12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Еньшина Анастасия Николаевна21

Технологическая карта урока


Предмет: русский язык. Класс: 8. Учебник (УМК): «Русский язык: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская и др. – М. : «Просвещение», 2015 г.»

Тема урока «Составление делового письма».

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: интерактивная доска (экран), проектор, документ-камера, конверты.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

предметные результаты – научить составлять текст, в котором содержится обращение к официальному лицу, деловое предложение; учить соблюдать официально-деловой стиль.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

научить составлять текст, в котором содержится обращение к официальному лицу, деловое предложение; учить соблюдать официально-деловой стиль.

2 уровень — понимание, обоснованное применение операций.

Регулятивные

Умение правильно подбирать слова официально-делового стиля, формирование лингвистической и коммуникативной компетенций.

2 уровень — самостоятельное выполнение действий по алгоритму.

Познавательные

Совершенствование навыков связной речи, правил написания делового письма.

2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Коммуникативные

Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе.

1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя.

Личностные

Умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе.

2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм.


Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного

взаимодей-ствия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивационно-целевой этап

Орг.момент

Мотивация (2 минуты)

Организовать самоопределение ребят к деятельности на уроке.



Вопросы для уточ­нения инфор­мации. Тестирование.

фронтальная

Приветствие учеников; проверяет готовность к уроку.

Проверка домашнего задания.

- Выполните тест « Предложения с обращениями». (Слайд 2-4).

Вступительное слово

- Что вы заметили при употреблении обращений, выполняя тест?

- идет обращение к разным людям.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем столе, демонстрируют готовность к уроку. Выполняют тест. Взаимопроверка осуществляется по ключам (ключи на слайде).

Личностные: самоорганизация.

Регулятивные: способность регулиро-вать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.

Коммуникативные: работают в парах.

Актулизация знаний

(3 минуты)

Устное воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Обучающая игра, просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока, письменная работа, взаимопроверка


Фронтальная и групповая

Лексическая разминка (слайд 5).

Элемент театрализации.

t1598261963aa.jpg- Добрый день. Я попал в 8 класс? – спросил чей-то голос.

- Да, - ответили ребята.

- Меня зовут Печкин, я принес вам письмо. Распишитесь в получении. Я удаляюсь. Счастливо оставаться.

- От кого письмо и кому, мы выясним чуть позднее, а пока вспомним, что такое письмо? – спросил учитель. Ответы учеников.

Учитель показывает слайд 6.

«Письмо – это написанный текст, посылаемый кому-нибудь; умение писать; система графических значков для передачи запечатленной речи; манера художественного изображения», - дает определение С. И. Ожегов в «Толковом словаре русского языка».


Выполняют упражнения, участвуют в обучающей театрализации, отвечают на вопросы.

Личностные:

осознание своих возможностей.


Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную задачу


Познавательные:

выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Выявление места и причины затруднения

(4 минуты)

Эвристическая беседа, ответы на вопросы.


Групповая, индивидуальная

Учитель: «Какие виды письма вы знаете? … Когда кто-то пишет письмо на День Валентина, описывая свои чувства – это ….»

- Личное. А бывают деловые, дружеские, официальные, поздравительные, благодарственные и письма в газету.

Слайд 7 «Виды писем».

Смотрят презентацию; воспринимают устную информацию, вспоминают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов.

Используя электронный толковый словарь, один ученик смотрит значение слова и сообщает, что видов писем больше, чем они знают.

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные:

осознают недостаточность своих знаний.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

ИКТ-компетенция: развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления.

Физкультминутка для глаз

(1 минута)




Летающие письма-самолетики, передвигающиеся справа налево, после слева направо.


Умение использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средства

Целеполагание и построение проекта выхода из затрудненной ситуации

(4 минуты)

Раскрыть сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся Эвристическая беседа, подбор примеров, иллюстрирующих изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах, работа с учебными пособиями.

Эвристическая беседа. Коллективное редактирование письма.

Индивидуальная, групповая, коллективная

Учитель: «Еще раз посмотрите на слайд «Виды писем». Тема вытекает из вида письма, о составлении которого вы знаете немного, поэтому записываем в тетради дату, вид работы и тему урока «Составление делового письма». Как вы думаете, основная цель урока в чем будет заключаться?»

- Вспомнить, из каких элементов состоит письмо.

- Узнать, что необходимо знать при написании делового письма.

Учитель: «Все верно. Мы с вами вспомнили определение письма и разновидности писем. Но сначала давайте посмотрим, кому принес Печкин письмо и от кого». Учитель распечатывает письмо, в котором лежат разлинованные листы А6 с разрезанными карточками.

От кого___________________

Откуда_____________________

________________индекс

Кому____________________

Куда____________________

Индекс 658560








- Почему слово «откуда» пишется слитно, а «от кого» - раздельно? – учитель.

- Слово «откуда» пишется слитно, потому что это наречие, «от кого» - местоимение с предлогом.

- Как по-другому называются отправитель и получатель? - учитель.

- Адресант и адресат – эти слова паронимы, их важно не путать.

Учитель: «Вспомним, из каких элементов состоит письмо? Составим памятку в тетради.

Памятка написания письма

Приветствие или обращение.

Рассказ о чем-либо.

Заключение – выражение уважения, преданности, любви.

Подпись. Дата.







Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Становятся исследователями, воспринимают устную информацию, работают с учебником, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.


Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями и трудолюбием.

Регулятивные:

планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работу по плану.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.


Творческая практическая деятельность по реализации изучаемой темы

(10 минут)

Умение составлять алгоритм написания делового письма

Устные ответы, письменная работа. Вопросы для уточ­нения инфор­мации. Опорные записи


работа в парах

Ученики комментируют каждый пункт, обязательно вспоминают фразы речевого этикета и формулы приветствия и прощания. Письмо должно быть написано аккуратно и грамотно.

- При составлении письма нужно тщательно следить за правописанием, придерживаться правил и норм русского языка по части лексики, грамматики, пунктуации и т. д. Получатели всегда обращают внимание на то, насколько грамотно изложены и оформлены мысли в послании. Давайте обратимся к упр. 357 на с. 172. Прочтите задание. Письмо нужно дописать. Чтобы выполнить задание, нужно учесть следующее: составление различного рода деловых писем – необходимая часть работы официальных лиц. Благодаря подобным посланиям они приобретают возможность решать возникающие проблемы и вопросы наиболее доступным, быстрым и оптимальным путем. Обратимся к «Приложению». Ознакомьтесь с ним. Мы будем использовать его в качестве информативного материала, выделите карандашом важные моменты. На работу отводится 10 минут.


В сотрудничестве с учителем составляют алгоритм написания делового письма.

Личностные: умение анализировать и оценивать правильность ответа.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей; умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления.

ИКТ-компетенция: развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления.


Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.


Самостоятельная работа с самопроверкой



(8 минут)







Обобщение и систематизация знаний и формулирование рациональных способов применения их на практике. Выполнение обучающих упражнений на основе текстов учебников, обсуждение результатов.







Устные ответы, письменная работа










Индивидуальная, групповая









- Скажите, чего не хватает в памятке написания письма, когда речь идет о деловом письме?- учитель.

Комментарии учеников.

- Опираясь на полученные знания, допишите предложенный текст делового письма из упр. 357.

Работа с упр. 357.

- Прочитайте, что получилось, - учитель.



















Выполняют упр. 357, дописывают предложенный текст делового письма.


Два ученика по очереди озвучивают текст, а образец правильно выполненного задания выводится на экран с помощью документ-камеры.

Комментарии одноклассников, что получилось, где ошибки.





Личностные: нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания.


Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, работают по плану.

ИКТ-компетенция: формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решений в сложной ситуации.

Включение в систему знаний и повторение

5 минут

Обобщение полученных на уроке сведений, контроль, оценивание работы на уроке

Тестирование

Фронтальная

Тест по теме «Деловое письмо»

https://videouroki.net/razrabotki/elektronnyy-test-po-teme-delovoe-pismo.html

Работа по карточкам, подчеркивая цветным фоном правильный вариант ответа на интерактивной доске.

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки.

ИКТ-компетенция: развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления.

Включе­ние в сис­тему зна­ний

и повто­рение

2 минуты

Знакомство с работами уча­щихся. Обобщение полученных на уроке сведе­ний, оценивание

Оцени­вание работы учащихся на уроке

Фрон­тальная

Составление отчета по итогам урока на доске и в тетради совместно с учителем с опорой на записи, сделанные в тетради ранее самостоятельно.

Узнал (а) новое:__________________________

Знал (а) ранее:__________________________

Составляют схе­му, одновременно слушая ответы одноклассников, оценивающих

Познавательные: устанав­ливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналити­ческих умений как интегри­рованных сложных действий.

Домашнее задание

(1 минута)




С. 172, упр.360 (одно задание по выбору учащегося).

- Спасибо за урок. Всего доброго.


Запись в дневник домашнего задания.

Личностные: умение анализировать и оценивать выбор предложенного задания.



Используемые ресурсы

https://videouroki.net/razrabotki/elektronnyy-test-po-teme-delovoe-pismo.html электронный тест по теме "Деловое письмо".

http://www.dict.t-mm.ru/ - электронный «Большой словарь русского языка».

https://gufo.me/dict/ozhegov - электронный «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.

Презентация к уроку

Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – М., 2016.

Русский язык: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Л.А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская и др. – М. , 2015.































Приложение

Какие деловые письма бывают

Условно деловые письма можно разделить на несколько основных категорий:

письмо-запрос;

письмо-просьба;

письмо-напоминание;

письмо о смене реквизитов;

письмо-коммерческое предложение;

гарантийное письмо;

рекламное письмо;

поздравительное письмо;

благодарственное письмо;

информационное письмо;

письмо-претензия и т.п.

Отдельным пунктом можно пометить ответы на все эти письма, которые также являются частью официальной деловой корреспонденции и также пишутся по определенным канонам.

Кто должен выступать в роли автора письма

Деловые письма всегда должны содержать подпись. При этом непосредственно составлением письма может заниматься любой сотрудник компании, в чью компетенцию входит данная функция или уполномоченный на это распоряжением директора. Обычно это специалист или руководитель того структурного подразделения, в ведение которого входит тематика послания. Однако вне зависимости от того, кто именно занят написанием, письмо в любом случае нужно передавать на утверждение руководителю, памятуя о том, что оно пишется от лица компании.

Общие правила написания деловых писем

Все деловые послания должны касаться только деятельности организации или обстоятельств, с ней связанных и должны подчиняться некоторым требованиям. В первую очередь, это определенная структура. В послании всегда должны быть указаны:

дата написания;

реквизиты отправителя и получателя;

вежливое адресное обращение (в виде формулировки «Уважаемый Иван Петрович», «Уважаемая Елена Геннадьевна»);

Следует отметить, что письма могут адресовываться как отдельным сотрудникам, так и целым коллективам (в этом случае достаточно ограничиться приветствием «Добрый день!»).

информационная составляющая, содержащая причины и цели, послужившие основанием для написания письма;

просьбы и объяснения;

заключение.

К письму могут прилагаться различные дополнительные документы, фото и видео свидетельства – при наличии таковых, это необходимо отразить в основном тексте.

Письмо можно оформлять как на обычном стандартном листе формата А4, так и на фирменном бланке организации. Второй вариант предпочтительнее, поскольку при нем не надо вручную вбивать реквизиты компании, кроме того, такое письмо выглядит солиднее и лишний раз свидетельствует о принадлежности послания к официальной корреспонденции. Его можно писать в рукописном виде (особенно удачно получаются письма, написанные каллиграфическим почерком), или же печатать на компьютере (удобно, когда нужно создать несколько копий письма).

Письмо обязательно должно быть заверено подписью, но при этом проштамповывать его не обязательно, т.к. с 2016 года юридические лица освобождены от необходимости применять в своей деятельности печати.

Перед отправлением послание при надобности регистрируется в журнале исходящей документации, в котором ему присваивается номер и ставится дата отправления.

t1598261963ab.jpg

На что обращать внимание при составлении письма

При составлении письма нужно тщательно следить за правописанием, придерживаться правил и норм русского языка по части лексики, грамматики, пунктуации и т.д. Получатели всегда обращают внимание на то, насколько грамотно изложены и оформлены мысли в послании.

Не стоит забывать о том, что проведенные исследования однозначно говорят о том, что люди не готовы тратить на прочтение подобного рода писем более одной минуты.

Письмо необходимо писать в корректной форме, не «растекаясь мыслью по древу», достаточно коротко и емко, по делу. Каждая новая тема должна быть оформлена в виде отдельного абзаца, которые при необходимости надо разделить на пункты. Кроме того, лаконичное и четкое письмо даст понять получателю, что автор ценит его время. Здесь поговорка «краткость — сестра таланта» — к месту.

Чего нельзя допускать в деловом письме

В деловых письмах совершенно недопустим развязный или фривольный тон, ровно как и лишком сухой текст и банальные «штампы». Также следует избегать сложных формулировок, обилия причастных и деепричастных оборотов, специальной терминологии, понятной узкому кругу специалистов.

В письмо нельзя включать непроверенные, недостоверные и ложные сведения.

Надо иметь ввиду, что такой тип посланий не только является частью рутинной деловой корреспонденции, но и, во многих случаях, относится к официальным документам, которые впоследствии могут обрести статус юридически значимых.

Как отправить письмо

Любое официальное послание можно отправить несколькими основными путями.

Первый, — наиболее современный и быстрый, — через электронные средства связи. Это удобно и оперативно, к тому же позволяет отправить информацию практически неограниченного объема.

Минус здесь один – при большом количестве почты у адресата, письмо может легко затеряться или же попасть в папку «Спам», поэтому при отправлении писем таким способом, желательно дополнительно удостовериться в том, что письмо получено (через простой телефонный звонок).

Второй путь: консервативный, который позволяет переслать послание Почтой России. При этом рекомендуется применить функцию отправки заказным письмом с уведомлением о вручении – такая форма гарантирует то, что письмо дойдет до адресата, о чем получатель получит специально уведомление.

Обычно отправление через стандартную почту используется в тех случаях, когда отправляются оригиналы документов, письма, заверенные живыми подписями и печатями.

Также письмо можно отправить через факс или различные мессенджеры, но только при том условии, что отношения между партнерами достаточно близкие и вполне допускают такой путь переписки.





Домашнее задание (упр.360)


Уважаемый Владимир Владимирович!

Я с Вами согласен, что Россия одна из крупнейших и развитых стран мира, поэтому она не должна стоять на одной ступени развития.

Сможет ли наша страна быть могущественной без прогресса? Я думаю, что нет. Нужно решать много возникающих проблем и строить план дальнейшего развития. Если бы я был президентом, то предложил для обсуждения пятиступенчатый план развития, затрагивающий разные области:

1. космос;

2. экономику;

3. социальную сферу;

4. военную мощь;

5. науку и образование.

Объясню каждое из предложенных направлений, предлагая конкретные решения.

Россия преуспела в освоении космоса. Я считаю, что этого для великой державы недостаточно, потому что планеты Солнечной системы изучены очень мало. С чего начать? Во-первых, нужно выделить средства на разработку технологий, используемых в космосе, нужно найти «новые» умы, чтобы разрабатывали на другом уровне; во-вторых, заключить союз по освоению космического пространства с США и Китаем; в-третьих, отправить на орбиту Земли и ее пределы несколько военных и научных спутников с экипажем и научной аппаратурой для исследований.

Наше государство занимает 11-е место по ВВР и остаётся почти самой влиятельной страной. Для развития экономики требуется создать своё производство. Китай производит всё для жизни, а России остается развить автопром, одежду на экспорт, всё для спорта и т. п. Ещё надо будет снизить, но не прекратить продажу газа и нефти. Если в России появится крупные предприятия, несвязанные с природными ресурсами, то она войдет в десятку стран с самым высоким уровнем валового внутреннего продукта (ВВП). После того, как экономика будет на должном уровне, вырастет уровень паритета покупательной способности (ППС).

По моему мнению, уровень жизни должен быть высокий в Российской Федерации. Задачи следующие:

1. Ремонт дорог в каждом городе и селе России.

2. Увеличение зарплаты (в зависимости от услуг в образовании и труда) и пенсий.

3. Забота об экологии.

4. Перевод всех автомобилистов на электротранспорт.

Если принять эти задачи для воплощения в действительность, тогда с улучшением жизни придет понимание о сохранении, гордости и патриотизма нашей родной страны.

По вооружению Россия стоит на втором месте после США, но есть проблема: в мире существуют аналоги российского оружия. Я считаю, что нужно сократить до минимальных размеров количество продаж «элитного» оружия и техники, установить право на то, чтобы закончившиеся лицензии на военную технику оплачивались.

Нельзя забывать о науке и образовании. Чтобы российское Отечество развивалось, нужны знания. К ближайшим годам потребуется приобрести новое научное оборудование и занять места для исследования в Тихом океане, Антарктиде и Арктике. Для всех учащихся в школах нужно создать обновленную единую цифровую среду. В школьную программу нужно включить уроки по освоению новой техники и компьютерных программ, связанных с улучшением науки.

После выполнения предложенного мной плана наше государство займет достойное место среди других стран. Главное, удержать звание «сверхдержавы» и оставаться главными конкурентами США.


С уважением, Федотов Роман, ученик МБОУ «Мамонтовская СОШ».


Опубликовано


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.