Урок литературы в 5 классе «Друзья в моей жизни (по рассказу А. Соболева "Шурка-Хлястик")»
План - конспект урока на тему :
«Друзья в моей жизни ( по рассказу А. Соболева «Шурка- Хлястик»)»
Коломак Лариса Валерьевна МБОУ «СОШ 14» г.Выборг
Учитель русского языка и литературы
Предмет: литература, внеклассное чтение
Класс: 5
Тип урока: комбинированный
Технологическая карта изучения темы:
Друзья в моей жизни.
(По рассказу А.П. Соболева «Шурка- Хлястик»)
Тема |
Друзья в моей жизни |
Цели на достижение результата |
- Личностные: способность к самооценке и саморазвитию на основе прочитанного, коррекция качеств характера. - Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, уметь планировать последовательность действий в соответствии с поставленной целью. - Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, уметь ставить вопросы, обращаться за помощью, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать вывод. - Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы, уметь извлекать информацию из различных источников( текст, сообщение учителя, наглядные средства), проводить сопоставительный анализ, делать выводы. |
Планируемый результат |
Предметные: Знать содержание прочитанного произведения. Уметь воспринимать и анализировать текст. Уметь сравнивать характеры героев в начале произведения и в конце произведения, понимать зависимость поступков от качеств характера. Научиться понимать нравственное содержание рассказа, душевные качества героя.
Личностные: Формировать эмпатию как осознанное понимание и сопереживание чувствам других, выражающуюся в поступках, направленных на помощь другим посредством исправления собственных ошибок. Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД). |
Основные понятия |
Особенности изображения героев. Сопоставительный анализ текста. Речевая характеристика героев.Композиция рассказа, ее основные элементы. |
Ресурсы: - основные - дополнительные |
- Рассказ А.Соболева «Шурка-Хлястик» - Компьютер - Мультимедийный проектор - Презентация к уроку - Карточки-таблицы -Кроссворд - Наглядное пособие( предметы) -Стикеры, плакат А3
|
Формы работы на уроке |
Фронтальная работа, групповая, индивидуальная работа. |
Технологическая карта предметного занятия по литературе
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Регламент |
икт |
Ожидаемые результаты |
I. Вызов Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне. |
Приветствие.Урок начинается с песни «Девчонки и мальчишки» на музыку А.Островского, которая настроит ребят на позитивную работу на уроке - Ребята, здравствуйте . Сегодня к нам на урок пришли гости, в т.ч. нашли любимый попугай, который приносит нам интересные задания. Приложение № 1 Слайды 1-4
|
|
1 мин |
презентация |
Коммуникативные ууд Готовы к уроку, психологический, эмоциональный настрой |
II. Мотивация к учебной деятельности. Цель этапа: определение содержательных рамок урока. |
Ученики узнают цель визита странного гостя Слайд 5 Разгадывают кроссворд( работа в группах) |
1.Решение кроссворда. 2.Работают с презентацией. 4. Отвечают на вопросы. 5. Устанавливают связь между понятиями. |
1-2 мин |
презентация |
|
III. Актуализация знаний. Постановка цели урока. Цель этапа: актуализация и личностное восприятие. Целеполагание .Постановка проблемного вопроса. |
-Правильно.Главным словом нашего урока является слово «дружба». Как вы думаете, почему это слово? -Может тема урока связана с дружбой? -Правильно Открывают тетради , записывают тему урока СЛАЙД 6 -Цель урока поговорить о дружбе и друзьях, но не просто так , а основываясь на литературное произведение. -Чтобы достигнуть эту цели, какие мы должны пройти с вами этапы, на какие вопросы ответить? 1.прочитать, 2.проанализировать, 3.сделать выводы 4.умение общаться 5.применение на собственном опыте Поэтому я думаю, что лучшими словами к нашему уроку будут слова , сказанные А.Линкольном СЛАЙД 8 |
1.Выдвигают предположение о теме урока, ставят цель, определяют задачи. 2.Работают в тетрадях |
5 мин |
презентация |
Цель: поговорить о дружбе
Задачи урока:
формировать умение работать с текстом; - учить анализировать поступки героя; - формировать умение делать выводы; - развивать речь; - развивать коммуникативные навыки; - воспитывать желание иметь положительные качества. |
IV .Осмысление. Работа по теме урока, углубление знания и понимания прочитанного. |
Дома вы внимательно читали рассказ, работали с текстом , а некоторые из вас еще и познакомились с биографией А. Соболева. К сожалению это не самый востребованный автор и с поной уверенностью могу сказать, что до сегодняшнего урока никто не читал его произведений и не слышал его имени СЛАЙД 9-10 |
Ученики выступают перед одноклассниками |
5 мин |
презентация |
Наш урок начался с загадки, вот еще одна загадка СЛАЙД 11 Какие ассоциации у вас возникают при виде этого треугольника ? Правильно.Композиция, через которую мы проанализируем интересующую нас проблему рассказа: как ребята стали друзьями Сейчас вы увидите некоторые предметы и постараетесь объяснить, как они связаны с рассказом о Шурке. Как вы думаете, какой предмет должен появиться первым и почему? Давайте проверим. -Завязка ( КРЫША ДОМА) -Развитие действия (ХЛЯСТИК(Хля́стик — деталь одежды, узкая полоска материи, предназначенная для стягивания частей одежды в талии, на рукавах, у воротника и т. п. Концы хлястика пришиваются или укрепляются на пуговицах, иногда хлястик состоит из двух полосок ткани, соединённых пряжкой) «РОБИНЗОН КРУЗО» Д.ДЕФО, ПРЯНИКИ, А.ДЮМА «ТРИ МУШКЕТЕРА») -Ребята, скажи, по каким признакам мы можем рассказать о герое? Речь героя меняется. Найдите и зачитайте эпизоды, показывающие изменения в речи героев, связанные с появлением ЭТОГО друга в жизни Шурки. - кульминация (Д. ФУРМАНОВ «ЧАПАЕВ» ГЕТЕ «ФАУСТ») Какой предмет появится последним ?Почему? Он непосредственно связан с жизнью одного из р -развязка (ПОЕЗД)
Физкультминутка |
Проводят сопоставительный анализ поведения героев. Делают выводы. Отвечают на вопросы.
Выполняют обсуждение в группах. Заполняют таблицу Определяют отношение к героям автора и актёра. Работа с текстом Работа с речевой характеристикой героя
Встаньте дети, встаньте в круг, Я твой друг и ты мой друг. Влево, вправо повернитесь. И друг другу улыбнитесь. Руки к солнцу протянули, Лучики поймали и к груди скорей прижали. С этим лучиком в груди Ты на мир ясней гляди. |
15 мин. 2 мин |
. Работа с таблицей, ее заполнение |
Личностные результаты: Эмпатийность, толерантность Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. Коммуникативные УУД: формирование навыков речевой деятельности. Освоение способов совместной деятельности |
||||||
V. Проверка домашнего задания.Самостоятельная работа Цель этапа: тренировать способность к обобщению |
И третья, последняя загадка нашего урока, которую вы пытались решить дома. Дома вам необходимо было самостоятельно придумать эпилог к рассказу. Эту работу вы осуществляли в группах. Сейчас вы познакомитесь с оригиналом эпилога и проведете сопоставительный анализ двух текстов : вашего и А. Соболева. При работе вам понадобятся стикеры, которые вы будете наклеивать, указывая: Согласны (зеленый стикер) Не согласны (красный стикер) Возникают вопросы (желтый стикер) Приложение № 2 |
Работают самостоятельно, осуществляют самопроверку, выступают, называя основные моменты эпилога, которые понравились, получились или вызвали затруднение или несогласие |
10 мин |
Работа с эпилогом при помощи стикеров |
Регулятивные УУД: Умение самостоятельно обобщить и сделать вывод. осуществлять самоконтроль и самооценку; преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные УУД: самоопределение. Умение выражать свои мысли. |
|||||
VII Решение проблемы VIII. Домашнее задание (на выбор) Цель этапа: осознание своей учебной деятельности. |
После обсуждения один из ребят выступит с сообщением: С чем согласны? Что получилось или нет? Удивил ли Вас эпилог А.Соболева?
1.Написать сочинение по личным впечатлениям « Друзья в моей жизни). 2. Определить, какая еще тема затронута в этом рассказе. Придумать и записать 5-10 вопрос по этой теме (оценка не менее 4 баллов) |
Отвечают на проблемный вопрос, используя знания, полученные на уроке в ходе обсуждения.
|
2 мин 1 мин |
Распечатка д/з |
Познавательные УУД: делать выводы, обобщения. Коммуникативные УУД: Умение слушать других и уважать чужое мнение |
|||||
IX. Итог урока
Цель этапа: оценить результаты собственной деятельности
X. Рефлексия |
Как вам кажется ребята, каким у нас получился урок? Выполнили ли мы поставленные в начале урока задачи? -прочитали -проанализировали -обсуждали, отвечали на вопросы, -делали выводы А вот, как повлиял рассказ на вас, я увижу , когда вы будете приклеивать стикеры выбранного вами цвета, выходя из кабинета. . Понравилось (зеленый) Не понравилось (красный) Вопросы (желтый)
|
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Подводят итоги. |
2 мин |
Представитель от группы оценивает работу и атмосферу на уроке |
Личностный результат УУД: способность к самооценке саморазвитию Практическое применение учебного материала |
Приложения
Приложение № 1
Вопросы:
1.Отзывчивость, доброжелательность, стремление помогать людям.
2.Так называют человека самоотверженного, честного, открытого.
3.Умение решать разные сложные вопросы, давать нужные советы.
4.Это свойство можно увидеть во взгляде любящего человека, услышать его в голосе.
5.Так называют экономного человека.
6.Этим словом называют человека исполнительного, соблюдающего порядок, выполняющего все старательно и точно.
Приложение 2
Через несколько лет, уже в конце войны, в одном из городков Восточной Пруссии гвaрдии кaпитaн Дaнилa Чубaров попaл в полусгоревшую библиотеку. Он ходил среди обугленных стеллaжей и склaдывaл в стопку сохрaнившиеся книги. Он вспомнил библиотеку пaрткaбинетa, крышу сaрaя, Шурку-Хлястикa и его непоколебимую веру, что Чaпaев жив, и в груди кaпитaнa потеплело. Он плохо знaл немецкий язык и едвa рaзбирaл нaзвaния. Кaпитaн не знaл, кaкие здесь книги, - но это были книги, и он их спaсaл. И вдруг увидел прекрaсно издaнную книгу с портретом Гитлерa. "Мaйн кaмпф", - рaзобрaл он готический шрифт. Он взял ее, кaк змею, с ненaвистью и нaстороженным любопытством, и долго вертел в рукaх, думaя о том, что книгa преднaзнaченa пробуждaть в человеке доброе, светлое, рaзумное, a этa...
Он бросил ее в костер, который рaзвели во дворе солдaты для обогревa. Солдaты удивленно смотрели нa своего кaпитaнa.
- Из-зa этой книги мы воюем, - скaзaл он. - Онa делaлa из людей фaшистов. Вот чем все это кончилось. - Кaпитaн кивнул нa рaзрушенный городок.
Острокрыший, крaсночерепичный, недaвно взятый в ожесточенном бою, он еще дымился.
Кaпитaн пошевелил пaлкой в костре, хлопья сожженной "Мaйн кaмпф" рaзлетелись, кaк черные птицы с пожaрищa.
После войны Дaнилa Чубaров зaехaл нa стaнцию, где жил когдa-то, к своей тетке и узнaл от нее, что Шуркa-Хлястик, теперь Алексaндр Бурaвлев, вернулся с фронтa стaршиною с тремя орденaми Слaвы и рaботaет где-то не очень дaлеко воспитaтелем в трудколонии для несовершеннолетних преступников.