Тема: ГИГИЕНА ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ
(4 класс)
Педагогическая цель | Создать условия для формирования умения правильно дышать и беречь дыхательные органы, ознакомления |
Планируемые результаты | Предметные: научатся: правильно дышать, беречь дыхательные органы; получат возможность научиться: соблюдать профилактику болезней и гигиену органов дыхания. Метапредметные УУД: регулятивные: адекватно оценивают уровень своих знаний, осуществляют коррекцию допущенных ошибок; познавательные: проявляют инициативность и самостоятельность при работе с информацией, используют знаково-символические средства представления информации; извлекают необходимую информацию, фиксируют ее в таблице; коммуникативные: строят понятные для партнеров высказывания, слушают собеседника и позитивно относятся к процессу общения. Личностные: адекватно судят о причинах своего успеха (неуспеха), связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют способность к самооценке и взаимооценке |
Оборудование | Компьютер, экран, проектор, таблицы, карточки с заданием, проекты учащихся |
Наглядность | Таблица «Органы дыхания», презентация, макет человека, макеты органов дыхания, таблицы «Смертность населения России от болезней органов дыхания», «Правила гигиены органов дыхания» |
Организационная структура урока
I. Организационный момент.
Слайд 1.
– Ребята, как вы понимаете пословицу «Береги платье снову, а здоровье смолоду»?
– Что нужно знать, чтобы сохранить свое здоровье? (Следует знать свой организм и как сохранить его здоровым.)
II. Новая тема.
1. Сообщение темы.
Учитель. Человек может прожить
Неделю – без воды,
Месяц – без еды,
Несколько дней (5) – без сна,
Но без чего человек не может прожить и 2–3 минут? (Без дыхания.)
Слайд 2.
Учитель. На прошлом уроке мы с вами познакомились с органами дыхания. Как вы думаете, можно ли сохранить органы дыхания здоровыми? Что же мы должны узнать на этом уроке? (Ответы учащихся.)
– Итак, мы сегодня на уроке будем говорить о гигиене органов дыхания.
Слайд 3.
Учитель. Сегодня у нас необычный урок. Вы разделены на 4 группы: у каждой группы есть своя тема и свой проблемный вопрос. И сейчас для ответа на него я вам даю 3 минуты, чтобы вы могли подготовиться, работая в группах.
2. Актуализация опорных знаний.
– Для начала давайте вспомним: какие органы входят в дыхательную систему? Предоставляется слово 1-й группе.
Слайды 4–8.
Учащиеся показывают органы дыхания по таблице у доски, рассказывают о строении дыхательной системы, какие органы она в себя включает, об их функциях. Рассказ сопровождается показом слайдов на проекторе.
– Где же происходит газообмен?
(В подтверждение правильности ответа учащихся на экране появляется слайд с информацией.)
Слайд 9.
– А теперь я вам предлагаю ответить на проблемный вопрос 1-й группы: «Почему дышать рекомендуется через нос?». (Потому что в носовой полости воздух очищается и согревается.)
3. Работа над новым материалом.
Учитель. Вот мы и перешли к теме 2-й группы. Назовите те заболевания, которые относятся к органам дыхательной системы. О каких вы можете рассказать наиболее подробно?
Учащиеся подготовили рассказ о некоторых заболеваниях органов дыхания: бронхит, туберкулез, насморк.
– Ну а теперь давайте ответим на проблемный вопрос группы: «Вследствие чего возникают эти заболевания?».
Слайды 10–17.
Выступление детей 2-й группы. Учащиеся перечисляют причины возникновения заболевания органов дыхания. Их рассказ сопровождается показом слайдов на проекторе.
– А теперь, ребята, обратите внимание на доску: здесь вы видите таблицу «Смертность населения России от болезней органов дыхания», на которой представлены статистические данные.
Смертность населения России от болезней органов дыхания
Всего, тыс. человек | ||||
2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. |
101,0 | 101,1 | 93,0 | 94,7 | 82,8 |
– Рассмотрев ее, что вы можете сказать? (Смертность населения с каждым годом уменьшается. Таким образом, можно сказать, что население стало больше обращать внимание на свое здоровье и заботиться о нем.)
– Переходя к теме 3-й группы, давайте сразу начнем с проблемного вопроса: «Как сохранить органы дыхания здоровыми?». (Нужно придерживаться целого ряда правил гигиены органов дыхания.)
Учащиеся перечисляют правила гигиены.
Правила гигиены органов дыхания.
• Дыхание должно быть ровным, размеренным.
• Желательно регулярно заниматься физической культурой.
• Дышать через нос.
• Необходимо поддерживать нормальный состав воздуха в помещениях.
• В течение суток полезно быть 2–3 часа на свежем воздухе.
• Необходима регулярная влажная уборка помещений.
• При чихании и кашле следует закрывать нос и рот носовым платком.
• При общении с людьми, заболевшими инфекционной болезнью, следует соблюдать осторожность, носить марлевую повязку, не пользоваться вещами больного, регулярно проветривать помещение.
• Нельзя допускать заболевших гриппом к работе и учёбе. Грипп вызывается вирусами и относится к капельной инфекции, распространяется быстро и опасен своими осложнениями.
• Необходимо также поддерживать чистоту в жилых помещениях. Это способствует предупреждению такого заболевания, как туберкулёз. Это не только капельная, но и пылевая инфекция.
Физкультминутка
Учитель. Ребята этой группы подготовили вам упражнения по дыхательной гимнастике, которая очень полезна:
– дает прилив бодрости и сил;
– укрепляет иммунную систему;
– успокаивает нервную систему.
Дыхательные упражнения выполнять лучше до завтрака или после ужина.
Упражнение 1 «Пузырики».
Сделать глубокий вдох через нос, надуть щёчки-«пузырьки» и медленно выдыхать через чуть приоткрытый рот. Повторить 2–3 раза.
Упражнение 2 «Насосик».
Поставить руки на пояс, слегка присесть – вдох, выпрямиться – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3–4 раза.
Упражнение 3 «Наклоны вперед».
И. п. – стоя, ноги на ширине плеч. Поднять руки вверх (вдох носом), выполнить низкий наклон туловища вперед (выдох ртом). Повторить 6–8 раз.
Упражнение 4 «Прямая спинка».
И. п. – сидя на стуле, руки вдоль туловища. Сделать глубокий вдох полной грудью, выпрямляя спину. Лопатки и плечи опустить вниз (плавный выдох носом). Повторить 6–8 раз.
Упражнение 5 «Чистый носик».
И. п. – сидя на стуле. Дыхание через нос сначала одной ноздрей, потом другой, затем обеими одновременно. Рот закрыт.
4. Работа с учебником.
Учитель. Откройте учебник на с. 35. Прочитайте 1-й абзац и правило в красной рамке про себя. (Затем 1 ученик читает вслух.)
– Почему же курение особенно губительно, нам сейчас расскажут дети 4-й группы.
Защита проектов о курении: представлены плакат, который подготовили сами учащиеся, и видеоролик о вреде курения.
III. Закрепление.
– Мы сегодня много говорили о гигиене органов дыхательной системы. Сейчас я бы хотела проверить, как вы это усвоили. Мы проведем тест (презентация 2). На экране вы увидите вопросы. Вам нужно будет записать на листочках номер вопроса и букву правильного ответа.
– Теперь сверьте свои ответы и посчитайте, сколько правильных ответов вы дали.
Домашнее задание.
Слайд 18.
– Откройте свои дневники и запишите домашнее задание: учебник, с. 32–35 – знать информацию об органах дыхательной системы (на отметку «3»); рабочая тетрадь, с. 18, № 35 (на отметку «4»).
Т в о р ч е с к о е з а д а н и е . Сочинить рассказ по теме «Сохрани свои легкие здоровыми!» (на отметку «5»).
IV. Итог урока.
Слайд 19.
– Вам, ребята, в заключение урока хочу пожелать здоровья. Как говорил Генрих Гейне: «Единственная красота, которую я знаю, – это здоровье».