Технологическая карта урока русского языка в 10–11 классе «Уроки Победы. Женщины, война — больная тема»
Технологическая карта урока русского языка в 10/11 классе
Учитель: Воровщикова Галина Александровна, учитель русского языка и литературы . |
/data/files/s1571923481.pptx (Тема урока: Уроки Победы. Женщины, война - больная тема..).( 75-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается).Лингвистический анализ текста. |
Тип урока: Урок развития речи (РР) |
Дата урока: 02 апреля 2019 г. |
Образовательные ресурсы Компьютер. Мультимедийный проектор. Презентация к уроку. Печатный материал к уроку. |
Цели урока. Учебная цель: Формировать учебные умения по систематизации теоретических сведений по анализу текстов разных структур и стилей. Деятельностная цель: формирование способностей систематизировать и обобщать, применять полученные знания в учебной деятельности. Содержательная цель: создание мотивации на успех каждого ученика. |
Задачи урока: 1.Создание условия для развития патриотически и нравственно направленной личности учащихся через обращение к памяти народа, к значимым событиям в истории государства, воспитание патриотического отношения к языку 2. Повторить и обобщить теоретические сведения о структуре текста, стилях и типах речи 2. Развивать орфографическую зоркость, мыслительные и речевые способности учащихся, умение анализировать, сравнивать. 3.Воспитывать культуру умственного труда, самостоятельность, активность, любовь к чтению, внимательное отношение к слову. |
План урока представляет собой технологическую карту (согласно требованиям ФГОС). На данном уроке учащиеся поставлены в позицию «добытчиков» знаний, а учитель выполняет роль консультанта. |
Методы обучения: Метод ситуационного анализа и решения ситуационных задач, мозгового штурма, исследовательский, кейс – метод (написание синквейна), наглядный, коммуникативный, системно – деятельностный подход. |
Формы обучения: Фронтальная, групповая (парная), индивидуальная. |
Приемы работы учителя: Организация работы в группах, самостоятельной работы обучающихся; коррекция и оценка работы обучающихся. |
Основные термины и понятия: Тема, идея, проблема, текст, тип, стиль |
Планируемые образовательные результаты: предметные: составлять алгоритм или план выполнения задания, обнаруживать признаки текста , доказательно определять стиль и тип предложенных для анализа текстов |
Метапредметные результаты:
Коммуникативные:
Развивать умение слушать и понимать других;
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме, развивать умение работать в группе и в паре;
Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка
Регулятивные:
Развивать умение высказывать своё предположение на основе предыдущих знаний;
Развивать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Осознавать познавательную и личностную рефлексию;
Прогнозировать предстоящую работу (составлять план/алгоритм); проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные:
Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе создания анализа
Личностные:
Формирование устойчивой мотивации к познавательной деятельности;
Формирование умения выражать свои мысли в группе и в паре
| План - конспект урока | Прогнозируемые результаты | ||||||||||||||||||||||||||||
Структурный компонент урока | Методы обучения | Действия учителя | Действия учеников | Формы обучения | УУД | |||||||||||||||||||||||||
Мотивация к учебной деятельности. 1.Организационный этап. (цель: мобилизировать внимание школьников, создать мотивацию, актуализировать знания) | коммуникативный | 1. Приветствие учащихся. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Сегодня у нас урок-память. Посмотрите, пожалуйста, на тему урока: «Уроки Победы. Женщины, война - больная тема...( 75-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается)» Как вы думаете , о чем мы сегодня будем с вами говорить? Слайд 1
| Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем столе, демонстрируют готовность к уроку, записывают в тетради дату. | Индивидуальная. | Регулятивные УУД: - волевая саморегуляция; Познавательные УУД: - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные УУД: - смыслообразование (Я должен посмотреть…) Коммуникативные УУД: - планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками. | |||||||||||||||||||||||||
Постановка учебной задачи, целей урока. 2. Постановка цели и задач урока. 2. 1. Совместная формулировка темы урока. (цель: создать мотив к решению проблемной ситуации) | Словесно - коммуникативный | Слайд 2 Геннадий Вершинин -Как эпиграф урока соотносится с темой урока? -Как вы думаете, есть ли в данных словах контекстуальные антонимы? Докажите! Слово учителя. Женщина… Сколько о ней сказано и написано. Во все века ей поклонялись художники и поэты, музыканты и композиторы. Она была мечтой, улыбкой и грустью, вселенской радостью и безграничной печалью. Её звали Лаура, Беатриче, Елена, Мария… Многие из этих имён стали символами: преданности и верности – Пенелопа, красоты и женственности – Елена, вдохновения и почитания – Лаура и Беатриче, всепочитающей, заступнической любви к людям – Мария. Женщина, призванная давать жизнь…Женщина – величайшее из творений. Война… Она тоже женского рода, война, отнимающая жизнь, дарованную женщиной. Война – величайшее из проклятий. Женщина и на войне остаётся женщиной, хранительницей Любви, Добра и Сострадания. Ребята, любой урок русского языка состоит из пяти « краеугольных камней». Я вам назову четыре , определите пятый Женщина… Сколько о ней сказано и написано. Во все века ей поклонялись художники и поэты, музыканты и композиторы. Она была мечтой, улыбкой и грустью, вселенской радостью и безграничной печалью. Её звали Лаура, Беатриче, Елена, Мария… Многие из этих имён стали символами: преданности и верности – Пенелопа, красоты и женственности – Елена, вдохновения и почитания – Лаура и Беатриче, всепочитающей, заступнической любви к людям – Мария. Женщина, призванная давать жизнь…Женщина – величайшее из творений. Война… Она тоже женского рода, война, отнимающая жизнь, дарованную женщиной. Война – величайшее из проклятий. Женщина и война… Женщина на войне. Женщина и на войне остаётся женщиной, хранительницей Любви, Добра и Сострадания. СЛАЙД 3 | Формулируют проблему урока, записывают в тетради. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | | 1) Познавательные: - умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. 2)Учебные: знать служебные части речи: союзы, предлоги | |||||||||||||||||||||||||
2.2. Совместная формулировка целей. | Словесно - коммуникативный | Каковы цели урока? (учитель дополняет) Используем методику клоуз тестов -Вставьте пропущенные , на ваш взгляд, определения: *Приоритет системы патриотического и духовно-нравственного воспитания детей для формирования социально-активной личности на уроках русского языка. *Создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей; *Воспитание личности, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за свое будущее. СЛАЙД 4-5 | Учащиеся формулируют цели урока. | Индивидуальная, групповая | 1) Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование, - прогнозирование. 2) Познавательные: - умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. 3) Коммуникативные: владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе выполнения учебной задачи. | |||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний и фиксирование затруднений. 3. Проверка Домашнего задания. 3.1 Выступление исследователей. | исследовательский | А теперь настало время выслушать мини доклады наших историков. Они работали со справочниками, дополнительными источниками. Я думаю, что материал , который они нашли, будет нам интересен. Итак « Женщина ,война-больная тема…» Слайд №6-11 | Сообщение ученика (индивидуальное исследовательское задание к уроку). (Смотрите ресурсный материал) | Индивидуальное выступление | Коммуникативные. Сотрудничество с преподавателем и со сверстниками. Извлекают необходимую информацию из сообщений сверстников. Осуществляют логические операции. 2.Регулятивные: оценивают результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме. | |||||||||||||||||||||||||
3.2 Слово теоретиков | исследовательский | А теперь давайте попытаемся ответить на вопрос: «Что объединяет этих двух женщин?» Как вы думаете, если бы Б.Полевой познакомился с жизнью доктора Лизы, какой бы он её изобразил? СЛАЙД 12 | . | Индивидуальное выступление | Личностные: понимают, что художественная литература способна воздействовать на чувства читателя, осознают определяющую роль родного языка в развитии личности. | |||||||||||||||||||||||||
Контрольные вопросы и задания | Приём “Мозговая атака”. | Для дальнейшей работы распределимся на 2 группы. А теперь вспомните всё, что вы уже знаете о методе лингвистического анализа текста . Каждая группа получает карточки с заданиями и оценочные листы для анализа работы противоположной группы. Учитель направляет действия, корректирует ответы при необходимости. СЛАЙД 13-14 | Задают друг другу вопросы, формулируют связные ответы на поставленные вопросы. Оценивают ответы товарищей. Выполняют взаимооценку. Вместе выделяют этапы ответа на поставленный вопрос. Отвечают на поставленный вопрос. Проверка по эталону. | Устная работа в парах, в группах. При ответе на вопрос эксперта (учителя) фронтальный опрос. | 1) Регулятивные: - контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном. Владеют способами конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками, оценивание достигнутых результатов. 2) Познавательные: -умение осознанно и произвольно строить высказывания. Коммуникативные. Владение коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, проявляют способность правильно излагать свои мысли в устной форме. | |||||||||||||||||||||||||
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону. 4.Применение знаний и умений в новой ситуации. | Нагядный. Ситуационный анализ. | Приглашаю представителей от каждой группы к доске. Делаем выводы. СЛАЙД 15-16 | Читают задание, выделяют этапы работы над заданием, выполняют при необходимости задание письменно в тетради. Выставляют оценки в оценочные листы. | Работа в парах или группах | 1)Коммуникативные: - умение выражать свои мысли - оценивание качества учебной деятельности 2) Регулятивные: - контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном, оценка результатов деятельности. 3) Познавательные: Владение всеми видами речевой деятельности, отбор и систематизация информации, применение приобретённых знаний. | |||||||||||||||||||||||||
5Этап рефлексии деятельности. 5 1. Домашнее задание | Словесно – коммуникативный. | Итак, ребята, мы не прощаемся с этой темой. Домашнее задание станет логическим продолжением нашего разговора. | Записывают задание в дневники. Написать сочинение на тему « Патриотизм – глубокое чувство любви к родине, готовность жертвенно служить ей, укреплять и защищать её, это ощущение неразрывной связи со своим народом, с его историей, языком, культурой, бытом и нравами». | | 1)Комммуникативные: владеют коммуникативно – целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, участия в обсуждениях. 2)Регулятивные: определяют последовательность действий 3) Познавательные: владение всеми видами речевой деятельности. | |||||||||||||||||||||||||
5. 2. Подведение итогов. ![]() Рефлексия. | | Предлагает подвести итог урока. Какие цели мы ставили? Как мы их достигли? Какие трудности появились в процессе работы? Как вы их преодолели? Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? Дайте оценку нашей работе. | Отвечают на поставленные вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. Проводят самоанализ своей деятельности на уроке. Оценивают свою работу и работу товарищей. (Листы самооценки) Стоят речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. Владеют навыками самоанализа учебной деятельности. | | 1)Комммуникативные: владеют коммуникативно целессобразным взаимодействием в процессе речевого общения. 2)Регулятивные: оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме. 3) Познавательные: владение всеми видами речевой деятельности. | |||||||||||||||||||||||||
![]() 5. 3. Написание синквейна. СЛАЙД 17 | Кейс – метод: написание синквейна. | Предлагает написать синквейн к уроку. Первая строчка — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным. Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий. В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова. Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы. Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним. (Работа в парах/группах). Каждая группа зачитывает свой синквейн). | Работают в группах. Каждая пара (группа) зачитывает свой синквейн. Война Страшная, смертельная Убивала, уничтожала, унижала У войны не женское лицо Смерть | Работа в парах | 1)Комммуникативные: Владеют логическими действиями: анализом, синтезом, обобщением. Проявляют способность правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2) Регулятивные: Оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме. 3) Познавательные: владение всеми видами речевой деятельности. | |||||||||||||||||||||||||
МИНУТА МОЛЧАНИЯ Ребята, почтим память воинов ВОВ, всех героев, павших за Родину, минутой молчания! СЛАЙД 18 | | | | | | |||||||||||||||||||||||||
Ресурсный материал. Доклад №1 Доктор Вера | ||||||||||||||||||||||||||||||
Борис Полевой , автор «Повести о настоящем человеке», возвращался из США, где был в командировке. В самолете оказалось немало советских журналов и газет. И вот в «Медицинском работнике» он увидел статью «Родина помнит». Она рассказывала о женщине-враче, которую Полевой хорошо знал в свой тверской период, с мужем которой журналистом Сергеем Никифоровым дружил в молодые годы. Ему даже в свое время рассказывали о том, что с ней произошло во время оккупации Калинина. И теперь в самолете, который возвращался из Америки, эта история показалась ему удивительной, и он дал слово написать об этом повесть. Прототипом доктора Веры стала тверской врач Лидия Петровна Тихомирова. Ее муж в 1937 году был арестован по ложному доносу. Лидию Петровну арестовали вслед за мужем, в ноябре 1937 года, вскоре после получения диплома врача. Спустя восемь месяцев ее отпустили, но женой врага народа она осталась на долгие годы. Доклад №2 Доктор Лиза Елизавета Петровна Глинка (Поскребышева), известная под сетевым псевдонимом «Доктор Лиза», родилась в Москве 20 февраля 1962 года в Москве в семье военного. Мать Елизаветы Глинки — известный врач, автор книг по кулинарии и телеведущая Галина Поскребышева. Окончив в 1986 году Второй московский государственный медицинский институт имени Пирогова по специальности «детский реаниматолог-анестезиолог», вместе с мужем, американским юристом русского происхождения Глебом Глинкой уехала в США. Там она начала работать в хосписе, и получила второе медицинское образование по специальности «паллиативная медицина», окончив Дартмутскую медицинскую школу . В конце девяностых годов Елизавета Глинка с супругом, получившим работу на Украине, переехала в Киев. Там она стала организатором службы патронажной паллиативной помощи и первого на Украине бесплатного хосписа при онкологическом центре. После окончания срока контракта мужа семья вернулась в США, однако Елизавета Глинка продолжала поддерживать киевский хоспис. В 2007 году, после возвращения в Москву, она основала и возглавила благотворительный фонд «Справедливая помощь». Изначально предполагалось, что он будет оказывать хосписную помощь неонкологическим больным. Однако впоследствии организации пришлось взять на себя заботу о различных категориях нуждающихся, в том числе — о бездомных и малоимущих. Волонтеры фонда раздают бездомным еду, теплую одежду и лекарства. Также регулярную помощь получают десятки нуждающихся семей в разных регионах России. 25 декабря 2016 года в результате крушения самолета над Черным морем погибли 92 человека. Среди них — руководитель БФ «Справедливая помощь» Елизавета Петровна Глинка, известная как доктор Лиза ТЕКСТ ДЛЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 1 ГРУППА Меня часто спрашивают: почему я помогаю тем, кому помогаю? Всем этим странным, страшным людям. Отвечаю: «Потому что они тоже люди. Других причин нет». — Попрекать куском хлеба нельзя никого — даже бездомного. Вернее, бездомного в особенности. Надо сделать дело — и забыть об этом. Даже если меня обманывают. Лучше я покормлю того, кто и так не очень голодный, чем случайно откажу тому, кому на самом деле нечего есть. — Моя задача — вывезти раненых и больных детей, для того чтобы они получили квалифицированную бесплатную помощь, теплую одежду, еду и запас медикаментов. И мне все равно, как это будет сделано. Любой ценой, я подчеркиваю и везде говорила об этом и буду говорить. Буду спасать любой ценой, с кем угодно буду договариваться, куда угодно вывезу, хоть в Китай! Лишь бы жил. Потому что не я давала эту жизнь этому ребенку. И если кто-то ее отнимает, не мое дело разбираться, зачем и почему. Потому что я врач. Мое дело — вытянуть его из ада и положить в нормальную больницу. (Интервью журналу «Фома«, июнь 2012)
ТЕКСТ ДЛЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 2 ГРУППА Затем задается вопрос о поступлениях. Поступления теперь редки. Это жертвы бомбежек, пожаров. Осколочные ранения. Ожоги. Вчера ночью, правда, привели раненого летчика. Его прятали где-то, в рабочем общежитии, но рана воспалилась, потребовались медицинская помощь и квалифицированный уход. Я помню, конечно, этот «бефель», но появление новичка меня уже не испугало: семь бед — один ответ. Уничтожили его одежду, нижнее белье, постригли беднягу ужасной нашей машинкой, после чего голова его стала похожа на облезлую шапку. Сочинили для него легенду. Легенда — это уже сухохлебовское нововведение. Он настоял, чтобы каждый военный сочинил для себя легенду, объясняющую, где он работал в городе, как сюда попал, где был ранен, кем доставлен. Эти легенды вызубриваются назубок, и Сухохлебов сам экзаменует усвоение. Он почему-то придает этому особое значение, хотя пока что ни одному из наших ни разу не приходилось пускать эти легенды в ход. Не знаю, может быть, я ошибаюсь, но мне кажется, что Толстолобик вообще не интересуется, откуда и кто новые больные. Прусак же обычно весь настораживается. Подскакивает к койке новичка и, глядя на него в упор, задает тоже известный всем нам вопрос: — Большевик? Комиссар? Еврей? — Лицо его при этом морщится, а носик так и ходит. Получив в ответ три уверенных «нет», он некоторое время с сомнением смотрит в лицо спрошенного, потом многозначительно кивает головой и передает свое резюме Толстолобику. Иногда что-то в этих «нет», должно быть, кажется ему подозрительным. Он сообщает Толстолобику о своих сомнениях, но тот брезгливо отмахивается. Потом они, набросив халаты, обходят палаты, причем Толстолобик идет, явно скучая, зато Прусак с подчеркнутым усердием заглядывает в лица больных, под кровати, на кухню, в кладовку. К этому рвению своего подчиненного Толстолобик относится с подчеркнутым пренебрежением. Вообще они, должно быть, не терпят и побаиваются друг друга.
|
ЛИСТ ОЦЕНКИ
Лист самооценки и взаимооценки в работе над лингвистическим анализом текста
Критерий | Моя | Оценка группы | Комментарий учителя |
Я внес (-ла) большой вклад в работу группы |
|
|
|
Я умею выслушивать мнения других ребят, принимать другую точку зрения |
|
|
|
Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать |
|
|
|
Я готов(а) принимать новые и неожиданные идеи, отличающиеся от моего первоначального мнения |
|
|
|