Родительское собрание на тему «Разрешение конфликтных ситуаций»
Специализированный лицей для одаренных детей №20 с обучением на трех языках г. Талдыкорган, провела социальный педагог Сагындыкова Динар Емелбековна
Тема: «Разрешение конфликтных ситуаций»
«Люди - общественные существа. Мы появляемся на свет благодаря другим людям. Мы выживаем с помощью окружающих. Хотим мы того или нет, но в нашей жизни едва ли удастся отыскать моменты, когда мы не зависим от других. Поэтому не стоит удивляться, что и человеческое счастье - это результат наших взаимоотношений с окружающими»
Далай-лама XIV
Цель:
- Помочь родителям понимать и принимать своего ребенка.
- Научить родителей осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из неё.
Присутствовали: родители учащихся 8-9 классов.
План родительского собрания:
Консультация родителей: дать характеристику значению «конфликт», познакомить родителей с классификацией конфликтов;
Ознакомить родителей с результатами анонимного анкетирования учащихся на тему «Взаимоотношения в семье»;
Просмотр видеоролика «Конфликты, их причины и способы разрешения»;
Психологический тренинг и работа по группам (постер)- «Жизнь без конфликтов!».
Ход родительского собрания
1. Конфли́кт (от лат. conflictus — столкновение) определяется в психологии как отсутствие согласия между двумя или более сторонами. В случае межличностного конфликта под сторонами понимаются лица или группы, а в случае внутриличностного — установки, ценности, идеи одного субъекта.
На доске – презентация:
Классификация конфликтов
Признак классификации |
Виды конфликтов |
По действию на функционирование группы/организации |
Конструктивные (функциональные) Деструктивные (дисфункциональные) |
По содержанию |
Реалистические (предметные) Нереалистические (беспредметные) |
По характеру участников |
Внутриличностные Межличностные Между личностью и группой Межгрупповые Социальные |
Общение в семье не бывает идеальным, партнеры по общению не могут всегда и во всем соглашаться друг с другом. Очень часто отношения в семье проходят через противоречия: ссоры, конфликты. В этот момент очень важно понять позицию другого, поставить себя на место другого.
Все мы с вами прекрасно знаем, что дети особенно нуждаются в полноценном общении, поскольку общение является одним из основных факторов формирования личности ребенка. Главное в установлении диалога – стремление к общим целям, совместное видение ситуации, организация совместных действий.
Главное требование к семейному воспитанию – атмосфера любви, уверенность ребенка в том, что его любят, о нем заботятся. Если ребенка высмеивают – он становится замкнутым. Если постоянно критикуют – он учится ненавидеть. Если ребенок живет во вражде – он учится быть агрессивным. Ребенок растет в упреках – он учится жить с чувством вины.
2. Перед тем, как провести родительское собрание, наши ученики ответили на вопросы анкеты «Взаимоотношения в семье», целью которой является определение взаимоотношения в семье, выявление семейных конфликтов и наметить пути их устранения.
1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье: Очень хорошими – 32%, хорошими – 41%, не очень хорошими – 27%.
2. Считаете ли вы, свою семью дружным семейным коллективом? Не совсем – 31%, нет – 17%, да – 52%.
3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи? (перечислите эти традиции): Вечерний ужин, празднование дней рождений – 43%, совместные прогулки, отдых на выходные дни – 34%, поездки к бабушке и дедушке, и т.д. – 23%
4. Как часто ваша семья собирается вместе? Ежедневно – 33%, по выходным дням – 39%, редко – 28%.
5. Что делает ваша семья, собравшись вместе? Решает сообща жизненные проблемы – 32%, занимается семейно-бытовым трудом – 44%, вместе проводит досуг, смотрит телепередачи; обсуждает вопросы учебы детей – 21%, каждый занимается своим делом – 7%.
6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты? Да – 36%, часто – 21%, иногда – 12%, редко - 31
7.Чем обусловлены ссоры, конфликты? Непониманием членами семьи друг друга – 45%; отказом участвовать в семейных делах, заботах – 12%; другими обстоятельствами – 44%.
7. Каковы способы разрешения конфликтов в вашей семье? Примирение – 74%; обращение за помощью к другим людям (родителям, соседям, друзьям, учителям) – 26%.
8. Бывают ли свидетелями или участниками семейных конфликтов между
взрослыми? Да – 56%, иногда – 44%.
9. Как реагируют дети на семейные конфликты? Пытаются помирить – 83%; пытаются найти поддержку у других людей – 17%.
10. Что вы намерены делать для укрепления семейно-бытовых отношений и улучшения микроклимата в семье? Больше общаться друг с другом, помогать, быть терпимее и т.д.
3.Просмотр видеоролика «Конфликты, их причины и способы разрешения»
Мнение участников родительского собрания относительно просмотренного видео.
4.Психологический тренинг и работа по группам (постер) - «Жизнь без конфликтов!».
Упражнение «Воспоминания детства». Цель - актуализация состояния «Я - ребенок» (по Э. Берну). Инструкция. В ходе группового обсуждения вспомнить и рассказать о самой первой, самой любимой:
- игрушке;
- книжке;
- песне;
- считалке;
- -игре;
- можно привести яркое воспоминание из детства.
Работа в группах – родители на ватмане делают постер и затем защищают его.
Рефлексия. Упражнение «Клубок»
Цель - способствовать групповому сплочению, зафиксировать основные достижения тренингового занятия, настроить на позитив.
Инструкция. Каждый участник, по очереди передавая клубок и одновременно разматывая его, говорит о своих чувствах, о том, что ему понравилось, запомнилось, что было неожиданным. Ведущий выступает последним, резюмирует, подытоживает день, настраивает на позитивное мышление.