Урок литературы «Научно-фантастическая повесть Аркадия и Бориса Стругацких "Трудно быть богом"» (8 класс)

4
2
Материал опубликован 19 April

Урок литературы

8 класс

Тема "Научно-фантастическая повесть Аркадия и Бориса Стругацких «Трудно быть богом»"

Цель: раскрыть смысл фантастического произведения братьев Стругацких «Трудно быть богом»; рассмотреть систему образов в произведении, учить составлять характеристику героев, анализировать текст, понимать позицию автора, тему, идею произведения, прививать интерес к изучению творчества братьев Стругацких.

Задачи:

Предметные: провести анализ текста произведения; дать характеристику образа главного героя.

Метапредметные: развивать навык работы с художественным текстом; развивать умение видеть подтекст произведения; совершенствовать логическое и творческое мышление.

Личностные: осмыслить нравственные ценности; увидеть влияние культуры, традиций на жизнь и судьбу человека и общества.

Формы работы: коллективная, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, презентация.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

Среди любителей научной фантастики во всем мире трудно найти человека, который бы не был знаком с творчеством братьев Стругацких. Их произведения вошли в классику мировой литературы, став образцом фантастики, в которой содержится много предсказаний будущего и много пророчеств для будущих поколений. Но далеко не все знают историю жизни и творчества Аркадия и Бориса Стругацких, как создавался их тандем, как могли братья творить, проживая в разных городах, и почему ни у кого из нас нет возможности побывать на их могиле.

II. Изучение нового материала.

Слово учителя. Мы с вами раскроем тайну жизни и творчества Аркадия и Бориса Стругацких и попытаемся понять то, что хотели сказать своей повестью писатели-фантасты, а также найти ответ на вопрос «Когда человек ощущает себя счастливым?». И начнем мы, по традиции, с рассказа об авторах произведения.

1. Актуализация знаний о биографии писателей.

Индивидуальные сообщения учащихся.

Учащийся 1.

Братья Аркадий (28.08.1925–12.10.1991) и Борис (15.04.1933—19.11.2012) Стругацкие, разница в возрасте у которых составляла почти 8 лет, выросли в городе на Неве, в дружной образованной семье, которая оказала большое влияние на их творчество. Их отец работал в Главлите, затем в Ленинградской государственной библиотеке, писал искусствоведческие статьи, мама была преподавателем русского языка и литературы. В доме у Стругацких была большая библиотека, которая постоянно пополнялась новыми книгами, поэтому мальчики с детства пристрастились к чтению.

С началом Великой Отечественной войны их жизнь изменилась. Отец ушел на фронт, но вскоре был комиссован из-за порока сердца и сильного истощения, семья оказалась заложницей блокадного Ленинграда. Позднее у отца и старшего сына появилась возможность эвакуации, мама с младшим сыном остались в осажденном городе. Но до места эвакуации больной отец не доехал, 17-летний Аркадий оказался в Оренбургской области, и только спустя несколько месяцев он смог вывезти маму и брата по дороге жизни из блокадного Ленинграда.

Этот период остался глубокой раной в памяти братьев, они старались никогда о нем не вспоминать и не касаться в своем творчестве. После войны мама с младшим сыном вернулись в Ленинград, где Борис получил высшее образование, стал астрономом и много лет работал в Пулковской обсерватории. Старший Аркадий выбрал профессию военного переводчика, служил на Дальнем Востоке. После войны, подав в отставку, он переехал сначала в Ленинград, потом в Москву и начал работать в издательстве детской литературы.

Учащийся 2.

Первая попытка творчества у старшего брата Аркадия была еще в детстве. Он написал рассказ, который был утерян во время блокады Ленинграда. Позднее Аркадий вернулся к творчеству во время службы в армии, написав еще несколько рассказов. Младший Борис проявил свой писательский талант уже после войны.

Впервые они задумались о совместном творчестве уже будучи взрослыми, на одном из семейных обедов, когда обсуждали прочитанные научно-фантастические книги. Тогда жена Аркадия произнесла фразу, что современная фантастика скучна и неинтересна, и братья поспорили на бутылку шампанского, что смогут написать произведение, которое перевернет ее представление об этом жанре.

Но попасть в творческую среду и добиться публикации своих произведений в то время было достаточно сложно. И тогда Аркадий находит выход, он издает свою первую повесть «Пепел Бикини» в соавторстве со своим сослуживцем и писателем Львом Петровым, который был женат на внучке Хрущева. Как потом выяснилось, Петров даже не притрагивался к тексту этого произведения, но его имя стало своеобразным пропуском в литературный мир.

Обсуждая возможность совместного творчества, братья разработали план, как им надо писать, чтобы не повторять ошибки других писателей-фантастов. В 1958 году в журнале «Техника молодежи» выходит их первый совместный научно-фантастический рассказ «Извне», получивший широкую известность. С него начался совместный творческий путь братьев Стругацких.

Слово учителя.

За долгую творческую жизнь Аркадий и Борис Стругацкие написали более тридцати совместных произведений, общий тираж их книг составил более 40 миллионов экземпляров. В их произведениях можно найти все - от рассказов о существовании внеземных цивилизациях до тайн нашей Земли. Их книги давно уже стали феноменом ХХ века и разобраны на цитаты. И этот феномен объясняется не только талантом авторов, но и их широком культурным кругозором, который изначально сильно отличался от кругозора среднего советского писателя.

Каждое произведение братьев Стругацких уникально: оно четко привязано к определенному времени и вместе с тем устремлено в будущее. Стругацкие были невероятно любознательными людьми, исследователями накопившихся социальных проблем и противоречий. Именно поэтому постоянно совершенствовалось их мировоззрение, а большинство их предсказаний, описанных в книгах, со временем сбывались.

Они предсказали появление интернета, мессенджеров, «Википедии», возможность совершать онлайн-покупки, машины с автопилотом, клонирование еды и многое другое. В произведении «Хищные вещи века», написанном в 1964 году, братья Стругацкие описали устройство, способное погружать человека в виртуальный мир, хотя первая программа виртуальной реальности была изобретена только в 1977 году. Нейронные сети, способные к самообучению, были описаны ими в рассказе «Спонтанный рефлекс».

Не все знают, что большую часть своей жизни Аркадий жил в Москве, а Борис - в родном Питере, но это не было помехой для их творчества. Сюжеты будущих книг они обсуждали при встречах или по телефону, всегда с уважением относились к мнению друг друга, когда возникали разногласия - тянули жребий.

Друзья их семьи рассказывали, как проходил творческий процесс, когда братьям удавалось поработать вместе. Один из них садился за печатную машинку и, набирая текст, читал его вслух, второй в это время лежал на диване или сидел в кресле, попивая кофе, иногда вставлял какие-то комментарии. Потом они менялись местами. Так могло продолжаться целый день, братья, погруженные в работу, словно не замечали времени.

Они были консервативны в своих привычках и всегда пользовались печатной машинкой. Даже когда у Бориса появился персональный компьютер, он предпочитал набирать текст на машинке.

Ещё у братьев Стругацких нет могил: обоих братьев по их собственной воле кремировали. Аркадий Стругацкий умер в 1991-ом году, Борис – в 2012-ом; прах Аркадия развеяли над Рязанским шоссе, Бориса – над Пулковскими высотами.

Как было ранее сказано, общий тираж произведений Стругацких составляет более 40 млн. экземпляров. Кроме того, их книги выдержали более 620 изданий на 42 языках в 33 странах мира.

В 1998 году учреждена Литературная премия им. А. и Б. Стругацких, которая вручается в их «средний день рождения» — 21 июня.

Писатели высоко ценятся в США, как одни из лучших в своем жанре. Они были включены в почетное «Общество Марка Твена» за выдающийся вклад в развитие международной литературы.

В 1980-е годы роман «Пикник на обочине» принес Аркадию и Борису Стругацким ряд престижных международных наград. Они получили премию Джона Кэмпбелла (1978) за лучший научно-фантастический роман и приз Жюля Верна (1979) за выдающуюся книгу года. За вклад в мировую литературу их включили в престижное «Общество Марка Твена» (1979), а на Фестивале фантастики во Франции, в Меце, их наградили специальным призом «Золотой Демон», который присуждают за выдающиеся произведения.

Братья Стругацкие были мастерами неологизмов. Самым известным придуманным ими словом стал термин «сталкер».

Творчество Аркадия и Бориса Стругацких стало предметом диссертационных работ на соискание ученых степеней. Одним из самых известных исследований уникального мира Стругацких можно назвать работу западного русиста Ивонн Хауэлл «Апокалиптический реализм: научная фантастика братьев Стругацких». По этой теме Хауэлл защитила диссертацию в Мичиганском университете.

С 12 августа 2014 года площадь в Московском районе Санкт-Петербурга называется площадь Братьев Стругацких. Расположена она на пересечении Московского проспекта, улицы Фрунзе и улицы Победы. Выбор места обусловлен тем, что Борис Стругацкий в 1964 — 2012 годах жил рядом с этой площадью на улице Победы.

2. Об истории создания произведения.

Слово учителя. Как вы уже поняли, творчество братьев Стругацких – ленинградских писателей оставляет неизгладимый след в душе каждого человека, неравнодушного к современной фантастике. Их произведения по сей день остаются своеобразным символом нового понимания будущего Вселенной. И миллионы читателей каждый день с упоением открывают для себя этот мир в тех произведениях, которые подарили нам братья Стругацкие.

«Счастлив тот, кто думает о других» - эта замечательная фраза стала лейтмотивом научно-фантастической повести Аркадия и Бориса Стругацких «Трудно быть богом».

«Трудно быть богом» – одно из самых популярных произведений братьев Стругацких. Написано оно было в 1963 году, впервые опубликовано в 1964 (в сборнике «Далекая радуга»). Повесть задумывалась как веселая, приключенческая, в духе «Трёх мушкетеров» Александра Дюма.

Вот что писал Аркадий Стругацкий по этому поводу в своем дневнике: «Это будет повесть о нашем соглядатае на чужой феодальной планете, где два вида разумных существ. Я план продумал, получается остросюжетная штука, может быть и очень веселой, вся в приключениях и хохмах, с пиратами, конкистадорами и прочим, даже с инквизицией…»

После разгрома выставки современного искусства в Московском Манеже и других политических событий, концепция повести была кардинально пересмотрена. В марте 1963 года Аркадий Натанович написал следующее: «…Время “легкомысленных вещей”, время “шпаг и кардиналов”, видимо, закончилось. А может быть, просто еще не наступило. Мушкетерский роман должен был, обязан был стать романом о судьбе интеллигенции, погруженной в сумерки Средневековья».

Сообразно этому изменилось и название – первоначально повесть должна была называться «Седьмое небо» или «Наблюдатель». Название «Трудно быть богом» авторы взяли из концовки собственного рассказа, который впоследствии стал называться «Бедные злые люди». Любопытно, что этот рассказ стал и последним рассказом, написанным братьями, нигде впоследствии не был опубликован и пролежал в архивах до конца 80-х.

Мнение критиков о повести «Трудно быть богом» разное. Хотелось бы вас познакомить положительными отзывами об этом произведении.

Вот как пишет об этом Дмитрий Пашкевич: «А ведь повесть читали с восторгом в период оттепели, эту повесть с упоением читали во времена застоя, её же с надеждой читали в годы перестройки и с ностальгией читают ныне».

Леонид Филиппов вообще утверждал, что у человека, не читавшего в юности «Трудно быть богом» пробел в образовании, более того в воспитании, притом он невосполним.

Ефремов, знаменитый советский фантаст, назвал эту повесть лучшим произведением советской научной фантастики. Всеволод Ревич говорил, что это лучшее произведение всей мировой фантастики.

Своё воплощение произведение находит в кинематографическом искусстве. Алексей Герман очень долго снимал одноимённый фильм, но так и не доснял, точнее недоозвучил, потому что ушёл из жизни и финал этого фильма не видел. А мечтал об этом фильме А. Герман ещё больше, впервые идея появилась в 1968 году. 45 лет режиссёр шёл, жил с этой идеей, и вот мировая премьера фильма состоялась 2013 году.

3. Анализ произведения.

Перейдём с вами к анализу повести. Жанр произведения почти не обсуждался в специальной литературе. Сами авторы называли его то повестью, позже романом. Многие литературоведы определяют жанр произведения как фантастическая повесть, поэтому и мы будем с ними считаться.

Проблематика произведения - погоня за деньгами, вмешательство в дела других людей, власть и человек.

Основная мысль - каждый человек уникален, но настоящие люди должны быть честными и добрыми; только так создаётся цивилизованное государство.

4. Проверка домашнего задания: краткая биографическая справка о каждом герое, которую учащиеся составляли дома.

Ответы учащихся.

Антон, он же дон Румата Эсторский из рода Румат Эсторских, благородный дворянин до двадцать второго предка — 35 лет, историк с Земли, разведчик Института экспериментальной истории в Арканаре в течение 5 лет.

Пашка, он же дон Гуг — школьный друг Антона, историк-наблюдатель Института экспериментальной истории, старший постельничий герцога Ируканского.

Александр Васильевич, он же дон Кондор — опытный сотрудник Института экспериментальной истории, стаж работы 15 лет, Генеральный судья и Хранитель больших государственных печатей торговой республики Соан, вице-президент Конференции двенадцати негоциантов и кавалер имперского Ордена Десницы Милосердной.

Кира — возлюбленная дона Руматы, 18 лет. Дочь помощника писца в суде, простолюдинка.

Барон Пампа — друг дона Руматы. Полное имя Пампа дон Бау-но-Суруга-но-Гатта-но-Арканара. Богатый аристократ из провинции.

Доктор Будах — коренной ируканец. Крупнейший в Империи специалист по ядолечению.

Дон Рэба — первый министр короля Пица VI Арканарского, впоследствии наместник Святого Ордена в Арканарской области, епископ и боевой магистр Ордена.

Дона Окана — фрейлина, фаворитка дона Рэбы.

Арата Горбатый — революционер и профессиональный бунтовщик, предводитель множества восстаний. Когда-то был спасён Руматой, прилетевшим за ним на вертолёте. Один из немногих, кто в курсе настоящей личности Антона, но до конца её не понимает, и считает Антона всемогущим. До пыток и многочисленных ранений был известен как Арата Красивый.

Вага Колесо — глава всех преступных сил Запроливья. Много лет назад был лучшим другом Араты Красивого. Сотрудничал как с доном Руматой, так и с доном Рэбой ради выгоды.

Отец Кабани — местный изобретатель, алхимик, страдающий алкоголизмом. Морально раздавлен тем, что его мирные изобретения были использованы доном Рэбой для нужд карательной системы. Проживает в Пьяной Берлоге — заброшенной хижине посреди Икающего Леса, где иногда проходят встречи и совещания землян. От него Антон не держит в тайне свою личность историка-наблюдателя.

Уно — мальчик-слуга дона Руматы. Погибает, защищая Киру от нападения «серых» в отсутствие дона Руматы.

Анка — школьная подруга Антона и Пашки, сотрудница Института экспериментальной истории.

5. Беседа по тексту произведения.

- Когда происходит действие?

Действие происходит в первую половину XXII века.

- Где происходит действие?

Происходит оно не на Земле (за исключением пролога и эпилога), а на другой планете, где есть разумная жизнь, есть гуманоидная цивилизация (биологически полностью идентичная землянам), находящаяся на уровне развития, соответствующем земному Средневековью. Земляне открыли эту планету за несколько десятков лет до начала основных событий и решили направить туда своих сотрудников.

- Что делают земляне на этой планете?

Земляне сперва просто изучали открытую ими цивилизацию, а потом попытались осторожно вмешиваться, чтобы ускорить ее развитие и помочь обитателям планеты быстрее перескочить из темного прошлого в светлое будущее.

- Кто из землян работает на этой планете?

Для изучения и ненавязчивого вмешательства в ход истории цивилизации на этой планете внедряют специально обученных землян из Института экспериментальной истории. Они маскируются под местных жителей, хотя тайно пользуются технологиями XXII века: связью транспортом, медикаментами и так далее. Единственное, что внедрённым учёным-историкам категорически запрещено, - применять современное оружие.

- В каком месте происходят события?

Основное действие повести происходит в городе Арканаре, столице одноименного королевства, которое является провинцией Эсторской империи. Эта империя к тому моменту одряхлела, и потому Арканар уже давно превратился в независимое государство.

- Но ведь мы не сразу вместе с героями попадаем в Арканар. В повести есть пролог. Хочу вам напомнить, что пролог — это переработанный рассказ Стругацких «Дорожный знак» (1962 год).

Что же мы узнаём, прочитав пролог?

В прологе действие происходит на Земле, мы видим главного героя Антона в детстве, ему там примерно одиннадцать-двенадцать лет. Вместе Пашкой и Анкой они бродят по лесу и играют в земных пиратов.

- А потом, через 20 лет, мы видим Антона в Арканаре. Расскажите, как он живёт, что делает?

Антон - знатный аристократ, благородный дон Румата Эсторский, столичный светский щеголь. Он живет в Арканаре, в своем доме, богат, пользуется уважением в самых разных слоях общества. Держится независимо, придворной карьеры не строит, близкой дружбы почти ни с кем не заводит, сознательно создает себе репутацию ловеласа и дуэлянта, но на самом деле с женщинами в близкие отношения не вступает и на дуэлях никого не убивает.

- То есть можно сказать, что Антон находится под идеальным прикрытием и прекрасно может заниматься основной работой?

В чём же заключается его основная работа?

Основная работа Антона – дона Руматы - заключается в постоянной видеофиксации происходящего, в спасении от репрессий местных интеллигентов-книгочеев, на которых объявлена охота, их ловят, казнят либо же учиняют самосуд. Антон этих образованных людей спасает по-разному: с помощью подкупа (в золоте у него недостатка нет, золотые монеты печатаются на принтере), с помощью кулаков (он непревзойденный единоборец) и с помощью земной техники. Арата Красивого он спас, например, на вертолете.

Слово учителя. Мы видим, что Арканар — это королевство, где царит несправедливость, жестокость и невежество. Земляне, в том числе и дон Румата, находятся здесь в роли наблюдателей и исследователей. Главный принцип, которого они должны придерживаться, — «бескровное воздействие», что означает запрет на прямое вмешательство в события планеты.

Герои повести понимают, что вмешательство в другое общество может привести к непредсказуемым и, возможно, трагическим последствиям. Существует опасение, что вмешательство может лишить общество возможности пройти свой собственный путь развития. Также возникает вопрос: «Какие моральные обязательства лежат на тех, кто обладает властью и знанием?»

Но дон Румата, несмотря на все ограничения, не может остаться равнодушным к несправедливости и жестокости, царящим в Арканаре. Он пытается найти способы помочь местному населению, сохранить ценности и знания, которые могут быть утрачены из-за тирании и невежества.

- Что же происходит, когда дон Румата пытается помочь людям и исправить сложившуюся ситуацию?

Дон Румата пытается спасти доктора Будаха и не замечает интригу, которую практически на его глазах провернул дон Рэба. Кроме того, дон Рэба даже косвенно использовал дона Румату в одном из ключевых моментов своего плана — то есть в отравлении короля.

Кира, девушка-простолюдинка, в которую дон Румата влюбился и взял к себе в дом в качестве домоправительницы, случайно погибает от рук дона Рэбы, который решил похитить её, чтобы держать дона Румату на коротком поводке. А ведь предупреждал Антона его начальник Александр Васильевич, дон Кондор: «Все мы разведчики … И все дорогое, что у нас есть, должно быть либо далеко на Земле, либо внутри нас. Чтобы его нельзя было отобрать у нас и взять в качестве заложника».

Слово учителя. И вот Антон (дон Румата) после серии трагических событий и потери близкого человека, Киры, теряет контроль над собой и нарушает главное правило землян — не вмешиваться в события на планете.

Ещё раньше он говорил: «Оказывается, что колодцы гуманизма в наших душах, казавшиеся на Земле бездонными, иссякают с пугающей быстротой».

Действительно, внутри у него происходит ежедневный, ежеминутный конфликт между привитыми с детства нравственными нормами и местными реалиями, где Антону приходится не только наблюдать повседневную жестокость, но и самому держаться как высокомерный аристократ, не сомневающийся в своем праве повелевать теми, кто ниже его по статусу. Ему приходится изображать дружбу с теми, кого он презирает (к примеру, его приятели дон Тамэо и дон Сэра), приходится хамить тем, кого, наоборот, уважает (книжник Киун).

Действительно, если уж приходится по-волчьи выть, то это гораздо легче делать, если считать окружающих волками. «Ведь я же их по-настоящему ненавижу и презираю... Не жалею, нет — ненавижу и презираю...», «Протоплазма, — думал Румата. — Просто жрущая и размножающаяся протоплазма», «все они почти без исключений были еще не людьми в современном смысле слова, а заготовками, болванками, из которых только кровавые века истории выточат когда-нибудь настоящего гордого и свободного человека».

И поэтому у Антона возникает мировоззренческий конфликт, ведь на Земле его учили, что ценен каждый человек, что любить и уважать нужно всех. А здесь, в Арканаре, получается, что не всех. Только тех, которые «беззащитные, добрые, непрактичные, далеко обогнавшие свой век...»

Но если презирать большинство окружающих людей, то возникает соблазн отказаться от гуманистических принципов. Вспомните, что однажды произошло с доном Руматой в тот момент, когда в городе у него вор срезал кошелек: ״Тут он заметил, что неподалеку остановились двое штурмовиков, глазеют на него и скалят зубы. Сотруднику Института было на это наплевать, но благородный дон Румата Эсторский осатанел. На секунду он потерял контроль над собой. Он шагнул к штурмовикам, рука его непроизвольно поднялась, сжимаясь в кулак. Видимо, лицо его изменилось страшно, потому что насмешники шарахнулись и с застывшими, как у паралитиков, улыбками торопливо юркнули в таверну... «Ведь я их чуть не зарубил, - вдруг понял он. - Если бы они не убрались, я бы их зарубил. <...> Сейчас бы они валялись вот здесь, как свиные туши, а я бы стоял с мечом в руке и не знал, что делать... Вот так бог! Озверел...»״

Или вот характерный момент, когда, упившись в кабаке, он возвращается ночью домой, вламывается в комнату Киры: «... он полез вверх по лестнице, распахнул дверь и ввалился к ней, как хозяин, и при свете ночника увидел белое лицо, огромные глаза, полные ужаса и отвращения, и в этих глазах — самого себя, шатающегося, с отвисшей слюнявой губой, с ободранными кулаками, в одежде, заляпанной дрянью, наглого и подлого хама голубых кровей...» К счастью, тогда ему все же удалось опомниться.

Но ненависть и презрение, которые он прекрасно осознаёт в себе, углубляют его внутренний конфликт. Ненавидя серых штурмовиков, он постепенно начинает ненавидеть и себя — именно за то, что ненавидит. Что он, оказывается, ничем не лучше местных, что его изначальная убежденность в своем нравственном превосходстве над арканарцами — всего лишь иллюзия.

Об этой проблеме говорит ему и его начальник, Александр Васильевич: «Пятнадцать лет понадобилось мне, голубчик, чтобы понять, что же самое страшное. Человеческий облик потерять страшно, Антон. Запачкать душу, ожесточиться. Мы здесь боги, Антон, и должны быть умнее богов из легенд, которых здешний люд творит кое-как по своему образу и подобию. А ведь ходим по краешку трясины. Оступился — и в грязь, всю жизнь не отмоешься».

6. Вывод урока.

- И вот здесь мы подходим к главному вопросу: чему же учит нас повесть «Трудно быть богом»?

Важно сохранять человеческое лицо в любых ситуациях.

- На уроках литературы мы часто говорим о том, что авторы своим произведениям дают говорящие названия. Как думаете, что значит название повести «Трудно быть богом»?

«Трудно быть богом» — слова из мысленной речи главного героя, дона Руматы. Земляне, изучающие средневековое общество на неназванной планете и пытающиеся ускорить его развитие, по своим техническим возможностям сопоставимы с богами, так их себе представляют местные жители. Но им приходится невероятно трудно, потому что на самом деле никакие они не боги, а такие же обыкновенные люди, как и арканарцы, только более развитые. И на них лежит огромная ответственность за всё то, что они делают, за судьбы людей, живущих на этой планете. А самое главное – это при любых обстоятельствах оставаться Человеком.

III. Итоги урока.

Слово учителя. Фантастическая литература – это литература, которая обладает совершенно отчётливым, параллельным, очень глубоким, гораздо глубже, чем поверхностное повествование смыслом. Вот потому-то повесть Стругацких и перешла из XX века в XXI. И вполне возможно, что и в XXII перейдет. Потому что это классика, которая не устаревает, и проблемы, поднятые в этом произведении, - вечные, над которыми размышляли и будут размышлять люди.

IV. Домашнее задание.

Стр. 189- 206, читать рассказ В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»; пересказывать.

По рассказу составить 10 вопросов с обязательным ответом на составленный вами вопрос.

 

 

 

Источники

https://kulturologia.ru/blogs/240723/56911/

https://www.osnmedia.ru/1000/bratya-strugaczkie/

https://www.livelib.ru/articles/post/34823-interesnye-fakty-o-tom-kak-bratya-strugatskie-sozdavali-svoi-legendarnye-proizvedeniya

https://cyberleninka.ru/article/n/zhanrovaya-spetsifika-romana-a-i-b-strugatskih-trudno-byt-bogom-1/viewer

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за интересную разработку! Расширила свои литературные знания.

19 April

Спасибо большое за такую оценку.

26 April