Урок географии в 6 классе на тему «Горы. Землетрясения. Извержения вулканов»
ГКОУ Починковская школа-интернат»
Урок географии
6 класс
для детей с ОВЗ (умственная отсталость)
Тема: Горы. Землетрясения. Извержения вулканов.
Урок разработала учитель географии:
Ирина Алексеевна Царёва
2020 г.
Цели урока:
Образовательные:
Закрепить знания о формах поверхности Земли: горах, дать представление о землетрясениях, вулканах, их строении, причинах возникновения землетрясений и извержений вулканов.
Сформировать у учащихся представление о опасностях и пользе вулканических извержений;
Сформировать новые понятия: очаг магмы, жерло, кратер, лава.
Коррекционно-развивающие цели:
Коррекция и развитие процессов анализа и синтеза посредством установления взаимосвязи между поверхностью Земли и возможными катаклизмами, происходящими в ее недрах с опорой на фактический материал.
Совершенствовать навыки монологической речи посредством проговаривания и объяснения различного рода заданий.
Развитие мелкой моторики и творческих способностей при работе с пластилином.
Воспитательные цели:
Воспитывать умение работать в коллективе.
Воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи.
Ход урока:
1. Орг. момент.
Доброе утро. Я рада видеть всех вас.
Все пришли вы на урок, не опаздывая, в срок.
Вы готовы отвечать? А пятёрки получать?
Спинки все расправили, учебники поправили?
Работаем старательно, слушаем внимательно.
2. Психоэмоциональный настрой на урок.
Внимательно послушайте, если вы согласны с моим утверждением, хлопните в ладоши 1 раз, если думаете иначе, то хлопать не надо. Давайте попробуем.
«Я пришёл сегодня в школу с хорошим настроением».
«У меня в классе много друзей».
«Я люблю наблюдать и узнавать что-то новое».
«Я люблю читать».
«Я готов помогать товарищам в трудную минуту».
«Мне интересно узнавать новое».
- Я благодарна вам за эти минуты откровения.
3. Словарная работа.
Все эти понятия мы изучали на предыдущих уроках поднимаем руку и отвечаем.
Она бывает разной: теплой, холодной, пасмурной, дождливой. Она меняется в зависимости от времени года ПОГОДА.
Всё, что выпадает с неба: дождь, град, снег- это ОСАДКИ.
Условная линия, которую мы видим на открытой местности между небом и землёй ЛИНИЯ ГОРИЗОНТА.
Север, юг, запад, восток СТОРОНЫ ГОРИЗОНТА.
Прибор, который можно использовать если потерялся в лесу КОМПАС.
Обширные пространства ровной поверхности РАВНИНЫ.
4. Проверка пройдённого материала.
- Вспомните, что мы изучали на прошлом уроке.
- Что такое овраг, назовите мне части оврага
- Как люди боятся с оврагами.
5. Целеполагание:
Вводная беседа. Систематизация знаний.
- Отгадав загадку, вы сможете определить тему урока.
Ну, конечно, чудо это! –
Вот уже который век
Даже самым жарким летом
На её вершине снег!
- О чем мы сегодня будем говорить? Ответы детей (о горах).
6. Изучение нового материала.
- Тема нашего урока: Горы. Землетрясения. Извержения вулканов.
- Откройте тетради, запишите число и тему урока.
- На уроке мы узнаем: что такое горы, строение гор, что такое землетрясения, вулкан и как происходит извержение вулкана.
Горы – обширные возвышения над окружающей местностью. Записать в тетради.
Между горами располагаются понижения – это горные долины. Записать в тетради. Горные долины – это понижения между горами.
Там селятся люди распахивают поля, пасут животных.
Гора, как и холм имеет вершину, склон, и подножье. В тетради зарисуйте схему.
Горы располагаются друг за другом и образуют горные хребты. Их протяжённость может достигать несколько сотен километров. А самый высокий хребет может достигать высоты до 7000 метров.
По высоте горы распределяются на низкие, средние и высокие.
У низких гор вершины округлой формы. У высоких гор вершины часто заострены в виде пиков и покрыты снегом и льдом.
Высокие горы обычно окружают низкие горы и холмы, их называют предгорья. Склоны гор покрыты растительностью – травами, кустарниками, деревьями, которые на большой высоте сменяются снегом и льдом.
В горах часто можно наблюдать сход снежных лавин, обвалы. После обильных дождей с гор стекают грязевые потоки воды с камнями, принося людям большие ущербы.
На карте горы обозначены коричневым цветом.
В горах часто происходят землетрясения и извержения вулканов. Это очень грозное явления природы.
Слово вулкан берет начало от римского бога Вулкана.
Показ видео https://www.youtube.com/watch?v=YslKp2ZOx4g
Земля начинает дрожать, слышится рокот, рассыпаются вершины гор. Небо темнеет, его освещают зигзаги молний и вспышки. Воздух становится удушливым и едким. В давние времена перепуганные люди считали, что извержения вулканов происходят по воле рассерженных богов или богинь, великанов или злых духов. Некоторые называли вулканы вратами ада. Иногда в кратеры вулканов бросали людей, принося их в жертву богам, которых надеялись умилостивить.
В действительности все не так. Земля имеет слоистое внутреннее строение. В её центре расположено ядро, затем следует мантия и земная кора. Земная кора на земле различной толщены, в горных районах она больше, на равнинах меньше. Мантия разогрета от ядра, её температура более 1000. Вещество в мантии постоянно движется. В центре земли расположено ядро, оно состоит в основном из железа и никеля. Температура ядра достигает до 6000 градусов. Землетрясения и извержения вулканов происходит там, где происходит разлом земной коры.
Видео «Схема вулкана» https://www.youtube.com/watch?v=EJDgaaYkHiU&t=26s
Запишите в тетрадях:
Кратер – воронка на вершине вулкана
Жерло – канал внутри вулкана
Лава – раскалённая жидкость, вытекающая из вулкана.
Физкультминутка:
Мы вулканы изучали и немножечко устали,
А теперь ребята встали,
Быстро руки вверх поднятии
Повернулись в право, в лево.
Тихо сели вновь за дело.
Более 1000 землетрясений происходит на нашей планете за год. Они приносят разрушения, уносят жизни людей.
Ученых, которые занимаются изучением вулканов называют – вулканологи.
Людей, которые поднимаются в горы называют альпинистами. Они поднимаются в горы не большими группами и это тренированные и подготовленные люди.
7. Практическая работа «Вулкан из пластилина»
А сейчас я предлагаю вам из пластилина смастерить вулкан. У вас на столе
пластилин, одноразовые тарелки, вл. салфетки, картон. После выполнения работы приведите в порядок рабочее место.
8. Подведение итогов урока.
Соотнесите слова с понятием.
9. Рефлексия, выставление оценок.
У каждого из вас есть смайлики, покажите ваше настроение. Что на уроке вам показалось самым интересным?
10. Задание на дом.
Читать учебник стр. 33-37. В тетради подготовить ответ на вопрос 7.