Урок биологии «Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян» (6 класс)
Тема урока: Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Место урока в программе: 14 урок в разделе 5 «Строение и многообразие покрытосеменных растений»
- Предметно – дидактическая цель: формирование условий для усвоения учащимися знаний строения и функции плодов, классификации и видов плодов, распространении семян и плодов.
- Деятельностная цель: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов.
- Задачи: сформировать представление о плоде как важном генеративном органе покрытосемянного растения, о его строении и значении,
познакомить с многообразием плодов, учить распознавать плоды;
- развивать познавательные интересы, навыки работы с натуральными объектами и наглядными пособиями;
- продолжить воспитание бережного отношения к окружающей среде.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
- Обучающиеся готовы к саморазвитию и самообразованию;
- Ответственно относятся к выполнению учебных задач;
- Демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека;
Метапредметные:
- Ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ним;
- Выдвигают простейшие гипотезы;
- Выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их;
- Работают с информацией и преобразуют её;
- Находят причинно – следственные связи;
- Оценивают свою работу своих одноклассников;
Предметные:
- знают строение плода, его функции, способы распространения плодов;
- умеют классифицировать плоды, приводить примеры различных видов плодов;
5
Тип урока:
По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала;
По способу организации деятельности: индивидуально – групповой;
По ведущему методу обучения: проблемно-поисковый;
Методы:
Основной: проблемно – поисковый (решение проблемных задач);
Дополнительные:
- словесные (беседа, диалог);
- наглядные (работа с рисунками, схемами, коллекциями);
- практические (поиск информации, работа с таблицей, работа с электронным приложением);
- дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение);
Основные вопросы:
- Строение и функции плода, классификация плодов, распространение семян и плодов;
Средства обучения:
- Учебник В.И.Соболь. Биология 7 класс. Киев «Грамота» 2007г.
- Рабочая тетрадь
- Рабочий лист
- Дополнительный текстовый материал
- Презентация «Плоды»
- Видеофильм «История одного цветка» https://www.youtube.com/watch?v=cEyc0VMbVpw
- Коллекция семян
- Схемы и карты-задания
Оборудование: мультимедийный проектор, доска, ноутбук
Ход урока :
6
Технологическая карта урока по теме: «Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян» 6 класс
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | Средства |
Момент | Приветствует учеников: Здравствуйте! Я очень рада вас видеть. Надеюсь, что мы сегодня с вами очень плодотворно поработаем. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачи А чтобы настроиться на хорошую работу предлагаю просмотреть видеофрагмент «История одного цветка» | Отвечают на приветствие | Личностные: проявляют эмоционально-ценностное отношение к учебной проблеме | видеофрагмент «История одного цветка» |
| Задает вопросы: 1.Какой отдел растений мы изучаем? 2.Назовите генеративные органы растения 3.Просмотрев видеоролик я не узнала о главном предназначении цветка. Каком? 4.Назовите главные части цветка. Предлагает выполнить задание: 4.Составьте логическую цепочку из слов: плод. , семя, цветок, растение | Отвечают на вопросы: 1.Цветковые. 2.цветок, плод, семя. 3.Семенное размножение растения. (продолжение жизни) 4.Пестик. тычинка. Составляют логическую цепочку: Растение - цветок-плод-семя | Познавательные: Извлекают необходимую информацию | Слайд -4 Схема: Растение - цветок-плод-семя |
| Мотивирует учащихся к определению темы урока и постановке познавательной цели, показав плоды растений: Учитель. Что я держу в руках? (В одной руке яблоко, в другой- грецкий орех). Что мы сегодня будем изучать? Все ли плоды одинаковы? Значит их можно разделить на группы. Давайте вместе сформулируем тему нашего урока Откроем тетрадь - запишем число и тему урока Сможете ли вы сейчас доказать, что яблоко это плод? Что нам нужно узнать о плодах? | Вместе с учителем определяют тему урока отвечая на ее вопросы:Примерный ответ: яблоко и грецкий орех. Плоды. Тема урока- плоды., определяют цель и задачи (записывают тему урока) Формулируются цели и задачи совместно с учителем. | Регулятивные: ставить цель и выполнять учебное задание в соответствии с целью Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью | Беседа Слайд-5 презентации (разнообразие плодов) Слайд –1 презентации (Тема урока) Слайд 2 презентации (цели и задачи урока) |
| Учитель: Изучать новый материал будем по плану: План: 1.Плод. Строение плода. 2. Функции плодов. 3.Классификация плодов. 4.Распространение плодов. - Какими источниками информации мы будем использовать при изучении данной темы? Предлагает учащимся сформулировать определение понятия «плод», при необходимости дополняет и корректирует ответы учащихся. - Итак мы уже знаем. Что плод- это генеративный орган. -Вспомните из чего образуется плод? -Сформулируйте определение плоду.
Учитель задает вопрос: Из чего состоит плод? А какие важнейшие функции плода? Откроем учебник, параграф 23, стр.98 найдем ответ и зачитаем его. Классификация плодов. Учитель: Плоды у растений, как и цветки, очень разнообразны как по форме и размерам, так и по окраске, количеству семян и многим другим признакам. В каждом плоде можно выделить две основные части: семена и околоплодник. Именно околоплодник определяет характерный облик плода. На какие группы классифицируются плоды ? Выяснить это вы сможете поработав в группах с различными источниками информации. Итак ваша задача – ознакомиться с заданием группы, проработать материал, подготовить ответ и сообщить полученные сведения своим товарищам. На работу - минут. Задание 1-й группы: Составить характеристику сочных плодов . Познакомиться с видами сочных плодов. Заполнить таблицу. Задание 2-й группы: Сухие односемянные плоды . Составить по данному вопросу схему Задание 3-й группы: Составить характеристику сухих многосемянных плодов. Познакомиться с видами сухих многосемянных плодов. Составить кластер. Физкультминутка (встали ребята) Закройте глаза, расслабьте тело, Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели! Теперь в океане дельфином плывете, Теперь в саду яблоки спелые рвете. Налево, направо, вокруг посмотрели, Открыли глаза, и снова за дело! Учитель слушает ответы учащихся (1 человек от группы) Учитель раздает коллекции. Просит рассмотреть плоды, которые находятся на столах. С помощью учебника определите их названия. Разделите их на сочные и сухие, односемянные и многосемянные Решение проблемной ситуации: Зачем растениям необходимо распространять свои семена? (сказка « О жадном дубе» ) Изучение способов распространения семян – изучение коллекции плодов. (приспособления для распространения плодов) Учитель: Ребята, я буду называть особенности семян и плодов для распространения, а вы скажете, как распространяются такие плоды и семена: 1)плоды имеют выросты, крылатки, парашютики; 2)плоды очень мелкие, легкие, их много; 3)плоды имеют вздутия, заполненные воздухом; 4)у плодов яркая окраска, они содержат много питательных веществ, снаружи покрыты крючочками и прищепками. | Учебник биологии-параграф 23; рисунки, схемы, коллекции, гербарный материал, рабочийлист. Самостоятельно формулируют определение понятия «плод» и записывают новое понятие в рабочий лист. (Плод – это орган цветкового растения, который образуется из завязи) Учащиеся самостоятельно выполняют задание, работают с текстом учебника на странице 97, делают записи к немому рисунку в рабочем листе, проводят взаимопроверку, озвучивают результат. Учащиеся находят ответ и зачитывают его. Работа с рисунками, составление схемы в рабочем листе (Учащиеся самостоятельно выполняют задание, работают с текстом учебника , делают записи в тетради, заполняют схему) ( Учащиеся озвучивают результат своей работы.) Учащиеся работают с коллекцией плодов распределяя их по группам и видам. Воспринимают информацию и отвечают на вопрос: - Чтобы они не проросли рядом с материнским растением, и не было конкуренции за питательные вещества, свет, воду, для процветания и для существования растений. Работают с коллекцией семян. Слушают учителя и определяют каким способом распространяются растения. ) | Личностные: проявлять творческое отношение к процессу обучения Предметные: Давать определение понятию: плод, из чего образуется плод выполнять задания по теме Регулятивные: работать по плану, сверять с целью, находить и исправлять ошибки Познавательные: Уметь обобщать полученную информацию Коммуникативные: Согласовать позиции и находить общее решение Познавательные: классифицировать (группировать) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям Коммуникативные участие в совместной деятельности Предметные: давать определение понятиям: сочный плод, сухой плод, односемянный многосемянный Коммуникативные: различать в речи другого мнения, доказательства, факты. Познавательные: уметь обобщать полученную информацию Личностные: проявлять творческое отношение к процессу обучения Коммуникативные: различать в речи другого мнения, доказательства, факты. | Слайд 6 Презентации (схема: цветок-пестик-завязь-плод Определение плоду) Слайд -7 Слайд -8-12 презентации (строение плода) Слайд13 презентации (функции) Слайд-14 презентации (схема классификации плодов) Слайд 15-16 презентации (сочные плоды) Слайд -17 презентации (признаки различия сухих плодов) Слайды 17-18 презентации (сухие многосемянные плоды) Слайд презентации (сухие односемянные плоды) Слайд -19 Слайд – 20-21 |
| Задания в рабочем листе «Проверь себя» Анализирует работу учащихся , учитывая их самооценку. | Оценивают свой уровень усвоения материала, проводят коррекцию ошибок | Регулятивные: оценивать уровень усвоения материала, самостоятельно исправлять ошибки | Слайд-22-27 |
| Предлагает вспомнить тему и задачи урока, оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. - Каковы были цели нашего урока? - Достигли ли мы их? - Оцените свой вклад в достижение этих целей. Кому бы вы сегодня из ребят сказали спасибо и за что? Зачитывает стихотворение | Оценивают меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. Отвечают на вопросы учителя | Регулятивные: Оценивать степень достижения цели в учебных ситуациях. | Слайд 28 презентации |
Домашнее задание | Определяет объем и содержание дифференцированной домашней работы. Инструктирует учащихся по выполнению домашнего задания. § 23 . заполнить таблицу Творческое задание (по желанию) – найти загадки и пословицы о плодах. Подготовить сообщения о пользе плодов. | Проанализировав уровень усвоения новых знаний и умений и, согласно этому уровню, самостоятельно выбирают домашнее задание и записывают его. | Регулятивные: . | Слайд - 29 |