Сценарий внеклассного занятия для учащихся в театральной студии, посвящённое 75-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне

2
0
Материал опубликован 3 April 2020 в группе

Сценарий внеклассного занятия для учащихся в театральной студии,

посвящённое 75-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне.





Разработала: Степанова Елена Александровна - педагог дополнительного образования ГБУ ДО "ДЮЦ "Красногвардеец"

Форма: тематический урок с элементами игры.

Возраст: средний школьный возраст

Продолжительность: 90 минут

Место проведения: ГБУ ДО "ДЮЦ "Красногвардеец" г. Санкт-Петербург

Цель: воспитывать в детях уважительное отношение к истории своей страны, чувство гордости за героизм и мужество, проявленные нашим народом в годы Великой Отечественной войны.



Задачи:

расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны;

воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, уважение к славным страницам прошлого;

формировать положительную оценку таких нравственных качеств, как самопожертвование, героизм, патриотизм;

формировать активную жизненную позицию



Оборудование и реквизит:

Стулья по количеству участников

Пять конвертов с историями о детях – героях

Пять записок с заданиями

Табличка с надписью «время действия 21 июня 1941»

Экран для трансляции фотографий.

Музыкальный проигрыватель. Песня Леонида Утесова «На Берлин»

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

(прим. Данный тематический урок рассчитан на группу, занимающуюся в театральной студии. Количество человек 15. Заранее ребят предупреждать о том, что их ждет необычное занятие, не стоит. Дети между собой хорошо знакомы, и в коллективе к этому времени царят уважительные и доверительные отношения)

(дети присаживаются на стулья, стоящие полукругом напротив сцены)

Педагог: Здравствуйте, ребята! Как у вас дела? Что нового?

Дети отвечают.

Педагог: Снова близится конец года. Наверное, у вас скоро начнутся контрольные работы? Или уже идут? А куда на лето собираетесь, уже знаете?

Дети отвечают.

Педагог: Давайте сходу поиграем? Под вашими стульями прикреплены бумажки с заданиями. Достаньте их, пожалуйста.

(прим. Под пятью стульями в случайном порядке находятся бумажки, состаренные чаем, на которых написаны несколько слов, описывающих персонажа. Примеры:

«Мне 5 лет. Я мечтаю стать танцором»

«Мне 7 лет. Я только что упал с велосипеда, но счастлив, что научился кататься»

«Мне 13 лет. Я пытаюсь стащить крыжовник из соседского огорода»

«Мне 21 год. Я читаю самую смешную книгу»

«Мне 80 лет. Я разгадываю кроссворд»

Под другими пяти стульями находятся такие же состаренные и запечатанные конверты. Пять оставшихся стульев остаются безо всего.)

Педагог: Те, кому достались конверты, не раскрывайте их пока что. Мы откроем их чуть позже. Те, у кого под стульями ничего не оказалось, не волнуйтесь, у меня для вас будет отдельное задание тоже чуть позже. Те, кому достались бумажки, выходите на сцену. Вам я даю вам минутку-две подумать, собраться и сыграйте, пожалуйста, этюд. Предлагаемые обстоятельства: сельская местность (деревня, дача), теплый летний день. Вы можете быть знакомы друг с другом, а можете – нет. Не спешите, вы должны обыграть данного вам персонажа. Договоритесь между собой, придумайте событие. Этюд играется одновременно. Ваши персонажи описаны на полученных бумажках. (покуда ребята совещаются и договариваются, оставшимся сидеть ребятам) А я вам сейчас на примере докажу одну вещь: как легко поменять восприятие зрителя. У меня есть некая табличка, дополняющая предлагаемые обстоятельства. В нужный момент я ее подниму, и вы все поймете. Я лишь попрошу вас молчать. Реагировать можете, но, прошу, ни единого слова из зрительного зала. Наши ребята сейчас будут выполнять поставленную перед ними задачу, а вы смотрите, что получится.

(Участники начинают играть придуманную ими историю. Не столь важно: играют ли они коллективно одну историю или же это одновременные этюды. Зрители смотрят, по обыкновению хихикают. В какой-то момент педагог, обращаясь к зрительному залу, поднимает табличку с надписью. Смешки стихают в момент. Дальше этюд продолжается полнейшей тишине. Потому что на табличке написано: «время действия 21 июня 1941 года». Этюд заканчивается. Участники возвращаются на свои стулья.)

Педагог: Почувствовали, как сразу изменилась атмосфера? Причем актеры на сцене не изменили своих действий. Они же не видели табличку. Не знали. А вот зрители хихикать перестали. Потому что музыка в спектакле, режиссерские ходы и сценография направлена на зрителя, на его восприятие, а не на игру актера… Кстати, кто ответит, что это за дата?

Дети: завтра начнется война.

Педагог: Правильно. Дорогие ребята, в эти майские дни вся наша страна чествует знаменательную дату. Вот уже 75 лет прошло со дня Великой победы нашего народа в борьбе с фашистскими захватчиками. В этом году, я уверена, что вы еще не раз увидите, услышите или примите участие в мероприятиях, посвященных этому событию. Будут митинги, будут концерты, будут встречи с ветеранами. Но мы с вами занимаемся в нашей театральной студии, и потому предлагаю сегодняшнее занятие сделать необычным. Возможно, для кого-то из вас оно покажется трудным. Мы сейчас с вами посмотрели этюд из жизни простых людей, которые жили и не знали, что смерть подошла к их порогу. Завтра начнется война, которая продлится ни день, ни месяц, а целых четыре года. Как вы думаете, что случится с вашими персонажами?

Дети отвечают.

Педагог: Видите, как получается: мы с вами сейчас переживаем за придуманных людей. Нам очень хочется, чтобы наши персонажи непременно выжили, непременно встретили великую победу. А были люди настоящие. Как вы и как я. Мальчишки и девчонки, которые наравне со взрослыми воевали или работали на заводах. Однажды в Ленинграде бомба упала на детский садик, да так, что здание рухнуло, и под завалами оказались малыши и нянечки. Но до них невозможно было добраться ни одному из взрослых – слишком узкий оказался проход. И тогда мальчик и девочка 13 лет всю ночь лазали туда-сюда, доставляя им еду и теплые одеяла, покуда взрослые разгребали завалы. Сейчас я прошу тех, у кого под стульями оказались конверты, сейчас откройте их и давайте прочитаем вслух по очереди.

t1585932581aa.jpgt1585932581ab.jpgt1585932581ac.jpgt1585932581ad.jpgt1585932581ae.jpg



Они все были примерно вашими ровесниками. Кто-то чуть постарше, кто-то чуть помладше. Кто из вас еще знает каких-нибудь детей-героев?

Дети отвечают

Педагог: Посмотрите друг на друга. Те ребята от вас ничем не отличались. Они так же мечтали, так же боялись, возможно, были влюблены. Сейчас переиначивают историю, говорят о том, что лучше бы сдались… Не верьте им. Это гнусно, бесчеловечно и оскорбительно по отношению к тем мальчишкам и девчонкам. Подобные заявления направлены лишь на то, чтобы вы перестали помнить, перестали ровняться, мечтать. Лиши человека истории и мечты и ты сможешь делать с ним, что угодно. Почему эти ребята, смотрящие на вас с распечатанного листа, не сдались и не отступили? Могли они отступить?

Дети отвечают.

Педагог: Мы не можем отвечать за все население нашей планеты, но мы можем отвечать за себя и нести в мир правду и истину. А уж если мы с вами актеры и театралы, то нас услышат.

Итак, тренинг, а то, смотрю, засиделись! Встаем в две шеренги друг напротив друга. Каждый нашел себе партнера? Внимание, фразы такие:

ОТДАЙ! – НЕ ОТДАМ!

ОТСТУПИСЬ! – НЕ ОТСТУПЛЮСЬ!

Ищите как можно больше вариаций того, как произнести эти фразы. Гордость, честь, достоинство, родина, мама… Отдай – не отдам, оступись – не отступлюсь.. Не торопитесь их произносить. Храбрость это не отсутствие страха. Наоборот. Храбрость – это действие вопреки страху. Начали.

(через какое-то время можно поменяться и тот, кто требовал отдать и отступиться, сам попробует проявить стойкость)

Педагог: Спасибо. Закончили. Как ощущения?

Дети отвечают.

Педагог: А кто из вас какие песни знает военные песни? (ответ) Давайте выберем одну из них, какую знаем лучше всего (дети выбирают) Для следующего задания мне нужны два смельчака! (вызываются на сцену двое, желательно мальчик и девочка) Предлагаемые обстоятельства придумайте сами. Я же даю вам цели: Цель одного – остановить, цель другого – уехать. Запоминайте диалог, он очень простой:

1: Уезжаешь?

2: Уезжаю.

1: На войну?

2: На войну.

1: Давай споем нашу?

2: Давай…

И нужно спеть вдвоем кусочек выбранной нами песни.

(дети играют. Обычно первый раз это проходит со смешками, со стеснением и комикованием, особенно на песне)

Педагог: Не спешите говорить слова! Играйте! Какие тут реакции? Страх, надежда, удивление, гнев… Кто ваши персонажи друг другу? Почему нельзя отпускать? Что случится, если отпустишь? Почему нужно уехать? Куда ты едешь? Что случится, если не уедешь? Что и кого ты будешь защищать? Зачем? Ищите разные способы того, как можно остановить, и того, как можно уехать.

(прим. Нужно этими вопросами добиться того, чтобы ребята стали отвечать понятиями «честь», «должен», «защищать», «родина»)

(дети играют снова, уже «по серьезному», но зачастую это заканчивается криками и хватанием друг друга за одежду)

Педагог: Я попрошу вас сыграть в третий раз. Со всей этой страстью, что только мы все видели. Только всю эту страсть оставьте у себя внутри. Возьмите два стула, поставьте их рядом или друг напротив друга, сядьте и со всеми этими реакциями, со всей этой любовью попробуйте еще раз. Только мы не хватаем друг друга и не кричим друг на друга. Мы друг друга любим, ценим и уважаем. При этом цели остаются.

(дети играют. Сцена получается довольно тихая и искренняя)

Педагог: Обращаюсь к артистам, что вам больше всего понравилось играть? (ответ: Третий!) Правда, в момент песни уже не хотелось хихикать? Возвращайтесь на свои места... Обращаюсь к зрителям, а какой вариант вам было интереснее всего наблюдать?

Дети: Третий.

Педагог: А как вы думаете, почему?

Дети отвечают.

Педагог: Да, действия и буйство красок и драм это всегда интересно. Но куда более интересна душа человеческая. Искренность – вот, что должен искать в себе актер, играя ту или иную роль. А я вам сейчас хочу почитать отрывок из так называемого счастливого письма из Блокадного Ленинграда.

«Только вчера послала тебе, мой мальчик, письмо. А сегодня вечером пишу снова. Знаешь, Пашенька, я давно хотела написать тебе РАДОСТНОЕ письмо. Думала, что так и не смогу. Смерть папы, бабушки, Валечки. Казалось, ничего в жизни не обрадует меня, кроме встречи с тобой.
А сегодня был день чудес, радостных, нежданных.
Поверишь, я была на праздновании дня рождения Пушкина! Музей был закрыт с начала войны... И вдруг получаю розовенький листочек - приглашение в музей!

Пришло восемь человек из близлежащих домов. Выступали Вс. Вишневский, В.М.И
ì
нбер и Николай Тихонов. С какой пронзающей душу верой Вишневский сказал: "Голод уйдет! Поверьте: мы победим!" В. Имбер читала "Памяти Пушкина". На бюсте Пушкина был венок, настоящий, из живых цветов. А я вспоминала, как малышом ты потерялся в музее, и я с трудом отыскала тебя у этого самого бюста. Ты тогда сказал: "Я с каменным дядей гулял!" Помнишь! Знаешь, сынок, нас было 8 человек. Всего. Но мы были в центре Вечности... и Бессмертия.

Жизнь будет! Она бесконечна.
Дом Пушкина не пострадал. Бомба упала в Мойку и не взорвалась! Есть в мире места, неприкасаемые, хранимые свыше!

Я, Пашенька, пока не очень хорошо хожу (только не волнуйся – ничего серьезного), а из дома Пушкина пошла (первый раз) на Стрелку. Силы появились! А день какой сегодня чудесный! Солнце! Нежная зелень деревьев! Ах, какое чудо!!! Ты не представляешь, Румянцевский садик разбили на квадратики... под огороды! А на набережной разрыхлили газон для ЦВЕТОВ!

Милый, меня так взволновал запах парной земли... Я целыми пригоршнями подносила ее к лицу и до головокружения вдыхала ее запах - запах жизни! Господи, скоро я увижу ЦВЕТЫ! Павлик! Какие у нас ЛЮДИ! Город, в котором сажают в блокаду цветы, победить нельзя!

Вернулась домой. Зашла Зинаида Васильевна. Рассказала, что весь персонал их детского дома собрался, чтобы посмотреть драку двух мальчуганов. Представляешь, они ДРАЛИСЬ! Женщины плакали от счастья. Дети молча лежали, только с трудом начали вставать. И вдруг....ДЕРУТСЯ! И не из-за еды! А свои мальчишеские отношения выясняют. Ожил маленький народ! Победа! Еще какая победа!"
(с)

Мы с вами часто рассуждали на тему, для чего вообще нужен театр. Что в нем больше: нравоучения или развлечения... А как вы думаете, в страшные годы войны существовал ли театр?

Дети отвечают.

Педагог: Да, действительно. Театр был одним из способов поднять моральных дух наших граждан и потому не переставал работать ни под обстрелами, ни по причине голода или холода, неся великую миссию. Вот послушайте, как режиссер МХАТ И.М. Раевский описывал военного зрителя:

«Мы обращались к обыкновенному зрителю, который силою обстоятельств оказался оторван от семьи, от своего предприятия и вынужден был взяться за оружие. В то же время, зритель этот был необыкновенным! Нужно было показывать ему всякое искусство, говорящее ему о торжестве жизни, правды, справедливости» (с)

Поднять моральный дух... но не только тех жителей, кто остался ковать победу в тылу. О, нет! Только представьте. Уже через два дня после начала Великой Отечественной войны актеры, певцы, танцоры, артисты цирка - все, кто мог служить «боевым средством победы над фашизмом», начали записываться во фронтовые бригады. В годы войны в действующей армии выступали 3685 фронтовых театральных бригад и фронтовых передвижных театров, в работе которых приняли участие больше 42 000 работников искусств, и более трёх тысяч из них были награждены боевыми орденами и медалями Советского Союза. Не было ни одной части, где бы ни побывали артисты. Под обстрелами, на передовой они показали 1 миллион 350 тысяч спектаклей и концертов.

В своей книге «Спасибо, сердце!» Леонид Осипович Утесов рассказал про выступление в 1942 году: за несколько часов до концерта музыканты увидели, как наш самолет атаковал немецкий мессер, но три летчика успели прыгнуть. «...А когда начался концерт, к зрителям присоединились три человека в летных комбинезонах. И, кажется, никогда я так не старался...»

Посмотрите, пожалуйста, на экран. Перед вами артисты, актеры и музыканты. Кто может их назвать?

(включается экран и под песню Леонида Утесова «На берлин» показываются фотографии)

t1585932581af.jpg

Да, это актеры из фильма «Приключение Буратино» Николай Гринько — папа Карло

Юрий Катин-Ярцев — Джузеппе (он же Сизый Нос), Рина Зелёная — черепаха Тортилла

Владимир Этуш — Карабас-Барабас, Владимир Басов — Дуремар.



t1585932581ag.png

Юрий Никулин. За время войны был награждён медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией»


​​​​​​​ t1585932581ah.png Леонид Гайдай – режиссер всеми любимых комедий, 14 декабря 1942 года в ходе Великолукской наступательной операции в бою за деревню Енкино, ныне Новосокольнического района Псковской области, забросал гранатами огневую точку противника и уничтожил троих немцев.



t1585932581ai.jpgАнатолий Папанов, который с первых дней войны находился на фронте, где в звании старшего сержанта командовал взводом зенитной артиллерии.



t1585932581aj.jpgГвардии сержант Иннокентий Смоктуновский.



t1585932581ak.jpgБорис Сичкин (1), Ефим Березин (2), Юрий Тимошенко (3). Проще говоря, Буба Касторский, Штепсель и Тарапунька.



t1585932581al.pngАркадий Райкин выступает перед моряками Черноморского флота, 1943 год



t1585932581am.pngИван Козловский выступает перед бойцами. Певец стал участником фронтовой бригады, с которой объездил почти все фронты. После он вспоминал: «Летели мы над харьковской землей. Вдруг командир просит меня подойти и взять наушники. Я услышал песню «Солнце низенько» в моем исполнении. «На ваш голос летим, - сказал пилот, - это радиомаяк, наш ориентир»



Во время великой отечественной войны даже продолжали сниматься фильмы. «Два бойца» с потрясающей музыкой, «Сердца четырех», «Кощей Бессмертный», «Жди меня», «Свадьба» с великолепной Фаиной Раневской и другие.

Так что наше с вами театральное, актерское дело очень важно. Мы, как артисты, отвечаем за самое дорогое: за дух нашего зрителя. И мы, как люди, отвечаем за человеческую память.



Я прошу пять человек, у которых под стульями не оказалось ни конверта, ни задания, выйти на сцену. Даю вам три - четыре минутки на то, чтобы придумать, договориться и сыграть этюд под названием «День Победы».

(дети играют этюд. К концу занятия они уже стараются, они уже наполнены. Они радуются тому, что наконец-то победа, что все живы и здоровы)

Педагог: Спасибо. Молодцы. Только я попрошу вас переиграть его еще раз. Почему День Победы называют праздником со слезами на глазах? Вот послушайте строки Юлии Друниной:

Целовались.
Плакали
И пели.
Шли в штыки.
И прямо на бегу
Девочка в заштопанной шинели
Разбросала руки на снегу.

Мама!
Мама!
Я дошла до цели...
Но в степи, на волжском берегу,
Девочка в заштопанной шинели
Разбросала руки на снегу (с) Ю. Друнина



(дети играют этюд еще раз)

Педагог: Спасибо. Возвращайтесь на места. У нас осталась еще пара минут занятия, и я хочу узнать ваше мнение о сегодняшнем уроке. Трудно было? Интересно?

Дети отвечают

Педагог: Я надеюсь, что сегодня мы с вами почерпнули для себя немножко той храбрости. Я надеюсь, что выходя из нашего кабинета сегодня, вы унесете частичку гордости за прошлое нашей страны. И что вы пронесете эту историю на всю свою жизнь. Не важно, будете ли вы артистами или кем-то еще, важно, что вы будете при этом честными и хорошими людьми. Спасибо вам за урок. До новых встреч.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации