12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сергеева Елена Витальевна171
У меня есть я...и мы справимся))))))))
Россия, Курская обл., г.Железногорск
7

Тема мастер – класса: «Формирование и развитие мыслительной деятельности учащихся с помощью алгоритмических инструментов».

Мастер –класс учителя начальных классов Сергеевой Е.В.

Тема мастер – класса: «Формирование и развитие мыслительной деятельности учащихся с помощью алгоритмических инструментов».

Цель мастер - класса:

-наглядная демонстрация приёмов, позволяющих учителю в рамках любой технологии обучения (вне зависимости от преподаваемого предмета) повысить эффективность преподавания и оптимизировать процесс формирования и развития мыслительной деятельности учеников на основе применения на уроке алгоритмических инструментов (опор).

Задачи:

- познакомить педагогов с некоторыми эффективными приемами педагогической техники;

- способствовать повышению мотивации педагогов использовать в своей деятельности современные образовательные технологии и методики;

- создать ситуацию личной заинтересованности коллег к конкретному знанию, стимулировать педагогов к творческому поиску.


Необходимое оборудование и материалы: компьютер, телевизор, проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация, проект, схема алгоритма.


План мастер – класса


I Актуализация педагогического опыта «Формирование и развитие мыслительной деятельности учащихся как средство повышения эффективности обучения по УМК «Начальная школа XXI века» в соответствии с требованиями ФГОС.

II Представление приёмов работы по теме «Приёмы эффективного использования алгоритмических инструментов (опор)»:

Приёмы алгоритмизации деятельности учащихся

Виды алгоритмических инструментов (опор);

От моделирования схемы орфограммы - к алгоритму решения задачи.

III Имитационная игра "Правописание разделительного твердого знака".

Организация деятельности по подготовке к восприятию нового материала: актуализация знаний.

Коллективное формулирование правила.

Составление опорной схемы и алгоритма.

IV Пятиминутка алгоритмической грамотности.

V Моделирование: самостоятельная разработка слушателями алгоритма к опоре в режиме технологии урока: использование алгоритмических инструментов (опор) с целью формирования и развития мыслительной деятельности учащихся

VI Рефлексия мастер-класса.




Ход мастер – класса

Вступительное слово

Добрый день, коллеги. Рада приветствовать вас на мастер-классе «Формирование и развитие мыслительной деятельности учащихся с помощью алгоритмических инструментов».

Здесь собрались опытные учителя из разных школ города, работающие по самым разным образовательным программам. Но я надеюсь, что информация, полученная в течение этой встречи, будет полезна абсолютно каждому и вы сможете внедрить ее в свою педагогическую практику.

Переход современного общества к состоянию информационного приводит к необходимости учить школьников не только ориентироваться в океане информации, но и учить их организовывать свою жизнь так, чтобы при наименьших затратах времени, сил и средств получать от своей деятельности наибольшую отдачу. т.к. одной из проблем современного школьника является тот огромный поток учебной информации, который он должен принять, переработать и запомнить. На помощь приходят приёмы учебного моделирования: кодирование и сжатие информации, т. е. сведение нужных понятий, формул, правил, способов проверки в единый образный алгоритм-модель.


I Актуализация педагогического опыта

«Формирование и развитие мыслительной деятельности учащихся как средство повышения эффективности обучения по УМК «Начальная школа XXI века»


Умение действовать не «по наитию», а по чёткому алгоритму – залог успешности моих учеников. Алгоритм деятельности не даётся им «свыше», это не заученные правила и инструкции, а результат их личного творчества. Начиная с «малого» – алгоритма пересказа, правила, учебного действия, они приходят к умению разрабатывать для себя пошаговые задачи в любом виде деятельности, что оптимизирует их положение в пространстве, времени и социуме.

Система учебно-методических комплектов УМК «Начальная школа XXI века» теперь носит название « Алгоритм успеха», т.к. обеспечивает преемственность реализации образовательных программ всех ступеней и представляет собой целостную информационно-образовательную среду  основной школы, построенную на основе единых идеологических, дидактических и методических принципов, направленных на реализацию требований ФГОС.

Анализируя качественные характеристики классов, их потенциальные возможности выполнить программные требования УМК «Начальная школа XXI века», приоритетным направлением работы на ближайшие годы для меня стало формирование и развитие мыслительной деятельности учащихся как средство повышения эффективности обучения. Акцента на формирование алгоритмического мышления в программе нет (по словам авторов программы), но введён термин «пооперационный контроль» и определённая система работы, т.е. «контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия». Что выводит уч-ся на необходимый уровень регулятивных действий. Когда под руководством учителя дети учатся разбивать действие на шаги, контролировать правильность и полноту выполнения каждого шага, сверять результат, а средством обучения становятся действия по алгоритму или ориентировочная основа действий. При такой организации работы дети наглядно видят какой вид работы вызывает затруднение, а какой получается, делают выводы о том, с чем может быть связана ошибка и как ее избежать

Пооперационный пошаговый контроль включает в себя следующие умения:

- умение действовать по готовому алгоритму

-умение оценивать правильность выполнения конкретного пошагового алгоритма

(На примере языкового разбора. Только правильное последовательное выполнение всех операций гарантирует правильный результат. Такие задания требуют пооперационного выполнения языкового разбора, чтобы младший школьник учился проверять и обосновывать каждый выполняемый шаг решения, учился объяснять, на каком основании выполнено то или иное действие, умел сравнить промежуточные результаты с заданным эталоном, умел находить ошибку в языковом разборе. Не просто разобрал по составу «как получилось», «как показалось», а четкое выполнение последовательных операций, отслеживание, осознание каждого шага!)

- умение действовать по готовому алгоритму

-умение оценивать правильность выполнения конкретного пошагового алгоритма

(нарушена последовательность действий алгоритма, и поэтому возникла ошибка, причем ошибка частотная. На примере работы Сережи надо последовательно проследить выполнение всех операций, чтобы понять, где произошел «сбой программы» и не допустить его в дальнейшем в своей работе).

(здесь не просто допущена ошибка, а расписано рассуждение ученика, чтобы можно было бы отследить, где, в какой операции произошел промах и исправить его).

Перелистаем страницы учебников, проиллюстрируя вышесказанное.


Анализ учебной литературы по УМК «Начальная школа XXI века» показывает, что задания могут быть использованы для развития алгоритмического мышления младших школьников в том случае, если учитель достаточно подготовлен к этой работе и готов проявлять своё творчество.


II Представление опыта работы по теме «Приёмы эффективного использования алгоритмических инструментов (опор, алгоритмов-моделей) » .

-Архимед – великий гений

Перевернул бы Землю без сомнений!

Он разрешил бы наши споры,

Когда б имел точку опоры.

Так ученик свернёт и горы,

Если дать ему эти точки опоры.

Такие есть у нас в запасе.

О них поведаю я в мастер-классе!


Краткая характеристика основных приёмов работы. В ходе МК я постараюсь показать, насколько эффективно и целесообразно применять алгоритмические модели, опоры. Схема–опора - опора мысли ученика, опора его практической деятельности.


Основные функции опорных схем : обобщение и систематизация, адаптация, ограничения, снятие социального барьера, оптимизация самостоятельной деятельности.


От традиционной наглядности они отличаются тем, что являются опорами мысли, опорами действия. Опорные схемы или алгоритм-модели- это оформленные в виде таблиц, карточек, чертежа, рисунка, выводы, которые создаются путём совместной поисково-исследовательской деятельности учащихся и учителя. Это как раз и вписывается в главное требование Федерального государственного стандарта: системно-деятельностный подход в обучении. Такой подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка.

Я считаю одним из важнейших приёмов алгоритмизации формирование и использование различных видов алгоритмических инструментов, иначе – алгоритмических опор.

Виды опор которые я применяю на уроках:

опора на зрительную наглядность

опора на графическую иллюстрацию

опора на зачётную и тестовую формы

опора на таблицы – схемы

Общее для всех опор то, что в них концентрируется внимание на самых существенных признаках понятия с целью обобщения материала. При выполнении упражнений опора помогает ученику в случае затруднения. Опора, что очень важно, способствует развитию монологической речи учеников, которые должны научиться создавать и преобразовывать модели и схемы, понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы и схемы.


При составлении ОС соблюдаю следующие этапы:

определение основного понятия, его сторон, изучаемых на уроке;

дифференцирование словесно-образного и знаково-символического выражения каждого понятия ;

составление опорной схемы .


От моделирования схемы орфограммы - к алгоритму решения задачи

Несколько слов применительно к урокам русского языка. После моделирования схемы орфограммы подвожу детей к алгоритму решения орфографической задачи. Для решения орфографической задачи

М. Р. Львов предложил шесть действий, которые должен осуществить школьник:

увидеть орфограмму в слове;

определить её вид: проверяемая или нет, вспомнить правило;

определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;

определить шаги, ступени решения и их послед-ть, то есть составить алгоритм решения задачи;

решить задачу, то есть выполнить последовательные действия по алгоритму;

написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку.

Три позиции из этого списка ребёнок выполняет ещё на этапе моделирования схемы, а решать орфографическую задачу он будет с помощью алгоритма, который будет представлять из себя знаково-символическую цепочку рассуждений. Что я сейчас и предлагаю сделать на нашем занятии "Правописание разделительного твердого знака"



III Имитационная игра «Приёмы эффективного использования алгоритмических инструментов (опор)»

-Возьмите, пожалуйста, квадраты. Сверните их пополам.

-Какие фигуры у Вас получились? (Разные: треугольник, прямоугольник ) Почему? Задание было одинаковым для всех.

- Не было четкого плана. Сворачивали разными способами.

- Что же такое способ? Как вы думаете?

1) Способ - последовательность действий, ведущих к достижению цели.

Эпиграф «Кто хочет – ищет способ, кто не хочет – ищет причину».

Сократ

-Что означает слово алгоритм? Ваше мнение.

- Вы правы. Единого «истинного» определения понятия «алгоритм» нет.

«Алгоритм — это последовательность действий, направленных на получение определённого результата».


-  Сегодня на занятии мы узнаем, когда в словах пишется ь. Здесь уместны слова Н.Ф.Виноградовой «Не так важно знать правило, а надо знать место, где его применять.

-  Посмотрите на доску. обе­дать-объедать, сел-съел. Что заметили?

Для составления алгоритма к такому типу орфограмм потребуются ключевые вопросы, выявляющие наличие или отсутствие специфических признаков, принадлежащих только данной орфограмме.

- Между какими частями слова стоит ъ? ( между приставкой и корнем)

-  На какой звук оканчивается приставка - согласный или гласный? согл

С какой буквы начинается корень? ( с гласной).

А теперь приведите несколько примеров слов с разделительным ъ(учитель записывает примеры на доске, выделяя приставку, подчеркивая согласную в ней и гласную в корне).

- Во всех этих словах есть приставки, которые оканчиваются на согласный, и корень, который начинается с гласной "е", "е", "ю", "я".

А теперь скажите, когда же в словах пишется ъ? (поэтапно составляется опора – алгоритм-модель)

Вывод:  Разделительный ъ знак пишется после _________________, которая оканчивается на ______________ перед _____.

- А теперь давайте наметим порядок применения нового правила, чтобы на письме ничего не УПУСТИТЬт.е. составим алгоритм.

Главное для нас знать, есть ли в слове приставка.   Это будет наш первый шаг. Учитель пишет:

1. Есть приставка?

-  Если ее нет, будем писать ъ?

-  Нет.

-  Правильно

-  А если приставка есть, то какой она должна, быть?

-  Она должна оканчиваться на согласную.

-  Правильно. Это наш второй шаг (на доске: Да. 2.Оканчивается на согласную? )

-  Если она оканчиваются не на согласную, то будем ли мы писать ъ ?

-  Нет. ( на доске: Нет -> ъ не пишется )

-  А если в слове есть приставка и она оканчивается на согласный, какое еще условие должно выполняться, чтобы мы смогли написать ь ?

Корень должен начинаться с буквы "е", "е", "ю", "я". 

- Правильно. Это наш третий шаг. ( на доске: Да. 3.После приставки -"е", "е'\ "ю", "я"? )

-   Если таких букв в начале корня нет, будем мы писать ъ ? -Нет.

-   Правильно. ( на. доске: Нет -> ъ не пишется )

-   А если одна из этих букв есть?

-   ъ пишем.

-   Правильно, ( на доске: Да -> ъ пишем ) На доске появляется запись

При положительном ответе на все ключевые вопросы, дети делают вывод: «Это орфограмма разделительный ъ». При отрицательном ответе хотя бы на один из ключевых вопросов – вывод: «Этой орфограммы нет в слове».


-  А теперь попробуйте по алгоритму рассказать, как мы будем писать слово - "объявление".

Разделительный ъ ".  Рассуждаем  так: "ОБЪЯВЛЕНИЕ", приставка "ОБ-", "Б", дальше "Я", значит, ъ. Пишем: ОБЪЯВЛЕНИЕ.

Таким образом, при помощи максимального сжатая алгоритма навык пользования правилом доводится до автоматизма.


Рефлексия имитационной игры «Загадочные шары».

Для проверки знаний предлагаю Вам такое задание. Схему какого типа мы использовали?


Таким образом, актуальность применения на уроках алгоритмических инструментов (опор) обусловлена несколькими факторами:

Алгоритмизация учебного действия

Экономия времени урока

Возможность обратиться к алгоритмической опоре в случае затруднения

Развитее монологической речи

Развитие процессов мыслительной деятельности учащихся

Таким образом, моделирование и алгоритмизация орфограмм формируют ещё и общеучебные универсальные действия. А это значит, что ребёнок может их применить в другом виде деятельности, что отвечает компетенции «научить учиться».


IV Пятиминутка «Курс алгоритмической грамотности».

Есть необходимый минимум алгоритмических знаний и умений, который должен входить в алгоритмическую подготовку учителя начальных классов. В основном этот минимум соответствует перечню знаний и умений, характеризующих так называемую «алгоритмическую культуру»

Т.е. учителя должны знать средства представления и записи алгоритмов, основные алгоритмические конструкции и их использование для построения алгоритмов.


V Рефлексия мастер-класса.

Продолжите фразу

хотелось бы ...

мне запомнилось ...

я попробую ...

сегодня я узнала…

было интересно…

было трудно …

теперь я могу…

я почувствовала, что…

я приобрела…

я попробую…

меня удивило…

мне захотелось…

Заключение. Нет двух одинаковых людей, как и двух одинаковых ситуаций. Поэтому общих ответов, пригодных на все случаи жизни, быть просто не может. Однако можно предложить общий МЕТОД, способный помочь находить или конструировать такие ответы для каждой конкретной ситуации. Этот метод - АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ ПОДХОД ко всем проблемам, с которыми мы сталкиваемся в жизни.

Психологи считают, что хорошее настроение – это привычка, которую необходимо вырабатывать ежедневно. Алгоритм действий здесь прост: каждый день уделяйте немного времени тому, чтобы улучшить настроение, выбросьте из головы пессимистические прогнозы на ближайшее будущее и Вы увидите мир в радужном цвете.



Библиографический список:

1. Гагай В.В. Роль учебных заданий в развитии творческого мышления младших школьников // Начальная школа. – 1991.


2. Дьяченко В.К. Развивающее обучение и развитие личности // Школьные технологии. 1997

. № 3.


3. Колычева Г.Ю. Формирование навыков культуры речи при изучении имени существительного// Начальная школа.- 2008.- №12


4. Лайло В.В. Повышение грамотности и развитие мышления: Пособие для учителя. – 2-е изд., стереотип. – М.; Дрофа, 2000. – 96 с.


5. Левина Е.Ю. Работа с алгоритмами?// Начальная школа.- 1996.- №1


6. Лобчук Е.И. Обозначение безударных гласных на письме// Начальная школа. – 1999.- №4


7. Научно – методический сборник «Реализация идей УМК «Начальная школа XXI века» на Белгородчине»/ под ред. Н.С. Сердюковой, О.А. Павловой и др. – Изд-во «Константа»: Белгород, 2006.


8. Привалова С.А Русский язык. 3 класс: поурочные планы по учебнику С.В. Иванова и др. / авт. – сост. С.А. Привалова.- Волгоград: Учитель, 2006


9. Рябцева С.Л. Диалог за партой: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989


10. Харчевникова Е.Л. Овладение учителем школьными технологиями// Начальная школа. – 2003 – С.33


11. Шукейло В.А. Русский язык в начальных классах. Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения. – СПб, «СМИО Пресс», 1999. – 288с.

8


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.