Занятие по теме «Исполнение произведений маршевого характера»

2
0
Материал опубликован 1 February 2017 в группе

В преддверии празднования Дня защитника отечества организуется большое количество мероприятий патриотической направленности. Среди них особой популярностью пользуются концерты, конкурсы строевой подготовки, фестивали художественного слова и патриотической песни. Воспитанники объединения Гитар-клуб «Сонет» обучаются по направлению инструментального и вокального исполнительства.  Конкурсы патриотической песни дают возможность таким учащимся реализовать свои творческие и вокально-инструментальные навыки. Занятие по теме «Исполнение произведений маршевого характера» было организовано мной не только по собственной инициативе. Учащиеся обратились ко мне с просьбой, дать им возможность более глубоко погрузиться в тематику песен военно-патриотической направленности, в характер и нюансы музыкального обрамления таких произведений. Учащиеся получили не только новые знания, но и возможность творчески реализоваться через выполнение практического задания. Они представили свой первый опыт в подготовке будущего конкурсного или концертного номера. Такие занятия я рекомендую проводить в школах, в УДОД в объединениях вокальной или вокально-инструментальной направленности для учащихся средних и старших классов.

«ИСПОЛНЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

МАРШЕВОГО ХАРАКТЕРА»

 

Лескович Наталья Валерьевна,

педагог дополнительного образования

БОУ ДО г.Омска « ДДТ ОАО»

 

Цель: сформировать навык исполнения на гитаре произведений маршевого характера на примере аккомпанемента песен военных лет.

Задачи:

Образовательные:

·         Познакомить с понятиями: марш, военная песня; изучить историю создания песен.

·         Познакомить с необходимыми упражнениями для развития навыка игры в ритме «марш», сделать анализ формы и разбор аккомпанемента.

Воспитательные:

·         Воспитывать уважение к истории своей страны,

·         Воспитывать культуру исполнения.

·         Способствовать созданию среды творческого общения.

Развивающие:

·         Способствовать развитию силы, ритмичности работы пальцев и кисти правой руки.

·         Способствовать развитию основных игровых движений в исполнении аккордовых последовательностей.

Ход занятия:

 Марш (от франц. marche - шествие, движение вперёд) - один из самых древних жанров, который сложился в инструментальной музыке в связи с задачей синхронизации движения большого числа людей (в строю, праздничное шествие) и всегда соответствовал характеру этого движения - торжественному, неторопливому, или бодрому, энергичному.

По каким признакам можно определить жанр марша?

 - строгая размеренность ритма;

 - двухдольный размер  - обычно они выдержаны в размерах 2/4, 4/4,  и 6/8;

 - всегда квадратная структура построений;

 - аккордовое сопровождение;

 - в основе чаще всего лежит две или три темы;

 - марши имеют яркие, легко запоминающиеся мелодии;

 - значительная роль отводится духовым и ударным инструментам, а особенно трубе.

Военный марш получил распространение в армии, являясь одним из главных жанров военной музыки. Помимо организации движения войск, марш призван вселять в воинов бодрость, поднимать их боевой дух.

Основные разновидности военного марша: 

- строевой;

- походный;

- встречный марш.

Песни-марши

  Песни военных лет по праву можно назвать музыкальной летописью. Они рождались на фронте и в тылу, поднимали бойцов в атаку, согревали сердце на привале, помогали выстоять, выжить и дождаться близких.

Вложенные в солдатские треугольники и другие самодельные конверты они пересылались с фронта в тыл и обратно, передавались из уст в уста.

Эти песни живут до сих пор. Хорошо когда современные дети, знающие о войне из книг, кинофильмов, рассказов, поют фронтовые песни. 

Работа с текстами и гармоническим сопровождением песен.

На фоне видеосюжета их к/ф «Высота» и «Белорусский вокзал» педагог представляет историю создания песен.  

                                                НА БЕЗЫМЯННОЙ  ВЫСОТЕ

Муз. В.Баснера       сл. М.Матусовского

    События, о которых поется в этой песне, не выдуманы. Все это было в действительности. Там, где Калужская область соседствует со Смоленской, стоит поселок Рубежанка. И есть недалеко от него высота, обозначенная на картах военного времени отметкой 224,1 м.

   Несколько раз поднимались в атаку наши воины, пытаясь выбить гитлеровцев с этой высоты, но безуспешно. А захватить ее нужно было во что бы то ни стало. Эту боевую задачу взялась выполнить группа воинов 718-го стрелкового полка в составе восемнадцати бойцов, сибиряков-добровольцев, которую возглавлял лейтенант Евгений Порошин. Ночью, под покровом темноты, они подползли вплотную к вражеским укреплениям и после ожесточенного боя овладели высотой. А потом геройски удерживали её, истекая кровью, но не сдаваясь.

     Бойцы, отбивавшие одну атаку врага за другой, нуждались хотя бы в кратковременной передышке для того, чтобы сменить и перезарядить пулеметные и автоматные диски, отхлебнуть из фляжки глоток воды, перевязать раненых товарищей. И тогда один из них, Николай Годенкин, решил отвлечь огонь врага на себя. В окровавленной и изодранной гимнастерке поднялся он во весь рост и пошел прямо на гитлеровцев.

     Рука его была перебита, и потому он держал автомат в правой руке, стреляя из него на ходу. Так он прошел метров пятнадцать — двадцать.    Казалось, он шел очень долго. На этом пути был еще несколько раз ранен, но, даже падая, успел сделать несколько шагов вперед.

      Теперь, когда слышишь эту песню, даже не верится, что она сложена в послевоенную пору. Так и кажется, что она оттуда — из войны.

                                             НАМ  НУЖНА  ОДНА  ПОБЕДА

муз.и сл. Б. Окуджавы

  Кинофильм «Белорусский вокзал», где впервые прозвучала и откуда вошла в нашу жизнь эта песня, безоговорочно относят к фильмам о Великой Отечественной войне, хотя нет в нем ни одного военного кадра.

 Прост и сюжет фильма. Четверо фронтовых друзей встречаются по горестному поводу — на похоронах своего бывшего однополчанина. И оказывается, что они верны ему по-прежнему, готовы прийти на помощь друг другу, постоять за правду. Кульминационным в фильме является эпизод, когда четверо главных героев приходят в гости к бывшей медсестре своего десантного батальона и, помянув боевого товарища, припомнив былые бои, просят хозяйку спеть любимую песню их «десятого непромокаемого батальона».

 Песню все никак не могли подобрать. И тогда решено было обратиться к поэту-фронтовику Булату Шалвовичу Окуджаве, автору многих замечательных песен, в том числе и о войне.

   В скором времени Окуджава принес готовую песню. Послушать ее собралась вся киногруппа.

    Б.Ш. Окуджава: «Сначала песня не произвела впечатления, но я чувствовал: что-то в ней есть. Но вдруг знаменитый композитор Шнитке сказал: «Послушайте, а ведь это же очень интересно». И тут же воспроизвел песню сам, и мы начали петь дуэтом. И тогда запела вся группа…В фильме она исполнена именно так, как и должна была прозвучать: без особенного умения, на нерве…»

 

Разбор способов исполнения аккомпанемента в ритме марша.

Обе песни написаны в 4-х дольном размере.

1 способ: игра ровными четвертными нотами, все движения по струнам направлены вниз. Подчёркиваем акцентом первую долю.

2 способ: игра ровными четвертями, движения вниз, но акцент на первую долю подчёркиваем с помощью короткой шестнадцатой из четвёртой доли предыдущего такта.

3 способ: Такой же, как и второй, но подчеркнуть ещё и третью долю, как относительно сильную, за счёт шестнадцатой ноты из второй доли.

Группа делится на 2 команды, каждая из которых получает следующее задание: в течение 5 минут подготовить и исполнить одну из предложенных военных песен с использованием каких-либо сценических элементов, штрихов, которые помогут лучше донести  песню военного времени (предложить заготовленные атрибуты военной формы).

Оценка педагогом выполненных заданий.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации