12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тихомирова Екатерина Витальевна7851
Учитель-логопед высшей категории, педагогический стаж 23 год.
Россия, Ивановская обл., Иваново
20

Логопедическое занятие «Приключения робота Ромы»



Старшая группа (6-8 лет).

«ПРИКЛЮЧЕНИЯ РОБОТА РОМЫ»

Тихомирова Екатерина Витальевна,

высшая квалификационная категория,

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 157»

 

Цель применения ИКТ в НОД: повышение уровня мотивации познавательно-практической деятельности; внесение разнообразия в образовательную деятельность, использование современной формы подачи и закрепления информации детям.

Цель НОД: автоматизация звук [Р] в словах и фразах, развитие фонематического слуха. Закрепление знаний о космосе, совершенствование грамматического строя речи, навыков звукового анализа.

Задачи приоритетной образовательной области:

«Речевое развитие»

Закреплять знания о механизме образования звуков, их акустических и артикуляционных особенностях.

Автоматизировать звук[Р] в словах и фразах.

Расширять словарь детей через взаимодействие со взрослым и сверстниками, посредством введения в речь детей предложений сложной грамматической конструкции.

Формировать грамматически правильную диалогическую и монологическую речь через игру.

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:

«Познавательное развитие»

Развивать любознательность и познавательную мотивацию через познавательно-исследовательскую деятельность.

Совершенствовать познавательные процессы: внимание, память, мышление посредством игр.

Совершенствовать представления о пространственных отношениях через план – кату.

Коммуникативное развитие»

Создавать условия для общения и взаимодействия ребенка со сверстниками посредством организации работы в парах, умения слушать и слышать друг друга, договариваться.

Развивать эмоциональную отзывчивость посредством коммуникативной деятельности.

«Физическое развитие»

Способствовать приобретению детьми опыта в двигательной деятельности, направленной на развитие подвижности артикуляционного аппарата; общей и мелкой моторик;.

Создавать условия для совершенствования координации речи с движениями через организацию двигательной деятельности (физкультминутка, смена деятельности, дидактические игры).

Способствовать снижению утомляемости детей во время занятия через игровые упражнения на снятие мышечного тонуса.

«Художественно-эстетическое развитие»

Развивать самостоятельную творческую деятельность детей посредством создания изделий, выполненных в технике оригами.

Предварительная работа:

Индивидуальные занятия по постановке звука [Р] и групповые занятия по его автоматизации в слогах и словах.

Планируемые результаты НОД: ребёнок достаточно хорошо проговаривает звук [Р], может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

у ребёнка развита крупная и мелкая моторика;

ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Предпосылки УУД: коммуникативныеумение слушать и отвечать на вопрос, участвовать в совместной деятельности; познавательные – умение ориентироваться по условным обозначениям, выделять существенные признаки; регулятивные – умение осуществлять действие по словесной инструкции взрослого и заданному правилу.

Используемое оборудование для педагога: магнитофон, картинки, магнитный мольберт, авторский комплект «Артикуляционная гимнастика для робота», презентация, мультимедийное оборудование: проектор, экран, ноутбук.

Используемое оборудование для детей:

индивидуальные настольные зеркала;

коробка с лего-конструктором и схема робота;

кубики с буквами;

магниты-смайлики;

цветная бумага для оригами;

картинки ( помидоры, огурцы, лук, перцы, пельмени, конфеты, мармелад, макароны, пироги, творог);

карточки с заданиями, цветные карандаши;

песочный стол и мелкие игрушки.

Деятельность учителя - логопеда

Деятельность детей

Этап 1. Мотивация детей к образовательной деятельности (2 минуты)

Цель этапа: привлечение внимания детей, переход от свободной игры к организованной деятельности

 

Логопед входит в группу и приносит коробку с лего-конструктором и схему робота. Коробку с кубиками, на которых написаны буквы: Р, О, М, А. Здоровается с детьми и просит помочь ему, собрать робота по схеме.

Здороваются. Заинтересовываются, подходят к логопеду.

Контролирует выполнение задания, помогает детям, испытывающим трудности.

Садятся на ковёр, пытаются собрать робота по схеме из лего-конструктора.

Логопед благодарит детей за помощь и предлагает узнать имя робота, собрав его из кубиков с буквами.

Если дети испытывают трудности, помогает им.

Собирают из кубиков слово «РОМА».

Предлагает найти общее между словами « р-р-робот» и «Р-р-рома». (Слова произносит, выделяя первый звук).

Если дети затрудняются, задаёт наводящие вопросы.

Поощряет детей.

Дети пытаются найти общее между двумя словами. Рассуждают. Делают выводы. («И там, и тут мы слышим звук [Р]», «Слова начинаются на один звук»).

Целеполагание, постановка задач занятия

Цель: создание мотивации и планирование деятельности

Побуждает детей самостоятельно определить цель занятия:

- «Попробуйте догадаться, с каким звуком мы будем играть сегодня на занятии».

Поднимите руку кто уже научился произносить звук [Р] ? А хотите еще поиграть с этим звуком и с роботом Ромой?

Выслушивает ответы детей.

Тогда оправляемся в наш логопедический кабинет.

Слушают. Отвечают на вопрос.

Активно рассуждают, формулируют цель занятия. («Мы будем играть со звуком [Р]»).

Отвечают на вопросы.

Артикуляционная гимнастика

Цель: тренировка артикуляционного аппарата.

Проходите, присаживайтесь на коврик на подушечки. Робот Рома очень любит делать зарядку для язычка. И предлагает вам вместе с ним выполнить его любимые упражнения.

Логопед демонстрирует детям картинки с артикуляционными упражнениями и контролирует правильность выполнения упражнений.

(Используется авторский комплект «Артикуляционная гимнастика для робота». Приложение № 1.).

Входят в кабинет рассаживаются на подушки.

Выполняют артикуляционные упражнения.

Этап 2. Основная часть. (16 минут).

Предлагает посмотреть на экран.

(Слайд № 1.) Видеообращение робота Ромы.

- «Посмотрите на экран и послушайте, что вам хочет сказать Рома».

Робот Рома будет ожидать нас на своей планете. У него день рождения, а гостей нет, и подарков нет. Приглашает нас в гости.

Путь предстоит нам не лёгкий, и чтобы не заблудиться Рома прислал нам карту.

 

Смотрят на экран, слушают.

Решают отправиться в гости к роботу Роме.

Рассматривают карту на экране интерактивной доски.

Сообщает, что на занятии будут двигаться в соответствии с планом карты. И если успешно его пройдут, то научатся хорошо выговаривать звук [Р] и попадут на день рождения Ромы.

А на чем мы можем полететь?

Полет будет долгим, что нам нужно взять с собой?

Да, нам нужно взять продукты.

Пытаются решить проблему, предлагают варианты действий, высказывают предположения.

Дидактическая игра «Собери продукты»

Цель: совершенствование фонематического слуха, автоматизация звука [Р].

Логопед дает картинки с продуктами и предлагает детям выбрать только те продукты, в названии которых есть звук [Р].

Картинки: помидоры, огурцы, лук, перцы, пельмени, конфеты, мармелад, макароны, пироги, творог.

Оказывает помощь, поощряет детей.

Молодцы! А теперь давайте разложим все продукты, которые вы выбрали по коробкам. На одной коробке написано «Овощи» на другой «Продукты».

Молодцы, ребята!

Все готово можем отправляться в полёт.

Сели дружно мы в ракету,

Отправляемся в полет.

Завели, мотор ревет.

Ввысь ракета полетела

Зарычала, заревела

И отправилась опять

Космоса просторы покорять.

Заводим мотор: р-р-р-…

Рассматривают картинки, выбирают изображения в названии которых есть звук [Р]. (Помидоры, огурцы, перцы, мармелад, макароны, пироги, творог).

Работают с раздаточным материалом. Раскладывают картинки по коробкам.

Тренируются в произнесении звука [Р].

Упражнение на развитие мелкой моторики с использованием камешков марблс.

Цель: совершенствование мелкой моторики.

Посмотрите на план – карту, которую подарил нам Рома. Что вы видите на первом этапе нашего пути?

Да, это созвездия.

Логопед предлагает детям подойти к песочному столу и по схемам выложить на песке схемы созвездий: «Рак», «Скорпион», «Рыбы», «Дракон».

Предлагает каждому выбрать понравившееся созвездие и приступить к выполнению задания.

Смотрят на экран. Высказывают предположения.

Рассматривают схемы созвездий.

Выкладывают при помощи камешков марблс созвездия по схемам.

Работа в парах. Дидактическая игра «Собери космический мусор»

Цель: формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Сообщает детям, что в космосе скопилось много мусора. Его нужно собрать в специальные мешки, в зависимости от места звука [Р] в словах.

Предлагает детям определить место звука в слове (начало, середина, конец).

Оказывает помощь, детям, испытывающим затруднения.

Активно рассуждают, выполняют задание.

Возвращает внимание детей к экрану. Просит назвать, куда нужно дальше двигаться по карте.

Определяют направление по карте.

Пескотерапия

Цель: расслабление, снятие напряжение.

Предлагает детям подойти к песочнице и найти в песке предметы в названии которых есть звук [Р].

Переходят к песочному столу и встают вокруг него. Дети ищут в песке предметы, определяют есть в их названии звук [Р] или нет.

Пальчиковая гимнастика

Цель: развитие мелкой моторики.

Просит посмотреть на план маршрута и определить, что их ждет впереди.

Раз, два, три, четыре, пять,

планеты будем мы считать.

К Солнцу ближе всех Меркурий,

На Венеру полюбуюсь,

Вот Земля — наш дом родной,

Шар любимый голубой.

Мимо Марса пролетаю,

И Юпитер наблюдаю.

Вот Сатурн и Уран

Показали кольца нам.

Вот Нептун,

А вот Плутон,

Дальше всех от Солнца он.

Все планеты хороши,

полетали от души!

Определяют направление по карте.

Дети вместе с учителем – логопедом под музыку выполняют упражнения.

Хлопают в ладош.

Загибают пальцы на каждое название планеты.

Хлопают в ладош.

Пальцы сжаты, большой палец вверх.

Дидактическая игра «Планеты»

Цель: упражнять в делении слов на слоги.

Предлагает детям подумать и назвать - одним словом: Меркурий,

Венеру, Землю, Марс,

Юпитер, Сатурн, Уран

Нептун, Плутон.

Просит детей посчитать, сколько слогов в каждом названии планеты.

Молодцы! И с этим заданием вы легко справились.

Размышляют, предлагают варианты ответа.

Делят слова на слоги.

Продуктивная деятельность. «Ракета» в технике оригами.

Цель: развивать самостоятельную творческую деятельность детей посредством создания изделий, выполненных в технике оригами.

- Мы летим к роботу Роме на день рождения. А что мы забыли с собой взять?

- Правильно мы должны, что ни будь подарить. Я предлагаю сделать Роме в подарок красивые ракеты.

Показывает образец.

И показывает этапы выполнения поделки.

Поощряет детей, помогает в случае необходимости.

Дети рассуждают. Приходят к выводу, что нужен подарок.

Изготавливают по показу логопеда ракету в технике оригами.

Динамическая пауза. Физкультминутка

Цель: профилактика утомления детей, координирование речи с движениями.

Я хочу стать космонавтом,

Надеваю я скафандр,

Полечу я на ракете

И открою все планеты!

Поднимают руки вверх.

Приседают и постепенно встают.

Соединяют руки над головой. Обводят руками большой круг.

Индивидуальная работа. Дифференцированное задание – звуковой анализ слова «ракета». Организация взаимопроверки и самооценки.

Задания 2-х уровней сложности: 1-й уровень – карточки с изображением ракеты и нарисованными квадратами, соответствующими количеству звуков в слове; 2-й уровень – карточки с изображением ракеты без опоры на количество звуков.

- Ребята, сейчас я раздам вам карточки. Ваша задача выполнить звуковой анализ слова «ракета».

Посмотрите, на карточках с красной звездочкой есть подсказка, а на карточках с синей звездочкой - этой подсказки нет.

Подумайте и выберите, задание, которое вы будите выполнять.

Помогает детям, испытывающим трудности.

- А теперь обменяйтесь листочками с соседом по столу и проверьте друг друга.

- Поднимите руку, у кого звуковой анализ выполнен без ошибок.

Дети при помощи цветных карандашей выполняют звуковой анализ.

Обмениваются, проверяют друг друга.

Проводят самооценку.

Упражнения на развитие психических процессов

Цель: формирование произвольного внимания, логического мышления, совершенствование воображения, наглядно - образного мышления.

Логопед предлагает детям присесть на ковер и посмотреть на экран. Просит назвать, куда нужно дальше двигаться по карте. И назвать следующий этап.

Вот мы и добрались до сказочной планеты нашего друга робота Ромы.

Определяют направление по плану маршрута и называют следующий этап.

Работа со скороговоркой.

Цель: Автоматизация звука Р в скороговорках.

Предлагает разучить скороговорку про день рождения робота Ромы: «Робот Рома в день рожденья принимает поздравленья». Напоминает, что все звуки нужно произносить правильно.

Произнесем скороговорку в быстром темпе.

А теперь проговорим её шёпотом.

Молодцы! Роме очень приятно услышать о себе скороговорку.

Слушают, пытаются запомнить.

Дети проговаривают скороговорку.

Обращает внимание на

видеообращение робота Ромы, который благодарит детей за то что они прилетели к нему на день рождения и подарили подарки. (Слайд № 3) Видеообращение робота Ромы.

Смотрят на экран, слушают робота Рому.

Этап 3. Итоговый ( 4 минуты).

Цель этапа: организация рефлексии и обратной связи с детьми, подведение итогов.

Подведения итогов НОД

Побуждает детей вспомнить, какая была цель на занятии. Интересуется мнением детей по поводу достижения поставленной цели.

Предлагает перечислить, какие задания помогли им упражняться в произношении звука [Р].

Отвечают на вопросы учителя-логопеда.

Рассказывают о своих впечатлениях, высказывают свое мнение, делают выводы.

Рефлексия

Ребята, вам понравилось играть? Мне тоже. Какие задания вам запомнились?

Какое задание было сложным?

Мы вместе преодолели все сложности.

А какое настроение у вас после занятия?

Отвечают на вопросы.

Высказывают своё мнение.

 

Предлагает выбрать смайлик соответствующий настроению.

Прикрепить к первому иллюминатору своей ракеты.

Выбирают смайлик и прикрепляют его к мольберту.

Информационные ресурсы

Официальный сайт Министерства образования и науки. – http://www.ed.gov.ru

Логопедия : учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л. С. Волковой. — 5-е изд. перераб. и доп. — М. : Владос, 2008. — 703 с.

Ткаченко Т. А. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап: пособие для логопеда/ -  М.: Владос, 2005. – 75с.

Шашкина  Гульнара Рустэмовна. Логопедическая работа с дошкольниками : учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. — М. : Академия, 2003. — 240 с..



     


Приложения:
Приложение № 1.Авторский комплект «Артикуляционная гимнастика для робота Ромы».

Приложение № 2. План – схема изготовления ракета в технике оригами.


Презентация к НОД
PPTX / 2.13 Мб

Авторский комплект для артикуляционной гимнастики
DOCX / 4.83 Мб

Схема ракеты
DOCX / 52.75 Кб
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (4)

Сидорова Зоя Григорьевна, 08.01.18 в 14:35 2Ответить Пожаловаться
Спасибо большое за такой чудесный материал!
Я с удовольствием познакомилась с проблемой.
Всего доброго!
Зоя.
Антонова Наталья Дмитриевна, 10.03.18 в 09:19 2Ответить Пожаловаться
Спасибо Екатерина, очень интересно.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.