Тема: «Организация проведения занятий по физической культуре с детьми ОВЗ (с интеллектуальными нарушениями)»
Выступление на педсовете с темой: «Организация проведения занятий по физической культуре с детьми ОВЗ (с интеллектуальными нарушениями)»
С принятием Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599.
С 1 сентября 2016г. в 1 классе нашей школы занятия по физической культуре проводятся по Адаптированной основной общеобразовательной программе. В соответствии с требованиями Стандарта Организация может создавать два варианта АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ― варианты 1 и 2. К варианту 1 относятся обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), к варианту 2 относятся обучающийся с умеренной, тяжелой или глубокой степенью умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Определение одного из вариантов АООП образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется
на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Каждый вариант АООП содержит дифференцированные требования к структуре,
результатам освоения учебно-воспитательного процесса, получение образования вне зависимости от выраженности основного нарушения, наличия других (сопутствующих) нарушений развития, места проживания обучающегося, вида организации.
Специфические образовательные потребности детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития диктуют необходимость индивидуализации их обучения и воспитания. Выбор содержания и средств образования происходит с учетом познавательных, физических, эмоциональных
возможностей и особенностей каждого обучающегося. Учесть широкий
диапазон особенностей и потребностей таких детей возможно только при
наличии индивидуальной программы обучения и воспитания ребенка.
ФГОС предусматривает такой инструмент в виде специальной индивидуальной
программы развития такого ребенка. (СИПР) Согласно требованию
стандарта, СИПР разрабатывается на каждого ребенка, обучающегося по
второму варианту Адаптированной основной общеобразовательной программы, с учетом рекомендации ПМПК и медицинских показаний ребенка.
В общеобразовательной школе для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) физическое воспитание является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы. Однако, кроме задач, стоящих перед физическим воспитанием учащихся массовых школ, оно имеет специфическую задачу-коррекцию нарушений физического развития и моторики. Решением этой задачи, главным образом, и определяется содержание и направленность процесса физического воспитания, объём, характер, интенсивность упражнений.
В настоящее время пользуется программа под редакцией В.В. Воронковой
Своеобразие данной программы заключается в том, что она составлена на основе знаний о физическом развитии и подготовленности, психофизических и интеллектуальных возможностей детей с нарушениями интеллекта.
Программа рассчитана на 102 часа на учебный год – по 3 часа в неделю.
В программу включены следующие разделы, базовая часть: легкая атлетика, гимнастика, спортивные и подвижные игры. Вариативная часть: национальные игры и состязания, настольный теннис. На этих разделах я внимание не буду акцентировать, т.к. они имеются в массовых школах, методика обучения по разделам предоставлены в упрощенном виде, чем в массовых школах.
Успеваемость по предмету физическая культура определяется отношением ученика к занятиям, степенью сформированности учебных умений и навыков с учетом индивидуальных возможностей учащихся.
Коррекционно-воспитательная работа проводится в тесном контакте с мед.работником школы. Так же как в массовой школе в начале и в конце учебного процесса проводятся контрольные тесты. На задачах этих контрольных упражнений я не буду останавливаться они почти такие же как в массовой школе. Добавлю, что на основании этих тестов и физического развития ребенка, учащиеся выделялись на типологические группы, для индивидуального и дифференцированного подхода при обучении и воспитании. При распределении на группы использовали метод А.А. Дмитриева. Учащиеся отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской 3-4 группы от прохождения контрольных тестов освобождаются. Занятия с ними проводятся по специальной программе ЛФК, учитель Барашков В.Н.
Урок состоит из подготовительной, основной и заключительной части, раскрывать задачи частей урока я не буду т.к. они похожи с массовой школой, остановлюсь на коррекции двигательных нарушений учащихся средствами физического воспитания.
Особенно благоприятно на развитие умственно отсталых учащихся, влияют упражнения динамического характера, способствующие преодолению нарушений моторики, формированию координаций движений, ориентировки в пространстве, чувства ритма, ловкости. Наиболее эффективны такие упражнения, ходьба на лыжах, катание на коньках, велосипеде, подвижные игры. С большим трудом дети выполняют физические упражнения статического характера, нарушающие кровообращение и дыхание, требующие чрезмерного нервного напряжения, так же осторожно рекомендуется применять упражнения, оказывающее значительную нагрузку на вестибулярный аппарат. Применение различных физических упражнений (с мячами, гимнастическими палками, скакалками) с целью коррекции моторики рук, подготовить кисть к быстрому овладению навыками письма и трудовыми навыками. Для повышения эффективности коррекции двигательных нарушений умственно-отсталых учеников следует применять упражнения на коррекцию актов дыхания, нормализацию мышечного тонуса, исправление нарушений элементарных движений, формированию правильной осанки. При этом подбор практического материала для занятий физической культурой рекомендуется осуществлять, исходя из состояния физического развития детей, дефектов их моторики и состояния интеллекта.
Дозирование любых видов деятельности детей с интеллектуальными нарушениями требует особого внимания, осторожности и знания основных закономерностей развития этого контингента детей. Черезмерная нагрузка будет противопоказана ребенку, недостаточная-не окажет оптимального воздействия. Дозирование упражнений ведется по внешним признакам (углубленному дыханию, самочувствия учащихся.), эмоционального состояния, частоты пульса.
При планировании и проведении уроков исходим из того, что на них будут присутствовать ученики с различной степенью умственной отсталостью и различными недостатками в физическом развитии и двигательных способностях. Это вызывает необходимость скрупулезного продумывания всех элементов урока-от постановки задач до мельчайших деталей его содержания.