12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сергачева Анна Анатольевна2921
Педагогический стаж - 23 года. 13 лет работаю учителем-дефектологом и учителем-логопедом в общеобразовательной школе. Имею высшую квалификационную категорию.
Россия, Калининградская обл., Калининград
3

Текст выступления на родительском собрании на тему "Правильная речь - залог успеха первоклассника" и презентация.



Правильная речь-залог успеха первоклассника.
PPT / 820.5 Кб

Правильная речь-залог успеха первоклассника.

Советы родителям будущих первоклассников.

Выступление на родительском собрании


Подготовка ребенка к школе вышла на финишную прямую. Еще чуть-чуть и дошкольник станет первоклассником. Многих родителей начинают мучить вопросы, связанные с его поступлением в школу. Как сделать так, чтобы ребёнок легко учился, с удовольствием ходил в школу, был хорошим учеником? Есть ли критерий, который позволяет адекватно оценить степень подготовленности ребёнка к школьной жизни? Такой критерий есть, он получил название психологическая готовность ребёнка к школе.

Психологическая готовность к школе оценивается по нескольким направлениям.

1) личностная готовность ребёнка к школе предполагает самостоятельность, способность организовать себя, интерес к учёбе.

Ребёнок должен уметь правильно воспринимать ситуации урока: нельзя говорить на посторонние темы, надо задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку, нельзя вставать и передвигаться по классу без разрешения, исключаются непосредственные эмоциональные контакты. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, адекватно ведут себя на занятиях.

У ребенка должен существовать познавательный интерес, ему должно быть интересно узнавать новое. В этом случае мы говорим о мотивационной готовности ребёнка к школе. Учение в школе состоит не только из интересных и занимательных занятий, приходится выполнять и непривлекательные, а порой даже скучные и утомительные задания. В каком случае это возможно? В том, когда ребенок понимает, что он ученик, у него есть определённые обязанности. Эти обязанности нужно стараться выполнять хорошо.

Учебная мотивация тесно связана с познавательной потребностью. Познавательная потребность существует у детей с самого рождения и подобна костру: чем больше взрослые удовлетворяют познавательный интерес ребенка, тем сильнее он становится. Поэтому очень важно отвечать на вопросы ребёнка, как можно больше читать им художественные и развивающие книги, играть с ними в развивающие игры. Занимаясь со своим ребёнком обратите внимание на то, как ребенок реагирует на трудности: пытается выполнить начатое дело или бросает его. Если вы видите, что ребенок не любит делать то, что у него не получается, постарайтесь вовремя прийти ему на помощь. Обязательно похвалите ребенка за то, что он доделал до конца начатую работу. Необходимая, вовремя оказанная помощь взрослого, а также эмоциональная похвала повышают самооценку ребёнка и стимулируют желание справляться с тем, что не сразу получается.

Постепенно у ребенка войдет в привычку стараться доводить начатое до конца, а если не получается, то обращаться за помощью к взрослому. Такое общение с ребенком, как правило, позволяет сформировать учебную мотивацию к моменту его поступления в школу.

2) волевая готовность к школе – заключается в способности ребёнка напряжённо трудиться, делая то, что от него требует учитель, соблюдать режим школьной жизни.

Ребёнок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью, быть способным к длительному сосредоточению. Вокруг много разных раздражителей, способных отвлечь внимание ребёнка. Необходимо научиться преодолевать желание отвлечься. Для этого необходим определённый уровень развития произвольности. Произвольное поведение – это сознательно контролируемое поведение, у которого есть намерение и цель.

Снижение произвольности проявляется в том, что ребёнок не способен:

слушать учителя на уроках, выполнять задания;

работать по правилу;

работать по образцу;

соблюдать дисциплину.

Развитие произвольного поведения прямо зависит от развития мотивационной сферы ребенка. В основном не слушают учителя на уроках те дети, которым в школе не интересно и кому безразлично, как их оценивает учитель. То же самое относится к нарушению дисциплины.

Психологи отмечают, что в последнее время увеличилось количество первоклассников, не справляющихся с работой по образцу. Но именно на работу по образцу в основном опирается обучение в первом классе. С одной стороны, здесь проявляются все те же мотивационные причины: нежелание выполнять трудные малопривлекательные задания, безразличие к оценке своего труда. С другой стороны, с работой по образцу плохо справляются те дети, которые в дошкольном детстве практически не занимались этим видом деятельности: не выкладывали по образцу мозаику, не собирали конструкторы по заданным картинкам, ничего не срисовывали, не складывали кубики с фрагментами рисунка по образцам рисунков, не собирали пазлы.

Важно отметить, что распространенные сегодня игры-пазлы не всегда учат ребенка работать по образцу. Все зависит от того, как их собирать. Если сначала анализируется цветовая гамма рисунка, выделяется фон, осуществляется первичная группировка элементов, то такая работа способствует развитию умения работать с образцом. Но если картинка собирается методом проб и ошибок, то есть, если ребенок наугад пробует один за другим элементы, какой с каким состыкуется, то такой способ работы не приводит к умению работать с образцом.

С работой по правилу также в основном не справляются те ребята, которые до школы не играли в игры с правилами. Именно в игре ребенок впервые учится подчиняться правилам. Играя с другими детьми в сюжетно-ролевые игры, ребёнок должен выполнять свою роль согласно установленным детьми правилам или согласно образцу, увиденному в жизни взрослых людей. Игравший в сюжетно-ролевые игры ребенок без особого труда принимает на себя роль ученика, если ему нравится в школе, и выполняет правила, предписанные данной ролью. Ребенок, не имевший в своей жизни опыта сюжетно-ролевых игр с четким исполнением роли, может на первых порах испытывать затруднения в точном исполнении всех предписаний учителя как относительно прилежания, так и относительно дисциплины.

3) интеллектуальная готовность к школе – речь идёт об интеллектуальном развитии ребёнка, сформированности основных психических функций – внимания, памяти, мышления.

На пороге школы ребёнок должен уметь:

Внимание.

Выполнять задание до конца, не отвлекаясь в течение 15 минут;

Находить до 10 отличий между двумя картинками;

Находить одинаковые предметы из ряда подобных;

Находить фрагменты картинок

Проходить лабиринты из линий взглядом.


Память:

Запоминать до 9 предметов в течение 30 секунд;

Запоминать и повторять ряд слов (из 10 слов ребёнок должен повторить 5-6);

Запоминать и повторять по память фразы, произнесённые 1-2 раза;

Запоминать картинку, а затем отвечать на вопросы по ней.

Мышление

Подбирать логические пары предметов (гнездо – птица, молоток – гвоздь);

Подбирать недостающий фрагмент картинки, объясняя свой выбор;

Находить закономерности в логических цепочках;

Определять последовательность событий;

Складывать картинку из 12-15 частей.

Обучаемость ребенка зависит от такой операции мышления, как обобщение. Обобщение позволяет человеку сравнивать различные предметы, выделять в них нечто общее, одновременно учитывая их различия. На основе обобщения проводится классификация объектов, которым присущи общие свойства, для которых применимы общие правила работы с ними (например, решение задач того или другого типа). (Игры на развитие обобщения: разложить предметы или картинки на группы; «4-й лишний»)

Итак, хотелось бы подвести итог этой части выступления и отметить, что психологическая готовность ребёнка к школе не имеет ничего общего с тем, умеет ли ребёнок читать, считать, писать. Если ребенок хочет учиться, старательно выполняет все требования учителя, умеет работать по образцу и по правилу, обладает хорошей обучаемостью, уровень развития высших психических функций (внимания, памяти и мышления) у него соответствуют возрастным нормам, то в школе у такого первоклассника не должно быть особых проблем, ЕСЛИ...У НЕГО ХОРОШО РАЗВИТА РЕЧЬ.

Готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний.

Взрослые должны внимательно отслеживать, как развивается ребёнок. Но это становится возможным только в том случае, когда известны критерии развития. Сейчас я познакомлю вас с показателями речевого развития семилетних детей, а вы соотнесите эти критерии со своим ребёнком. Это поможет вам выявить проблемы своего ребёнка.


Показатели речевого развития детей 6-7 лет

1. Звуковая сторона речи.

В условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических недостатков ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи, т. е. ребёнок должен правильно и отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.

Свистящие и шипящие звуки появляются в норме к 4 годам, звуки Л, Р к 5 годам.

Недостатки звукопроизношения у ребенка шести лет не являются уже физиологическими. Задержка в своевременном появлении звуков говорит о том, что существуют особые причины, мешающие ребёнку самостоятельно овладеть звуками. Надежда, что ребёнок сам научится произносить нарушенные звуки, напрасна. Не научится, уходит драгоценное время. Такие дети нуждаются в специальной помощи логопеда.

Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи с поступлением ребенка в школу. С первого дня пребывания в школе ребенку приходится широко пользоваться речью: отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух — и недостатки речи обнаруживаются очень скоро. Особенно необходимым для ребенка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с дефектами фонетической стороны речи.

Если ребёнок в 4,5-5 лет не имеет задержки в развитии словаря, фразовой речи, но продолжает говорить «как маленький», то это тревожный симптом. Он – показатель того, что у ребёнка с опозданием формируется специальный, так называемый речевой слух.

Человек обладает тремя слухами. Один из них – просто физический, второй – музыкальный, третий – речевой, в речевом слухе содержится ещё один - фонематический. Этот слух помогает нам отличить такие слова, как РАД - РЯД, ДЕНЬ – ТЕНЬ, ПОЧКА – БОЧКА.

Шестилетние дети должны не только правильно произносить звуки, но и уметь четко различать на слух все звуки родного языка, в том числе и близкие по своим акустическим характеристикам: шипящие и свистящие, глухие и звонкие, твердые и мягкие. Это называется фонематическим восприятием. Между восприятием речи и формированием звукопроизношения существует тесная взаимосвязь. Дети с дефектным звукопроизношением нередко имеют и недоразвитое фонематическое восприятие.

В этом возрасте развивается способность узнавать звуки в потоке речи, вычленять их из слова, устанавливать последовательность звуков в том или ином слове. Это называется звуковым анализом. Простые формы звукового анализа формируются у детей спонтанно к началу школьного обучения (н-р, умение вычленять звук из слова: есть ли звук Ш в слове БАШНЯ?). Сложные формы формируется в процессе обучения грамоте в результате специальных упражнений (определение места звука в слове, определение количества, последовательности звуков в слове). Надо отметить, что большая роль в развитии фонематического восприятия и звукового анализа принадлежит взрослым, работающим с детьми в данном направлении.

В начальной школе некоторые родители с удивлением узнают, что у их ребенка наблюдается специфическая проблема — дисграфия: ребенок не может написать без ошибок практически ни одного слова, при этом он назубок знает правила и проблем с интеллектуальным развитием у него нет.

Вот так может выглядеть письменная работа дисграфика.

В данной работе присутствуют орфографические ошибки, а также большое количество пропусков букв, замен букв. Эти ошибки не связаны с незнанием правил и норм языка, являются специфическими, часто повторяющимися, носят стойкий характер. Это ошибки дисграфические.

Сами по себе такие ошибки не исчезнут, тренировка в письме под диктовку может только усугубить проблему. Надо устранять причину этих ошибок.

А причины могут быть такие:

- у ребёнка нарушено звукопроизношение. Письмо связано с проговариванием. Ребёнок усиленно проговаривает то, что пишет. При письме он опирается на дефектное произношение, заменяя те звуки, которые не выговаривает, другими. Это приводит к артикуляторно-акустической дисграфии;

- у ребёнка недостаточно развито фонематическое восприятие, он не различает на слух акустически близкие звуки. Поэтому он напишет «сапка» вместо шапка, «катели» вместо качели, «светы» вместо цветы. Неразвитое фонематическое восприятие – причина акустической дисграфии.

- недостаточная сформированность простых видов фонематического анализа слов является предпосылкой дисграфии на основе несформированности языкового анализа и синтеза. В этом случае при письме ребёнок будет пропускать гласные и согласные, переставлять буквы: «пакельки» вместо капельки, «кулка» вместо кукла. В данной письменной работе смешиваются разные формы дисграфии, но преобладает дисграфия на почве несформированности языкового анализа и синтеза.

2. Обратите внимание на сформированность слоговой структуры слова у вашего ребенка. К шести годам ребенок безошибочно, в достаточно быстром темпе, не переставляя и не пропуская слоги, должен произносить слова типа милиционер, экскаватор, велосипедист, чистильщик, кораблекрушение.

После 5 лет детям дается задание повторить за логопедом предложения с большой концентрацией сложных слов, например:

Водопроводчик чинил водопровод.

Милиционер регулирует уличное движение.

В аквариуме плавают разноцветные рыбки.

Строители работают на строительстве высотного дома.

Волосы подстригают в парикмахерской.


Несформированность слоговой структуры слова ведёт к таким специфическим ошибкам на письме, как пропуск гласных, согласных, перестановка слогов.

Нарушение слоговой структуры слов – одно из наиболее трудных для коррекции нарушение речи. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков). Как показали исследования, со стороны взрослого требуется от 70 до 90 повторений нового слова, прежде чем у ребенка закрепится самостоятельное употребление этого слова. Естественно предположить, что ребенок с недоразвитием речи на первом этапе обучения нуждается в большем числе повторений. Поэтому работа по коррекции слоговой структуры слов должна вестись длительно, систематизированно, по принципу от простого к сложному, с учетом ведущего вида деятельности детей (занятия в игровой форме) и с применением наглядности.


3. Словарный запас.

В норме словарный запас ребенка 6-7 лет насчитывает до 3000 - 3500 слов. Несмотря на довольно большой запас слов, их употребление характеризуется рядом особенностей: расхождением между активным и пассивным словарем (пассивный словарь преобладает, к нему относятся слова, которые ребёнок знает, понимает, но пока не употребляет). Ещё одна особенность словаря дошкольника - неточное употребление слов.

В словаре будущих первоклассников имеются слова всех частей речи: в нем довольно много числительных, глагольных форм, в частности причастий и деепричастий; появляются и сложные предлоги из-за, из-под и другие.

К семи годам дошкольники должны четко ориентироваться в родовых и видовых отношениях предметов, правильно относить единичные предметы к той или иной группе предметов, владеть обобщающими словами (транспорт, времена года, учебные принадлежности, посуда и т. д.), уметь давать определение предмета через родовое название и видовое своеобразие (сахарница – посуда, в которой находится сахар). Дети хорошо понимают и используют в речи антонимичные пары прилагательных, обозначающих пространственные понятия (высокий – низкий, длинный – короткий), состояние предметов (горячий – холодный), чувства человека (грустный - веселый), свойства характера (добрый – злой). Им не составляет труда подобрать слова с противоположным значением и к наречиям, выражающим пространственные и временные понятия (рано - поздно, слева – справа). Начинают дети осмысливать и понимать слова с переносным значением (время летит, тянется).

4. Грамматический строй речи.

К шести годам дети на уровне практики усваивают основные закономерности изменения слов и соединения их в предложения.

Но у них встречаются ошибки в изменении слов по падежам («У меня нет перчатков», много карандашов) ошибки могут оставаться в употреблении форм, являющихся исключениями (ехать - ехают; в пальте); и другие речевые ошибки, характерные не только для дошкольников, но и встречающиеся и в речи взрослых людей.

На уровне предложения дети также вышли на этап использования основных типов, включая сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные сложные предложения. В состав простых предложений включаются причастные и деепричастные обороты, вводные слова.

5. Связная речь

На седьмом году жизни речь ребёнка становится всё более точной, развёрнутой, логически последовательной. В этом возрасте ребёнок способен самостоятельно давать описание игрушки, предмета, пересказать содержание небольшого произведения. Дети 6-7 лет очень любят рассуждать о явлениях жизни, наблюдать за происходящим и делиться с близкими впечатлениями. В этом возрасте дети любят рассказывать истории, отвечать на вопросы, придумывать сюжеты по картинкам. При этом часто при пересказе второстепенные детали сюжета опускаются, ведь все внимание ребенка сконцентрировано на основных персонажах.

Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6—7 годам, а иногда и раньше, дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.


Человеческий мозг устроен хитро: его нервные клетки с рождения обучены только самому простому: чувствовать кожей боль, тепло и холод, морщиться от резких запахов, горькой еды, вздрагивать от очень громкого шума, видеть. Остальные нервные клетки, которые присутствуют в мозге, «молчат». Они не умеют действовать, им необходимо научиться этому, а значит созреть. Это относится и к тем клеткам мозга, которые станут потом речевыми. Для того чтобы созревание нервных клеток происходило, необходимо, чтобы вокруг были те предметы, явления, действия, которые включили бы их в работу. Для речевых клеток необходимо, чтобы вокруг говорили. Поэтому для того чтобы формировалась речь ребёнка, с ним нужно постоянно разговаривать. Ребёнок должен постоянно слышать речевые образцы. Самые доступные речевые образцы – это собственные рассказы родителей и художественная литература. Дети, имеющие богатый опыт слушания книг, обязательно имеют и хорошо развитую связную речь

7. Нельзя оставить без внимания уровень развития у ребёнка зрительно-пространственного восприятия. Наши учёные считают эту функцию основной в формировании навыка чтения и письма. Неумение ориентироваться в пространстве и времени, в схеме тела, путаница при определении правой-левой стороны, верха-низа, проблемы при установлении причинно-следственных связей (что было вначале, что потом) – всё это может стать причиной ещё одной формы дисграфии – оптической. При этой форме наблюдается зеркальность в написании букв, замены графически сходных букв, недописывание элементов букв.

Таким образом, для успешного овладения письмом и чтением ребёнок должен обладать хорошо развитой речью, что предполагает способность четко, в соответствии с нормой, произносить все звуки речи, различать их на слух, выделять из слова; наличие достаточного словарного запаса и полную сформированность грамматического строя; умение связно высказываться по темам, доступным пониманию ребенка, а также умение ориентироваться во времени и пространстве.

Имея такой солидный фундамент, ваш ребенок и в школе не растеряется, и всему научится. Если же вы вполне владеете методикой обучения чтению и видите, что ребёнок готов и прекрасно справится, задерживаться не стоит. Овладение чтением даст мощнейший толчок развитию мышления, памяти, всех сторон речи. Кроме того, специалисты считают, что обучение чтению должно предшествовать обучению письму, т. к. на начальном этапе эти два процесса взаимно тормозят друг друга.

Как развивать речь ребенка в 6-7 лет?

Естественно, развивать ребенка и потихоньку готовить к школе лучше всего с самого раннего возраста. Но если по каким-то причинам вы не находили времени и сил на упражнения с ребенком, то сейчас особенно важно уделить внимание занятиям, чтобы избежать проблем при обучении.

Основным источником развития речи ребенка 6 лет, как и в более младшие периоды, остается общение со взрослыми. Разговаривайте с дошкольником как можно чаще, спрашивайте, как он провел свой день.

Развитию фонематических процессов помогут упражнения, которые можно выполнять не только дома, но и по дороге в детский сад, на прогулке, в магазине и т.д. :

Произнесите ряд слов и попросите ребенка хлопнуть в ладоши (поднять руку), когда услышит заданный звук. Например: «Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук [Р]». Так можно «играть» с любым звуком речи.

Попросите вспомнить и назвать предметы, окружающие ребенка (на улице, в комнате, магазине, детском саду), начинающиеся на звук [Ш] (или любой другой звук).

Предложите самостоятельно придумать 5-7 слов, начинающихся на заданный звук.

«Угадай слово». Родители предлагают ребенку угадать слово, которое они произносят по отдельным звукам, делая между ними в произнесении паузу. Например: [с] - [л] –[о] –[ н].

«Где спрятался звук?». Ребенок должен определить приблизительное место звука в слове: в начале, середине, конце. Например: «Где спрятался звук [С] в слове «санки» (в начале), в слове «миска» (в середине), в слове «нос» (в конце)».

«Рассыпушки». Ребенку предлагается собрать слова из букв, которые «рассыпались», т.е. поменялись местами. Такое задание не обязательно выполнять дома, сидя за столом; интереснее разгадывать слова, написанные во время прогулки палочкой на песке или земле. Можно загадывать слова из 3, 4 и 5-ти букв. Например: а р к (рак), и а л с (лиса), с о т л (стол), о к ш к а (кошка).

Развитие зрительно-пространственных представлений.

1. «Найди спрятанное». Предложите ребенку найти спрятанный вами предмет или игрушку в комнате, следуя инструкциям. Например: «Встань спиной к телевизору и сделай два шага вправо, повернись налево и сделай один шаг и т.д.».

2. Попросите ребенка показать различные части тела: правый глаз, левую руку и т.д. Усложните задание попросив показать левой рукой правое ухо, правой рукой левый глаз и т.д. Такой вид упражнений помогает сформировать умение ориентироваться в правой и левой сторонах пространства.

3. На улице можно предложить ребенку рассмотреть окружающие предметы и назвать их расположение относительно друг друга. Например: «Машина стоит около дома.», «Автобус едет справа от девочки.», «Цветы растут слева от дерева.» и т.д.

4. «Графический диктант по клеточкам». Рисунки графических диктантов можно найти в литературе по подготовке ребенка к школе. Это задание помогает не только развивать зрительно-пространственную ориентировку, но и готовит руку к письму.

5. Предложите ребенку сложить по образцу какой либо предмет из сборного конструктора или кубиков.

6. «Найди отличия в картинках». Такие задания можно встретить в детских журналах.

7. «Чего не хватает?» . На рисунке изображены предметы, у которых художник не нарисовал какой-либо детали. Ребенок должен определить чего не хватает и дорисовать. Материалы к игре можно найти в специальной литературе и в детских журналах.

8. «Что изменилось?» Разложите перед ребенком игрушки или картинки, предложите запомнить и закрыть глаза. Поменяйте игрушки местами и спросите, что изменилось?

В настоящее время на полках книжных магазинов представлено большое количество популярной литературы по развитию речи и коррекции речевых недостатков.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.