Логопедическое занятие «Приключения робота Ромы» для старшей группы (6-8 лет)
Пояснительная записка к презентации
Старшая группа (6-8 лет).
«ПРИКЛЮЧЕНИЯ РОБОТА РОМЫ»
Тихомирова Екатерина Витальевна,
высшая квалификационная категория,
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 157»
Цель применения ИКТ в НОД: повышение уровня мотивации познавательно-практической деятельности; внесение разнообразия в образовательную деятельность, использование современной формы подачи и закрепления информации детям.
Цель НОД: автоматизация звук [Р] в словах и фразах, развитие фонематического слуха. Закрепление знаний о космосе, совершенствование грамматического строя речи, навыков звукового анализа.
Задачи приоритетной образовательной области:
«Речевое развитие»
Закреплять знания о механизме образования звуков, их акустических и артикуляционных особенностях.
Автоматизировать звук[Р] в словах и фразах.
Расширять словарь детей через взаимодействие со взрослым и сверстниками, посредством введения в речь детей предложений сложной грамматической конструкции.
Формировать грамматически правильную диалогическую и монологическую речь через игру.
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
«Познавательное развитие»
Развивать любознательность и познавательную мотивацию через познавательно-исследовательскую деятельность.
Совершенствовать познавательные процессы: внимание, память, мышление посредством игр.
Совершенствовать представления о пространственных отношениях через план – кату.
Коммуникативное развитие»
Создавать условия для общения и взаимодействия ребенка со сверстниками посредством организации работы в парах, умения слушать и слышать друг друга, договариваться.
Развивать эмоциональную отзывчивость посредством коммуникативной деятельности.
«Физическое развитие»
Способствовать приобретению детьми опыта в двигательной деятельности, направленной на развитие подвижности артикуляционного аппарата; общей и мелкой моторик;.
Создавать условия для совершенствования координации речи с движениями через организацию двигательной деятельности (физкультминутка, смена деятельности, дидактические игры).
Способствовать снижению утомляемости детей во время занятия через игровые упражнения на снятие мышечного тонуса.
«Художественно-эстетическое развитие»
Развивать самостоятельную творческую деятельность детей посредством создания изделий, выполненных в технике оригами.
Предварительная работа:
Индивидуальные занятия по постановке звука [Р] и групповые занятия по его автоматизации в слогах и словах.
Планируемые результаты НОД: ребёнок достаточно хорошо проговаривает звук [Р], может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
у ребёнка развита крупная и мелкая моторика;
ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
Предпосылки УУД: коммуникативные – умение слушать и отвечать на вопрос, участвовать в совместной деятельности; познавательные – умение ориентироваться по условным обозначениям, выделять существенные признаки; регулятивные – умение осуществлять действие по словесной инструкции взрослого и заданному правилу.
Используемое оборудование для педагога: магнитофон, картинки, магнитный мольберт, авторский комплект «Артикуляционная гимнастика для робота», презентация, мультимедийное оборудование: проектор, экран, ноутбук.
Используемое оборудование для детей:
индивидуальные настольные зеркала;
коробка с лего-конструктором и схема робота;
кубики с буквами;
магниты-смайлики;
цветная бумага для оригами;
картинки ( помидоры, огурцы, лук, перцы, пельмени, конфеты, мармелад, макароны, пироги, творог);
карточки с заданиями, цветные карандаши;
песочный стол и мелкие игрушки.
Деятельность учителя - логопеда |
Деятельность детей |
|||
Этап 1. Мотивация детей к образовательной деятельности (2 минуты) |
||||
Цель этапа: привлечение внимания детей, переход от свободной игры к организованной деятельности |
||||
Логопед входит в группу и приносит коробку с лего-конструктором и схему робота. Коробку с кубиками, на которых написаны буквы: Р, О, М, А. Здоровается с детьми и просит помочь ему, собрать робота по схеме. |
Здороваются. Заинтересовываются, подходят к логопеду. |
|||
Контролирует выполнение задания, помогает детям, испытывающим трудности. |
Садятся на ковёр, пытаются собрать робота по схеме из лего-конструктора. |
|||
Логопед благодарит детей за помощь и предлагает узнать имя робота, собрав его из кубиков с буквами. Если дети испытывают трудности, помогает им. |
Собирают из кубиков слово «РОМА». |
|||
Предлагает найти общее между словами « р-р-робот» и «Р-р-рома». (Слова произносит, выделяя первый звук). Если дети затрудняются, задаёт наводящие вопросы. Поощряет детей. |
Дети пытаются найти общее между двумя словами. Рассуждают. Делают выводы. («И там, и тут мы слышим звук [Р]», «Слова начинаются на один звук»). |
|||
Целеполагание, постановка задач занятия |
||||
Цель: создание мотивации и планирование деятельности |
||||
Побуждает детей самостоятельно определить цель занятия: - «Попробуйте догадаться, с каким звуком мы будем играть сегодня на занятии». Поднимите руку кто уже научился произносить звук [Р] ? А хотите еще поиграть с этим звуком и с роботом Ромой? Выслушивает ответы детей. Тогда оправляемся в наш логопедический кабинет. |
Слушают. Отвечают на вопрос. Активно рассуждают, формулируют цель занятия. («Мы будем играть со звуком [Р]»). Отвечают на вопросы. |
|||
Артикуляционная гимнастика Цель: тренировка артикуляционного аппарата. |
||||
Проходите, присаживайтесь на коврик на подушечки. Робот Рома очень любит делать зарядку для язычка. И предлагает вам вместе с ним выполнить его любимые упражнения. Логопед демонстрирует детям картинки с артикуляционными упражнениями и контролирует правильность выполнения упражнений. (Используется авторский комплект «Артикуляционная гимнастика для робота». Приложение № 1.). |
Входят в кабинет рассаживаются на подушки. Выполняют артикуляционные упражнения. |
|||
Этап 2. Основная часть. (16 минут). |
||||
Предлагает посмотреть на экран. (Слайд № 1.) Видеообращение робота Ромы. - «Посмотрите на экран и послушайте, что вам хочет сказать Рома». Робот Рома будет ожидать нас на своей планете. У него день рождения, а гостей нет, и подарков нет. Приглашает нас в гости. Путь предстоит нам не лёгкий, и чтобы не заблудиться Рома прислал нам карту.
|
Смотрят на экран, слушают. Решают отправиться в гости к роботу Роме. Рассматривают карту на экране интерактивной доски. |
|||
Сообщает, что на занятии будут двигаться в соответствии с планом карты. И если успешно его пройдут, то научатся хорошо выговаривать звук [Р] и попадут на день рождения Ромы. А на чем мы можем полететь? Полет будет долгим, что нам нужно взять с собой? Да, нам нужно взять продукты. |
Пытаются решить проблему, предлагают варианты действий, высказывают предположения. |
|||
Дидактическая игра «Собери продукты» Цель: совершенствование фонематического слуха, автоматизация звука [Р]. |
||||
Логопед дает картинки с продуктами и предлагает детям выбрать только те продукты, в названии которых есть звук [Р]. Картинки: помидоры, огурцы, лук, перцы, пельмени, конфеты, мармелад, макароны, пироги, творог. Оказывает помощь, поощряет детей. Молодцы! А теперь давайте разложим все продукты, которые вы выбрали по коробкам. На одной коробке написано «Овощи» на другой «Продукты». Молодцы, ребята! Все готово можем отправляться в полёт. Сели дружно мы в ракету, Отправляемся в полет. Завели, мотор ревет. Ввысь ракета полетела Зарычала, заревела И отправилась опять Космоса просторы покорять. Заводим мотор: р-р-р-… |
Рассматривают картинки, выбирают изображения в названии которых есть звук [Р]. (Помидоры, огурцы, перцы, мармелад, макароны, пироги, творог). Работают с раздаточным материалом. Раскладывают картинки по коробкам. Тренируются в произнесении звука [Р]. |
|||
Упражнение на развитие мелкой моторики с использованием камешков марблс. Цель: совершенствование мелкой моторики. |
||||
Посмотрите на план – карту, которую подарил нам Рома. Что вы видите на первом этапе нашего пути? Да, это созвездия. Логопед предлагает детям подойти к песочному столу и по схемам выложить на песке схемы созвездий: «Рак», «Скорпион», «Рыбы», «Дракон». Предлагает каждому выбрать понравившееся созвездие и приступить к выполнению задания. |
Смотрят на экран. Высказывают предположения. Рассматривают схемы созвездий. Выкладывают при помощи камешков марблс созвездия по схемам. |
|||
Работа в парах. Дидактическая игра «Собери космический мусор» Цель: формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. |
||||
Сообщает детям, что в космосе скопилось много мусора. Его нужно собрать в специальные мешки, в зависимости от места звука [Р] в словах. Предлагает детям определить место звука в слове (начало, середина, конец). Оказывает помощь, детям, испытывающим затруднения. |
Активно рассуждают, выполняют задание. |
|||
Возвращает внимание детей к экрану. Просит назвать, куда нужно дальше двигаться по карте. |
Определяют направление по карте. |
|||
Пескотерапия Цель: расслабление, снятие напряжение. |
||||
Предлагает детям подойти к песочнице и найти в песке предметы в названии которых есть звук [Р]. |
Переходят к песочному столу и встают вокруг него. Дети ищут в песке предметы, определяют есть в их названии звук [Р] или нет. |
|||
Пальчиковая гимнастика Цель: развитие мелкой моторики. |
||||
Просит посмотреть на план маршрута и определить, что их ждет впереди. Раз, два, три, четыре, пять, планеты будем мы считать. К Солнцу ближе всех Меркурий, На Венеру полюбуюсь, Вот Земля — наш дом родной, Шар любимый голубой. Мимо Марса пролетаю, И Юпитер наблюдаю. Вот Сатурн и Уран Показали кольца нам. Вот Нептун, А вот Плутон, Дальше всех от Солнца он. Все планеты хороши, полетали от души! |
Определяют направление по карте. Дети вместе с учителем – логопедом под музыку выполняют упражнения. Хлопают в ладош. Загибают пальцы на каждое название планеты. Хлопают в ладош. Пальцы сжаты, большой палец вверх. |
|||
Дидактическая игра «Планеты» Цель: упражнять в делении слов на слоги. |
||||
Предлагает детям подумать и назвать - одним словом: Меркурий, Венеру, Землю, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран Нептун, Плутон. Просит детей посчитать, сколько слогов в каждом названии планеты. Молодцы! И с этим заданием вы легко справились. |
Размышляют, предлагают варианты ответа. Делят слова на слоги. |
|||
Продуктивная деятельность. «Ракета» в технике оригами. Цель: развивать самостоятельную творческую деятельность детей посредством создания изделий, выполненных в технике оригами. |
||||
- Мы летим к роботу Роме на день рождения. А что мы забыли с собой взять? - Правильно мы должны, что ни будь подарить. Я предлагаю сделать Роме в подарок красивые ракеты. Показывает образец. И показывает этапы выполнения поделки. Поощряет детей, помогает в случае необходимости. |
Дети рассуждают. Приходят к выводу, что нужен подарок. Изготавливают по показу логопеда ракету в технике оригами. |
|||
Динамическая пауза. Физкультминутка |
||||
Цель: профилактика утомления детей, координирование речи с движениями. |
||||
Я хочу стать космонавтом, Надеваю я скафандр, Полечу я на ракете И открою все планеты! |
Поднимают руки вверх. Приседают и постепенно встают. Соединяют руки над головой. Обводят руками большой круг. |
|||
Индивидуальная работа. Дифференцированное задание – звуковой анализ слова «ракета». Организация взаимопроверки и самооценки. Задания 2-х уровней сложности: 1-й уровень – карточки с изображением ракеты и нарисованными квадратами, соответствующими количеству звуков в слове; 2-й уровень – карточки с изображением ракеты без опоры на количество звуков. |
||||
- Ребята, сейчас я раздам вам карточки. Ваша задача выполнить звуковой анализ слова «ракета». Посмотрите, на карточках с красной звездочкой есть подсказка, а на карточках с синей звездочкой - этой подсказки нет. Подумайте и выберите, задание, которое вы будите выполнять. Помогает детям, испытывающим трудности. - А теперь обменяйтесь листочками с соседом по столу и проверьте друг друга. - Поднимите руку, у кого звуковой анализ выполнен без ошибок. |
Дети при помощи цветных карандашей выполняют звуковой анализ. Обмениваются, проверяют друг друга. Проводят самооценку. |
|||
Упражнения на развитие психических процессов |
||||
Цель: формирование произвольного внимания, логического мышления, совершенствование воображения, наглядно - образного мышления. |
||||
Логопед предлагает детям присесть на ковер и посмотреть на экран. Просит назвать, куда нужно дальше двигаться по карте. И назвать следующий этап. Вот мы и добрались до сказочной планеты нашего друга робота Ромы. |
Определяют направление по плану маршрута и называют следующий этап. |
|||
Работа со скороговоркой. |
||||
Цель: Автоматизация звука Р в скороговорках. |
||||
Предлагает разучить скороговорку про день рождения робота Ромы: «Робот Рома в день рожденья принимает поздравленья». Напоминает, что все звуки нужно произносить правильно. Произнесем скороговорку в быстром темпе. А теперь проговорим её шёпотом. Молодцы! Роме очень приятно услышать о себе скороговорку. |
Слушают, пытаются запомнить. Дети проговаривают скороговорку. |
|||
Обращает внимание на видеообращение робота Ромы, который благодарит детей за то что они прилетели к нему на день рождения и подарили подарки. (Слайд № 3) Видеообращение робота Ромы. |
Смотрят на экран, слушают робота Рому. |
|||
Этап 3. Итоговый ( 4 минуты). |
||||
Цель этапа: организация рефлексии и обратной связи с детьми, подведение итогов. |
||||
Подведения итогов НОД |
||||
Побуждает детей вспомнить, какая была цель на занятии. Интересуется мнением детей по поводу достижения поставленной цели. Предлагает перечислить, какие задания помогли им упражняться в произношении звука [Р]. |
Отвечают на вопросы учителя-логопеда. Рассказывают о своих впечатлениях, высказывают свое мнение, делают выводы. |
|||
Рефлексия |
||||
Ребята, вам понравилось играть? Мне тоже. Какие задания вам запомнились? Какое задание было сложным? Мы вместе преодолели все сложности. А какое настроение у вас после занятия? |
Отвечают на вопросы. Высказывают своё мнение. |
|||
Предлагает выбрать смайлик соответствующий настроению. Прикрепить к первому иллюминатору своей ракеты. |
Выбирают смайлик и прикрепляют его к мольберту. |
Информационные ресурсы
Официальный сайт Министерства образования и науки. – http://www.ed.gov.ru
Логопедия : учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л. С. Волковой. — 5-е изд. перераб. и доп. — М. : Владос, 2008. — 703 с.
Ткаченко Т. А. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап: пособие для логопеда/ - М.: Владос, 2005. – 75с.
Шашкина Гульнара Рустэмовна. Логопедическая работа с дошкольниками : учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. — М. : Академия, 2003. — 240 с..
Приложения:
Приложение № 1.Авторский комплект «Артикуляционная гимнастика для робота Ромы».
Приложение № 2. План – схема изготовления ракета в технике оригами.
Презентация к НОД
PPTX / 2.13 Мб
Авторский комплект для артикуляционной гимнастики
DOCX / 4.83 Мб
Схема ракеты
DOCX / 52.75 Кб
Сидорова Зоя Григорьевна
Тихомирова Екатерина Витальевна
Антонова Наталья Дмитриевна
Бойко Светлана Владимировна