12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Боржемская Людмила Владимировна18
1

Тема урока: Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Тема урока: Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Место урока в программе: 14 урок в разделе 5 «Строение и многообразие покрытосеменных растений»

 - Предметно – дидактическая цель: формирование условий для усвоения учащимися знаний строения и функции плодов, классификации и видов плодов, распространении семян и плодов.

 - Деятельностная цель: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов.


- Задачи: сформировать представление о плоде как важном генеративном органе покрытосемянного растения, о его строении и значении,

    познакомить с многообразием плодов, учить распознавать плоды;

-  развивать познавательные интересы, навыки работы с натуральными объектами и наглядными пособиями;

-  продолжить воспитание бережного отношения к окружающей среде.

Ожидаемые результаты:

Личностные:

 - Обучающиеся готовы к саморазвитию и  самообразованию;

 - Ответственно относятся к выполнению учебных задач;

 - Демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека;

Метапредметные:

 - Ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ним;

 - Выдвигают простейшие гипотезы;

 - Выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывают суждения,  аргументируют их;

-  Работают с информацией и преобразуют её;

 - Находят причинно – следственные связи;

 - Оценивают свою работу своих одноклассников;

Предметные:

 - знают строение плода, его функции, способы распространения плодов;

 - умеют классифицировать плоды, приводить примеры различных видов плодов;




5

Тип урока:

По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала;

По способу организации деятельности: индивидуально – групповой;


По ведущему методу обучения: проблемно-поисковый;



Методы:

Основной: проблемно – поисковый (решение проблемных задач);


Дополнительные:

 - словесные (беседа, диалог);

 - наглядные (работа с рисунками, схемами, коллекциями);

 - практические (поиск информации, работа с таблицей, работа с  электронным приложением);

 - дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение);


Основные вопросы:

 - Строение и функции плода, классификация плодов, распространение семян и плодов;


Средства обучения:

 - Учебник В.И.Соболь. Биология 7 класс. Киев «Грамота» 2007г.

 -  Рабочая тетрадь

  -  Рабочий лист

 - Дополнительный текстовый материал

 - Презентация «Плоды»

 - Видеофильм «История одного цветка»   https://www.youtube.com/watch ?v=cEyc0VMbVpw

 - Коллекция семян

- Схемы и карты-задания


Оборудование: мультимедийный проектор, доска, ноутбук

Ход урока :









6



                     Технологическая карта урока по теме: «Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян»  6 класс


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Средства

  1. Организационный

Момент

Приветствует учеников:  Здравствуйте!

Я очень рада вас видеть. Надеюсь, что мы сегодня с вами очень плодотворно поработаем. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачи А чтобы настроиться на хорошую работу предлагаю просмотреть видеофрагмент «История одного цветка»

Отвечают на приветствие

Личностные: проявляют эмоционально-ценностное отношение к учебной проблеме








видеофрагмент «История одного цветка»



  1. Проверка знаний учащихся

Задает вопросы:

1.Какой отдел растений мы изучаем?

2.Назовите генеративные органы растения

3.Просмотрев видеоролик я не узнала о главном предназначении цветка. Каком?

4.Назовите главные части цветка.

Предлагает выполнить задание:

4.Составьте логическую цепочку из слов: плод. , семя, цветок, растение

Отвечают на вопросы:

1.Цветковые.

2.цветок, плод, семя.

3.Семенное размножение растения. (продолжение жизни)

4.Пестик. тычинка.

Составляют логическую цепочку:

Растение - цветок-плод-семя

Познавательные:

Извлекают необходимую информацию

Слайд -4

Схема:

Растение - цветок-плод-семя

  1. Мотивационно-ориентированный

Мотивирует учащихся к определению темы урока и постановке познавательной цели, показав  плоды растений:

Учитель. Что я держу в руках? (В одной руке яблоко, в другой- грецкий орех).

Что мы сегодня будем изучать?

Все ли плоды одинаковы?

Значит их можно разделить на группы.

Давайте вместе сформулируем тему нашего урока

Откроем тетрадь - запишем число и тему урока

                                                                                    Сможете ли вы сейчас доказать, что яблоко это  плод?

Что нам нужно узнать о плодах?







Вместе с учителем определяют тему урока отвечая на ее вопросы:Примерный ответ: яблоко и грецкий орех. Плоды.








Тема урока- плоды., определяют цель и задачи


(записывают тему урока)






Формулируются цели и задачи совместно с учителем.


Регулятивные: ставить цель и выполнять учебное задание в соответствии с целью


Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью

Беседа







Слайд-5

презентации

(разнообразие плодов)





Слайд –1

презентации

(Тема урока)






Слайд 2 презентации

(цели и задачи урока)


  1. Формирование новых знаний




































































































 Учитель:          Изучать новый материал будем  по плану:

План:

1.Плод. Строение плода.

2. Функции плодов.

3.Классификация плодов.

4.Распространение плодов.


- Какими источниками информации мы будем использовать при изучении данной темы?

Предлагает учащимся сформулировать определение понятия «плод», при необходимости дополняет и корректирует ответы учащихся.


- Итак мы уже знаем. Что плод- это генеративный орган.

-Вспомните из чего образуется плод?

-Сформулируйте определение плоду.

 


Учитель задает вопрос:

Из чего состоит плод?





А какие важнейшие функции  плода?

Откроем учебник, параграф 23, стр.98 найдем ответ и зачитаем его.







Классификация плодов.

 Учитель: Плоды у растений, как и цветки, очень разнообразны как по форме и размерам, так и по окраске, количеству семян и многим другим признакам. В каждом плоде можно выделить две основные части: семена и околоплодник. Именно околоплодник определяет характерный облик плода.

На какие группы классифицируются плоды ?

Выяснить это вы сможете поработав в группах с различными источниками информации.

Итак ваша задача – ознакомиться с заданием группы, проработать материал, подготовить ответ и сообщить полученные сведения своим товарищам.

На работу -         минут.



Задание 1-й группы:

Составить характеристику сочных плодов .

Познакомиться с видами сочных  плодов.

Заполнить таблицу.


Задание 2-й группы:

Сухие односемянные плоды

.

Составить по данному вопросу схему

Задание 3-й группы:

Составить характеристику  сухих многосемянных плодов.

Познакомиться с видами сухих многосемянных плодов.

Составить кластер.



Физкультминутка (встали ребята)

Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!

Теперь в океане дельфином плывете,

Теперь в саду яблоки спелые рвете.

Налево, направо, вокруг посмотрели,

Открыли глаза, и снова за дело!


Учитель слушает ответы учащихся (1 человек от группы)








Учитель раздает коллекции.

Просит рассмотреть плоды, которые находятся на столах. С помощью учебника определите их названия.

Разделите их на сочные и сухие, односемянные и многосемянные





Решение проблемной ситуации:

Зачем растениям  необходимо распространять свои семена? 

(сказка      « О жадном дубе» )









Изучение способов  распространения семян – изучение коллекции плодов. (приспособления для распространения плодов)

Учитель: Ребята, я буду называть особенности семян и плодов для распространения, а вы скажете, как распространяются такие плоды и семена:

    1)плоды имеют выросты, крылатки, парашютики;

    2)плоды очень мелкие, легкие, их много;

    3)плоды имеют вздутия, заполненные воздухом;

    4)у плодов яркая окраска, они содержат много питательных веществ, снаружи покрыты крючочками и прищепками.



















Учебник биологии-параграф 23; рисунки, схемы, коллекции, гербарный материал, рабочийлист.

Самостоятельно формулируют определение понятия «плод» и записывают новое понятие в рабочий лист.


(Плод – это орган цветкового растения, который образуется из завязи)




Учащиеся самостоятельно выполняют задание, работают с текстом учебника на странице 97, делают записи к немому рисунку в рабочем листе, проводят взаимопроверку, озвучивают результат.


Учащиеся находят ответ и зачитывают его.











Работа с рисунками, составление схемы в рабочем листе





























(Учащиеся самостоятельно выполняют задание, работают с текстом учебника , делают записи в тетради,  заполняют схему)




















(





Учащиеся  озвучивают результат своей работы.)









Учащиеся работают с коллекцией плодов распределяя их по группам и видам.






Воспринимают информацию и отвечают на вопрос: 

- Чтобы они не проросли рядом с материнским  растением, и не было конкуренции за питательные вещества, свет, воду, для процветания и для существования растений.




Работают с коллекцией семян. Слушают учителя и определяют каким способом распространяются растения.























)


Личностные: проявлять творческое отношение к процессу обучения




Предметные:

Давать определение понятию: плод, из чего образуется плод

выполнять задания по теме


Регулятивные:

работать по плану, сверять с целью, находить и исправлять ошибки


Познавательные:

Уметь обобщать полученную информацию




Коммуникативные:

Согласовать позиции и находить общее решение
















Познавательные: классифицировать (группировать) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям













Коммуникативные участие в совместной деятельности


























Предметные: давать определение понятиям: сочный плод, сухой плод, односемянный многосемянный










Коммуникативные:

различать в речи другого мнения, доказательства, факты.

Познавательные:

уметь обобщать полученную информацию























Личностные:

проявлять творческое отношение к процессу обучения

Коммуникативные:

различать в речи другого мнения, доказательства, факты.

Слайд 6

Презентации


(схема: цветок-пестик-завязь-плод

Определение плоду)



Слайд -7

















Слайд -8-12

презентации

(строение плода)






Слайд13

презентации

(функции)









Слайд-14

презентации

(схема классификации плодов)























Слайд  15-16

презентации

(сочные плоды)


Слайд -17

презентации

(признаки различия сухих плодов)



Слайды 17-18

презентации

(сухие многосемянные плоды)



Слайд

презентации

(сухие односемянные плоды)

































Слайд -19












Слайд – 20-21














  1. Закрепление материала

Задания в рабочем листе «Проверь себя»

Анализирует работу учащихся , учитывая их самооценку.

Оценивают свой уровень усвоения материала, проводят коррекцию ошибок






Регулятивные:

оценивать уровень усвоения материала, самостоятельно исправлять ошибки


Слайд-22-27


  1. Рефлексия

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

- Каковы были цели нашего урока?

- Достигли ли мы их?

- Оцените свой вклад в достижение этих целей.

Кому бы вы сегодня из ребят сказали спасибо и за что?

Зачитывает стихотворение


Оценивают меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. Отвечают на вопросы учителя

Регулятивные:

Оценивать степень достижения цели в учебных ситуациях.

Слайд 28 презентации

    Домашнее задание

Определяет объем и содержание дифференцированной домашней работы.

Инструктирует учащихся по выполнению домашнего задания.

§ 23 . заполнить таблицу

Творческое задание (по желанию) – найти загадки и пословицы о плодах. Подготовить сообщения о пользе плодов.

Проанализировав уровень усвоения  новых знаний и умений и, согласно этому уровню, самостоятельно выбирают домашнее задание и записывают его.

Регулятивные:

.

Слайд - 29


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.