Методическая разработка урока математики в 5 классе коррекционной школы «Сложение чисел с переходом через разряд в пределах 1000»
Пояснительная записка к презентации
Российская Федерация
Министерство образования Саратовской области
государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
Саратовской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями
здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 1 VIII вида
г. Саратова»
Методическая разработка
урока математики
в 5 классе
«Современные подходы к проведению урока математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида»
Разработала
учитель математики Ивлиева Н.А.
Содержание
I Аннотация 3 стр.
II Введение 3 – 4 стр.
III Основная часть 4 –12 стр.
1. Современные подходы к проведению урока 4 – 7 стр.
2. Разработка урока математики в 5 классе. 7–1 2 стр.
IV Заключение 13 стр.
V Список используемых источников 14 стр.
VI Приложения 14 стр.
I Аннотация
В данной методической разработке рассмотрены современные подходы к проведению урока математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Показана методика изучения темы «Сложение чисел с переходом через разряд в пределах 1000». Разработка предназначена молодым (начинающим) учителям математики и студентам факультета психолого-педагогического и специального образования государственного университета г. Саратова.
II Введение
Актуальность этой методической разработки состоит в том, что представленный урок математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида разработан в соответствии с новыми стандартами (ФГОС).
Выбранная тема урока – наиболее трудный материал для учащихся 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Сложение чисел с переходом через разряд учащиеся выполняют в «столбик». Сложение в «столбик» производится над каждым разрядом в отдельности и сводится к сложению в пределах 20. У учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида возникают трудности в записи чисел, т.е. в умении правильно подписать разряд под соответствующим разрядом. Вследствие неумения организовать внимание, недостаточно чётко представлять позиционное значение цифр в числе и небрежности при записи цифр, ученики сдвигают число, которое нужно прибавить, влево или вправо и поэтому допускают ошибки в вычислениях. Особенно много ошибок учащиеся допускают при записи чисел в «столбик», если действие производится над трёхзначным и двухзначным числами или однозначным числом. В этом случае десятки подписываются под сотнями, а единицы – под сотнями или десятками. Это и приводит к ошибкам в вычислениях. Много ошибок допускается в результате того, что ученики забывают прибавить отложенные в уме десяток или сотню, полученные при сложении чисел.
Особенно трудны случаи, при решении которых:
1)переход через разряд происходит в двух разрядах;
2)получается ноль в одном из разрядов.
Учитывая трудности изучения данной темы, необходимо повторить с учащимися сложение чисел с переходом через разряд в пределах 20 и 100. Обратить внимание на решение примеров, в которых компонентом является ноль, или ноль получается в одном из разрядов суммы. (17 + 3; 25 + 5)
Учащимся, которые долгое время не усваивают запись примеров в «столбик», можно разрешить записывать их в разрядную сетку.
При решении примеров на сложение с переходом через разряд соблюдается следующая последовательность:
1) сложение с переходом через разряд в одном разряде (единиц или десятков);
2) сложение с переходом через разряд в двух разрядах (единиц и десятков);
3) особые случаи сложения, когда в сумме получается один или два ноля.
При объяснении решения примеров с переходом через разряд, учитывая, что учащиеся специальной (коррекционной) школы VIII вида при сложении забывают прибавлять то число, которое надо запомнить, можно разрешить надписывать это число над соответствующим разрядом.
При обучении письменному сложению чисел с переходом через разряд необходимо добиться прежде всего чёткости и точности в записи арифметического действия, правильности вычислений и умений проверять решения.
Успешность усвоения учебного материала учащимися с ограниченными возможностями здоровья, уровень их общего развития зависит от многих факторов, в том числе и от умения учителя интересно, доступно донести новый материал изучаемой темы на уроке до учащихся.
III Основная часть
1. Современные подходы к проведению урока.
Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, любой выпускник должен продолжить саморазвитие и самосовершенствование, а для этого необходимо обладать определёнными знаниями, умениями и навыками (особенно это относится к учащимся коррекционной школы VIII вида).
Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации.
Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты: знаниевая составляющая уступает место развивающей.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным!
1. Изменение парадигмы образования: от знаниевой к деятельностной.
2. Изменение содержания образования и форм, приемов и методов, технологий.
3. Изменение педагогической позиции «ученик – учитель».
4. Формирование внутренних мотивов деятельности ученика.
5. Личностное целеполагание и личностное содержание материала.
6. Рефлексия результатов образовательной деятельности.
7. Типология уроков по новым образовательным стандартам:
-уроки «открытия» нового знания;
-уроки рефлексии;
-уроки общеметодологической направленности;
-уроки развивающего контроля;
В данной методической разработке показан урок «открытия» нового знания.
Структура урока «открытия» нового знания.
1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;
2) этап актуализации и пробного учебного действия;
3) этап выявления места и причины затруднения;
4) этап построения проекта выхода из затруднения;
5) этап реализации построенного проекта;
6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
8) этап включения в систему знаний и повторения;
9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Содержание основных этапов урока «открытия» нового знания.
1. Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Для реализации этой цели необходимо:
-создать условия для возникновения внутренней потребности
включения в деятельность («хочу»);
-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);
-установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).
2. Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
-воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;
-активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);
-актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»);
-попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;
-зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.
3. Основной целью этапа выявления места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
-проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали;
-зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения);
-соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения).
4. Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
-в коммуникативной форме сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться);
-предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить;
-выбрали способ построения нового знания (как?) – метод уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий);
-выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего? - изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.)
5. Основной целью этапа реализации построенного проекта является построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.
Для реализации этой цели учащиеся должны:
-на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы;
при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д.;
-применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение;
-зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково;
-зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
-решили (фронтально, в группах, в парах в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия;
-при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование - определения, алгоритмы, свойства и т.д.
7. Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия.
Для этого необходимо:
-организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;
-организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;
-создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;
-для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.
8. Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является включение нового способа действий в систему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.
Для этого нужно:
-выявить и зафиксировать границы применимости нового знания;
-организовать выполнение заданий, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными;
-организовать тренировку ранее сформированных умений, требующих доработки или доведения до уровня автоматизированного навыка;
-при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса.
9. Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
Для реализации этой цели:
- организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;
- учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;
- намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами творческой деятельности).
В данной методической разработке рассматриваемая тема: «Сложение с переходом через разряд» из раздела «Сложение и вычитание с переходом через разряд в пределах 1000» соответствуют тематическому планированию курса математики в 5 классе по программе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида под редакцией В.В.Воронковой.
2. Разработка урока математики в 5 классе.
Тема урока: « Сложение чисел с переходом через разряд в пределах 1 000».
(слайд №1)
Цель урока - ознакомление учащихся с приёмами письменного сложения чисел в «столбик» (алгоритм письменного сложения).
Задачи урока:
- образовательная: совершенствовать вычислительные навыки учащихся, ввести приём сложения в «столбик», развивать умение решать примеры и задачи, повторить компоненты при сложении, геометрические фигуры;
- коррекционно-развивающая: развивать речь учащихся, формировать умение работать по алгоритму, совершенствовать операции мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
- воспитательная: воспитывать интерес к предмету и учебной деятельности.
Форма организации - урок.
Тип урока - урок «открытия» нового знания.
Оборудование урока: учебники, тетради, таблица с названиями компонентов сложения, индивидуальные карточки, компьютер, экран.
Методы и приёмы обучения: вводная беседа, объяснение, работа с учебником, в тетрадях, у классной доски и по индивидуальным карточкам, слайдовая презентация.
Литература:
Учебник «Математика 5 класс» М.Н. Перова и Г.М. Капустина
Практическое пособие «Загадки-смекалки» А.В. Соболева
Ход урока
Цели этапа урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Этап мотивации учебной деятельности |
||
Приведение нервной системы в оптимальное состояние |
Итак, ребята, внимание! - (слайд № 2) Ведь прозвенел уже звонок. Садитесь поудобнее, Начнём скорей урок. (На экране появляется слово) ТРУД - (слайд № 3) (Учитель при появлении букв на экране проверяет наличие Т- тетрадей, Р- ручек, У-учебников и Д - дневников на парте). Сегодня на уроке мы будем много трудиться.Дети, как я рада, что мы опять собрались все вместе. Все здоровы, хорошо выглядите. Я с удовольствием смотрю на ваши симпатичные лица. У нас впереди интересный урок. Мы узнаем много нового. |
Стоят Садятся Читают хором |
Формирование морального настроя на принятие учебного материала и интереса учащихся к математике Словарная работа |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия Ребята! Вспомним, как называются компоненты при сложении (слайд № 4) Устный счёт: 5 + 5 = 24 + 12 = 17 + 3 = 88 + 12 = (слайд № 5) 12 + 8 = 74 + 26 = 44 + 6 = 56 + 14 = Ребята! Школа - это наш второй дом. Посмотрите на экран. (слайд № 6) Работа с геометрическим материалом. Из каких геометрических фигур состоит домик? Какого цвета? - прямоугольник - треугольник - квадрат - круг Загадку читает учитель (слайд № 7) Говорит она беззвучно, А где у нас в школе хранится много книг? Правильно! Запомните написание этого слова (слайд № 8) С этими словами мы встретимся при решении задачи. Проверка домашнего задания (фронтальный опрос учащихся), смена тетрадей. Молодцы.! Все справились с д/заданием. |
1 слагаемое 2 слагаемое сумма Отвечают по очереди Отвечают на вопросы Книга В библиотеке хранятся книги Дежурные меняют тетради |
Коррекция письменных способностей Формирование у учащихся новых знаний, коррекция речи, мышления
Снятие психологи-ческого напряжения Развитие аналитико-синтетической деятельности Снятие психо-логического и физического напряжения |
3. Этап выявления места и причины затруднения. Учитель пишет на доске примеры: 451 + 9 = 41 + 159 = 375 + 17 =
Вижу, что решение этих примеров вызвало затруднение. Тема нашего урока: «Сложение чисел с переходом через разряд в пределах 1 000» (слайд № 9) Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему урока. Каллиграфическая минутка (слайд №10) 4. Этап построения проекта выхода из затруднения Учитель объясняет решение примеров, написанных ранее (повторение таблицы разрядов) (слайд №11) Пишет их «столбиком». 451 355 41 + 9 + 17 +159 460 372 200 Ребята, скажите, как записаны числа в "столбике", заметили ли вы какую-то особенность? При сложении в «столбик» первое и второе слагаемые записываются одно под другим так, чтобы единицы были под единицами, десятки – под десятками, сотни – под сотнями, т.е. так, чтобы соответствующие разряды были друг под другом. Повторим все вместе. А кто заметил, с какого разряда начинают выполнять сложение «столбиком»? Сложение чисел «столбиком» начинается с единиц, затем переходят на десятки, сотни и т.д. Повторим все вместе. Гимнастика для глаз (слайд № 12)
5. Этап реализации построения проекта Сейчас мы вместе решим примеры. Откройте учебники на стр. 92 № 316(1ст.) 536 718 272 + 8 + 4 + 9 544 722 281 А теперь мы разберём задачу на стр. 92 № 319. Условие задачи читает учитель О чём задача? Какой главный вопрос задачи? Вспомните, мы с вами уже обращали внимание на написание слова библиотека. Можно сразу ответить на главный вопрос задачи? А почему? А как узнать, сколько книг во II библиотеке? Теперь можем ответить на главный вопрос задачи? Что для этого нужно сделать? Во сколько действий получилась задача?
Физминутка (слайд № 13) Мы осанку исправляем. Спинки дружно прогибаем. Вправо, влево мы нагнулись, До носочков дотянулись. Плечи вверх, назад и вниз. Улыбайся и садись! |
Не все учащиеся справляются с заданием Записывают в тетрадях Прописывают цифрами дату проведения урока
Записывают в тетрадях Ответы детей Повторяют Ответы детей Повторяют Выполняют движения глазами Учащиеся решают на доске и в тетрадях. Решение проговаривают Слушают Задача о книгах Сколько книг в 2-х библиотеках?
Нет Не знаем сколько книг во II-ой библиотеке Надо сложить 223 и 7 Да. К ответу 1-го действия прибавить 223 В два Встают и выполняют упражнения |
Формирование умения комментировать решение задачи Формирование умения выполнять самопроверку по эталону Формирование умения выполнять решение самостоятельно |
6. Этап первичного закрепления, с проговариванием во внешней речи Запишем условие в тетрадях. (Условие задачи заранее записано на доске – с обратной стороны откидывающейся части) В I библиотеке – 223 книги Во II библ. - ?, на 7 книг больше, чем в I биб. Сколько книг в двух библиотеках? Решение. 1) 223 2) 223 + 7 + 230 230(кн.)- во II библ. 453(кн.)- всего Ответ: в двух библиотеках 453 книги. 7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Решаем примеры № 322(1 ст.) в тетрадях и сверяем свои ответы с ответами на доске. 518 471 345 + 32 + 19 + 25 550 490 370 8. Этап включения в систему знаний и повторений Работа по индивидуальным карточкам Решите примеры (записать «столбиком») 345 + 39 = 748 + 36 = 169 + 31 =
Решите примеры 654 376 157 + 39 + 15 + 6 Запишите примеры и подчеркните одинаковые ответы 184 375 176 + 8 + 6 + 16 192 381 192 Проверка выполнения заданий по индивидуальным карточкам (слайд № 14) |
Записывают в тетрадях У доски решают по очереди двое учащихся и комментируют свои действия Остальные записывают решение в тетради На доске решают сильные и средние учащиеся Сильным Средним Слабым |
Подведение результатов работы за урок, развитие самооценки Закрепление полученных знаний и умений на уроке Повышение эмоционального настроя |
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке (слайд № 15) Какая была тема урока? Что больше всего запомнилось? Какое задание было самым сложным?(интересным, лёгким). Как ты справился с решением примеров на карточке? Задание на дом (с разбором) стр. 93, № 322 (2, 3, 4 ст.) Оценки (с комментариями) СПАСИБО ЗА УРОК! (слайд № 16) | Сложение чисел с переходом через разряд в пределах 1000 Учащиеся отвечают |
IV Заключение
Современный урок необходимо рассматривать как звено продуманной системы
работы учителя, где решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся.
Творческий подход к проведению каждого урока, подбор интересного материала, использование слайдовых презентаций, создание на уроке ситуаций речевого общения,
игровых моментов, безусловно, будет способствовать более успешному обучению школьников специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Такой подход, несомненно, заинтересует учащихся, да и учителю будет интересней проводить урок. «Горящие» глаза учеников, их заинтересованность предметом будет только в том случае, если у самого учителя «горят» глаза и ему интересно то, что он делает.
На уроке математики необходимо формирование не только предметных математических знаний, умений и навыков, но и социального опыта по применению в практической жизни полученных знаний.
Современный урок – это педагогическое произведение, учитель вносит в него своё творчество, свой методический почерк.
Данная методическая разработка урока была представлена на региональной научно – практической конференции «Актуальные проблемы непрерывного математического образования» в Саратовском государственном университете имени Н.Г.Чернышевского 16-17 октября 2013 года.
V Список использованных источников
- Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой
- Учебник «Математика 5 класс» М.Н. Перова и Г. М. Капустина
- Учебник для вузов «Методика преподавания математики в коррекционной школе» М.Н. Перова
- Журнал «Дефектология» №6 2001г
- Журнал «Коррекционная педагогика» №6 2007г
- Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» №1 2008г
- Журнал «Начальная школа» №10 2009г
- Пособие «150 лучших развивающих игр» Л.В. Мищенкова
- Пособие «Поурочные разработки» С.В.Кутявина
- Практическое пособие «Загадки - смекалки» А.В. Соболева
- «Школьный урок по новым стандартам» ( ГАОУ ДПО Сар ИПК и ПРО)
VI Приложения
Слайды №№ с 1 по 16
Здесь будет файл: /data/edu/files/r1451984348.mp3 (звонок на урок)
Здесь будет файл: /data/edu/files/b1451984421.ppt (презентация урока)
Медведева Татьяна Петровна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Игнатова Анастасия Ивановна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Дементьева Ирина Михайловна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Грибанова Наиля Гадельжановна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Шаманаева Ирина Юрьевна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Татьяна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Варенцова Вера Анатольевна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Аушева Елена Васильевна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Григорьева Лариса Николаевна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Плотникова Олеся Александровна
Ивлиева Наталия Алексеевна