Занятие по развитию речи «Согласные звуки: К - Кь. Буква К. Слог. Слово. Предложение»
Тема: «Согласные звуки: К - Кь. Буква К. Слог. Слово. Предложение».
Цель: Познакомить детей с понятиями звуки: К - Кь, буква К.
Развитие способности различать звуки: К - Кь на слух, букву К
зрительно среди множества букв.
Условные обозначения звуков: К - Кь, буквы К.
Закрепление способности различать понятия: слог, слово, предложение.
Задачи:
Образовательная:
Познакомить детей с твёрдым и мягким согласным звуком К- Кь с буквой К, которой обозначаются изучаемые звуки: К - Кь.
2. Научить детей правильно произносить звуки К - Кь, подбирать слова на
звуки К – Кь, по начальному слогу, составлять предложения.
3. Научить детей узнавать и прописывать печатную букву К.
Коррекционно-развивающая:
Развитие у детей слуховой, речевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения, интонации).
Развитие способности определять место звука в словах: начало, середина и конец слова.
Структура занятия:
1. Психологическое присоединение.
2. Развитие слухового и речевого восприятия.
3. Знакомство детей со звуками: К - Кь. Буквой К.
4. Образование слогов, подбор слов со звуками: К – Кь, составление
предложений.
5. Подготовка руки к письму.
Закрашивание контурного изображения буквы К синим и зелёным карандашом (развитие мелкой моторики).
Штриховка буквы К вертикальными, горизонтальными и линиями по диагонали (формирование графических навыков).
Прописывание печатной буквы К.
Методическое оснащение занятия:
Магнитная доска (магниты), стихи и загадки.
Индивидуальные разрезные азбуки с согласными буквами.
Фотографии и картинки предметных изображений, конверты.
Индивидуальные листы для закрашивания, штриховки прописывания, условные обозначения слогов, слов и предложений (чёрные полоски разной длины).
Простые и цветные карандаши.
Красные, синие и зелёные кружочки для условного обозначения
твёрдого и мягкого звука К – Кь.
№ задания | Педагог: | Дети: |
1. 2. 3. 4.
| Присоединение: К/упр.: «Расскажите о настроении погоды». - развитие связной речи. К/упр.: «Повтори предложения». - развитие слухового восприятия, памяти, связной речи. К/упр.: «Назовите гласные и согласные звуки, которые мы изучали». - развитие памяти.
К/упр.: «Отгадайте загадки». Все из золота отлиты, На соломинках стоят. Как одела сто рубах, Захрустела на зубах. Никазиста, шишковата, А придёт на стол она: Скажут весело ребята – Ох, рассыпчата, вкусна. | Каждый из детей рассказывает. По очереди повторяют предложения за педагогом. Называют, находят их среди множества букв.
Колосья. Капуста. Картошка. |
Все отгадки подтверждаются предметными картинками. | ||
- Произнесите все слова, как я выделяя первый звук в словах: КОЛОСЬЯ, КАПУСТА, КАРТОШКА. - Какой звук вы услышали? - Правильно. - Сегодня будем учить новый звук К.
| Произносят и выделяют голосом первый звук. Звук К. | |
| Анализ звука «К». При произнесении звука К губы раскрыты, зубы разомкнуты, кончик языка лежит у нижних зубов. Звук произносится тихо и называется глухим. Его нельзя тянуть. Звук К – согласный, твёрдый, глухой. Поднесите тыльную сторону ладони к горлу и произнесите К. А теперь скажите Г. Когда мы произносим звук Г, горло больше дрожит. Этот звук звонкий, мы говорим его с голосом, а звук К говорим без голоса. - Поднесите руку ко рту и вы почувствуете, как струя воздуха толчком выходит изо рта.
| |
5. 6 7. 8. 9. 10. | К /упр.: «Произнесём звук». - развитие способности правильно произносить согласный твёрдый звук К. - Произнесите: К – К – К – К – К – К. Физкультурная минутка (с мячом). Кот – коты куст – кусты Кастрюля – кастрюли ключ - ключи Кукла – куклы клюв – клювы. К/упр.: «Определите звук К». - развитие фонематического восприятия - Я буду называть слоги, а вы, как услышите слог со звуком К, хлопните в ладоши: КА – ГА – КА – ПА – ТА – КА. - А теперь, попробуйте определить звук К в словах, услышите – хлопайте. Кот – губы – каток – свекла – лук – муха – танк – стол – мак – лампа – жук. | Произносят. Определяют, хлопают. Определяют. |
К /упр.: «Конвертики». - развитие способности определять место звука в словах. - Раскройте каждый свой конверт и назовите по очереди слова. 1 – й конверт: кот, укроп, песок. 2 – й конверт: кукла, свекла, мак. 3 – й конверт: колодец, матрёшка, паук. 4 – й конверт: колосья, зайка, лук. К/упр.: «Отгадайте загадку». Он живёт в глубоком море Если к верху подплывает, Волны телом разбивает - И большой фонтан пускает.
- В слове КИТ, какой первый звук мы слышим? - Правильно, в слове кит первый звук Кь – этот звук мягкий. | Называют. Каждый из детей определяет место звука К в своих словах. Кит. Звук КЬ. | |
Значит, согласный звук К - бывает твёрдым и мягким Кь. Звук Кь мы произносим как звук К твёрдый, только губы растягиваем в лёгкую улыбку и открываем зубы. Звуки: К – Кь могут располагаться вначале, в середине, конце слов.
| ||
К/упр.: «Определите, как звучит звук». - развитие способности различать твёрдый и мягкий звук К – Кь. - Посмотрите на картинки, я буду их называть, а вы условными обозначениями определяйте, как произносится звук твёрдо или мягко. Картинки: кнопка, кепка, кукушка, комната, пакет, тапочки, охотник, кофейник, банка. |
Дети работают с условными обозначениями: синими, зелёными кружочками. | |
11. |
Анализ буквы К. На письме звуки К – Кь обозначаются буквой КА. Сигнальщик держит два флажка, С флажками он, как буква К. Звук произносим коротко: К- К. Кь - Кь. Букву произносим полно: КА. - Посмотрите, как выглядит буква КА. - С каких элементов она состоит? - На что похожа буква КА? | Произносят. Рассматривают букву на доске. Называют. Называют. |
| Дети прорисовывают указательным пальцем букву КА в воздухе и выкладывают её из верёвочек, молний, фасоли по желанию. | |
12. | К/упр.: «Волшебная книжка». Детям предлагается выполнить несколько заданий на развитие графических навыков. |
Рассматривают предложенную книжечку. |
| На первой страничке закрасить букву К синим цветом. На второй страничке заштриховать три буквы К. На третьей страничке обвести контур буквы К по точкам и закрасить её зелёным карандашом. На четвёртой страничке дома нарисовать или наклеить изображения предметов на звуки: К – Кь. |