12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кветкина Ольга Александровна87
Россия, Воронежская обл., Лиски

Тема:  “Общее понятие о предлоге”.

Цель урока: познакомить учащихся с предлогом, как со служебной частью речи.
Задачи урока:
 1.Формирование предметных умений:        
- познакомить учащихся с понятием «предлог», его ролью в речи;
- формировать навыки раздельного написания предлогов со словами;
-развивать память, мышление, орфографическую зоркость;
-развивать умения составлять предложения из слов;
- правильно списывать слова и предложения;
- проверять написанное, сравнивая с образцом.
2.Формирование  метапредметных  умений:
личностные умения:         
- принимать и осваивать социальную роль ученика;       
- устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?);
регулятивные умения:        
- готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
 - отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
познавательные умения:   
 - ориентироваться в учебнике, в тетради;
 - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);
- находить ответы на вопросы в , используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;
коммуникативные умения:
- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других; учиться работать в паре.
Ожидаемый результат: 
учащиеся научатся осознавать предлог как часть речи; правильно употреблять предлог со словами; устанавливать связь слов в предложении с помощью предлога; применять правила правописания. 
В конце урока учащиеся оценят свою работу и работу класса.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация к уроку, карточки со словами, смайлики "Солнышко и Тучка".


                                                              Ход урока
1.Орг. момент. 
-Прозвенел звонок – 
     Начинаем наш урок 

- «Поздороваться глазками» - покажите мне свои умные глазки, ровные спинки. Повернитесь к гостям, улыбнитесь им. Повернитесь ко мне. Готовы ль вы к уроку?

- Показать настроение смайликами «Тучка и солнышко» - покажите свое настроение на начало урока.

Разминка для рук (упражнение для развития мелкой мускулатуры рук «Пальчики здороваются») 

Я здороваюсь везде – 
Дома и на улице. 
Даже «здравствуй» говорю 
Я соседской курице. 
Кончиком большого пальца правой руки (левой руки) поочередно касаться указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца.

-Для чего мы делаем разминку для рук?  

-Открываем тетради, отступаем две строки вниз, записываем число.
Чистописание 
- На доске записаны пары сочетаний букв. Прочтите их. Чем похожи? Чем отличаются? Какие мы видим сочетания? (он,об, ол) Какие в них соединения? (верхнее, среднее, нижнее) Пропишем эти сочетания 
до конца строки.

2.Самоопределение к деятельности
  Работа со словарным словом. 
 -  Отгадайте загадку: 
 Работа со словарными словом- город
Днём Солнце освещает,
Ночью фонарями заполняет,
Домами разными застроен,
И населением заполнен!
Ответ: Город 
Знакомо вам это слово? Что такое город? 
Значение по толковому словарю: «Город - крупный населенный пункт». 
- Это новое словарное слово, написание которого надо запомнить.

 Разделим слово на слоги. Поставим ударение. На какой слог падает ударение, на какой гласный?  Как вы думаете, написание каких букв нам надо запомнить в этом слове? (Гласная о во втором слоге). Подчеркнём её.  На конце слова слышим звук [т], а пишем букву д.  Запишите это слово (у доски запись этого слова, остальные в тетрадях»

- Откроем книги на стр 21 и посмотрим, правильно ли мы поставили ударение и подчеркнули букву, которую нужно запомнить.
- Название каких городов вам известны?
- Как пишутся названия городов ? с большой буквы
Составьте с этим словом предложение. (устно)

 Запись на слайде 
Самолет летит  ......... городом .       ( над)
 Понятно ли вам предложение? Почему? (нет, слова не связаны по смыслу )
- Что надо сделать, чтобы эта запись стала предложением? (добавить слово)
- Какое? (маленькое)
- Зачем они нужны в предложении? (они связывают слова по смыслу)

 -     Можно ли эту запись назвать предложением?  Почему нельзя назвать предложением? нет смысла
- Что нужно изменить, чтобы из этих групп слов получилось предложение?  (Добавить слова, подходящие по смыслу) Какое получилось предложение?  Прочитайте.

Как запишем это слово с другими словами (раздельно)  

 Запись предложения в тетрадь, выделив новое слово в треугольник.

- Какое слово нам помогло, изменить запись слов и получить предложение – над.
 Для чего нужны такие слова-помощники в предложении? Чтоб связать слова по смыслу.
- Как называют такие слова, которые помогают нам связать слова в предложении.

3. Постановка темы и учебной задачи.
- С сегодняшнего урока мы будем называть такие слова предлогами. 

1. Вспомнить слова-помощники.
2. Узнать новые для нас правила (если такие есть).
3. Научиться правильно употреблять ……

 Работа по теме урока:
Работа с учебником с 20
- Какие предлоги встречаются в русском языке ?

- Сам по себе предлог ничего не обозначает, к нему нельзя даже поставить вопрос. 

П.В. - Попробуйте к ним задать вопрос? Получилось – нет

Но как только он встанет рядом со словом, то мы увидим, что у каждого предлога есть свое значение. Он необходим для того, чтобы связать слов друг с другом. Сейчас мы с вами в этом убедимся.

Упражнение « Давайте потренируемся, соединим предлоги с картинками. 
(Взаимопроверка) Оценивание  смайликами, каждый уч-ся берет тот, смайлик, который соответствует его выполненному заданию)
Вывод : предлоги указывают на место расположения предметов.

Выполни упражнение  стр 21 № 34 , выпишите только предлоги. над, с, на, в. (Проверка работы, один у доски, остальные самостоятельно.)
 
Игра «Живые слова»
(Дети, по количеству слов в предложении, выходят к доске, каждый ребенок получает карточку со словом). 
- Дети получают  карточки со словами, вам нужно составить предложение. 
Мальчик идет в школу. 
- Сколько слов в этом предложении? Каким по счету стоит предлог? Как 
пишется с другими словами?
- Для чего нужен предлог в предложении? Для связи слов
  (Аналогично проводится работа с другими предложениями).
На клумбе цветут розы. 
Лодка плывет по морю.
- Что вы можете сказать о предлогах?  (это слова- все предлоги в предложениях стоят отдельно. Как вы думаете, а как мы их 
будем писать с другими словами?  (Раздельно) А почему?
  (это маленькое, но слово, а слова в предложениях пишутся отдельно). 

 Работа над формулировкой правила. 
 - Откройте учебник на стр.21.  (Чтение правила в учебнике). 
-  Прочитайте правило самостоятельно. Читаем хором. 
-О чем это правило? (о предлоге) 
-Что такое предлог? (маленькое слово) 
-Как пишется предлог и следующее за ним слово? (раздельно) 

Физминутка с предлогами
Покажи ладошки, покажи кулачки.
Положи ладошки на стол, положи кулачки под стол,
Положи ладошки за голову, покажи кулачки над головой

- Какие предлоги вы услышали в физминутке? На, под, за, над.

Предлоги служат, для связи слов в предложении. 
4. Закрепление

Работа в паре по карточкам. Вставьте предлоги.
 Дом у  белки  в  дупле.
Лиса  живет  в  норе.
Удобная  берлога  у  медведя.
Заяц  спит  под  кустом.

5. Итог урока
-   О чем  мы узнали на уроке? (О предлогах) 
- Что такое предлог? (Это слово) 
- Как пишутся предлоги с другими словами? (Раздельно)

6. Рефлексия "Солнышко и Тучка"

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.