Занятие по развитию речи «Согласные звуки: К - Кь. Буква К. Слог. Слово. Предложение»

0
0
Материал опубликован 22 May 2022

Тема: «Согласные звуки: К - Кь. Буква К. Слог. Слово. Предложение».


Цель: Познакомить детей с понятиями звуки: К - Кь, буква К.

Развитие способности различать звуки: К - Кь на слух, букву К

зрительно среди множества букв.

Условные обозначения звуков: К - Кь, буквы К.

Закрепление способности различать понятия: слог, слово, предложение.

Задачи:

Образовательная:

Познакомить детей с твёрдым и мягким согласным звуком К- Кь с буквой К, которой обозначаются изучаемые звуки: К - Кь.

2. Научить детей правильно произносить звуки К - Кь, подбирать слова на

звуки К – Кь, по начальному слогу, составлять предложения.

3. Научить детей узнавать и прописывать печатную букву К.

Коррекционно-развивающая:

Развитие у детей слуховой, речевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения, интонации).

Развитие способности определять место звука в словах: начало, середина и конец слова.

Структура занятия:

1. Психологическое присоединение.

2. Развитие слухового и речевого восприятия.

3. Знакомство детей со звуками: К - Кь. Буквой К.

4. Образование слогов, подбор слов со звуками: К – Кь, составление

предложений.

5. Подготовка руки к письму.

Закрашивание контурного изображения буквы К синим и зелёным карандашом (развитие мелкой моторики).

Штриховка буквы К вертикальными, горизонтальными и линиями по диагонали (формирование графических навыков).

Прописывание печатной буквы К.

Методическое оснащение занятия:

Магнитная доска (магниты), стихи и загадки.

Индивидуальные разрезные азбуки с согласными буквами.

Фотографии и картинки предметных изображений, конверты.

Индивидуальные листы для закрашивания, штриховки прописывания, условные обозначения слогов, слов и предложений (чёрные полоски разной длины).

Простые и цветные карандаши.

Красные, синие и зелёные кружочки для условного обозначения

твёрдого и мягкого звука К – Кь.

задания


Педагог:


Дети:

1.




2.




3.




4.



Присоединение:

К/упр.: «Расскажите о настроении

погоды».

- развитие связной речи.

К/упр.: «Повтори предложения».

- развитие слухового восприятия,

памяти, связной речи.


К/упр.: «Назовите гласные и согласные

звуки, которые мы изучали».

- развитие памяти.

К/упр.: «Отгадайте загадки».


Все из золота отлиты,

На соломинках стоят.


Как одела сто рубах,

Захрустела на зубах.


Никазиста, шишковата,

А придёт на стол она:

Скажут весело ребята –

Ох, рассыпчата, вкусна.



Каждый из детей рассказывает.


По очереди повторяют предложения за педагогом.



Называют, находят их среди множества букв.




Колосья.



Капуста.





Картошка.

Все отгадки подтверждаются предметными картинками.


- Произнесите все слова, как я выделяя

первый звук в словах: КОЛОСЬЯ,

КАПУСТА, КАРТОШКА.


- Какой звук вы услышали?

- Правильно.

- Сегодня будем учить новый звук К.



Произносят и выделяют голосом первый звук.


Звук К.





Анализ звука «К».

При произнесении звука К губы раскрыты, зубы разомкнуты, кончик языка лежит у нижних зубов. Звук произносится тихо и называется глухим. Его нельзя тянуть.

Звук К – согласный, твёрдый, глухой. Поднесите тыльную сторону ладони к горлу и произнесите К. А теперь скажите Г. Когда мы произносим звук Г, горло больше дрожит. Этот звук звонкий, мы говорим его с голосом, а звук К говорим без голоса.


- Поднесите руку ко рту и вы почувствуете, как струя воздуха

толчком выходит изо рта.

5.





6





7.













8.












9.




















10.

К /упр.: «Произнесём звук».

- развитие способности правильно произносить согласный твёрдый звук К.

- Произнесите: К – К – К – К – К – К.


Физкультурная минутка (с мячом).

Кот – коты куст – кусты

Кастрюля – кастрюли ключ - ключи

Кукла – куклы клюв – клювы.


К/упр.: «Определите звук К».

- развитие фонематического восприятия

- Я буду называть слоги, а вы, как услышите слог со звуком К, хлопните в ладоши: КА – ГА – КА – ПА – ТА – КА.


- А теперь, попробуйте определить звук

К в словах, услышите – хлопайте.


Кот – губы – каток – свекла – лук – муха – танк – стол – мак – лампа – жук.





Произносят.










Определяют, хлопают.






Определяют.



К /упр.: «Конвертики».

- развитие способности определять

место звука в словах.


- Раскройте каждый свой конверт и

назовите по очереди слова.


1 – й конверт: кот, укроп, песок.

2 – й конверт: кукла, свекла, мак.

3 – й конверт: колодец, матрёшка, паук.

4 – й конверт: колосья, зайка, лук.


К/упр.: «Отгадайте загадку».

Он живёт в глубоком море

Если к верху подплывает,

Волны телом разбивает -

И большой фонтан пускает.


- В слове КИТ, какой первый звук мы

слышим?

- Правильно, в слове кит первый звук

Кь – этот звук мягкий.








Называют.


Каждый из детей определяет место звука К в своих словах.







Кит.




Звук КЬ.

Значит, согласный звук К - бывает твёрдым и мягким Кь.

Звук Кь мы произносим как звук К твёрдый, только губы

растягиваем в лёгкую улыбку и открываем зубы.

Звуки: К – Кь могут располагаться вначале, в середине, конце

слов.


К/упр.: «Определите, как звучит звук».

- развитие способности различать

твёрдый и мягкий звук К – Кь.


- Посмотрите на картинки, я буду их

называть, а вы условными

обозначениями определяйте, как

произносится звук твёрдо или мягко.


Картинки: кнопка, кепка, кукушка,

комната, пакет, тапочки, охотник,

кофейник, банка.






Дети работают с

условными обозначениями: синими, зелёными кружочками.


11.

Анализ буквы К.


На письме звуки К – Кь обозначаются буквой КА.

Сигнальщик держит два флажка,

С флажками он, как буква К.


Звук произносим коротко: К- К. Кь - Кь.

Букву произносим полно: КА.


- Посмотрите, как выглядит буква КА.


- С каких элементов она состоит?


- На что похожа буква КА?












Произносят.


Рассматривают букву на доске.

Называют.


Называют.




Дети прорисовывают указательным пальцем букву КА в воздухе и

выкладывают её из верёвочек, молний, фасоли по желанию.


12.


К/упр.: «Волшебная книжка».

Детям предлагается выполнить

несколько заданий на развитие

графических навыков.


Рассматривают

предложенную

книжечку.



На первой страничке закрасить букву К синим цветом.


На второй страничке заштриховать три буквы К.


На третьей страничке обвести контур буквы К по точкам и закрасить её зелёным карандашом.


На четвёртой страничке дома нарисовать или наклеить изображения предметов на звуки: К – Кь.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.