Урок географии в 6 классе «Обобщение и систематизация по теме "Гидросфера"»
ГЕОГРАФИЯ 6 КЛАСС
ТЕМА 1 « ГИДРОСФЕРА - ВОДНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ»
Тема урока: ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «ГИДРОСФЕРА»
Цель:
Обобщить, систематизировать, осуществить контроль и коррекцию знаний учащихся по теме «Гидросфера».
Задачи:
Образовательные: закрепить знаний и умения учащихся по теме, проанализировать усвоение знаний о закономерностях развития гидросферы.
Развивающие: продолжить развивать умение сотрудничать в группах, работать с различными источниками информации, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно- следственные связи, развивать интерес к изучению предмета.
Воспитательные: воспитание у учащихся культуры общения в ходе совместной деятельности, экологическое воспитание.
Тип урока: урок обобщения и систематизации ЗУНов, урок-созтязание.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание учащимися необходимости изучения основных географических закономерностей, формирование экологического сознания, знание основных принципов и правил отношения к природе.
Метапредметные:
Регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему, умение ставить учебные цели урока, планировать пути их достижения , оценивать свои возможности в достижении цели, прилагать волевые усилия и преодолевать трудности.
Познавательные: осуществлять обобщение, сравнение; распознавать основные понятиям, устанавливать причинно- следственные связи, объяснять явления, процессы, выявляемые в ходе исследования.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение, аргументировать его, учитывать различные точки зрения, осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимопомощь.
Предметные: проанализировать степень усвоение знаний об основных закономерностях развития гидросферы Земли.
Основные понятия:
Гидросфера, мировой океан, воды суши.
Оборудование:
Физическая карта мира, Учебник: География. 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. организаций с прилож. на электронном носителе /А.И.Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др. - Полярная звезда, М., «Просвещение» - 2014 г., 192 стр., презентация.
Технологии:
Технология проблемного обучения, обучение в сотрудничестве, учебная дискуссия, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.
Структура и ход урока | Планируемые результаты по ФГОС, комментарии | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя. Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Деятельность учащихся. Учащиеся приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку. | Р: формирование навыков самоорганизации, самодисциплины. Л: формирование ответственности, аккуратности, доброжелательности. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Постановка целей и задач урока ( 2 мин.) Деятельность учителя. Предлагает учащимся прослушать цитату : Фалес Милетский: «Вода есть вещество изначальное, а, следовательно, составляет материальную основу всех вещей». Почему такое важное значение играет вода в жизни планеты и человека? Учитель побуждает к диалогу для формулирования учениками целей урока. Цель: обобщить, систематизировать знания по теме « Гидросфера» Деятельность учащихся. Принимают участие в дискуссии, делают вывод, формулируют ответ: « Вода для планеты Земля и всего человечество это необходимое условия для существования. Изучение и охрана водных обьектов актуальная глобальная проблема человечества».
Деятельность учителя. Предлагает просмотреть фрагмент постановки учащихся по мотивам мифов и легенд Древней Греции (опережающее задание) и сравнить представления о воде в древности и в современном мире. Легенда о Посейдоне и божествах моря1. Рассказ учащихся « Властвует над морями Посейдон, и волны моря послушны малейшему движению его руки, вооруженной грозным трезубцем. Там, в глубине моря, живет с Посейдоном и его прекрасная супруга Амфитрита в подводном дворце. Высоко над дворцом шумят морские волны. Посейдон властвует над морем. Когда он на своей колеснице, запряженной дивными конями, мчится по морю, тогда расступаются вечно шумящие волны и дают дорогу повелителю Посейдону. Равный красотой самому Зевсу, быстро несется он по безбрежному морю, а вокруг него играют дельфины, рыбы выплывают из морской глубины и теснятся вокруг его колесницы. Когда же взмахнет Посейдон своим грозным трезубцем, тогда, словно горы, вздымаются морские волны, покрытые белыми гребнями пены, и бушует на море свирепая буря. Бьются тогда с шумом морские валы о прибрежные скалы и колеблют землю. Но простирает Посейдон свой трезубец над волнами, и они успокаиваются. Стихает буря, снова спокойно море, ровно, как зеркало, и чуть слышно плещется у берега - синее, беспредельное. Все моря и все земли обтекает седой Океан - бог-титан, равный самому Зевсу по почету и славе. Он живет далеко на границах мира, и не тревожат его сердце дела земли. Три тысячи сыновей - речных богов и три тысячи дочерей - океанид, богинь ручьев и источников, у Океана. Сыновья и дочери великого бога Океана дают благоденствие и радость смертным своей вечнокатящейся живящей водой, они поят ею всю землю и все живое». Приём «Мозговой штурм». Учащиеся анализируют просмотренный фрагмент, сравнивают, выдвигают гипотезы, обсуждают, формулируют вывод: «В древности из-за отсутствия научных сведений явлениям природы приписывалось божественное начало. Современное наука пользуясь достижениями НТП обьясняет закономерности природы обьективными данными». Учитель знакомит с конкурсными заданиями урока. Формулирует условия состязания: Правила работы в команде:
За каждый правильный ответ команда получает ракушку. Чем больше ракушек, тем выше место. 4. Обобщение и систематизация знаний. Учитель задает вопросы, члены команды называют ответ и показывают географический объект на физической карте. Правильный ответ – 1 балл (ракушка) Конкурс 1 РЕКОРДЫ ГИДРОСФЕРЫ ( 5 мин.)
Конкурс 2. ОБОБЩАЮЩЕЕ СЛОВО ( 4 мин.) Учитель предлагает учащимся перечень понятий. Следует подобрать термин, обобщающий все понятия. Правильный ответ – 1 балл (ракушка). Учащиеся внимательно слушают, обсуждают, анализируют, формулируют ответ. Задания: - внутреннее, соленое, глубокое, волны ----------------------------- море - сточное, остаточное, лиман------------------------------------------- озеро - гора, океан, опасность, корабль-------------------------------------- айсберг - исток, половодье, дождь, приток------------------------------------ река - влага, торф, зловонное, гнилое-------------------------------------- болото - гора, падающая вода, высокий---------------------------------------- водопад - волна, опасность, вулкан ---------------------------------------------- цунами - теплое, движение, ветровое------------------------------------------- течение 5.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. ( 2 мин.) Учитель предлагает всем детям выполнить упражнения. Стало палубу качать. (Наклоны туловища) 6. Применение знаний и умений в новой ситуации. Конкурс 3. ПОИСКОВЫЙ (5 мин.) Учитель. Предлагает заполнить таблицы, но чтобы их заполнить учащиеся должны определить, что же это за географический объекты. Правильный ответ – 1 балл (ракушка) Учащиеся определяют географические координаты и находят зашифрованные обьекты, осуществляют взаимопроверку.
Конкурс 4 « ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ». ( 8 мин.) Учитель демонстрирует видеоролики опытов с водой. Учащиеся внимательно смотрят и определяют демонстрируемые свойства воды. Правильный ответ – 1 балл (ракушка). Учащиеся внимательно следят за опытами, делают выводы о свойствах воды. Опыты с водой: 1. Берем два сырых яйца, одно опускаем в пресную воду, второе - в соленую воду. Первую банку наполним чистой водой и опустим в нее сырое яйцо. Оно утонет. Во вторую банку нальем крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды). Опустим туда второе яйцо — оно будет плавать. Это объясняется тем, что соленая вода плотнее. 2. Берем стакан воды и лед. Лед опускаем в стакан с пресной водой. Лед не тонет в воде, плавает на поверхности, т.к. имеет меньшую плотность, нежели сама вода. 3. Берем два куска льда. Один из них посыпаем солью. Этот кусочек растает быстрее. Почему лед быстрее тает, если посыпать его солью. Чем более соленая вода, тем ниже температура замерзания, т.е. соленая вода замерзает при более низкой температуре, чем пресная вода. 4. Берем один стакан с холодной водой, другой с горячей и 2 кусочка рафинада. Чем теплее вода, тем частицы быстрее двигаются. Это происходит потому, что холодной воде частицам тяжело двигаться и поэтому они очень долго смешиваются; при горячей воде сахар с водой смешивается очень быстро. Конкурс 5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ( 8 мин.) РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ Учитель заранее предлагает командам решить проблемную ситуацию, воспользовавшись дополнительными источниками информации, представить полученные результаты. Учащиеся выдвигают различные гипотезы возникновения проблемы, пути ее решения, показывают презентацию или выступают с сообщением, дают взаимооценку выступлений по указанным критериям: - доступность и полнота изложения материала - аргументированность выводов - общая культура выступления Задания : 1 команды. Реки в Средней Азии – источник жизни, однако поселения около них возникают редко, только у переправы. Нуждаясь в воде, население, тем не менее, уходило от нее в пустыню, куда тянуло за собой воду по каналам. Как объяснить этот факт? 2 команда. Работая с картой, дополнительной литературой, объясните, почему одна часть озера Балхаш обозначена розовым цветом, а другая – голубым? 3 команда Объясните, к каким изменениям в природе может привести строительство водохранилища. 7. Рефлексия.( 3 мин.) Оценка степени успеха по количеству набранных баллов. Выявление группы, которая заняла I место по количеству баллов. Прием рефлексии деятельности на уроке « Лестница успеха». Учащиеся оценивают свою работу на каждом этапе урока, определяют своё положение на лестнице успеха: Я ЗНАЮ, Я ПОНИМАЮ, Я УМЕЮ. Прием оценки эмоционального состояния учащихся « Светофор» Учащиеся отслеживают и анализируют результаты своей деятельности и, наряду с количественной оценкой, дают качественную – содержательную оценку, что позволяет учащимся оценить свои успехи и сравнить их успехами одноклассников. 8. Подведение итогов урока ( 3 мин.) Учитель предлагает поразмышлять учащимся о своем эмоциональном состоянии, провести самоанализ своей деятельности на уроке и ее результатов. Учитель вербально оценивает деятельность учащихся на уроке, выявляет успехи и трудности учащихся на уроке, благодарит за работу. Использованная литература: 1. Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения. г. Минск, 2005 г 2. Ковалько В.И. Школа физкультминуток.- Москва: Вако, 2005 3. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. 2010 г. 4. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс.-М.: ВАКО, 2014 5. Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. – М.: Просвещение, 1991 6.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010. - 159 с. ПРИЛОЖЕНИЕ Ответы: 1. РЕКОРДЫ ГИДРОСФЕРЫ
2. ОБОБЩАЮЩЕЕ СЛОВО Море, озеро, айсберг, река, болото, водопад, цунами, течение. 3. ПОИСКОВЫЙ
4. « ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ» Ответы в тексте | П: развитие умений строить логические рассуждения, сравнивать, анализировать. Л: развитие любви и бережного отношения к природе Земли. К: развитие умения аргументировать и выражать собственную точку зрения. ПР: формирование представлений о мировоззрении древних людей Л: развитие внимания, воспитание любознательности, привитие любви к систематическому чтению литературы К: развитие умения вести дискуссию, формулировать собственную позицию, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; ПР: развитие умения систематизировать, обобщать, устанавливать черты сходства и отличия П: умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов. Л: Развитие доброжелательного отношения к одноклассникам, уважения к иной точке зрения, переживания за общий успех деятельности, упорства в достижении цели. ПР: закрепление навыков работы с понятийным материалом, развитие умения обобщать существенные характеристики обьектов П:-Умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование. ПР- умение работать с разными источниками географической информации; работать с координатами. Л: формирование нестандартного мышления при решении задач П: умение решать поставленную проблему, анализировать, обобщать приобретенные знания, развитие умений давать определение понятий, осуществлять сравнение, фиксировать информацию. К: закрепление умения работать сообща, развитие умения обосновывать свою точку зрения, формулировать ответ.
Л: Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению. ПР: формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде. П: умение работать с разными источниками информации, решать поставленную задачу, выдвигать гипотезы, выделять главное, готовить презентацию, доклад. К: развитие навыка публичного выступления К: уметь объективно проводить взаимную оценку Р: Учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень соответствия; Л: осуществление самооценки результатов работы. Р: развитие умения оценивать свои возможности достижения цели, прилагать волевые усилия и преодолевать трудности. Примечание: Л – личностные УУД, Р –регулятивные УУД, П – познавательные, К- коммуникативные УУД, ПР – предметные результаты. |