Развитие исследовательских способностей учащихся с помощью интеллект-карт
Вишнякова Татьяна Витальевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 1 г. Улан-Удэ», г. Улан-Удэ
Развитие исследовательских способностей учащихся с помощью интеллект-карт
Современная ситуация в системе образования ориентирована на системно-деятельностный подход в обучении, который предполагает создание условий для самореализации личности и развитие её творческого потенциала. В стандартах нового поколения особое внимание уделяется развитию исследовательских способностей, владению учащимися навыками исследовательской и проектной деятельности.1
В научных работах к.п.н., профессора А.С. Обухова 2 даётся очень полное описание исследовательского поведения, которое рассматривается не как узкоспециальная личностная особенность, а как неотъемлемая характеристика личности, как стиль жизни современного человека. Поэтому от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение школьников умениям и навыкам самостоятельного поиска. Это в свою очередь требует от педагогов поиска новых методов и инструментов, способствующих данному процессу.
Одним из таких методов, на мой взгляд, являются интеллект-карты. Они способствует активизации мыслительной деятельности ученика, развивая его познавательные и исследовательские способности.
Интеллект-карты впервые как средство обучения были предложены британским психологом Тони Бьюзеном. Он рассматривал их как средство запоминания, представления информации в особом, схематичном виде, позволяющем структурировать процессы мышления. 3
Определение «Интеллект-карты» имеет множество вариаций: карты памяти (mind map), ментальные карты, карты ума, карты сознания, карты представлений, мысленные карты, ассоциативные карты, диаграммы связей. А сам процесс создания таких карт можно называть майндмэппингом (англ. mindmapping), технологией изображения информации в графическом виде, отражающей связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими предметной области, которую мы изучаем (рассматриваем).
В переводах книг Т. Бьюзена чаще всего используется термин «интеллект-карты». Центральную идею данного метода лучше всего представить словами её автора: «Каждый бит информации, поступающей в мозг, каждое ощущение, воспоминание или мысль – может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллионы лучей. Каждый луч представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. И это то, что мы называем памятью, т. е. базой данных или архивом. В результате использования этой многоканальной системы обработки и хранения информации мозг в любой момент времени содержит «информационные карты», сложности которых позавидовали бы лучшие картографы всех времён, будь они в состоянии эти карты увидеть».4
Описывая метод интеллект-карт, Тони Бьюзен опирался на принципы работы человеческого мозга. Учёный придерживался мнения, что люди используют свой мозг недостаточно эффективно. Разработанный им метод позволил одновременно задействовать при работе с информацией и левое, и правое полушарие, тем самым объединяя творческое мышление с аналитическим. Благодаря этому техника ментальных карт помогает не только организовать и упорядочить информацию, но и лучше воспринять, понять, запомнить и ассоциировать её.
Таким образом, интеллект-карты - это один из приёмов визуализации мышления и способов деятельности, инструмент формирования УУД, инструмент диагностики. Это очень яркий инструмент для решения таких задач, как проведение презентаций, работа с большим объемом информации, проведение мозговых штурмов, самоанализ, разработка проектов, собственное обучение, развитие и многое другое.
Что же даёт интеллект-карта учащимся? Как развивает их исследовательские способности?
Интеллект-карты — это инструмент, позволяющий эффективно структурировать и обрабатывать информацию, мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.Существует два способа построения интеллект-карт:
- традиционный, нарисованный на бумаге цветными карандашами, фломастерами.
- электронный, созданный с помощью специальной программы-конструктора.
Конечно, первый способ учащимся освоить намного проще. Да и средства создания практически всегда под рукой. Но переход в определенный период времени школы на дистанционное обучение заставил искать новые, более удобные для данного формата обучения способы построения интеллект-карт. Web-сервисов для этого существует огромное количество. Но среди такого разнообразия нужно было выбрать именно те, в которых школьники смогли бы создавать свои карты бесплатно и достаточно просто. Эти два качества стали главными при отборе электронных программ. В итоге, мы остановились на следующих инструментах:
- Mindomo
- Coggle.it
- Popplet
- Xmind
- MindMeister
У каждого из этих инструментов есть свои преимущества и недостатки. Именно поэтому их проще совмещать в использовании в разных учебных ситуациях. К примеру, Mindomo дает возможность создать карту быстро, используя предлагаемые шаблоны. Её отличает и более богатая цветовая палитра. Зато, к примеру, Coggle.it удобнее в навигации и в отправке карты с помощью обычной ссылки. А MindMeister в свою очередь позволяет организовать групповую5 разработку интеллект-карт. Каждая из программ интересна и имеет свои особенности.
Но всё же в 5-6 классах учащимся легче использовать бумажный вариант, потому что в этом возрасте не столь высокий уровень ассоциативного и логического мышления. В среднем и старшем звене ребятам интереснее работать с компьютерной программой. В любом случае следует учитывать психологические особенности и интересы детей.
Интеллект-карты универсальны не только в использовании в разных предметных областях, но и в разных учебных ситуациях.6 Такие карты можно создавать коллективно на уроке в качестве приема для организации мозгового штурма. Работа над интеллект-картами полезна и для закрепления материала, и для изучения его самостоятельно. Для старшеклассников это эффективный способ работы с большим объёмом информации. В отличие от традиционной линейной формы выражения мыслей (обычный конспект, списки, таблицы), которая не всегда результативна в запоминании большого объема информации учащимися, интеллект-карты более эффективно помогают не только запомнить информацию, но и ассоциировать её с цветом, различными рисунками, символами.
Интеллект-карта способствует достижению образовательных результатов на личностном, метапредметном и предметном уровнях.7 Использование данного метода позволяет организовать исследовательскую и творческую деятельность как учителя, так и учащихся.
В своей практике, формируя исследовательские навыки у учащихся, использую интеллект-карты при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ (удобно структурировать материал), составлении доклада, написании исследовательской работы и проекта, создании творческой работы по предметам, при подготовке домашнего задания. Интеллект-карты невозможно составить при беглом чтении. Нужно вдумчивое чтение, направленное на более полное и точное понимание основного содержания текста, с сохранением подробностей и деталей. Особенность таких карт в качестве задания заключается ещё и в том, что учащиеся не смогут найти готовые карты, тем самым возможность списать просто исключена.
Эффективны интеллект-карты и в развитии навыков монологической речи. Когда время на уроке ограничено, выручает метод карт ума, обладающий уникальной особенностью: он позволяет сворачивать огромные массивы информации, не теряя при этом её элементов. А свёрнутая информация, представленная в графической форме, – хорошая опора для развития монологической речи.
Примером могут служить следующие карты:
составленная учащимися 10 класса при подготовке к докладу по теме «Творчество Ф.И. Тютчева»;
составленная учащимися 11 класса при анализе художественного текста перед написанием сочинения-рассуждения.
Интеллект-карты – хорошая помощь при подготовке к проведению исследования не только потому, что сжимается информация, что анализируется, систематизируется, обобщается материал, но и потому, что на иллюстрацию информации тратится меньше времени: использование зрительных образов, ассоциаций усиливает эффект восприятия. В качестве примера может служить карта ума, созданная учеником 11 класса при подготовке исследовательской работы «Концепция личности Чингисхана в художественной культуре XX – XXI вв.».
Незаменим данный метод и при анализе художественных образов. Учащиеся учатся видеть развитие героя, осознавать влияние истории на внутренний мир персонажа художественного произведения. Интеллект-карты являются незаменимыми при сопоставлении, сравнении героев одного произведения или героев одного литературного типа.
Опыт использования данного метода доказывает, что ученики учатся устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы, что способствует формированию целостного мировоззрения. Именно это соответствует личностным результатам ФГОС. Говоря о метапредметных результатах, можно отметить развитие таких навыков, как работа с информацией, развитие навыков смыслового чтения, умения устанавливать логическую последовательность основных фактов. Всё это в совокупности способствует формированию исследовательских способностей учащихся.
Неоднократное составление интеллект-карт способствует систематизации знаний обучающихся, высокому уровню усвоения материала, приобретению учебно-исследовательских и проектировочных умений, необходимых для дальнейшего профессионального развития; повышению качества знаний; проявлению познавательной активности и интереса к изучению любого предмета.
Следовательно, можно сделать выводы: интеллект-карты – это простой, удобный и эффективный способ развития исследовательских способностей учащихся, а именно таких, как: умение самостоятельно работать с большим объемом информации, умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять проблему, строить логическое рассуждение и делать выводы. Это отличный способ в развитии нестандартного мышления.
1 Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645. – 4 с.
2 Обухов А.С. Исследовательская позиция личности // Исследовательская работа школьников. - 2006. № 1. - С. 61-75.
3 Бьюзен Т. Суперпамять/ Т.Бьюзен. – Минск: Попурри, 2007. – 212 с.
4 Бьюзен Т. Карты памяти. Готовимся к экзаменам. – Минск.: Росмэн-Пресс, 2007. - 123 с.
5 Сиббет, Д. Визуализируй это. Как использовать графику, стикеры и интеллект-карты для командной работы/Д. Сиббет. - М.: Альпина Паблишер, 2017. - 356 c.
6 Самохина, В. М. Применение интеллект-карт в обучении / В. М. Самохина. — Текст: непосредственный// Молодой ученый. — 2016. — № 29 (133). — С. 598-600.
7 Воробьева В. М., Будунова Л. Г. Эффективное использование метода интеллект-карт на уроках: Методическое пособие.// В. М. Воробьева, Л. Г. Будунова Л. В. Чурикова, — М.: ГБОУ «ТемоЦентр», 2013. — 46 с.
Фролова Елена Николаевна
Вишнякова Татьяна Витальевна
Селиванова Галина Геннадьевна