12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Ильинская56
Россия, Нижегородская обл.
Материал размещён в группе «Урок литературы»
6

Тема: «Я в мир пришел, чтобы не…» (Урок литературы в 9 классе по рассказу М.Горького «Перед лицом жизни»)



Тема:

«Я в мир пришел, чтобы не…»

(Урок литературы в 9 классе по рассказу М.Горького «Перед лицом жизни»)

Общая информация

Предмет, класс

Литература, 9 класс

Место урока в теме

Данный урок может быть проведен в 9 классе после изучения творчества М.Ю.Лермонтова.

Тема урока

«Я в жизнь пришел, чтобы не…»

Тип урока

Технология

Урок совершенствования умений и навыков, компетенций

Технология критического мышления через чтение и письмо

Форма урока

Урок – исследование с применением системы мультимедиа

Методы обучения

Метод творческого чтения, словесный, репродуктивный, частично поисковый

Цель урока


Сопоставление мировоззрения писателя и поэтов XX веков на моральные понятия («жизнь», «цель жизни», «смысл жизни») с привлечением медиатекстов XXI века.

Задачи урока


1. Научить анализировать текст, понимать авторскую позицию

2. Научить сопоставлять тексты и видеофрагменты на одинаковые понятия («жизнь», «цель жизни», «смысл жизни»).

3. Научить формулировать собственную нравственную позицию по отношению к произведению, медиатексту.

4. Развитие навыков работы с информацией

5. Пробудить у подростков интерес к чтению.

Планируемые результаты:


Личностные: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем.

Метапредметные: развитие умения работать в группе, создавать таблицы для решения предметных задач, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Предметные: овладение процедурами смыслового анализа, развитие умений воспринимать, анализировать и интерпретировать текст, участвовать в обсуждении прочитанного.

План урока

I. Орг.момент . Вступительное слово учителя, вызов.

II. Работа над текстом рассказа М.Горького «Перед лицом жизни».

1.Чтение и обсуждение.

2.Словарная работа.  

3. Анализ текста.

III.  Выводы по содержанию рассказа.

IV. Сопоставление с поэтическими строками.

V. Обсуждение фрагментов фильма.

VI. Домашнее задание.

Межпредметные связи

Русский язык

Методы

Проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный.

Технологии

Технология развития критического мышления.

Оборудование

ПК, интерактивная доска.



Конспект урока.

Орг.момент. Вступительное слово учителя.

(Звучит начало клипа «Звезда» Витаса, 2003г. Слайд 1)

- А вы задумывались когда-нибудь: зачем я живу в этом мире? Слайд 2

- Продолжите в тетради фразу «Я в жизнь пришел, чтобы не…» Слайд 3

- Вспомните, кто из писателей и поэтов говорит о смысле жизни? Кто из литературных героев размышляет над смыслом жизни?

- Сформулируем цели нашего урока: О чем поговорим? (о жизни) С чем поработаем? (с текстом)

II. Работа над текстом рассказа.

1.Чтение и обсуждение.

-Предлагаю сейчас прочитать рассказ «Перед лицом жизни». Я пока не буду называть автора, время его создания рассказа, хочу услышать ваши предположения.

(выразительное чтение, см. Приложение 1)

-Понравился рассказ?

- Предположите, когда был написан рассказ. Кто автор? 

- Что просит у жизни первый? Чего хочет второй?

2. Словарная работа   Слайды 4,5

В словаре В.И.Даля находим слова. Воспользуемся интернетом ONLINEDIC.NET СЛОВАРИ ОНЛАЙН (см. Приложение 2)

Счастье-

Свобода-

Гармония –

Справедливость _

3. Анализ текста. Слайды 6,7

Заполнение таблицы «Характеристика героев рассказа «Перед лицом жизни» (см. Приложение 3).

III.  Выводы по содержанию рассказа. Слайд 8

-Каким должен быть человек с точки зрения автора?

-Каким вы видите автора этого рассказа?

- Автор этого произведения Максим Горький. Впервые рассказа напечатан в газете "Нижегородский листок", 1900, номер 354, 25 декабря. Рассказ многократно издавался нелегально.  Царская цензура писала о рассказе: «резкий протест против существовавшего строя жизни». Слайд 9

- Прочитайте, как вы продолжили фразу «Я в мир пришел, чтобы не…». А как бы сказал Максим Горький? Есть предположения?

- Максим Горький писал: «Я в мир пришел, чтобы не соглашаться». Как вы понимаете эти слова? Слайд 10

IV. Сопоставление с поэтическими строками (см. Приложение 4)

- Сопоставим с точкой зрения М.Горького отрывки из стихотворений известных поэтов.

Кто из авторов ближе М.Горькому, с вашей точки зрения? Слайд 11

(учитель предлагает по 2-3 строфы из стихотворений М.Ю.Лермонтова «Чаша жизни», «Выхожу один я на дорогу», С.Есенина «Жизнь – обман с чарующей тоской», И.Анненского «Я жизни не боюсь», С.Надсона «Идеал»).

V. Рефлексия. Слайд 12

- Чем рассказ «Перед лицом жизни» может быть интересен для современного читателя?

- В 2017 году на экраны вышел художественный фильм « Со дна вершины» , посвященный параолимпийцам. Посмотрите фрагмент фильма и скажите, что значит жить.

( «Чтобы бороться, надо жить, чтобы жить, надо бороться»)

Слайды 13,14

- Предлагаю послушать песню в стиле рэп из фильма «С чистого листа пишу свою историю» и подумать о своей точке зрения на тему урока.

VI. Домашнее задание. Слайд 15

Сочинение-миниатюра:

Как я понял финал рассказа М.Горького «Перед лицом жизни»?

«Жизнь» с точки зрения М.Горького – это... Что ближе мне? (по рассказу М.Горького «Перед лицом жизни»).

Жизнь – это… или мои размышления после урока.

Задание по желанию: создание обложки для рассказа.


Приложение 1.

А. М. Горький «Перед лицом жизни»

Перед лицом Жизни стояли двое людей, оба недовольные ею, и на вопрос: "чего вы ждёте от меня?" один из них усталым голосом сказал:

  - Я возмущён жестокостью твоих противоречий, разум мой бессильно пытается понять смысл бытия, и сумраком недоумения перед тобой душа моя полна. Моё самосознание говорит мне, что человек есть лучшее из всех творений...

   - Чего ты хочешь от меня? - бесстрастно спросила Жизнь.

   - Счастья!.. Для счастья моего необходимо, чтобы ты примирила две основы противоречий души моей: моё "хочу" с твоим "ты должен".

   - Желай того, что должен, - сурово сказала Жизнь.

  - Я жертвой твоей быть не желаю! - воскликнул человек. - Я властелином жизни быть хочу, а должен шею гнуть в ярме её законов - для чего?...

   - Да вы говорите проще! - сказал другой, стоявший ближе к Жизни, а первый продолжал, не уделив внимания словам товарища:

   - Я хочу свободы жить в гармонии с желаниями своими и не желаю быть для ближнего, - по чувству долга, - ни братом, ни слугой, я буду тем, чем захочу свободно - рабом или братом. Я не желаю в обществе быть камнем, который общество кладёт, куда и как захочет, устраивая тюрьмы благополучия своего. Я человек, я дух и разум жизни, я должен быть свободен!

   - Постой, - сказала Жизнь. - Ты много говорил, и всё, что скажешь дальше, мне известно. Ты хочешь быть свободным! Что же? Будь! Борись со мной, победи меня и будь мне господин; а я тогда твоей рабой буду. Ты знаешь, я бесстрастна и победителям всегда легко сдавалась. Но нужно победить! Ты на борьбу со мной, своей свободы ради, способен? Да? Достаточно силён ты для победы и в силу веруешь свою?

   И человек сказал уныло:

   - Ты вовлекла меня в борьбу с самим собой, ты наточила разум мой, как нож; он вонзился мне глубоко в душу и режет её!

   - Да вы с ней строже говорите, не жалуйтесь, - сказал другой.

   А первый продолжал:

  - Я отдохнуть хочу от гнёта твоего. О, дай вкусить мне счастья!

   Жизнь усмехнулась усмешкой, подобной блеску льда:

   - Скажи: когда ты говоришь, ты требуешь или просишь?

   - Прошу, - как эхо, человек сказал.

   - Ты просишь, как привычный нищий; но, бедный мой, сказать тебе должна я -- Жизнь милостыни не даёт. И знаешь что? Свободный, он не просит, он сам берёт дары мои... А ты, ты только раб своих желаний, не более. Свободен тот, в ком сила есть от всех желаний отказаться, чтобы в одно себя вложить. Ты понял? Отойди!

   Он понял и улёгся, как собака, у ног бесстрастной Жизни, чтобы тихонько ловить куски с её стола, её объедки.

   Тогда бесцветные глаза суровой Жизни взглянули на другого человека, то было грубое, но доброе лицо:

   - О чём ты просишь?

   - Я не прошу, а требую.

   - Чего?

   - Где справедливость? Дай её сюда. Всё остальное после я возьму, пока нужна мне только справедливость. Я долго ждал, я терпеливо ждал, я жил в труде, без отдыха, без света! Я ждал... но будет! Где справедливость?

   И Жизнь ему бесстрастно ответила:

   - Возьми.

Приложение 2



СЧАСТЬЕ - судьба, часть и участь, доля.

СВОБОДА - своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стесненья, подчинения чужой воле.

ГАРМОНИЯ - соответствие, созвучие, соразмерность, равновесие, равномерность.

Приложение 3 (для учащихся)

Характеристика героев рассказа «Перед лицом жизни»

Основания для сопоставления

1-й («один из них»)

2-й («другой»)

Жизнь


Портрет






Указания на прошлую жизнь






Действия, поступки, их динамика







Желания





Психологическое состояние героев




Нравственная позиция





Особенности речи (лексика, синтаксис)





Авторское отношение

Можно ли сказать, что автор сочувствует героям, осуждает Жизнь и ее действия? Обоснуйте свою позицию.


Выводы:








Приложение 3 (для учителя)

Характеристика героев рассказа «Перед лицом жизни» (заполненная таблица)

Основания для сопоставления

1-й («один из них»)

2-й («другой»)

Жизнь


Портрет



_____

Грубое, но доброе лицо

Бесцветные глаза

Усмешка, подобна блеску льда



Указания на прошлую жизнь


Борьба с самим собой

Разум вонзился в душу и режет её

Долго ждал, терпеливо ждал

Жил в труде, без отдыха, без света

Я ждал


_____




Действия, поступки, их динамика



Не уделив внимания товарищу

Усталым голосом, уныло

Как эхо

Улегся, как собака, чтобы тихонько ловит куски с её стола

Подсказывает 1-ому, как говорить ,

советует не жаловаться

Бесстрастно

Сурово

«Жизнь милости не дает»



Желания



Счастья…

жертвой твоей быть не желаю

властелином жизни быть хочу!

хочу свободы жить в гармонии с желаниями своими… я буду тем, чем захочу свободно

...дай вкусить мне счастья!

пока нужна мне только справедливость


Пожелание:

«Борись со мной, победи меня и будь мне господин»

«Возьми»

Психологич.состояние героев

Усталый

Недовольный



Недовольный



Бесстрастная


Нравствен. позиция

Прошу

Требую

Отойди (1-ому)

Возьми (2-ому)


Особенности речи (лексика, синтаксис)


Стилистически окрашенная

Метафорическая «тюрьмы благополучия», «наточила разум»

Много восклицаний

Сложные предложения

Нейтральная лексика

Предложения простые, восклицательные и вопросительные

Нейтральная лексика

Предложения простые, восклиц. и вопросит.

Устаревшие «веруешь», «рабой»

Авторское отношение

Можно ли сказать, что автор сочувствует героям, осуждает Жизнь и ее действия? Обоснуйте свою позицию.


Выводы:


Многословен, но быстро сдается

Упорно трудится

Бесстрастная, Суровая

Даёт тому, кто сам берет



Приложение 4



Мы пьем из чаши бытия

С закрытыми очами,

Златые омочив края

Своими же слезами;

Когда же перед смертью с глаз

Завязка упадает,

И все, что обольщало нас,

С завязкой исчезает;

Тогда мы видим, что пуста

Была златая чаша,

Что в ней напиток был - мечта,

И что она - не наша!

М.Ю.Лермонтов



Я жизни не боюсь. Своим бодрящим шумом

Она дает гореть, дает светиться думам.

Тревога, а не мысль

растет в безлюдной мгле,

и холодно цветам ночами в хрустале.

И.Анненский



Жизнь - обман с чарующей тоскою,

Оттого так и сильна она,

Что своею грубою рукою

Роковые пишет письмена.

С.Есенин


Не говори, что жизнь - игрушка

В руках бессмысленной судьбы,

Беспечной глупости пирушка

И яд сомнений и борьбы.

Нет, жизнь - разумное стремленье

Туда, где вечный свет горит,

Где человек, венец творенья,

Над миром высоко царит.

Семен Надсон



Список интернет-ресурсов:


А.М.Горький. Рассказ « Перед лицом жизни»

https://libking.ru/books/prose-/prose-rus-classic/19849-maksim-gorkiy-pered-litsom-zhizni.html

Словарь В.И.Даля. ONLINEDIC.NETСЛОВАРИ ОНЛАЙН

https://onlinedic.net/dalya/


РуСтих. Стихи классиков https://rustih.ru/zolotoj-vek-russkoj-literatury/

VITAS - Звезда (Official video 2003) https://www.youtube.com/watch?v=AwJj10bCl08&t=113s

«Со дна вершины» (Фильм 2017). Режиссеры: Я. Поляруш, Т. Цоцория, К. Кутуев

https://www.youtube.com/watch?v=lw-x7Jbo6dQ


« С чистого листа пишу свою историю» https://www.youtube.com/watch?v=T2FxOTmjszQ



Опубликовано в группе «Урок литературы»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.