Урок 14. Текст как речевое произведение
Цель- рассмотрение различных типов текста – описание, повествование, рассуждение.
Задачи:
обучающие: углубить представление о тексте и его свойствах, различных типах текста и их функциях.
Развивающие: углубить умение анализировать тексты различных типов, пересказывать тексты (пересказ объёмом не менее 10 предложений).
Воспитывающие: воспитывать культуру общения.
Оборудование: учебник «Русский язык, 7 класс» Рыбченкова Л.М. и др., Москва, изд. «Просвещение», 2017.
1.Организационный момент.
2. Подготовка к восприятию. Целеполагание. Мотивация учебной деятельности учащихся.
«ДаНетка»
1. Текст – это два и более предложений, связанных по смыслу и грамматически.
2. Тема – это основная мысль текста. (Нет, это то, о чем говорится в тексте)
3. Микротема – это наименьшая составная часть общей темы текста.
4. В одном абзаце раскрывается только одна микротема. (Нет, чаще всего, но не всегда).
5. Основными свойствами текста являются точность и логичность. (Нет, связность и смысловая цельность, или целостность).
6. Описание — это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путём перечисления и раскрытия его основных признаков. Описание отвечает на вопрос какой предмет?
7. Повествование - это изложение, объяснение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. (Нет, это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временно́й последовательности, в нём говорится о следующих друг за другом реальных действиях.
8. Для повествования характерным является начало действия (завязка), развитие действия, конец действия (развязка).
9. Рассуждение - это разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Композиция рассуждения такова: тезис, аргументы, вывод.
Какой теме будет посвящен наш урок? (слайд 1). Приложение 1-14.
3. Актуализация знаний.
1) Работа с учебником (теория с. 20).
Какую новую для себя информацию вы нашли в тексте? Задайте вопросы одноклассникам, ответы на которые можно найти в прочитанном материале).
2) Работа с эпиграфом. Как вы понимаете эпиграф к уроку?
Текст – это цель и одновременно результат речевого взаимодействия. (слайд 2).
3) Слово учителя.
Часто возникает вопрос об объёме текста: можно ли, например, считать текстом таблички типа Соблюдайте чистоту!, Водитель, на дороге слепые пассажиры! Да, безусловно, это тексты, потому что во всех случаях есть автор и объект речи, коммуникативная цель. И объём речевого произведения может быть разным: от реплики до романа-эпопеи.
Первоначальное значение слова текст, заимствованного из латинского языка (textus) означает ткань, сплетение, соединение. Поэтому «важно установить и то, что соединяется, и то, как и зачем соединяется» (Н.С.Валгина) (слайд 3). Под текстом подразумевается последовательность языковых единиц, обладающая прежде всего смысловой целостностью и связностью, поскольку текст (как речь вообще) материален, однако служит для выражения определённого содержания. Выражаясь научным языком, смысловая целостность и связность – это текстовые категории, то есть существенные и взаимосвязанные признаки текста.
2) Анализ текста.
Упр. 33 с. 21. Прочитайте текст и выполните все задания.
4. Применение знаний и умений в новой ситуации.
Зрительный диктант. (Учащиеся внимательно вчитываются в текст, (слайд 4), всматриваются в орфограммы, распознают слова на изучаемое правило, при необходимости задают вопросы учителю и обсуждают возникшие трудности. Текст закрывается, учитель диктует. После записи учащиеся самостоятельно проверяют написанное или используют прием взаимопроверки, выполняют послетекстовые задания (слайд 5).
Бабушка сидит в коричневом соломенном кресле на дощатой террасе и тихонечко покачивается. В утреннем осеннем воздухе чувствуется запах антоновки и вчерашнего костра. По саду стелется желтоватая туманная лента, полупрозрачной змеёй заползает на деревянный пол веранды. Оранжевые и багряные макушки плодовых деревьев в саду грустны и задумчивы.
Тема текста___________________________________________________
Основная мысль_______________________________________________
Тип речи ____________________________________________________
Микротемы текста ____________________________________________
Грамматические средства связи предложений_____________
Сочинение-миниатюра.
Продолжите текст (3-5 предложений). Как вы думаете, о чем мечтала бабушка? Какой тип речи вы будете использовать в своем продолжении? Почему?
5. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Выполните упр. 34, (зад 2,3 письменно, 1, 4, 5 устно)
6. Рефлексия (подведение итогов урока)
Горбачёва Марина Юрьевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Шишкина Людмила Николаевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Куликова Ирина Геннадьевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Селиванова Галина Геннадьевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Ирина Владимировна Казарцева
Легоцкая Вера Сергеевна
Юлия Васильевна Воробьева
Легоцкая Вера Сергеевна