Тема занятия «Заполнение извещения на получение посылки»
Тема занятия: «Заполнение извещения на получение посылки».
Ширшова Н.И.,
воспитатель ГБОУ школа-интернат с.Малый Толкай
Цель занятия: закрепить полученные на уроке СБО умения по заполнению извещение на получение посылки.
Задачи:
1.Образовательная. Закрепить умения по заполнению почтовых бланков, в частности на получение посылки, закрепить знания о предметах, посылаемых в посылке, обобщить и закрепить уже имеющиеся знания по данной теме, показать связь изучаемой темы с жизнью.
2.Коррекционно-развивающие. Развитие коммуникативных навыков работы в группе, взаимодействия друг с другом;
- развитие умений следовать заданным вербальным инструкциям учителя;
- коррекция зрительного, слухового восприятия на основе упражнений на внимание;
- развитие логического мышления при работе с загадками.
3.Воспитательная. Практическая подготовка учащихся к самостоятельной жизни.
Предварительная работа: экскурсия на почту, оформление стенда «Человек и профессия», сюжетно-ролевая игра «Отправь посылку», посещение почты с целью приобретения почтовых отправлений: картонные посылочные ящики, почтовые бланки. Классный час на тему: «Кто работает на почте?»
Методическое оснащение урока: технические средства обучения (стенды для показа рисунков, образцов почтовых отправлений), компьютер, проектор. Образцы посылочных ящиков: картонные, обшитые тканью; бандероль. Предметы, разрешенные и запрещенные для пересылки (рисунки, муляжи).
Индивидуальный раздаточный материал для чтения, бланки извещения с заданием разной степени сложности, карточки для тестирования по теме. Посылки для проблемного задания.
Ход занятия.
I этап. Мотивация к учебной деятельности:
Цель: создание условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность, эмоциональный настрой на урок.
Цитата к уроку. Мир уступает дорогу тому, кто знает, куда идет!
(Слайд № 2)
- Как вы понимаете это выражение?
- (ответы детей)
- Обобщение всего сказанного воспитателем.
II этап. Актуализация знаний.
Цель: контроль уровня усвоения пройденного материала, исправление и пояснение ошибок.
Воспитатель: Отгадайте загадки на тему « Средства связи» (слайд № 3 )
1.На полки легли
Посылки и бандероли.
Для граждан они
Играют большие роли.
А также письма заказные,
Которые шлют родные.
В здании этом переводы принимают
И подписку оформляют. (Главпочтамт; почтовое отделение связи.)
2.Газеты разносит он по домам,
А также письма и журналы.
Спешит доставить телеграммы.
Ему мы благодарны с вами. (Почтальон.)
3.В нашем подъезде
На видном месте.
Домики рядком висят,
Статьями газетными говорят.
Рады мы с вами такому общению,
А больше – доброму сообщению. (Почтовые ящики.)
4.В деревню, город и село
Спешит корреспонденция,
Чуть свет, пока не рассвело. (Почтовая машина.)
5.На двойном листе большом
Все узнаю обо всём.
В почтовом ящике бывает,
О жильцах не забывает. (Газета.)
6.Вот чехольчик для письма,
Без него же нет письма.
Почтой срочной я отправлю,
Индекс только вот поставлю. (Конверт.)
Воспитатель. Ребята, на прошлом занятии мы с вами учились заполнять извещение на отправку посылки. Вспомните, пожалуйста, что нового мы узнали на прошлом уроке.
Обучающиеся. Для того чтобы заполнить извещение на отправку посылки необходимо правильно написать адрес отправителя и адресата, уметь внести в извещение паспортные данные, уметь оценить посылку.
Воспитатель. От чьего имени мы учились заполнять извещение на отправку посылки?
Обучающиеся. Мы заполняли извещение от имени отправителя.
Воспитатель. Вам было предложено выполнить следующее домашнее задание: самостоятельно заполнить извещение на отправку посылки – сторона отправителя. Давайте сейчас мы с вами проведем взаимопроверку. Поменяйтесь извещениями с соседом по парте. Будьте внимательны, можно воспользоваться образцом, который лежит перед вами. (Желательно, чтобы перед обучающимися был образец, подписанный учителем).
III этап. Пробные действия. Этап выявления места и причины затруднения
Цель: выявление места и причины затруднения
Воспитатель. (Создание проблемной ситуации) Вам пришла посылка.
– Можете ли вы её получить?
- Что для этого вам необходимо сделать?
Рассмотрите, пожалуйста, образец извещения – обратная сторона.
(Слайд № 4)
- Как вы думаете, от чьего имени заполняется данная сторона извещения?
- Чьи данные должны быть вписаны?
Обучающиеся. Эта сторона извещения заполняется адресатом.
На данной стороне извещения должны быть сведения и данные адресата.
Воспитатель. Рассмотрите данную таблицу и скажите, можете ли вы самостоятельно заполнить извещение от имени адресата?
- Что у вас вызвало затруднения? (Обучающиеся, как правило, путают, чьи
Ф. И. О. они должны вписать, ошибаются во внесении паспортных данных, появляется новая строчка, где необходимо вписать, по какому адресу зарегистрирован адресат).
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, достаточно ли будет нам уже имеющихся знаний, чтобы правильно заполнить извещение?
Обучающиеся. Нет.
Воспитатель. Как можно решить данную проблему?
Обучающиеся. Еще раз внимательно прочитать все строки в данной таблице извещения, разобраться, какие сведения и куда надо вписать.
IV этап. Этап построения проекта выхода из затруднения:
Цель: формулирование учащимися темы урока, уточняемой учителем.
Воспитатель. Как бы вы определили тему нашего урока?
(Ответы обучающихся).
Воспитатель подводит итог.
Тема нашего урока «Заполнение извещения на получение посылки». (Слайд № 5)
Как вы думаете, чему мы должны научиться сегодня на уроке? Цель нашего урока?
Обучающиеся. Мы должны научиться заполнять извещение на получение посылки.
Учитель. Ознакомьтесь, пожалуйста, с планом работы на сегодняшний урок.
Дать определение, кто такой АДРЕСАТ.
Вспомнить, какие паспортные данные мы должны вписать в извещение при его заполнении.
Заполнить извещение от имени адресата.
Проверить работу по образцу. (Слайд № 6)
V этап. Реализация построенного проекта.
Цель: усвоение нового способа действий
Воспитатель. Ребята, кто такой адресат?
Обучающиеся. Адресат – это лицо, которому предназначено почтовое отправление.
Воспитатель. Рассмотрите свои извещения, которые вы заполняли дома. Кто отправитель?
Обучающиеся называют свои Ф. И. О.
Воспитатель. Теперь посмотрите и скажите, кому адресовано это извещение.
Обучающиеся называют Ф. И. О., кому адресовали извещение.
VI этап. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способностей в его выполнении.
Задание. Перед обучающимися лежит извещение, которое заполняли на прошлом занятии, вместе с учителем и опираясь на образец (слайд № 7), заполняем извещение ( 2 сторона).
Физминутка (слайд № 8)
Цель: организация выполнения упражнений на снятие позостатического напряжения
VII этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: коррекция самостоятельной работы, отслеживание уровня усвоения нового материала.
Задание. Ребята, посмотрите, пожалуйста, еще раз на свои извещения, которое вы заполняли дома, и передайте его адресату. Заполните самостоятельно извещение на получение посылки. Проверьте по образцу.
Самостоятельная работа.
VIII этап. Включение в систему знаний.
Цель: систематизировать знания по теме «Посылка. Заполнение извещения на посылку», учить применять на практике полученные знания.
Задание №1. Обучающимся предлагаются картонные посылочные ящики. Подпишите посылочный ящик, опираясь на уже заполненное извещение.
Задание №2. Проводится игра «Собери посылку». (Перед обучающимися лежат различные предметы, муляжи продуктов).
- Соберите в посылку те предметы, которые можно пересылать по почте.
Задание №3. «Проверь себя». (слайд № 9)
Учитель. Ребята, а сейчас я предлагаю вам решить небольшой тест по теме «Средства связи». (Обучающимся раздаются тесты).
- Прочитайте вопрос и выберите правильный ответ. (Затем проводится проверка). (Слайды №№ 10,11,12)
Тест по теме «Средства связи»
Соотнеси средства связи с видами почтовых отправлений.
Средства связи | Виды почтовых отправлений | ||
1 | Почта | А | Телеграмма |
2 | Телеграф | Б | Телефонный аппарат |
3 | Телефон | В | Письмо, посылка, бандероль |
2. Как называется знак почтовой оплаты?
а) уведомление
б) марка
в) открытка
3. Почтовое отправление весом до 10 кг называется
а) бандероль
б) посылка
в) письмо
4. Стоимость посылки зависит от:
а) веса и расстояния
б) ценности и расстояния
в) веса, ценности и расстояния
5. Как называется почтовый бланк для отправки посылки?
а) опись
б) открытка
в) извещение
6. Расставь цифровую последовательность подписания извещения:
__ Кому (напиши фамилию, имя, отчество адресата)
__ Напиши название района
__ Куда (напиши название улицы, № дома и квартиры)
__ Напиши название области, края, страны
__ Напиши название города
Творческое домашнее задание.
Цель: создание условий, воспитывающих интерес к профессии почтового работника.
Подготовить небольшое сообщение по выбору на тему « Профессия - почтальон» или «Профессия – оператор почтовой связи»
IX этап. Этап рефлексии:
· Рефлексия и самооценка учащимися своей учебной деятельности
- Довольны ли вы вашей работой?
- Сможете ли вы самостоятельно заполнить бланк извещения на отправку и получение посылки?
- Оцените свою работу с помощью карточек - смайликов. (Слайд № 13)
- Радостный смайлик – все получилось, работа не вызвала затруднений.
- Задумчивый смайлик – работа вызвала некоторые затруднения.
- Огорченный смайлик – мне было очень трудно.
Воспитатель. Спасибо за урок!
Приложение №1
Тест по теме «Средства связи»
Соотнеси средства связи с видами почтовых отправлений.
Средства связи | Виды почтовых отправлений | ||
1 | Почта | А | Телеграмма |
2 | Телеграф | Б | Телефонный аппарат |
3 | Телефон | В | Письмо |
2. Как называется знак почтовой оплаты?
а) уведомление
б) марка
в) открытка
3. Почтовое отправление весом до 10 кг называется
а) бандероль
б) посылка
в) письмо
4. Стоимость посылки зависит от:
а) веса и расстояния
б) ценности и расстояния
в) веса, ценности и расстояния
5. Как называется почтовый бланк для отправки посылки?
а) опись
б) открытка
в) извещение
6. Расставь цифровую последовательность подписания извещения:
__ Кому (напиши фамилию, имя, отчество адресата)
__ Напиши название района
__ Куда (напиши название улицы, № дома и квартиры)
__ Напиши название области, края, страны
__ Напиши название города
Использованная литература
С. А. Уланова, С. А. Новосад, Ю. В. Живилова, Ж.В. Шарафуллина. Учимся жить самостоятельно. Методические рекомендации для педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений по организации занятий СБО. – Сыктывкар. 2008.
В. П. Субчева. Социально-бытовая ориентировка. Методическое пособие. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
С.А. Львова Практический материал к урокам социально - бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы: пособие для учителя – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
С. П. Дерябина Социально-бытовая ориентировка 5-9 классы. Контрольно-измерительные материалы: вариативные тестовые задания – Волгоград: Учитель,2013
7