12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Кочнева Ирина Артемовна196 Россия, Свердловская обл., Каменск-Уральский |
Тема урока: Наше Отечество
Конструкт урока литературного чтения по производственной практике
ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования
в начальных классах и начальных классов компенсирующего
и коррекционно - развивающего обучения»
обучающейся группы 36 группы
специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Кочневой Ирины Артемовны
Дата: 29.01.2020
ОУ: МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 38
Класс: 1
ФИО учителя: Ерягина Ирина Сергеевна
ФИО методиста: Кадочникова Ольга Владимировна подпись ____________
УМК: Школа России
Тема урока: Наше Отечество
Цель урока: формирование уважительного отношение к своей стране в процессе знакомства с произведением Константина Дмитриевича Ушинского «Наше Отечество».
Планируемые результаты:
Личностный: обучающиеся демонстрируют положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность, обучающиеся проявляют интерес к теме урока литературного чтения - «Наше Отечество», уважительное отношение к своей стране, уважительное отношение к труду и творчеству К.Д.Ушинского.
Метапредметный: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД(обучающиеся демонстрируют умение составлять план и последовательность действий, осуществлять способность к волевому усилию, способность осуществлять самоконтроль и самооценку); познавательные УУД (обучающиеся демонстрируют умение самостоятельно выделять и формулировать тему урока, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, рефлексия процессов и результатов действий, извлечение необходимой информации из прослушанного текста, выдвижение гипотез и из обоснование, умение работать с иллюстрациями и анализировать их); коммуникативные УУД (обучающиеся демонстрируют умение слушать и вступать в диалог, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение темы, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с планом уроком ).
Предметный: обучающиеся соотносят изображения «флага», гимна, герба» с определениями понятий, объясняют значение слов «родина» отечество», называют синонимы этих слов ; знакомятся с творчеством К.Д.Ушинского, демонстрируют навыки выразительного и осознанного чтения.
Задачи:
Воспитательная: воспитывать положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность, уважительное отношение к своей стране, интерес к теме урока литературного чтения- «Наше Отечество», уважительное отношение к труду и творчеству К.Д.Ушинского.
Развивающая: развивать регулятивные УУД(обучающиеся демонстрируют умение составлять план и последовательность действий, осуществлять способность к волевому усилию, способность осуществлять самоконтроль и самооценку); познавательные УУД: (обучающиеся демонстрируют умение самостоятельно выделять и формулировать тему урока, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, рефлексия процессов и результатов действий, извлечение необходимой информации из прослушанного текста, выдвижение гипотез и из обоснование, умение работать с иллюстрациями и анализировать их); коммуникативные УУД (обучающиеся демонстрируют умение слушать и вступать в диалог, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение темы, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с планом уроком ).
Образовательная: ознакомить изображениями «флага», гимна, герба» и с их определениями понятий; значениями слов «родина» отечество» и с синонимами этих слов ; с творчеством К.Д.Ушинского, демонстрируют навыки выразительного и осознанного чтения.
Принципы воспитания:
создание положительного эмоционального фона;
воспитывать через взаимодействие;
формулирование личностного стиля и взаимоотношения со сверстниками и педагогом.
Принципы обучения:
принцип деятельности;
принцип наглядности;
принцип систематичности и последовательности;
принцип психологической комфортности;
принцип семантизации лексики( толкование слов).
Методы обучения и воспитания
Методы обучения:
методы получения новых знаний
методы закрепления и повторения изученного материала: беседа;
методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание;
методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию;
методы контроля и диагностики познавательной деятельности: наблюдение, беседа.
Методы воспитания:
методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование;
методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения: беседа;
методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха.
Форма организации учебной деятельности обучающихся:
фронтальная;
индивидуальная.
Оборудование:
Индивидуальные – азбука, карточка №1(пословицы)
Демонстрационные – книги «Ушинского», символы России (флаг, герб, гимн), видеофрагмент.
Используемые источники:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]: утвержден приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 (ред. От 31.12.2015)/ Каменск-Уральский: ГБПОУ СО «Каменск-Уральский педагогический колледж», Информационно – методический центр, 2017. – 36 с.
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2012. — 223 с. — (Стандарты второго поколения)
3. Азбука 1 класс: учебник для общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч2\ [автор-сост.: В. Г.Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А.Виноградская].- 10 изд.,- М.Просвещение, 2018.- с. 111.
4. [Интернет источник]: Артикуляционная гимнастика- физминутка[Электронный ресурс]: Упражнения для артикуляционной гимнастики \ Косинова Е.М. Краузе Е.Н- «Издательство «Логопед Мастер», – Режим доступа:
Макет доски
План урока: ???? | 29 января. Классная работа. Тема урока: наше Отечество. | С.87 |
Тип урока: урок освоения новых знаний ?
Структура урока:
1. Мотивация к учебной деятельности (3 мин)
2. Актуализация опорных знаний и способов действий (3 мин)
3. Выявление проблемы. Решение проблемы (5 мин)
4. Первичное закрепление ( 10 мин)
Физминутка (3мин)
7. Рефлексия учебной деятельности (5мин)
Ход урока
Название этапа, задача | Методы обучения и воспитания | Деятельность учителя и обучающихся | Планируемый результат | |||
Мотивация к учебной деятельности Задача: создать положительно- эмоциональный настрой на предстоящую деятельность, развивать умение осуществлять способность к волевому усилию. Актуализировать знания о символах России. | Методы обучения: Методы развития познавательного интереса: формирование восприятию Методы воспитания: Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование; методы мотивация деятельности и поведения: беседа. | -Здравствуйте, ребята, меня зовут Ирина Артемовна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. - Тихо сядет 1 ряд, 3, 2. - Сейчас я предлагаю проверить готовность к уроку, на урок литературного чтения нам понадобится Азбука, пенал, карточка … - Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. - Ребята, вы знаете, сегодня утром со мной произошла удивительная история: под дверью вашего класса я нашла вот эту коробку, но в суматохе не успела посмотреть, что в ней. Предлагаю вместе узнать, что же там. - Я предлагаю открыть коробку, () и (), подойдите, пожалуйста, ко мне, без вашей помощи мне не обойтись! (достают изображения, держат в руках) - Ребята, поднимите руку, кому знакомы эти изображения? - А кто скажет, что это?
- Спасибо, () и (), присаживайтесь на свои места. (креплю изображения на доску) - Ребят, а что такое флаг? - Я предлагаю послушать определение, которое подготовила для нас (),() и (). Флаг – это… Гимн-это
- Каким общим словом мы можем назвать эти изображения? ( символы России). На доске слово - РОССИЯ -Россия – государство с самой большой территорией. Её просторы располагаются от Северного Ледовитого океана до Чёрного моря, от Балтийского моря до Тихого океана СЛАЙД-КАРТА -Каждому человеку нашей страны дорога Россия, ее славная история, ее древние символы | Личностные УУД: обучающиеся демонстрируют положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность, уважительное отношение к своей стране Регулятивные УУД: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять способность к волевому усилию, Познавательные: демонстрируют умение самостоятельно выделять и формулировать тему урока. Предметные: соотносят изображения «флага», гимна, герба» с определениями понятий Коммуникативные УУД: обучающиеся демонстрируют умение слушать и вступать в диалог, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение темы. | |||
Актуализация опорных знаний Задача: формировать у обучающихся Повторить определение понятию «родина» и его синонимы. | Методы обучения: методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание. Методы воспитания: методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование; методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения: беседа; методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха. | -Ребята, а как мы еще можем назвать Россию (страна, место, где мы живем и т д). Если не назовут слово Родина – подготовь разрезные слоги на доску. РОДИНА -Ребята, я подготовила для вас интересное задание, которое поможет нам узнать, как еще можно назвать Россию. - Посмотрите, пожалуйста, на доску, все слоги в этом слове перепутались, я предлагаю вам составить это слово - Какое слово у вас получилось? У кого получилось как у ()- поднимите руку. -А что такое Родина? (наша матушка, гордость, это то, где мы родились) -Для того, чтобы убедиться в правильности наших ответов, предлагаю посмотреть фрагмент видеоролика. А пока смотрите, подумайте, о чем будем говорить сегодня на уроке. 0:13-0:49 -Верны ли наши предположения о том, что такое родина? -Родиной называют то место, где родился и вырос человек. - Ребята, а кто оказался внимательным и запомнил, как еще называют Родину? (Отечество)- Можно подготовить слоги -Ребята, кто готов назвать тему нашего урока? -Тема нашего урока: Наше отечество. Тема на доске - Ребята, а как вы считаете, у человека одна Родина или может быть несколько? - Ваши мнения разделились, сегодня на уроке мы должны узнать истину. А поможет нам это сделать знакомство с текстом великого русского педагога и писателя Константина Дмитриевича Ушинского «Наше Отечество». Мы узнаем как, по его мнению, и почему, называют нашу Родину, одна ли у человека Родина и, что значит Родина для каждого из нас - Ребята, для этого, я предлагаю составить план урока. - Посмотрите, пожалуйста, на доску. -Первый пункт плана – это лупа. Как вы думайте, что можно сделать при помощи лупы? ( доп.вопр. а можно ли при помощи лупы узнать что-то новое). - Ребята при помощи лупы мы с вами познакомимся с творчеством Константина Дмитриевича Ушинского. - Посмотрите, что у нас вторым планом? ( верно, книга). -Чем поможет нам книга? - Я предлагаю на данном этапе прочитать произведение Константина Дмитриевича Ушинского «Наше Отечество». - Посмотрите это последний пункт план, как вы думайте, с чем он связан? -Ребята, сегодня на уроке мы узнаем «у человека одна Родина или несколько».
| Личностные УУД: обучающиеся проявляют интерес к теме урока «Наше отечество», уважительное отношение к своей стране. Регулятивные УУД: обучающиеся демонстрируют умение составлять план и последовательность действий, осуществлять способность к волевому усилию Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, рефлексия процессов и результатов действий. Коммуникативные УУД (обучающиеся демонстрируют умение вступать в диалог, полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с планом уроком ). Предметные: знают понятие «родина» и называют синонимы этого слова. | |||
Выявление и решение проблемы: Задача: побуждать обучающихся | Методы обучения: методы получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация; методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; Методы воспитания: методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование; методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха. | - Предлагаю перейти к знакомству с автором рассказа «Наше отечество». - Автором рассказа является Константин Дмитриевич Ушинский - Ребята, поднимите руку, кто уже читал произведения Ушинского? - Сегодня я принесла вам несколько книг этого замечательного человека. Я познакомилась с его произведениями, когда мне, как и многим из вас было 7 лет. Они настолько интересные, что я читаю их и сейчас. - Уверена, что многих из вас тоже заинтересует творчество Константина Дмитриевича. На перемене вы можете познакомиться с его книгами. - А сейчас я расскажу вам о Константине Дмитриевиче, а вы внимательно слушайте и готовьтесь ответить на вопрос: о чем писал К.Д.У. - Константин Дмитриевич Ушинский - известный русский писатель, который очень любил свою Родину, восхищался красотой природы, с интересом наблюдал за жизнью животного мира, и всё это передавал в рассказах, которые писал для детей. На уроках литературы мы будем часто сталкиваться с этим автором - Ребята, о чем же писал К.Д.У? -Верно , К.Д писал достаточно много произведений о природе, о детях и о животных. - Сегодня мы познакомимся с одним из произведений К.У. - Но для начала предлагаю нам отдохнуть. - Попрошу вас встать так чтобы вам ничего не мешало. Упражнение «ЗАЙЧИК-КОЗА» - Для начала покажите мне правую руку, сделайте зайчика- спрячьте. - А сейчас покажите левую руку- покажите зайчика- спрячьте. - А теперь усложним задание, покажите на двух руках зайчика. -Покажите козу, на левой( правой руке)- соединить - А сейчас выполним самое сложное задание- покажите на левой руке козу, а на правой зайчика. Наша задача поменять местами. - Молодцы, стряхните руки. - Садитесь на свои места - Ребята, посмотрите на план урока, что мы с вами уже сделали? - Верно, мы познакомились с творчество К.Д.У. (отметить галочкой) - Я предлагаю перейти к следующему пункту урока, для это придвиньте к себе Азбуку, Откройте на стр.87( пишу на доске) ВНИМАТЕЛЬНО РАССМОТРИТЕ ИЛЛЮСТР -Что изображено на иллюстрации? - Кто изображен в центре иллюстрации?( Мальчик) - Посмотрите внимательно на цвета свитера мальчика, что вам напоминают эти цвета?(Белый, синий, красный – цвета полос напоминают флаг России) - Что изображено справа от мальчика?( В нижней части справа изображены воины в доспехах на лошадях с мечом.) -Ребята, история страны не всегда была простой, неоднократно пришлось русским воинам защищать наше Отечество от врагов. - Что вы можете сказать о рисунке слева от мальчика?(Слева изображен человек, который пишет пером на бумаге). - Ребята - это человек, который записывал все происходящее, все исторические события в стране, государстве в книгу. Именно из этих книг мы узнаем об истории нашей Родины. - Ребята, прочитайте, пожалуйста, название произведение про себя. - (), прочитай, название рассказа. -Ребят, как вы думайте, о чем будет этот рассказ? - А как еще мы можем назвать Отечество? ( Родина ) - А для того, чтобы проверить, я предлагаю нам познакомиться с этим произведением. - Но для начала предлагаю сделать разминку для нашего язычка, чтобы у нас получилось четкое проговаривание и выразительное чтение. -Ваша задача вытянуть губы вперед трубочкой, как при звуке «у», и произнести длительный выдох. Сначала вдох через нос- выдох. -Лошадка. Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами». - Молодцы. Я предлагаю познакомиться с рассказом «Наше отечество». - Для этого, поставьте пальчик на начало текста, выпрямите спинку, поставьте ножки ровно. - Сначала рассказ прочитаю я, а вы будьте внимательные, чтобы после прочтения ответить на главный вопрос - пропиши его здесь. Чтение- после сделать небольшую паузу. -Ребята, понравился ли вам этот рассказ? Почему? -Какие чувства возникли у вас, когда вы прослушали этот рассказ? (Гордость, любовь к родному краю.) - Почему Ушинский назвал рассказ «Наше Отечество»? ( про Отечество, про Россию…) - Ребята, Россия – это наша Родина. В нашей стране много всего самого удивительного: необыкновенно красивая природа, города, удивительная история. | Личностный: демонстрируют уважительное отношение к труду и творчеству автора К.Д. Ушинскому. Регулятивные УУД: обучающиеся демонстрируют осуществлять способность к волевому усилию Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, рефлексия процессов и результатов действий, извлечение необходимой информации из прослушанного текста, умение работать с иллюстрациями и анализировать их); Коммуникативные УУД: обучающиеся демонстрируют умение слушать и вступать в диалог. Предметный: знакомятся с творчеством «К.Д.Ушинского» | |||
Физминутка Задача: развивать у обучающихся волевую саморегуляцию | | - Я предлагаю вам немного отдохнуть, попрошу вас встать так чтобы вы не мешали друг другу и чтобы вам ничего не мешало. - Ребята, сейчас я буду проговаривать стихотворение и выполнять движение. А ваша задача выполнять движение за мной. Раз, два, три, четыре, пять. Поочередно соединяют пальчики обеих рук. | Регулятивные УУД: осуществляют волевую саморегуляцию. | |||
Первичное закрепление Задача: развивать умение | Методы обучения: методы закрепления и повторения изученного материала: беседа; методы контроля и диагностики познавательной деятельности: наблюдение, беседа. Методы воспитания: методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование; методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения: беседа. | - Посмотрите на 2 пункт плана- это книга. -Ребята, что мы выполняли на данном этапе? -Верно, мы познакомились с произведением К. Д.У «Наше отечество» Поставить галочку! - Я предлагаю перейти к следующему пункту -Кто был самым внимательным и запомнил, какое действие мы будем выполнять на этом этапе? ( ответить на вопрос- у человека одна Родина или несколько) - Верно, а для того, чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю прочесть рассказ еще раз. - Читать будете самостоятельно, по одному предложению. - Читает тот, у кого на парте лежит изображение флага России, а остальные читают про себя. - Почему Россию называют Отечеством? (Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.) - Как вы думаете, от какого слова образовалось слово Отечество? (Отец) -Слово “отечество” произошло от слова отец. «Отче» - отец, отчество (по отцу), т.е. там жили отцы и деды. - Ребята, а как автор называет место, где мы родились? (родина) - А почему именно родина? ( это наш дом, где живут наши деды и бабушки) - Верно ребята, Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное. -Ребята, я предлагаю вам найти в тексте слова, которыми автор описывает действия Родины, сравнивая её с мамой. А чтобы вам помочь, я открою 1 слово: Посмотрите на экран: Вскормила -Проверим, все ли слова вы нашли. Открываю остальные: Вспоила, Выучила, Защищает, Бережёт, - Ребята, а как вы понимаете, слово вскормила? - Вскормила- это обозначает, что наша природа кормила и кормит нас. - А что такое вспоила своими водами?(это…) - Вспоила- обоз. природа Родины дает нам воду, которая помогает нам жить. НА СЛАЙД ИЛИ ДОСКУ -Вот какие хорошие и добрые слова автор подобрал, чтобы сказать о Родине, как о маме, как мамочка своего ребенка кормит, поит, учит, защищает и бережет, так и Родина наша- каждого человека вскормила, вспоила, выучила, защищает и бережет. - А есть ли на Земле другие государства? (Да, есть другие страны.) - Прочитайте и ответьте словами из текста. - Ребят, вот и подошло время ответить на главный вопрос урока - Кто запомнил его? - У человека одна Родина или несколько. - Я предлагаю нам на него ответить. - Сколько же Родин может быть у человека? (Родина у нас одна.) - А кто сможет найти на этот вопрос ответ в тексте? - Прочитай его, пожалуйста(). - И если Родина у нас одна, как и мама, то, как к ней надо относиться? -Её надо любить, беречь, защищать, охранять. Маму свою любят, заботятся о ней, также надо любить и заботиться о своей родной земле, Родине. | Регулятивные УУД: осуществлять способность к волевому усилию Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, извлечение необходимой информации из прослушанного текста, выдвижение гипотез и из обоснование; Коммуникативные УУД: обучающиеся демонстрируют умение слушать и вступать в диалог, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с планом уроком. Предметный: знают определение слова «отечество» и его синонимы, понимают смысл слов «вскормила, вспоила». | |||
Рефлексия Задача: |
| - Ребята, наш урок подходит к концу, подведем итоги с помощью пословиц. Придвиньте к себе карточку. На ней написаны 3 пословицы, прочитайте их про себя. А сейчас ваша задача выбрать ту, которая, на ваш взгляд лучше всего описывает отношение человека к Родине. - На этой карточке написаны пословицы, ваша задача прочитать эти пословицы и раскрасить ту, которая вам понравилась, и раскрасить ее соответствующим цветом. - Если на уроке вам было неинтересно - Красный цветом. -Желтый - удалось выполнить не все задания, но понравилось. Зеленый - удалось выполнить все задания, было понятно и интересно. -На это задание у вас 2 минуты. - (), прочитай, пожалуйста, пословицу, которую выбрал ты. - Поднимите руку, кто выбрал такую же пословицу. - Ребята, а о чем эта пословица? - Так, кто выбрал другую пословицу- поставьте руку на локоток. - Прочитай (), какая пословица у тебя? - Кто выбрал пословицу как у ()? - Ребята, а почему вы ее выбрали? -Ребята, наш урок подходит к концу. - Мы должны дорожить своей Родиной. Каждый из нас- частичка России. От всех нас зависит будущее нашей Родины. -Я благодарю за активную работу (),(). Мне понравилось чтение (). Активно на вопросы отвечали(),(),(). -Спасибо за вашу активность. Урок окончен. | Регулятивные УУД: способность осуществлять самоконтроль и самооценку; Познавательные УУД: рефлексия процессов и результатов действий. Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с планом уроком ). |
План урока:
?
Россия
Отечество
Тема урока: наше Отечество
1
2
3