Материал для уроков развития речи «Согласный звук, буква Ж. Составление слогов и слов»
«Согласный звук, буква Ж. Составление слогов и слов».
Цель: Познакомить детей с понятием согласный звук «Ж», буква Ж.
Закрепление способности произносить звук «Ж», зрительно различать
букву Ж среди множества других букв.
Условные обозначения согласного звука «Ж», буквы Ж.
Закрепление способности составлять слоги и слова с данным звуком.
Задачи:
Образовательная:
1. Познакомить детей с твёрдым согласным звуком Ж и с буквой Ж,
которой обозначается изучаемый согласный звук Ж.
2. Закрепить умение правильно произносить звук Ж, подбирать слова со
звуком Ж в начале слова, в середине и конце слова.
3. Научить детей узнавать и прописывать печатную букву Ж.
4. Продолжать обучать детей составлять слоги и слова.
Коррекционно-развивающая:
Развитие у детей слуховой, речевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения, интонации).
Развитие способности определять место звука «Ж» в словах: начало, середина и конец слова.
Структура занятия:
1. Психологическое присоединение.
2. Развитие слухового и речевого восприятия.
3. Знакомство детей с согласным звуком «Ж». Буквой Ж.
4. Подбор слов, со звуком «Ж».
5. Подготовка руки к письму.
Закрашивание контурного изображения буквы Ж синим карандашом (развитие мелкой моторики).
Штриховка буквы Ж вертикальными, горизонтальными и линиями по диагонали (формирование графических навыков).
Прописывание печатной буквы Ж в тетради.
Методическое оснащение занятия:
Магнитная доска (магниты), стихи и загадки.
Индивидуальные разрезные азбуки с гласными и согласными буквами.
Фотографии и картинки предметных изображений.
Индивидуальные листы для закрашивания, штриховки прописывания, условные обозначения слогов и слов (чёрные полоски).
Простые и цветные карандаши.
Синие кружочки для условного обозначения твёрдого согласного звука «Ж».
№ задания | Педагог: | Дети: |
1. 2. | Присоединение. К/упр.: «Расскажите, кто вас первым встретил в группе сегодня утром?». К/упр.: «Отгадайте загадку». - развитие воображения, мышления и слухового внимания. Не жужжу, когда сижу, Не жужжу, когда ползу, Не жужжу, когда тружусь, А жужжу, когда кружусь. В. Фетисов | Рассказы детей. Жук. |
3. | - Произнесите слово ЖУК, выделяя голосом первый звук. - Какой звук вы выделили голосом? - Правильно. Сегодня мы с вами познакомимся со звуком Ж. | Произносят: ЖУК. Звук Ж. |
Анализ звука «Ж». При произнесении звука «Ж» – губы немножко округляются и вытягиваются вперёд. Зубы видны, но не сомкнуты. Кончик языка находится у верхних зубов. Струя выдыхаемого воздуха тёплая. Произнесите: Ж – Ж – Ж – Ж – Ж | ||
| - Как вы думаете, звук Ж – гласный или согласный звук? |
Согласный. Объяснения детей. |
| Согласный звук Ж – всегда произносится твёрдо. Этот звук тоже шипящий, как и звук Ш. Обозначаем его всегда синим кружочком. Звук Ж поёт свою песенку громко и звонко, поэтому он звонкий. Кто может громко жужжать? Жуки, пчёлы, мухи. Жужжат над лугом в жаркий день Труженицы пчёлы, И шмель мохнатый, слепень, И майский жук тяжёлый. | |
4. | К/упр.: «Определите место звука Ж в словах» - развитие слухового внимания и восприятия, расширение активного словаря. | |
|
Детям предлагаются конверты с предметными картинками. | |
| - Назовите по очереди каждый своё слово и определите место звука в каждом слове. 1 – конверт: жираф, морожено, морж. 2 - конверт: флажки, жаба. 3 – конверт: ножницы, ёж. 4 – конверт: нож, жёлуди. | Определяют. |
| Согласный, твёрдый звук Ж – может находиться вначале слов, в середине и конце. | |
5. | Физкультурная минутка. | |
6. |
Анализ буквы Ж. На письме звук Ж обозначается буквой ЖЭ. - Посмотрите, как выглядит буква Ж. Эта буква широка И похожа на жука. Да при этом, точно жук, Издаёт жужжащий звук: - Ж – Ж – Ж! - Звук произносим коротко: Ж – Ж – Ж. - Букву произносим полно: ЖЭ. | Рассматривают букву Ж на доске. Произносят. |
7. | К/упр.: «Волшебная книжка». Детям предлагается выполнить несколько заданий на развитие графических навыков. | Рассматривают предлагаемую книжечку. |
8. | На первой страничке закрасить букву Ж синим цветом. На второй страничке заштриховать три буквы Ж. На третьей страничке обвести контур буквы Ж по точкам. На четвёртой страничке дома нарисовать или наклеить изображение предметов на согласный звук «Ж». |