Урок литературы в 9 классе по рассказу М.Горького «Перед лицом жизни»: «Я в мир пришел, чтобы не…»
Тема:
«Я в мир пришел, чтобы не…»
(Урок литературы в 9 классе по рассказу М.Горького «Перед лицом жизни»)
Общая информация | |
Предмет, класс | Литература, 9 класс |
Место урока в теме | Данный урок может быть проведен в 9 классе после изучения творчества М.Ю.Лермонтова. |
Тема урока | «Я в жизнь пришел, чтобы не…» |
Тип урока Технология | Урок совершенствования умений и навыков, компетенций Технология критического мышления через чтение и письмо |
Форма урока | Урок – исследование с применением системы мультимедиа |
Методы обучения | Метод творческого чтения, словесный, репродуктивный, частично поисковый |
Цель урока | Сопоставление мировоззрения писателя и поэтов XX веков на моральные понятия («жизнь», «цель жизни», «смысл жизни») с привлечением медиатекстов XXI века. |
Задачи урока | 1. Научить анализировать текст, понимать авторскую позицию 2. Научить сопоставлять тексты и видеофрагменты на одинаковые понятия («жизнь», «цель жизни», «смысл жизни»). 3. Научить формулировать собственную нравственную позицию по отношению к произведению, медиатексту. 4. Развитие навыков работы с информацией 5. Пробудить у подростков интерес к чтению. |
Планируемые результаты: | Личностные: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем. Метапредметные: развитие умения работать в группе, создавать таблицы для решения предметных задач, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. Предметные: овладение процедурами смыслового анализа, развитие умений воспринимать, анализировать и интерпретировать текст, участвовать в обсуждении прочитанного. |
План урока | I. Орг.момент . Вступительное слово учителя, вызов. II. Работа над текстом рассказа М.Горького «Перед лицом жизни». 1.Чтение и обсуждение. 2.Словарная работа. 3. Анализ текста. III. Выводы по содержанию рассказа. IV. Сопоставление с поэтическими строками. V. Обсуждение фрагментов фильма. VI. Домашнее задание. |
Межпредметные связи | Русский язык |
Методы | Проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный. |
Технологии | Технология развития критического мышления. |
Оборудование | ПК, интерактивная доска. |
Конспект урока.
Орг.момент. Вступительное слово учителя.
(Звучит начало клипа «Звезда» Витаса, 2003г. Слайд 1)
- А вы задумывались когда-нибудь: зачем я живу в этом мире? Слайд 2
- Продолжите в тетради фразу «Я в жизнь пришел, чтобы не…» Слайд 3
- Вспомните, кто из писателей и поэтов говорит о смысле жизни? Кто из литературных героев размышляет над смыслом жизни?
- Сформулируем цели нашего урока: О чем поговорим? (о жизни) С чем поработаем? (с текстом)
II. Работа над текстом рассказа.
1.Чтение и обсуждение.
-Предлагаю сейчас прочитать рассказ «Перед лицом жизни». Я пока не буду называть автора, время его создания рассказа, хочу услышать ваши предположения.
(выразительное чтение, см. Приложение 1)
-Понравился рассказ?
- Предположите, когда был написан рассказ. Кто автор?
- Что просит у жизни первый? Чего хочет второй?
2. Словарная работа Слайды 4,5
В словаре В.И.Даля находим слова. Воспользуемся интернетом ONLINEDIC.NET СЛОВАРИ ОНЛАЙН (см. Приложение 2)
Счастье-
Свобода-
Гармония –
Справедливость _
3. Анализ текста. Слайды 6,7
Заполнение таблицы «Характеристика героев рассказа «Перед лицом жизни» (см. Приложение 3).
III. Выводы по содержанию рассказа. Слайд 8
-Каким должен быть человек с точки зрения автора?
-Каким вы видите автора этого рассказа?
- Автор этого произведения Максим Горький. Впервые рассказа напечатан в газете "Нижегородский листок", 1900, номер 354, 25 декабря. Рассказ многократно издавался нелегально. Царская цензура писала о рассказе: «резкий протест против существовавшего строя жизни». Слайд 9
- Прочитайте, как вы продолжили фразу «Я в мир пришел, чтобы не…». А как бы сказал Максим Горький? Есть предположения?
- Максим Горький писал: «Я в мир пришел, чтобы не соглашаться». Как вы понимаете эти слова? Слайд 10
IV. Сопоставление с поэтическими строками (см. Приложение 4)
- Сопоставим с точкой зрения М.Горького отрывки из стихотворений известных поэтов.
Кто из авторов ближе М.Горькому, с вашей точки зрения? Слайд 11
(учитель предлагает по 2-3 строфы из стихотворений М.Ю.Лермонтова «Чаша жизни», «Выхожу один я на дорогу», С.Есенина «Жизнь – обман с чарующей тоской», И.Анненского «Я жизни не боюсь», С.Надсона «Идеал»).
V. Рефлексия. Слайд 12
- Чем рассказ «Перед лицом жизни» может быть интересен для современного читателя?
- В 2017 году на экраны вышел художественный фильм « Со дна вершины» , посвященный параолимпийцам. Посмотрите фрагмент фильма и скажите, что значит жить.
( «Чтобы бороться, надо жить, чтобы жить, надо бороться»)
Слайды 13,14
- Предлагаю послушать песню в стиле рэп из фильма «С чистого листа пишу свою историю» и подумать о своей точке зрения на тему урока.
VI. Домашнее задание. Слайд 15
Сочинение-миниатюра:
Как я понял финал рассказа М.Горького «Перед лицом жизни»?
«Жизнь» с точки зрения М.Горького – это... Что ближе мне? (по рассказу М.Горького «Перед лицом жизни»).
Жизнь – это… или мои размышления после урока.
Задание по желанию: создание обложки для рассказа.
Приложение 1.
А. М. Горький «Перед лицом жизни»
Перед лицом Жизни стояли двое людей, оба недовольные ею, и на вопрос: "чего вы ждёте от меня?" один из них усталым голосом сказал:
- Я возмущён жестокостью твоих противоречий, разум мой бессильно пытается понять смысл бытия, и сумраком недоумения перед тобой душа моя полна. Моё самосознание говорит мне, что человек есть лучшее из всех творений...
- Чего ты хочешь от меня? - бесстрастно спросила Жизнь.
- Счастья!.. Для счастья моего необходимо, чтобы ты примирила две основы противоречий души моей: моё "хочу" с твоим "ты должен".
- Желай того, что должен, - сурово сказала Жизнь.
- Я жертвой твоей быть не желаю! - воскликнул человек. - Я властелином жизни быть хочу, а должен шею гнуть в ярме её законов - для чего?...
- Да вы говорите проще! - сказал другой, стоявший ближе к Жизни, а первый продолжал, не уделив внимания словам товарища:
- Я хочу свободы жить в гармонии с желаниями своими и не желаю быть для ближнего, - по чувству долга, - ни братом, ни слугой, я буду тем, чем захочу свободно - рабом или братом. Я не желаю в обществе быть камнем, который общество кладёт, куда и как захочет, устраивая тюрьмы благополучия своего. Я человек, я дух и разум жизни, я должен быть свободен!
- Постой, - сказала Жизнь. - Ты много говорил, и всё, что скажешь дальше, мне известно. Ты хочешь быть свободным! Что же? Будь! Борись со мной, победи меня и будь мне господин; а я тогда твоей рабой буду. Ты знаешь, я бесстрастна и победителям всегда легко сдавалась. Но нужно победить! Ты на борьбу со мной, своей свободы ради, способен? Да? Достаточно силён ты для победы и в силу веруешь свою?
И человек сказал уныло:
- Ты вовлекла меня в борьбу с самим собой, ты наточила разум мой, как нож; он вонзился мне глубоко в душу и режет её!
- Да вы с ней строже говорите, не жалуйтесь, - сказал другой.
А первый продолжал:
- Я отдохнуть хочу от гнёта твоего. О, дай вкусить мне счастья!
Жизнь усмехнулась усмешкой, подобной блеску льда:
- Скажи: когда ты говоришь, ты требуешь или просишь?
- Прошу, - как эхо, человек сказал.
- Ты просишь, как привычный нищий; но, бедный мой, сказать тебе должна я -- Жизнь милостыни не даёт. И знаешь что? Свободный, он не просит, он сам берёт дары мои... А ты, ты только раб своих желаний, не более. Свободен тот, в ком сила есть от всех желаний отказаться, чтобы в одно себя вложить. Ты понял? Отойди!
Он понял и улёгся, как собака, у ног бесстрастной Жизни, чтобы тихонько ловить куски с её стола, её объедки.
Тогда бесцветные глаза суровой Жизни взглянули на другого человека, то было грубое, но доброе лицо:
- О чём ты просишь?
- Я не прошу, а требую.
- Чего?
- Где справедливость? Дай её сюда. Всё остальное после я возьму, пока нужна мне только справедливость. Я долго ждал, я терпеливо ждал, я жил в труде, без отдыха, без света! Я ждал... но будет! Где справедливость?
И Жизнь ему бесстрастно ответила:
- Возьми.
Приложение 2
СЧАСТЬЕ - судьба, часть и участь, доля.
СВОБОДА - своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стесненья, подчинения чужой воле.
ГАРМОНИЯ - соответствие, созвучие, соразмерность, равновесие, равномерность.
Приложение 3 (для учащихся)
Характеристика героев рассказа «Перед лицом жизни»
Основания для сопоставления | 1-й («один из них») | 2-й («другой») | Жизнь | |
Портрет | | | | |
Указания на прошлую жизнь | | | | |
Действия, поступки, их динамика | | | | |
Желания | | | | |
Психологическое состояние героев | | | | |
Нравственная позиция | | | | |
Особенности речи (лексика, синтаксис) | | | | |
Авторское отношение | Можно ли сказать, что автор сочувствует героям, осуждает Жизнь и ее действия? Обоснуйте свою позицию. | |||
Выводы: | | | |
Приложение 3 (для учителя)
Характеристика героев рассказа «Перед лицом жизни» (заполненная таблица)
Основания для сопоставления | 1-й («один из них») | 2-й («другой») | Жизнь |
Портрет | _____ | Грубое, но доброе лицо | Бесцветные глаза Усмешка, подобна блеску льда |
Указания на прошлую жизнь | Борьба с самим собой Разум вонзился в душу и режет её | Долго ждал, терпеливо ждал Жил в труде, без отдыха, без света Я ждал | _____ |
Действия, поступки, их динамика | Не уделив внимания товарищу Усталым голосом, уныло Как эхо Улегся, как собака, чтобы тихонько ловит куски с её стола | Подсказывает 1-ому, как говорить , советует не жаловаться | Бесстрастно Сурово «Жизнь милости не дает» |
Желания | Счастья… …жертвой твоей быть не желаю …властелином жизни быть хочу! хочу свободы жить в гармонии с желаниями своими… я буду тем, чем захочу свободно ...дай вкусить мне счастья! | …пока нужна мне только справедливость | Пожелание: «Борись со мной, победи меня и будь мне господин» «Возьми» |
Психологич.состояние героев | Усталый Недовольный | Недовольный | Бесстрастная |
Нравствен. позиция | Прошу | Требую | Отойди (1-ому) Возьми (2-ому) |
Особенности речи (лексика, синтаксис) | Стилистически окрашенная Метафорическая «тюрьмы благополучия», «наточила разум» Много восклицаний Сложные предложения | Нейтральная лексика Предложения простые, восклицательные и вопросительные | Нейтральная лексика Предложения простые, восклиц. и вопросит. Устаревшие «веруешь», «рабой» |
Авторское отношение | Можно ли сказать, что автор сочувствует героям, осуждает Жизнь и ее действия? Обоснуйте свою позицию. | ||
Выводы: | Многословен, но быстро сдается | Упорно трудится | Бесстрастная, Суровая Даёт тому, кто сам берет |
Приложение 4
Мы пьем из чаши бытия
С закрытыми очами,
Златые омочив края
Своими же слезами;
Когда же перед смертью с глаз
Завязка упадает,
И все, что обольщало нас,
С завязкой исчезает;
Тогда мы видим, что пуста
Была златая чаша,
Что в ней напиток был - мечта,
И что она - не наша!
М.Ю.Лермонтов
Я жизни не боюсь. Своим бодрящим шумом
Она дает гореть, дает светиться думам.
Тревога, а не мысль
растет в безлюдной мгле,
и холодно цветам ночами в хрустале.
И.Анненский
Жизнь - обман с чарующей тоскою,
Оттого так и сильна она,
Что своею грубою рукою
Роковые пишет письмена.
С.Есенин
Не говори, что жизнь - игрушка
В руках бессмысленной судьбы,
Беспечной глупости пирушка
И яд сомнений и борьбы.
Нет, жизнь - разумное стремленье
Туда, где вечный свет горит,
Где человек, венец творенья,
Над миром высоко царит.
Семен Надсон
Список интернет-ресурсов:
А.М.Горький. Рассказ « Перед лицом жизни»
https://libking.ru/books/prose-/prose-rus-classic/19849-maksim-gorkiy-pered-litsom-zhizni.html
Словарь В.И.Даля. ONLINEDIC.NETСЛОВАРИ ОНЛАЙН
РуСтих. Стихи классиков https://rustih.ru/zolotoj-vek-russkoj-literatury/
«Со дна вершины» (Фильм 2017). Режиссеры: Я. Поляруш, Т. Цоцория, К. Кутуев
https://www.youtube.com/watch?v=lw-x7Jbo6dQ
« С чистого листа пишу свою историю» https://www.youtube.com/watch?v=T2FxOTmjszQ