12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Пепеонкова Наталья Валерьевна 746
Образование высшее - учитель начальных классов, специализация - коррекционно-развивающая деятельность учителя, переподготовка по специальности "Олигофренопедагогика". Педстаж - 24 года.
Россия, Вологодская обл., Череповец
Материал размещён в группе «Особое обучение»

МБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII №35»

Г. Череповца Вологодской области


Примерное тематическое планирование по обслуживающему труду

для детей занимающихся индивидуально на дому

по медицинским показаниям

(5 класс)

 

Составитель: Н.В.Пепеонкова,

учитель высшей квалификационной категории

г. Череповец

2010 год.

 

Пояснительная записка к тематическому планированию по обслуживающему труду

В специальных (коррекционных) школах VIII вида одним из самых важных предметов является трудовое обучение, поэтому необходимо грамотно выбрать профиль обучения для каждого конкретного ученика. Выбор профиля обучения для особенного ученика, находящегося на индивидуальном обучении на дому по медицинским показаниям особенно труден и важен. Он во многом зависит от психофизических особенностей конкретного учащегося и от имеющихся условий обучения.

В начале учебного года было проведено диагностическое обследование по факторам обучаемости Саши Ц., которое показало низкую мотивацию к учению, сниженный уровень восприятия учебного материала, наличие у учащегося механического запоминания. Диагностические исследования психофизического развития выявили слабо развитую моторику рук, наличие тремора в руках. Наблюдения за практической деятельностью мальчика показали, что ученик не может выполнять точную работу, требующую сосредоточения и вымеренных движений, т.е. данный ребёнок не может обучаться не столярному не слесарному делу. Поэтому наиболее оптимальным для занятий трудом с особенным ребёнком мы выбрали профиль «Обслуживающий труд».

Занятия по профилю «Обслуживающий труд» предполагают коррекцию личности ребёнка с отклонениями в умственном развитии; практическую подготовку его к самостоятельной жизни и труду.

Обучение обслуживающему труду предусматривает: сообщение учащимуся специальных знаний и выработку умений и навыков, необходимых для обслуживания себя и близких. Способствует ведению домашнего хозяйства, подготовке учащегося к профессиям обслуживающего труда, основным содержанием которых является уборка помещений различного назначения (детский сад, школа, больница, офис, частная квартира), уборка уличных территорий и работа домработницы (приготовление пищи, стирка белья, уборка квартиры).

Обязательным при обучении обслуживающему труду является изучение правил техники безопасности при работе на всех рабочих местах.

При обучении обслуживающему труду используются общедидактические и специфические для коррекционной школы VIII вида методы (опора на наглядные примеры (если это невозможно, действую по принципу «делай, как я»); включённость в практическую деятельность предметных действий, проговаривание вслух; работа с демонстрационными технологическими картами, дидактическими играми). Особое внимание на занятиях уделяется опоре на личностный опыт ребёнка и повторение ранее изученного.

Данное тематическое планирование разработано по программе для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой и включает в себя все темы программы по обслуживающему труду (5 класс).

Знания, умения и навыки по предмету оцениваются ежедневно на каждом уроке по пятибалльной системе. Знания - через опрос, тестирования, работу на карточках и перфокартах, выполнение практических и проверочных работ, а умения и навыки при непосредственном наблюдении за практической деятельностью ученика.

 

Тематическое планирование по обслуживающему труду (5 класс).

п\п

Тема урока

Кол-во

часов

Учащийся должен

знать:

Учащийся должен

уметь:

1 четверть - 18 часов.

1.

Вводное занятие.

Беседа о подготовке учащегося к труду. Необходимость разных профессий. Значение профессий обслуживающего труда.

1 час

- значение профессиональной подготовки для будущей жизни;

- профессии своих родителей, особенности их труда.

- по портретам людей в разной спецодежде определять профессию человека на портрете;

2.

Уборка пришкольной территории.

Экскурсия на пришкольную территорию. Знакомство с объектами для работы (дорожка, газон, спортплощадка). Наблюдение за работами, проводимыми на пришкольной территории.

8 часов

1 час

- отличие дорожки от газона;

- различия между газоном и спортплощадкой;

- безошибочно определять, где находится газон, дорожка или спортплощадка на территории школы.

Хозяйственный инвентарь, необходимый для работы по уборке дорожек с твёрдым покрытием (метла, веерная метла, ведро с водой, совок, контейнер для мусора, носилки).

Спецодежда: виды, назначение, устройство, бережное отношение.

Порядок выполнения работ по уборке дорожек на пришкольном участке. Техника безопасности при работе с инвентарём. Порядок хранения инвентаря.

1 час

1 час

- название инвентаря и способы работы им для уборки дорожек с твёрдым покрытием;

- название и назначение спецодежды;

- порядок выполнения работ по уборке дорожек с твердым покрытием;

- из предложенного инвентаря выбирать тот, который необходим для уборки дорожек на пришкольной территории

(с помощью педагога);

- из предложенных вариантов, подбирать спецодежду (с помощью педагога);

Практическая работа:

«Подметание дорожек с твёрдым покрытием, сбор мусора в кучи, переноска мусора в контейнер».

1 час

- подметать дорожки с твёрдым покрытием (по образцу);

- собирать мусор в кучи и переносить его в контейнер для мусора (по образцу);

- правильно хранить инвентарь.

Хозяйственный инвентарь, необходимый для уборки газонов (веерная метла, грабли, носилки, контейнер для мусора). Спецодежда. Порядок выполнения уборки газонов. Техника безопасности при работе с инвентарём. Хранение инвентаря.

1час

-названия и назначения инвентаря, способы работы их;

- правила хранения инвентаря;

- порядок выполнения уборки газонов;

- подбирать инвентарь и спецодежду для уборки газонов (с помощью педагога);

- выполнять уборку газонов (по образцу);

- соблюдать технику безопасности при работе с инвентарём;

- убирать инвентарь на хранение;

Практическая работа:

«Уборка газонов (сбор сучьев и других посторонних предметов, сгребание граблями, удаление мусора с газонов)».

1 час

 

Хозяйственный инвентарь, необходимый для уборки спортплощадки на пришкольной территории. Спецодежда. Порядок выполнения работ по уборке спортплощадки. Техника безопасности при работе с инвентарём. Подготовка инвентаря к хранению.

1 час

- название и назначение хозинвентаря для уборки спортплощадки;

- порядок выполнения работ по уборке спортплощадки;

- правила подготовки и хранения инвентаря;

- правила техники безопасности при работе с инвентарём;

- из предложенных вариантов выбирать инвентарь и спецодежду, необходимые для уборки спортплощадки (с помощью педагога);

- выполнять уборку спортплощадки по образцу;

Практическая работа:

«Уборки спортплощадки. Очистка инвентаря и установка его на место хранения».

1 час

3.

Работа с бумагой.

Инструменты и материалы для работы.

Бумага, её виды (писчая, цветная) и назначение. Измерительная линейка, её устройство (начало отсчёта, рабочая и нерабочая кромки, шкала), правила пользования. Клей: назначение и свойства. Ножницы канцелярские, устройство, требования к заточке и наладке, безопасное пользование.

4 часа

1 час

- виды бумаги писчая и цветная;

-как пользоваться линейкой, её назначение и устройство;

- правила техники безопасности при работе ножницами и клеем;

- с помощью педагога подбирать бумагу для работы;

- пользоваться линейкой;

 

Практическая работа:

Аппликация «Жилая комната» (окно, шкаф, диван, стол, стулья, светильники, телевизор и др. предметы).

Аппликация «Школа» (школьное здание, цветники, ограда, деревья, дорожки).

2 часа

1 часа

- названия предметов интерьера жилой комнаты;

- назначение предметов в жилой комнате;

- местоположение цветников, деревьев, кустарников у своей школы;

- работать ножницами по образцу педагога, соблюдая технику безопасности;

- аккуратно приклеивать детали аппликации;

4.

Работа с тканью.

Ткань. Виды тканей, название распространённых видов тканей (х/б, шёлк, шерсть), применение тканей. Лицевая и изнаночная сторона ткани, долевые и поперечные срезы.

5 часов

1 час

- значение ткани для человека;

- виды некоторых распространённых тканей (шелк, х/б, шерсть);

- на ощупь определять разные виды тканей (х/б, шелк, шерсть);

- с помощью педагога определять, лицевую и изнаночные стороны ткани;

Инструменты и материалы, необходимые для швейных работ (ткань, нитки, иголки, напёрсток, ножницы, нитковдеватель, электроутюг). Их устройство, назначение, способы работы ими, правила техники безопасности при работе.

1 час

- название, устройство и назначение инструментов, необходимых для выполнения швейных работ;

- правила техники безопасности при выполнении швейных работ;

- особенности выполнения шва в подгибку;

- вдевать нитку в иголку;

- пользоваться напёрстком;

- по образцу педагога гладить ткань и разглаживать швы;

- по образцу педагога и опорным схемам выполнять шов в подгибку;

Практическая работа:

«Салфетка, обработанная швом в подгибку с закрытым срезом для протирки мебели».

3 часа

II четверть – 14 часов.

5.

Работа с картоном и бумагой.

Картон, его применение и свойства. Нож для работы с картоном, приёмы работы им. Правила техники безопасности при работе ножом.

4 часа

1 час

-свойства картона;

- особенности работы с картоном;

- правила техники безопасности при работе специальным ножом;

- работать ножом для рицевания картона по образцу педагога, соблюдая правила техники безопасности;

Обои, их назначение и свойства. Технология приклеивания обоев (нанесение клея на большие поверхности). Инструменты, необходимые для работы с обоями. Правила техники безопасности при работе ими.

1 час

- свойства и назначение обоев;

- правила приклеивания обоев;

- название и назначение инструментов, необходимых для работы с обоями;

- правила техники безопасности;

- по образцу педагога наносить клей на большие поверхности, приклеивать обои;

- с помощью педагога подбирать инструменты для работы с обоями;

- работать инвентарём в соответствии с техникой безопасности;

Практическая работа:

«Макет комнаты».

(Выполняется из тонкого картона и бумаги в виде пространственного угла (двух стен и пола) с прорезами для дверного и оконных проёмов).

2 часа

- что такое макет;

- последовательность выполнения макета комнаты;

- изготавливать шаблоны заданной ширины;

- с помощью педагога размечать детали из бумаги по линейке и шаблонам;

- раскрашивать пол;

- оклеивать стены обоями;

- приклеивать аппликации (мебель);

6.

Ежедневная уборка полов в школе (в квартире).

Виды половых покрытий (дощатый крашеный, покрытый линолеумом, плиточный пол). Особенности уборки полов с разным половым покрытием. Средства для мытья полов. Правила техники безопасности при работе с бытовой химией.

5 часов

1 час

- виды половых покрытий;

- технологию уборки различного вида полов;

- название и назначение инвентаря для уборки полов с различными покрытиями;

- условия хранения инвентаря;

- правила техники безопасности при работе с бытовой химией;

- по внешнему виду определять вид полового покрытия;

- по образцу педагога работать шваброй и половой щёткой (веником);

- мыть пол с различным покрытием;

Уборочный инвентарь (ведро, веник, совок, половая щётка, тряпка, швабра). Его назначение, использование и условия хранения. Спецодежда (халат, перчатки), санитарно-гигиенические требования к ней.

 

1 час

Практическая работа:

«Мытьё дощатого крашеного пола».

«Мытьё пола покрытого линолеумом».

«Мытьё плиточного пола».

3 часа

7.

Работа с тканью.

Виды ручных швов («вперёд иголку», «кромочный», «в подгибку»), их назначение и технология выполнения.

5 часов

1 час

- виды ручных швов и технологию выполнения некоторых видов ручных швов;

- правила техники безопасности при выполнении швейных работ;

- по опорным схемам с помощью педагога выполнять ручные швы («в подгибку», «вперёд иголку», «тамбурный»);

Виды отделочных швов («тамбурный», «крестик»), их назначение и технология выполнения.

1 час

 

Практическая работа:

«Мешочек для хранения» (работа выполняется из готового кроя).

3 часа

- последовательность выполнения работы из готового кроя;

- по образцу педагога сшить боковые срезы мешочка, верхний край обработать швом «в подгибку»;

III четверть – 18 часов.

8.

Уборка пришкольной территории от снега и льда.

Значение уборки дорожек асфальтового и бетонного покрытия в зимний период времени. Спецодежда.

6 часов

1 час

- зачем расчищать дорожки от снега;

- название и назначение инвентаря, используемого для расчистки дорожек от снега в зимний период времени;

- технологию расчистки дорожек от снега;

- технологию борьбы с оледенением;

- правила техники безопасности при работе скребком, ломом;

- подбирать одежду для работы по расчистке снега;

- по образцу педагога расчищать дорожки от снега;

- по образцу педагога скалывать лёд;

- по образцу педагога чистить крыльцо, посыпать лёд песком;

- соблюдать технику безопасности при работе по расчистке снега и сколке льда;

Инструменты и хозинвентарь, необходимый для уборки дорожек с твёрдым покрытием от снега (скребок, движок). Приёмы уборки, не нарушающие дорожного покрытия. Правила безопасной работы (рабочие позы).

1 час

Инструменты и хозинвентарь, необходимый для уборки дорожек ото льда (лом, песок). Зависимость твёрдости льда от температуры воздуха. Правила безопасной работы.

1 час

Практическая работа:

«Расчистка дорожек от снега».

«Скалывание и уборка льда».

«Очистка крыльца. Обработка льда песком».

3 часа

9.

Работа с картоном и бумагой.

Повторение. Свойства бумаги и картона, их назначение и применение.

6 часов

1 час

- свойства бумаги и картона;

- где и с какой целью применяют цветную бумагу и картон;

- название и назначение инструментов, необходимых для работы с бумагой и картоном;

- правила техники безопасности при работе колющими и режущими предметами;


 

- работать с чертёжным угольником по образцу педагога;


 

- пользоваться ножницами;


 

- по образцу педагога выполнять разметку развёртки коробочки, пользоваться линейкой;

- работать по шаблону;

 

Угольник чертёжный, его назначение и применение. Правила работы чертёжным угольником. Инструменты и материалы, необходимые для работы с ним (карандаш, резинка, циркуль).

1 час

Способы получения геометрического орнамента: разметка сложенной в несколько раз полосы цветной бумаги по шаблону и вырезывание узора ножницами. Правила техники безопасности при работе с ножницами.

1 час

Практическая работа:

«Разметка развёртки коробки по заданным размерам с помощью линейки и угольника».

«Вырезание развёртки и клапанов. Рицевание линий сгиба. Складывание коробки и приклеивание клапанов».

«Разметка и вырезание орнамента. Приклеивание орнамента к коробке».

3 часа

10.

Работа с тканью.

Пуговица. Виды пуговиц. Назначение пуговиц.

6 часов

1 час

- виды пуговиц, их значение и назначение;

- способы пришивания пуговиц;

- особенности пришивания вешалок;

- название и назначение инструментов для пришивания пуговиц и вешалок;

- правила техники безопасности при работе ножницами и иглой;

- по внешнему виду определять пуговицы «на ножке» и со сквозными отверстиями;

- по образцу педагога пришивать пуговицу со сквозными отверстиями;

- по образцу педагога пришивать пуговицу «на ножке»;

- пришивать вешалки к верхней одежде, закреплять нитку;

- выполнять швейные работы, соблюдая правила техники безопасности;

 

Пришивание пуговиц. Способы пришивания пуговиц. Инструменты и материалы, необходимые для пришивания пуговиц (нитки, игла, нитковдеватель, напёрсток, ножницы, ткань, пуговицы). Правила техники безопасности при работе колющими и режущими предметами.

1 час

 

Практическая работа:

«Определение места крепления пуговицы. Пришивание пуговицы со сквозными отверстиями».

«Определение места крепления пуговицы. Пришивание пуговицы «на ножке»».

«Пришивание вешалки на полотенце. Закрепление нитки узелком и несколькими стежками».

«Пришивание вешалки на верхней одежде. Закрепление нити».

4 часа

IV четверть – 18 часов.

11.

Уход за комнатными растениями.

Комнатные растения (название некоторых комнатных растений). Требования к размещению растений: светолюбивые и теневыносливые растения. Правила обрезки растений.

5 часов

1 час

- названия некоторых комнатных растений;

- правила обрезки растений;

- с помощью педагога расставлять цветы в помещении (классе или комнате);

 

Полив цветов. Требования к температуре воды, периодичность полива, способы полива комнатных растений. Приспособления для опрыскивания растений.

1 час

- как правильно разместить цветы в комнате;

- способы полива комнатных растений;

- как пользоваться опрыскивателем;

- название и назначение инструментов для ухода за комнатными растениями;

- правила техники безопасности при работе по уходу за комнатными растениями;

- по образцу педагога обрезать сухие листья, рыхлить почву, поливать и опрыскивать комнатные растения;

- готовить воду для полива и опрыскивания;

- по образцу педагога чистить поддоны и обтирать цветочные горшки;

- соблюдать технику безопасности при проведении работ;

Практическая работа:

«Обрезка и сбор сухих листьев. Рыхление почвы».

«Подготовка воды для полива и опрыскивания. Полив и опрыскивание комнатных растений».

«Чистка и промывка поддонов. Обтирание цветочных горшков».

3 часа

12.

Работа на участке.

Сельскохозяйственный инвентарь, его виды и назначение (лопата, грабли, мотыга). Способы работы с различного вида инвентарём. Правила техники безопасности при работе граблями и мотыгой.

5 часов

1 час

- название, назначение сельскохозяйственного инвентаря;

- правила техники безопасности при работе инвентарём;

- особенности обработки песчаных и глинистых почв;

- по образцу педагога сгребать мусор с клумб и дорожек, рыхлить граблями и мотыгой почву;

 

Подготовка почвы для посадок. Разница в обработке песчаных и глинистых почв. Спецодежда.

1 час

 

Практическая работа:

«Сгребание мусора с клумб и дорожек».

«Поверхностное рыхление граблями на месте многолетних зимующих посадок».

«Рыхление междурядий мотыгами на посадках многолетних растений».

3 часа

- правила поверхностного рыхления граблями;

- особенности работы мотыгой;

- соблюдать технику безопасности при работе сельскохозяйственным инвентарём;

13.

Работа с тканью.

Платок (носовой платок, головной платок). Внешний вид (размер, цвет), назначение. Названия тканей, используемых для изготовления различного вида платков.

7 часов

1 час

- использование платков различных видов;

- особенности выполнения ручного шва вподгибку;

- технологию изготовления носового платка;

- правила техники безопасности при работе утюгом;

- правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами;

- выбирать ткань для раскроя носового платка;

- с помощью педагога кроить носовой платок;

- по образцу педагога выполнять шов вподгибку;

- изготавливать носовой платок;

- утюжить готовое изделие, соблюдая технику безопасности;

 

Практическая работа:

«Выполнение ручного шва вподгибку на образцах».

«Изготовление носового платка» (крой изделия, обработка всех краёв ручным швом вподгибку, утюжка готового изделия).

6 часов

14

Контрольная работа за год (тест).

1 час

   

К концу учебного года (5 класс) учащийся должен знать:

значение профессиональной подготовки для будущей жизни;

название инвентаря и способы работы им для уборки дорожек с твёрдым покрытием, газонов, спортплощадки;

порядок выполнения уборки газонов, дорожек с твердым покрытием спортплощадки;

названия некоторых предметов интерьера жилой комнаты;

виды некоторых распространённых тканей (шелк, х/б, шерсть), значение ткани для человека;

название, устройство и назначение инструментов, необходимых для выполнения швейных работ;

виды ручных швов и технологию выполнения некоторых видов ручных швов;

виды пуговиц, их значение и назначение; способы пришивания пуговиц;

название и назначение инвентаря, используемого для расчистки дорожек от снега в зимний период времени; технологию расчистки дорожек от снега; технологию борьбы с оледенением;

названия некоторых комнатных растений; технологию ухода за комнатными растениями;

название и назначение инструментов для ухода за комнатными растениями;

название и назначение инструментов, необходимых для работы с обоями, правила приклеивания обоев;

технологию уборки различного вида полов (половых покрытий);

название, назначение сельскохозяйственного инвентаря, способы и приёмы работы им; правила техники безопасности при работе сельскохозяйственным инвентарём;

название и назначение утюга, способы работы и правила техники безопасности при работе утюгом;

назначение спецодежды;

правила техники безопасности при работе с различным инвентарём, различными инструментами; правила хранения инвентаря;

 

К концу учебного года (5 класс) учащийся должен уметь:

подметать дорожки с твёрдым покрытием, собирать мусор в кучи и переносить его в контейнер для мусора (по образцу);

правильно хранить инвентарь.

соблюдать технику безопасности при работе с любым инвентарём;

по внешнему виду определять пуговицы «на ножке» и со сквозными отверстиями, по образцу педагога пришивать пуговицу со сквозными отверстиями и «на ножке»;

выполнять швейные работы (ручные швы) по образцу педагога, соблюдая правила техники безопасности;

по образцу педагога выполнять разметку развёртки коробочки, пользоваться линейкой;

по образцу педагога расчищать дорожки от снега, скалывать лёд, чистить крыльцо, посыпать песком дорожки и крыльцо;

соблюдать технику безопасности при работе по расчистке снега и сколке льда;

по образцу педагога работать шваброй и половой щёткой (веником), мыть пол с различным покрытием, соблюдая технику безопасности;

с помощью педагога изготавливать макет комнаты (размечать детали из бумаги по линейке и шаблонам, раскрашивать пол, оклеивать стены обоями, приклеивать аппликации;

работать ножницами по образцу педагога, соблюдая технику безопасности;

с помощью педагога на ощупь определять разные виды тканей (х/б, шелк, шерсть);

с помощью педагога определять, лицевую и изнаночные стороны ткани;

по образцу педагога обрезать сухие листья, рыхлить почву, поливать и опрыскивать комнатные растения;

по образцу педагога сгребать мусор с клумб и дорожек, рыхлить граблями и мотыгой почву;

утюжить готовое изделие, соблюдая технику безопасности.

Опубликовано в группе «Особое обучение»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.