Текст как речевое произведение.

23
12
Материал опубликован 7 August в группе

Урок 14. Текст как речевое произведение

Цель- рассмотрение различных типов текста – описание, повествование, рассуждение.

Задачи:

обучающие: углубить представление о тексте и его свойствах, различных типах текста и их функциях.

Развивающие: углубить умение анализировать тексты различных типов, пересказывать тексты (пересказ объёмом не менее 10 предложений).

Воспитывающие: воспитывать культуру общения.

Оборудование: учебник «Русский язык, 7 класс» Рыбченкова Л.М. и др., Москва, изд. «Просвещение», 2017.


1.Организационный момент.

2. Подготовка к восприятию. Целеполагание. Мотивация учебной деятельности учащихся.

«ДаНетка»

1. Текст – это два и более предложений, связанных по смыслу и грамматически.

2. Тема – это основная мысль текста. (Нет, это то, о чем говорится в тексте)

3. Микротема – это наименьшая составная часть общей темы текста.

4. В одном абзаце раскрывается только одна микротема. (Нет, чаще всего, но не всегда).

5. Основными свойствами текста являются точность и логичность. (Нет, связность и смысловая цельность, или целостность).

6. Описание — это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путём перечисления и раскрытия его основных признаков. Описание отвечает на вопрос какой предмет?

7. Повествование - это изложение, объяснение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. (Нет, это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временно́й последовательности, в нём говорится о следующих друг за другом реальных действиях.

8. Для повествования характерным является начало действия (завязка), развитие действия, конец действия (развязка).

9. Рассуждение - это разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Композиция рассуждения такова: тезис, аргументы, вывод.

Какой теме будет посвящен наш урок? (слайд 1). Приложение 1-14.​​​​​​​

Приложение 1-14PPTX / 131.5 Кб

3. Актуализация знаний.

1) Работа с учебником (теория с. 20).

Какую новую для себя информацию вы нашли в тексте? Задайте вопросы одноклассникам, ответы на которые можно найти в прочитанном материале).

2) Работа с эпиграфом. Как вы понимаете эпиграф к уроку?

Текст – это цель и одновременно результат речевого взаимодействия. (слайд 2).

3) Слово учителя.

Часто возникает вопрос об объёме текста: можно ли, например, считать текстом таблички типа Соблюдайте чистоту!, Водитель, на дороге слепые пассажиры! Да, безусловно, это тексты, потому что во всех случаях есть автор и объект речи, коммуникативная цель. И объём речевого произведения может быть разным: от реплики до романа-эпопеи.

Первоначальное значение слова текст, заимствованного из латинского языка (textus) означает ткань, сплетение, соединение. Поэтому «важно установить и то, что соединяется, и то, как и зачем соединяется» (Н.С.Валгина) (слайд 3). Под текстом подразумевается последовательность языковых единиц, обладающая прежде всего смысловой целостностью и связностью, поскольку текст (как речь вообще) материален, однако служит для выражения определённого содержания. Выражаясь научным языком, смысловая целостность и связность – это текстовые категории, то есть существенные и взаимосвязанные признаки текста.

2) Анализ текста.

Упр. 33 с. 21. Прочитайте текст и выполните все задания.

4. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Зрительный диктант. (Учащиеся внимательно вчитываются в текст, (слайд 4), всматриваются в орфограммы, распознают слова на изучаемое правило, при необходимости задают вопросы учителю и обсуждают возникшие трудности. Текст закрывается, учитель диктует. После записи учащиеся самостоятельно проверяют написанное или используют прием взаимопроверки, выполняют послетекстовые задания (слайд 5).

Бабушка сидит в коричневом соломенном кресле на дощатой террасе и тихонечко покачивается. В утреннем осеннем воздухе чувствуется запах антоновки и вчерашнего костра. По саду стелется желтоватая туманная лента, полупрозрачной змеёй заползает на деревянный пол веранды. Оранжевые и багряные макушки плодовых деревьев в саду грустны и задумчивы.

Тема текста___________________________________________________

Основная мысль_______________________________________________

Тип речи ____________________________________________________

Микротемы текста ____________________________________________

Грамматические средства связи предложений_____________

Сочинение-миниатюра.

Продолжите текст (3-5 предложений). Как вы думаете, о чем мечтала бабушка? Какой тип речи вы будете использовать в своем продолжении? Почему?

5. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Выполните упр. 34, (зад 2,3 письменно, 1, 4, 5 устно)

6. Рефлексия (подведение итогов урока)



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за полезный ресурс!

7 August

Благодарю взаимно, Марина Юрьевна, за Ваше внимание!

7 August

Вера Сергеевна! Спасибо огромное! Очень нужная публикация!

7 August

Спасибо за внимание и оценку, Людмила Николаевна!

7 August

Грамотная, содержательная работа. Вера Сергеевна, Вы умница!

7 August

Благодарю за интерес к работе, Ирина Геннадьевна!

7 August

Благодарю Вас, Вера Сергеевна! Отличный урок, все продумано.

7 August

Спасибо, Галина Геннадьевна, мне приятно Ваше внимание!

7 August

Вера Сергеевна, спасибо за урок! Хотя 7 класса нет, но в отдельную папочку все уроки ваши качаю...Знаю, что обязательно пригодятся. Спасибо!

7 August

Спасибо за спасибо, Ирина Владимировна!

7 August

Спасибо большое, Вера Сергеевна! Очень нравятся Ваши уроки!

7 August

Спасибо за внимание и высокую оценку, Юлия Васильевна!

7 August