3. Запись числа.

Характеристика числа (однозначное или двузначное, состоит из .дес и .ед, предыдущее и последующее, четное или нечетное)

-Ребята, а нас кто-то встречает:

Отгадайте, кто? В лесу живёт и любит мёд, Зимою лапу он сосёт.

Правильно, медведь! Он принес нам свое задание. Это уравнения:

х+5=13 13-у=8

решение с комментированием

4. Работа с учебником.

А вот и зайчишка. Он просит решить нас задачи из учебника.

Решение задачи на стр. 55№1

-Прочитайте задачу

-О чем говорится в задаче? Назовите условие задачи.

-Что неизвестно?

-Можем ли мы ответить сразу на вопрос задачи? Почему?

(20+8)+20=48(метров) длина дорожки.

-Составим граф-схему

t1627284618bu.gif

Составьте обратную задачу.

Физминутка. Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивают росу.

В стороны руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, мы им покажем-

Руки сложили вот так.

6. Занимательная минутка.

-Ребята, а вы знаете, какая в лесу птица самая умная? Правильно, сова. Она приготовила нам задачи на смекалку:

-Тополь выше, чем береза. Береза ниже сосны. Кто выше всех? Ниже?

-Маша старше Димы, а Вова младше Маши, но старше Димы. Кто старше всех? Младше?

-Петя сильнее Вани, но слабее Кирилла. Кирилл сильнее

Пети, но слабее Толи. Кто из них самый сильный, а кто на втором месте?

7.Самостоятельная работа. Проверка веерами ( средство обратной связи)

-Ребята, а вот и грибок. Он опечален тем, что ветер унес цифры из примеров и он не может их решить. Поможем ему.

Деформированные примеры стр. 55 №5

8. Итог урока.

- Вот и закончилась наша экскурсия, а закончим мы её "Листопадом примеров"

-Составить как можно больше примеров:

7 ±  5

-Молодцы! Какое задание вам больше понравилось?


3 класс

Тема: Табличные случаи умножения и деления

Цели и задачи: закреплять знания табличных случаев умножения и деления, умение решать задачи изученных видов, развивать творческое мышление, умение логически мыслить, воспитывать внимательность, любовь к природе, интерес к предмету, развивать познавательную активность на уроке чувство товарищества.

Ход урока:

1. Организационный момент. Сообщение цели урока.

-Ребята, мы сегодня с вами совершим путешествие по волнам знаний в далекий океан. Но это будет не простое путешествие, а математическое. На уроке мы повторим табличные случаи умножения и деления, решение задач на увеличение и уменьшение.

Но для начала проведем тренировку на берегу.

2. Устный счет.

индивидуальная работа

1. решить уравнение

2. деформированные примеры

3. решить задачу

4. карточки на знание таблицы умножения

Фронтальный опрос:

2, 4, 6, 7, умножить на 4, 40, 400

увеличить, уменьшить 8 на, в 4

работа с веерами в решении примеров на табличное умножение и деление

3.Запись числа, чистописание

3 13 36 323 3192

- Расскажите о числах

-Многие тайны и загадки океана до сих пор остаются неразгаданными, но каждый год ученые открывают все новые и новые виды неведомых прежде животных. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них. Итак, в путь!

- Океан полон жизни. В нем насчитывается более 160 000 видов животных. Самая крупная рыба на Земле – китовая акула. Она весит около 40 тонн и достигает в длину 18 метров.

4. Составление примеров на табличное умножение.

- А мы сейчас с вами вспомним табличное умножение и составим примеры. Решаем «цепочкой» у доски.

18= 24= 36= 18= 12=

5. Решение задач. Спасибо, мы неплохо справились и продолжаем свой путь. И нас встречает самое большое животное в мире – синий кит. Киты – не рыбы, а теплокровные животные, млекопитающие. Его вес около 160 тонн, а длина достигает 35 метров.

Сравните: длина касатки – 7 метров. Во сколько раз синий кит длиннее? Решите задачу, составьте обратные.

Физминутка

6.Геометрический материал.

-А это что за великолепие? Морская звезда. Большинство морских звезд движутся очень медленно и обитают на чистом дне, не прячась от врагов. А умеете ли вы чертить звезду без отрыва? Сегодня мы научимся .

Какая геометрическая фигура получилась? Из скольких звеньев? Как найти длину ломаной?

Групповая работа. Заполни магические квадраты. ( по рядам)

-Следующий наш гость – кожистая черепаха, обитающая в Тихом океане. Она является самой крупной морской рептилией. Ее длина -2метра 13 см, вес – 450 кг.

Самостоятельная работа. Тест по вариантам.

- Мы много работали вместе, а сейчас пришло время для самостоятельной работы.

Оригами. Итог урока. Рефлексия.

Вот и подходит к концу время нашего урока, но продолжается ваше путешествие по волнам знаний. Чтобы каждый из вас смело бороздил этот океан, мы сделаем кораблик.

-А теперь покажите, какая погода сопутствует вам в пути . У вас на столах солнце и тучки, выберите.

Домашнее задание. Выставление оценок.

3 класс

Тема: Приёмы устных вычислений. Царство чисел.

Цели и задачи: закреплять приемы устных вычислений, знания табличных случаев умножения и деления, умение решать задачи, развивать творческое мышление, умение логически мыслить, развивать познавательную активность на уроке

воспитывать внимательность, интерес к предмету.

Ход урока:

1. Организационный момент. Сообщение цели урока.

-Ребята, мы сегодня с вами совершим путешествие по волнам знаний в Царство чисел. Это будет не простое путешествие, а математическое. На уроке мы повторим табличные случаи умножения и деления, решение задач, приемы устных вычислений.

2. Устный счет.

А)Индивидуальная работа


ЧИСЛО 1 Вставь именованные числа.

t1627284618ay.gif



ЧИСЛО 2 Работа с матрицей

в

18


120

в:2


7




ЧИСЛО 3 Реши магический квадрат

сумма чисел - 15

8

1






9

2


Б) Фронтальный опрос

ЧИСЛО 6 Решение деформированных примеров

t1627284618az.gift1627284618ba.gif

t1627284618aq.gif

9t1627284618ap.gift1627284618ap.gift1627284618aq.gif ∙ □ - 14=12 □: 7+14=20


3. Запись числа. Чистописание

ЧИСЛО 4

А) Характеристика числа (однозначное или двузначное, состоит из .дес и .ед, предыдущее и последующее, четное или нечетное)

Б)Чистописание. Как изменяются числа?

4 40 160 8 32

4. Прием устных вычислений на 5

ЧИСЛО 5

-Сегодня мы с вами познакомимся с приемом устных вычислений на 5. Как образовалось 5?

5=10:2, значит 18∙5, это 18∙10:2

90:5 , это 90:10∙2

Б) Решим следующие примеры: (у доски)

22∙5 110:5

46∙5 230:5

В) Самостоятельно, с последующей проверкой.

t1627284618bv.gift1627284618bw.gift1627284618bx.gif


5. Физминутка

6. Решение задач.

ЧИСЛО 8

Реши задачу. Составь обратные. Начерти граф-схемы.

Для украшения новогоднего зала третьеклассники сделали 8 гирлянд по 2 метра и одну - длиной 6 метров. Сколько метров гирлянды сделали?

-Прочитайте задачу

-О чем говорится в задаче? Назовите условие задачи.

-Что неизвестно?

-Можем ли мы ответить сразу на вопрос задачи? Почему?

8∙2+6=22 (метра) длина гирлянды.

-Составим граф-схему . Составьте обратную задачу

t1627284618by.gift1627284618bz.gif

7. Самостоятельная работа.

ЧИСЛО 7

Составь и реши четверку примеров

t1627284618bb.gift1627284618bc.gif


8. Итог урока. Рефлексия.

Вот и подходит к концу время нашего урока, но продолжается ваше путешествие по волнам знаний. Вы сегодня убедились в магии чисел, в том, что это увлекательный мир.

-А теперь покажите, какая погода сопутствует вам в пути . У вас на столах солнце и тучки, выберите.

9.Домашнее задание. Выставление оценок.

ЧИСЛО 9

Составь свой творческий проект числа.

t1627284618ca.gif


4 класс

Тема: Площадь прямоугольника. Звездный час.

Цели и задачи: закреплять приемы устных вычислений, умение решать задачи на нахождение площади прямоугольника, его длины, ширины, решать уравнения, развивать творческое мышление, умение логически мыслить, развивать познавательную активность на уроке, воспитывать внимательность, интерес к предмету.

Ход урока:

Организационный момент. Сообщение цели урока.

- Сегодня в ходе игры «Звездный час» мы будем закреплять пройденную тему, решать задачи на нахождение площади прямоугольника, примеры, уравнения.

       


t1627284618cb.gif                         Устный счет:

t1627284618cc.gift1627284618cd.gif

Первый тур. Решить уравнение с объяснением.

За правильно решенное задание ученик получает звезду. В случае затруднения ему помогает его товарищ по команде. ( ученики разбиты по парам -6 вариантов)

60∙а=180 в∙200=600 х:10=30 270:у=90 у∙40=80 а:2=70

Вопросы к 1 туру:

- Какое из решенных уравнений находится так: делимое разделить на частное?

- Назовите уравнение, где неизвестное: множитель?

- Какие уравнения имеют одинаковый корень?

4. Второй тур. Решение задач, составление обратных на нахождение площади, длины, ширины.

Задача 1.

Колхозное поле имеет форму прямоугольника, длина которого 3 км, а ширина 2 км. Найти площадь. Составить обратные задачи.

3км, 2 км,  кмⁿ км, 2 км, 6 кмⁿ 3км,  км, 6 кмⁿ


Задача 2.

Зал и коридор имеют одинаковую длину. Ширина зала 10 м, а его площадь 400 мⁿ. Ширина коридора 3 м. Чему равна его площадь?

- Сколько обратных задач можно составить? (3)

Вопросы ко второму туру: Чей периметр найден? Р=36 см

Ѕ=36см2                          а=8см, b=10см      а=6см



5. Третий тур.


- Мы переходим к следующему туру «Составь пример».

Сейчас рассыпятся кубики. Какие числа и арифметические знаки выпадут, те будут участвовать в составлении примеров.

(Звезда за правильно составленный пример. За примеры больше 1 действия поощряются)

6.Финал. Решение деформированных примеров.

За 1минуту два финалиста должны решить как можно больше примеров. Задание одинаково для обоих финалистов.

30∙ =210

:3=9

129∙=129

:3=8

100∙3=

18: =6

15∙0=

 ∙5=15

0:330=

300:10=

к∙ =к

 ∙ =600

Итог урока. Выявление победителей.

-Какое задание больше понравилось?

Какое задание заставило задуматься?



Использованная литература:

П.М.Эрдниев. Обучение математике в начальной школе,1995, Столетие

П.М.Эрдниев. Математика УДЕ. Москва.1994, Фарминвест.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.