АВТОР: ЛЕБЕДЬ МАРИНА СЕРГЕЕВНА.
Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад №3» Педагог-психолог
пос. Ракитное Белгородской области
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.
ТЕМА: «ПО ДОРОГЕ ЗНАНИЙ». Ноябрь -2011.
Программное содержание: Развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей. Учить продолжать пользоваться числовым рядом в пределах первого десятка с целью увеличения и уменьшения по количеству и числу.
Цель: развития психических процессов дошкольников: мышления, речи, памяти, внимания, эффективной подготовки воспитанников к школьному обучению через формирование универсальных учебных умений и навыков.
Задачи:
1. Образовательные: Закрепление с детьми счёта количественного и порядкового, сравнение чисел. Закрепить знания о цвете, форме, размере.
Продолжать формировать пространственнo-временные представления: «слева», «справа», «посередине», «вверху-внизу», «за», «перед». Закрепить умение составлять ряд цифр в соответствии с порядком называния цифр при счете.
2.Развивающие: Развитие логического мышления, умения классифицировать и обобщать.
3.Воспитательные: Воспитывать любознательность, интерес к познавательной деятельности, дружеские взаимоотношения, уважительное отношение к окружающим.
Методы и приемы: 1) Методы повышения познавательной активности: элементарный анализ и синтез, сравнение, повторение. 2) Методы повышения эмоциональной активности: игровые и воображаемые ситуации, поощрение активности детей, умственные задачки. 3) Методы обучения и развития творчества: мотивирование детской деятельности, игровые приемы, проблемные ситуации.4) Словесный метод: чтение стихотворения, загадывание загадок, вопросы, объяснение. 5) Наглядный метод: показ. 6) Практический метод: игровые упражнения.
Предварительная работа:
Разучивание с детьми стихов и загадок математической тематики.
Подготовка демонстрационного и раздаточного материала
Работа с числовым рядом в пределах десятка.
Совместная деятельность психолога с детьми - дидактические игры математической направленности: «Лесенка», «Пройди лабиринт » , «Найди спрятанную фигуру», «О каком числе говорится?», «Кто в каком домике живет?»
Здоровьесберегающие технологии: использование динамической паузы- физкультминутки, зрительной гимнастики, пальчиковой гимнастики.
Оформление (наглядность): музыкальная композиция шума моря, заготовки корабликов на каждого ребенка, простой и цветные карандаши, числа от 1 до 10, счетный материал (грибочки, яблочки и т.д.), заготовка лабиринта, лесенки для каждого ребенка, домики для логической задачи, игрушка Буратино и Гномика или их изображение, угощения для детей (сладкий сюрприз)
Программное обеспечение (литература):
Детство» примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. /Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе , и др. – СПб : ООО «Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС»,2011 год;
«Дошкольник 5-7 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство» - СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС» 2010.
Игровые задачи для дошкольников. З.А. Михайлова, Игровые задачи для дошкольников. - СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС» 2009.
Большая книга логических игр / Г.П.Шалаева.-М.:АСТ: слово, 2011-224с.
Развиваем мелкую моторику. Т.А.Ткаченко -М.:ЭКСМО, 2010.
Школа для дошколят. Учимся логически мыслить» (рабочая тетрадь) РОСМЭН.
Примерная интеграция образовательных областей:
Здоровье: развитие психических процессов: память, мышление, воображение, творческой инициативы детей. Формирование правильной осанки, развитие мелкой моторики руки, укрепление дыхательной системы и голосового аппарата.
Социализация: использование в играх правил и норм поведения, совершенствовать умения слушать и слышать педагога, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим. Воспитывать сопереживание, желание помочь, чувство ответственности.
Познание: развитие познавательной активности детей, закрепление элементарных математических представлений в игровой деятельности. Закрепление формирования представлений о числах, навыков выражения количества через число и навыков счета. Закрепление формирования представлений о преобразованиях количества, положения в пространстве и времени, о геометрических представлениях. Развитие начал логического мышления, внимание, мыслительные операции, вариативность мышления, память. Развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать и сравнивать; делать выводы. Вызывать положительный эмоциональный настрой.
Коммуникация: совершенствование речи, как средства общения. Учить более точно характеризовать объект, ситуацию, высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих, развивать внимание, память, мышление, воображение; логическое мышление. Развивать связную речь, умение четко и грамотно отвечать на поставленные вопросы
Музыка и художественное творчество: расширять кругозор детей , используя музыкальные и художественные произведения.
Образовательные ресурсы: www.resobr. ru, www.images.yandex.ru, http:www//raskrashkirus.ru, http:www//muzruk.info.
Сценарий организации НОД:
Педагог-психолог:
- Ребята, посмотрите внимательно на меня, красиво сели, ножки поставили вместе, спинка прямая. Послушайте стихотворение.
Давайте, ребята, учиться считать!
Запомните все , что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа,
Без счета не будет на улице света,
Без счета не сможет подняться ракета,
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
Беритесь ребята скорей за работу
Учиться считать, чтоб не сбиться со счету.
Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие, в мир Математики. Там нас ждут большие трудности, но я думаю, что вы с ними справитесь. А на чем мы с вами отправимся? Сейчас узнаем. Перед вами листок бумаги, а на ней цифры. Соединив правильно цифры по порядку, узнаем на чем мы с вами будем путешествовать за новыми знаниями. (Приложение 1 )
Вот на этих чудесных корабликах мы поплывем за новыми знаниями. Но чтобы поплыть, надо завести мотор. Для этого нам надо найти нужные кнопочки и нажать.
- Вот они кнопочки-кружочки Их надо только правильно покрасить. Слева кружочек покрасим красным цветом, справа – синим. Молодцы, ребята!
А теперь поплыли.(Звучит музыкальная композиция шума моря).
А пока мы с вами плывем, чтобы нам не было скучно – небольшая
«Умственная разминка»
• У какого животного самая длинная шея?
• Сколько пальцев на одной руке?
• Что бывает раньше утро или вечер?
• Что может быть круглым и красным?
• Что может быть твердым?
• Что может быть холодным?
• Чего в лесу больше: елок или деревьев?
• Кого в реке больше: щук или рыбы?
- Мы и не заметили, как приплыли. Вот и первая остановка
«Сосчитай-ка». Здесь живут числа от 1 до 10. Числа вышли погулять и перепутались. Они забыли свои места, давайте их поставим по порядку.
1 3 2 5 4 6 7 9 8 10
- Вы правильно поставили числа по порядку, а сейчас мы поиграем нашими глазками. Зрительная гимнастика.
Раз - налево, два – направо,
Три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцы глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь зажмурим сильно,
И откроем в тот же час.
Сил дадим им много-много, чтоб увидеть все сейчас!
Работа с числовым рядом.
Вопросы детям:
• Назовите самое маленькое число. (1). Я задумала число, оно больше 3 на одну единицу. Какое это число. (Дети отвечают, сопровождая ответ показом названного числа)
• Самое большое? (10). Я задумала число, оно меньше 5 на одну единицу. Какое это число? (ответы детей)
• А теперь давайте еще раз повторим обратный счет. Начнем считать от 10 до 1. Молодцы, ребята!
- Итак, наш путь продолжается. Поплыли дальше. (Звучит музыка).Вот и наша вторая остановка «Лесная полянка». На этой полянке нас встречает, угадайте кто? (Появляется игрушка Буратино)
Человечек деревянный
На воде и под водой
Ищет ключик золотой
Всюду нос сует он длинный
Кто же это?.. Буратино!
- Мальвина дала ему задание пересчитать предметы (грибочки, елочки) и поставить около них соответствующие цифры. Но он ошибся. Давайте мы ему поможем. (Дети пересчитывают предметы и исправляют ошибки.)
Мы немножко устали, давайте отдохнем, подвигаемся вместе с Буратино.
Физкультминутка: «Раз,, два, три, четыре, пять!»
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже-
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше.
И легко-легко подышим.
Раз, два, три, четыре, пять,
Топаем ногами.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хлопаем руками.
Подтянитесь на носочках
Столько раз,
Ровно столько, сколько пальцев
На руке у вас.
- Молодцы, ребята, но посмотрите, что это? Впереди у нас ловушка. Нужно помочь мышке добраться до сыра. Возьмите простой карандаш и подскажите, как мышке добраться до сыра. (Приложение 2)
- Пора и нам возвращаться домой, но чтобы быстрее добраться домой, нужно найти лестницу.
Чтобы ее найти, нужно справа нарисовать по точкам точно такую же лестницу, как и слева, на образце.
Готово! Молодцы, ребята!
Наш давний добрый и хороший друг гном предлагает поиграть с нашими пальчиками.(Появляется игрушка Гномика).
Физкультминутка с пальчиками. Гном и гром.
Как-то на рассвете Гном («человечек»)
Свой решил покинуть дом, («дом»)
И с корзинкой из избы («корзинка»)
Гном помчался по грибы. («человечек»)
Вдруг в лесу раздался гром, («хлопок в ладоши»)
Гном укрылся под грибом («гриб»)
- Ребятки, посмотрите, на полянке домики. В каком же из них живет наш добрый гномик? Мне только известно, что наш друг живет в доме, у которого не красная дверь и не синяя крыша. Попробуйте отыскать нужный дом. (Детям предлагаются рисунки 3-х домиков. Среди них – один соответствующий инструкции, остальные отличаются) (Приложение 4)
- Вот и прервалось наше путешествие, прервалось, но не закончилось. Мы и в дальнейшем будем путешествовать с вами, добывая все новые и новые знания, вы будете становиться все умнее и умнее, ведь скоро вы уйдете в школу. А я желаю вам отличных успехов в учебе. До новых встреч!
(Дети получают угощения – сладкие сюрпризы за увлекательное путешествие и правильные ответы.)