Тематическое планирование по русскому языку в 8 классе
Тематическое планирование учебного предмета «Русский язык» 8 класс
Разработал учитель русского языка и литературы
МБОУ Колюдовской СОШ
Горбачева Раиса Васильевна
Тематическое планирование учебного предмета «Русский язык» 8 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности | Дата проведения | |
по плану | фактически | ||||
Русский язык в современном мире (1 ч.) | |||||
1. | Русский язык в современном мире. Функции русского языка в современном мире. | 1 | Составляют опорный конспект для пересказа текста. Аргументируют основные положения о роли русского языка в современном мире (устно и письменно). Выполняют индивидуальные письменные дифференцированные задания. | | |
Повторение изученного в V – VII классах (5 ч. + 1 ч.) | |||||
2. | Пунктуация и орфография. Знаки препинания, знаки завершения, разделения, выделения. | 1 | Разграничивают знаки препинания по их функциям. Анализируют таблицу в учебнике. Обобщают наблюдения и делают выводы о роли знаков препинания в языке. Объясняют постановку знаков препинания по дидактическому материалу. Работают в группах по дифференцированному заданию. | | |
3. | Знаки препинания в сложном предложении. Орфография. Морфология. | 1 | Выразительно читают стихотворный текст наизусть. Анализируют таблицу учебника. Иллюстрируют её собственными примерами. Пишут письмо по памяти. Создают графические схемы сложных предложений. Конструируют сложные предложения по графическим схемам. | | |
4. | Буквы н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. | 1 | Самостоятельно в группе формулируют правило в соответствии с графической схемой в учебнике. Отрабатывают орфограмму практически. Осуществляют самоконтроль при выборе орфограммы. Пишут предупредительный мини - диктант. | | |
5. | Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. | 1 | Анализируют теоретические сведения из учебника. Работают с таблицей: иллюстрируют таблицу собственными примерами. Осуществляют самоконтроль в выборе написаний. Определяют стиль текста. Выполняют диагностическое тестирование. | | |
6. | Контрольная работа №1. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в V– VII классах». | 1 | Пишут контрольный диктант. Выполняют грамматическое задание. | | |
Р/р 7. | Анализ контрольного диктанта. Строение текста. Стили речи. | 1 | Анализируют письменные работы. Выполняют комплексный анализ текста. Создают собственный текст определённой структуры (повествование, описание, рассуждение). | | |
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (67 ч. + 21 ч.) Словосочетание (6 ч. + 1 ч.) | |||||
8. | Основные единицы синтаксиса. | 1 | Работают с таблицей учебника: учатся разграничивать основные синтаксические единицы по их функции – номинативной и коммуникативной. Дифференцируют, используя дидактический материал, слова, словосочетания и предложения с точки зрения их различия. Конструируют словосочетания и предложения разных типов. Конструируют собственные предложения, основываясь на поэзии А.С. Пушкина. Пишут письмо по памяти. | | |
Р/р 9. | Текст как единица синтаксиса. Характеристика человека. | 1 | Доказывают, что данные предложения являются текстом. Анализируют текст со стороны языковых средств связи. Выполняют творческое задание в группах: конструируют текст по заданной тематике. | | |
10. | Словосочетание как единица синтаксиса. Строение и грамматическое значение словосочетаний. | 1 | Распознают словосочетание в составе предложения. Конструируют словосочетания, опираясь на графическую схему. Дифференцируют слова и словосочетания. Распределяют словосочетания по значению и структуре. | | |
11. | Виды словосочетаний. Синтаксические связи слов в словосочетании. | 1 | Определяют виды подчинительной связи в словосочетаниях. Составляют схемы словосочетаний. Конструируют словосочетания с разными видами подчинительной связи. Употребляют формы зависимого слова в соответствии с нормами русского литературного языка. Дифференцируют различные виды словосочетаний по морфологическим признакам главного слова. Составляют таблицу, используя графические обозначения. Заполняют таблицу примерами словосочетаний разных видов. Пишут графический мини - диктант. | | |
12. | Синтаксический разбор слов в словосочетании. | 1 | Усваивают порядок и образец разбора словосочетания. Выполняют устный и письменный разбор словосочетаний. Выполняют индивидуальные дифференцированные задания по дидактическому материалу. Отвечают на контрольные вопросы. Выполняют диагностическое тестирование. | | |
13. | Контрольная работа №2. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Словосочетание». | 1 | Пишут контрольный диктант. Выполняют грамматическое задание. | | |
14. | Анализ контрольного диктанта. | 1 | Анализируют письменные работы. Выполняют работу над ошибками в контрольном диктанте. | | |
Простое предложение. Двусоставные предложения (1 ч. + 3 ч.) | |||||
15. | Предложение как средство выражения мысли. Строение и грамматическое значение предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Интонация. Логическое ударение. | 1 | Исследуют языковой материал: сопоставляют порядок слов в предложении в разных языках. Выписывают предложения с обратным порядком слов. Работают со схемой как зрительной опорой для самостоятельных наблюдений. Знакомятся с теоретическими сведениями.: читают этимологическую справку о словах интонация, пауза. Делают выводы об интонации и паузах в предложениях. Воссоздают ситуации, требующие разной интонации. Наблюдают за звучащей речью (по телевидению, радио) и корректируют её интонационные недочёты. Пишут интонационный диктант. | | |
Р/р 16. | Описание памятника культуры. | 1 | Работают со специально подобранным иллюстративным материалом (видеозапись, презентация) по алгоритму создания сочинения – описания памятника культуры. Читают текст и сопоставляют публицистическое описание двух картин с изображением памятника. Пишут обучающее сочинение-описание памятника по упр. 89. | | |
Р/р 17. | Контрольное подробное изложение (с элементами сочинения) №1. Изложение текста повествовательного характера с элементами описания памятников истории и культуры. | 1 | Самостоятельно работают по алгоритму создания подробного изложения. Пишут контрольное подробное изложение (с элементами сочинения) текста Л.Я. Бадиновой на основе плана, включая в него творческое задание по выбору. | | |
Р/р 18. | Анализ контрольного изложения. | 1 | Анализируют письменные работы. Выполняют работу над ошибками в контрольном изложении. | | |
Главные члены предложения (5 ч. + 1 ч.) | |||||
19. | Подлежащее. | 1 | Актуализируют знания о подлежащем и его роли в предложении: анализируют русские пословицы, фрагменты текстов художественной литературы. Находят подлежащие и определяют способ их выражения, отрабатывая при этом навыки правописания. Составляют предложения с приведёнными в рамках словами. Учатся использовать в собственной письменной речи подлежащие, имеющие разные способы выражения. | | |
20. | Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. | 1 | Актуализируют знания о сказуемом и его роли в предложении: анализируют фрагменты текстов художественной литературы. Находят сказуемые и определяют способ их выражения, отрабатывая при этом навыки правописания. Определяют простое глагольное сказуемое. Расширяют знания в области лексики, применяя их при создании собственных предложений на основе заданных условий. Готовят устное сообщение на заданную тему, руководствуясь таблицей учебника. На основе тренировочных упражнений закрепляют теоретические сведения: грамматически видоизменяют текст в упражнениях в соответствии с заданием. | | |
21. | Составные сказуемые. Составное глагольное сказуемое. | 1 | Определяют составное глагольное сказуемое. Анализируют текст с точки зрения наличия в нём составных глагольных сказуемых, определяют способ их выражения. Конструируют различные способы выражения составных глагольных сказуемых, заменяя вспомогательный глагол кратким прилагательным в составе сказуемого. Пишут мини-сочинение. | | |
22. | Составное именное сказуемое. | 1 | Определяют составное именное сказуемое. Находят в предложениях грамматическую основу, определяют тип сказуемого и способы выражения именной части в составном именном сказуемом, отрабатывая при этом навыки правописания. Классифицируют предложения в соответствии с типом сказуемого, активизируя сведения из области лексики. Анализируют тексты с точки зрения наличия в них разных типов сказуемых. Конструируют различные способы выражения составных именных сказуемых. Пишут мини - сочинение. | | |
23 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | Усваивают правило употребления тире между подлежащим и сказуемым. Анализируют предложения, находя в них грамматическую основу, отмечая особенности интонации, объясняя постановку тире, сопоставляя сведения о типах сказуемого. Создают собственные высказывания о знаменитых людях, используя правило постановки тире между подлежащим и сказуемым. | | |
Р/р 24. | Обучение написанию сжатого изложения по тексту А. С. Пушкина. | 1 | Коллективно работают по алгоритму создания сжатого изложения: редактируют исходный текст, применяя различные приёмы сжатия (исключение, обобщение, замена). Пишут обучающее сжатое изложение по упр. 111. | | |
Второстепенные члены предложения (8 ч. + 1 ч.) | |||||
25. | Роль второстепенных членов предложения. Дополнение. | 1 | Самостоятельно извлекают информацию по теме из учебной статьи. Записывают предложения и определяют в них роль второстепенных членов предложения. Опознают дополнение. Анализируют морфологическую выраженность дополнений. Читают и записывают текст. Определяют грамматическую правильность предложений с дополнением. Выполняют комплексный анализ текста. | | |
26. | Определение. | 1 | Опознают определение. Сопоставляют согласованные и несогласованные определения. Выполняют замену определений синонимичными. Создают устный и письменный текст на основе данного, используя различные виды определений. | | |
27. | Приложение. Знаки препинания при нём. | 1 | Опознают приложение. Сопоставляют его с определением. Подбирают приложения с нужными значениями. Практикуются в нормах употребления приложений: выполняют редактирование исходного текста. | | |
28. | Обстоятельство. Основные виды обстоятельств. | 1 | Опознают обстоятельство. Дифференцируют обстоятельства по значению. Составляют предложения, употребляя обстоятельства с различными значениями. Расставляют знаки препинания в тренировочных упражнениях и уточняют морфологическую выраженность обстоятельств. | | |
29. | Синтаксический разбор двусоставного предложения. | 1 | Активизируют знания о плане синтаксического разбора. Выполняют устный и письменный синтаксический разбор двусоставных предложений. Письменно характеризуют трудовую деятельность, включив в своё повествование различные виды обстоятельств. | | |
Р/р 30. | Публичное выступление. Краткий рассказ об истории края (города, местности). | 1 | Читают публицистический текст, учатся вычленять главное в содержании. Создают собственный текст, извлекая материалы из справочной литературы. Публично выступают с сообщением по данной теме. Оценивают свою речь с точки зрения своей манеры говорить, используя критерии монологической речи. | | |
31. | Систематизация и обобщение материала по теме «Второстепенные члены предложения». | 1 | Систематизируют изученный материал по вопросам и заданиям учебника. Работают с научно-популярным текстом из энциклопедии, попутно выполняя задания по орфографии, пунктуации и синтаксису. Вырабатывают своё мнение и аргументируют его. Исправляют ошибки, связанные с нарушением синтаксической нормы. Выполняют диагностическое тестирование. | | |
32. | Контрольная работа №3. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Простое двусоставное предложение». | 1 | Пишут контрольный диктант. Выполняют грамматическое задание. | | |
33. | Анализ контрольного диктанта. | 1 | Анализируют письменные работы. Выполняют работу над ошибками в контрольном диктанте. | | |
Односоставные предложения (9 ч. + 4 ч.) | |||||
34. | Основные группы односоставных предложений. Назывные предложения | 1 | Характеризуют односоставные предложения со стороны грамматической основы. Различают односоставные предложения с разной грамматической основой. Распространяют односоставные предложения второстепенными членами. Опознают назывные предложения. Наблюдают за функцией и семантикой назывных предложений. Составляют назывные предложения. Осознают уместность употребления назывных предложений в текстах определённого типа. Пишут выборочный диктант. | | |
35. | Определённо-личные предложения. | 1 | Опознают определённо-личные предложения. Определяют морфологическую выраженность главного члена в определённо-личных предложениях и функцию этих предложений. Уместно употребляют данный вид предложений в своём тексте. Пишут предупредительный диктант. | | |
36. | Неопределённо-личные предложения. | 1 | Опознают неопределённо-личные предложения. Определяют значение и морфологическую выраженность главного члена неопределённо-личных предложений. Аргументируют употребление односоставных предложений данного вида подобранными пословицами. | | |
Р/р 37. | Инструкция. | 1 | Анализируют употребление односоставных предложений в жанре инструкции. Выбирают нужную форму глагола-сказуемого для односоставных предложений в инструкции. Создают свои тексты-инструкции, употребляя уместно односоставные предложения. | | |
38. | Безличные предложения. | 1 | Опознают безличные предложения. Определяют морфологическую выраженность главного члена в безличных предложениях. Трансформируют двусоставные предложения в односоставные безличные предложения. Подбирают свои тексты с примерами безличных предложений из разных учебников. | | |
39. | Неполные предложения. | 1 | Определяют неполные предложения и опознают их типы. Составляют диалоги с использованием неполных предложений. | | |
40. | Синтаксический разбор односоставного предложения. | 1 | Выполняют устный и письменный синтаксический разбор односоставных предложений. Тренируются в разборе предложений разных видов, сопоставляя двусоставные и односоставные предложения. | | |
Р/р 41. | Контрольное сочинение №1. Подготовка к контрольному сочинению-описанию картины К. Юона «Новая планета». | 1 | Коллективно работают по алгоритму создания сочинения – описания картины. Набирают материал к контрольному сочинению – описанию картины. Составляют развёрнутый план. | | |
Р/р 42. | Контрольное сочинение №1. Написание контрольного сочинения-описания картины К. Юона «Новая планета». | 1 | Самостоятельно работают по алгоритму создания сочинения – описания картины. Пишут контрольное сочинение – описание картины по упр. 212. | | |
Р/р 43. | Анализ контрольного сочинения. | 1 | Анализируют письменные работы. Выполняют работу над ошибками в контрольном сочинении. | | |
44. | Систематизация и обобщение материала по теме «Односоставное предложение». | 1 | Отвечают на контрольные вопросы, систематизируя изученный материал. Тренируются в использовании разных односоставных предложений, выбирая наиболее уместные и следя за нормой их употребления. Наблюдают за оформлением связных текстов с помощью простых предложений разных видов. Пишут мини-сочинение, употребляя односоставные предложения. Развивают свою способность устного пересказа текста об учёном с оценкой его деятельности. Выполняют диагностическое тестирование. | | |
45. | Контрольная работа №4. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Односоставное предложение». | 1 | Пишут контрольный диктант. Выполняют грамматическое задание. | | |
46. | Анализ контрольного диктанта. | 1 | Анализируют письменные работы. Выполняют работу над ошибками в контрольном диктанте. | | |
Простое осложнённое предложение. Однородные члены предложения (9 ч. + 2 ч.) | |||||
47. | Понятие об осложнённом предложении. | 1 | Распознают простое осложнённое предложение среди других. Определяют, чем осложнены предложения, приведённые в дидактическом материале. Объясняют постановку знаков препинания. | | |
48. | Понятие об однородных членах предложениях. Однородные члены, связанные перечислительной интонацией и знаки препинания при них. | 1 | Осознают условия однородности членов предложения. Производят наблюдение за данным языковым явлением по дидактическому материалу. Указывают средства связи между однородными членами. Выполняют упражнения по развитию речи. Продолжают незаконченные предложения, ставя на месте пропусков однородные члены предложения, составляют текст на одну из предложенных тем, употребляя однородные члены. Выписывают из учебников по другим дисциплинам предложения с однородными членами. Читают и записывают тексты, графически обозначая перечислительную интонацию, расставляя пропущенные разделительные запятые между однородными членами. | | |
49. | Однородные и неоднородные определения. | 1 | Распознают и различают однородные и неоднородные определения в данном тексте. Читают текст выразительно вслух, соблюдая интонацию перечисления при однородных членах. Пишут объяснительный мини -диктант. | | |
50. | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. | 1 | Распознают сочинительные союзы в предложениях. Определяют, одиночными или повторяющимися являются эти союзы. Дифференцируют по типу сочинительной связи. Объясняют постановку знаков препинания в текстах. Разграничивают однородные члены как члены предложения в простом предложении и грамматические основы сложносочинённых предложений. | | |
51. | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. | 1 | Распределяют предложения на две группы: с обобщающим словом после однородных членов и перед ним. Читают выразительно предложения с интонацией предупреждения, с интонацией пояснения. Подбирают к однородным членам предложенные обобщающие слова. Записывают предложения с обобщающим словом при однородных членах, классифицируя их по группам. Пишут свободный мини - диктант. | | |
52. | Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с однородными членами. | 1 | Проводят письменный синтаксический разбор предложений с однородными сказуемыми. Составляют схемы простых предложений с однородными определениями. Производят устный и письменный синтаксический и пунктуационный разборы простых предложений с однородными членами, в т.ч. входящими в состав сложного. Пишут предложения, расставляя пропущенные разделительные запятые между однородными членами предложения. | | |
53. | Систематизация и обобщение материала по теме «Однородные члены предложения». | 1 | Определяют и формулируют основную мысль текста. Списывают его, расставляя недостающие запятые, и подчёркивают однородные члены. Читают отрывок из статьи. Находят однородные и неоднородные определения в тексте. Находят однородные обстоятельства. Определяют, сколько рядов однородных членов в указанном предложении. Выполняют диагностическое тестирование. | | |
Р/р 54. | Подготовка к написанию обучающего сочинения – описания картины В. Попкова «Осенние дожди». | 1 | Коллективно работают по алгоритму создания сочинения – описания картины. Набирают материал к с обучающему сочинению – описанию картины. Составляют развёрнутый план. | | |
Р/р 55. | Написание обучающего сочинения – описания картины В. Попкова «Осенние дожди». | 1 | Самостоятельно работают по алгоритму создания сочинения – описания картины. Пишут сочинение - описание картины по упр. 281. | | |
56. | Контрольная работа №5. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Однородные члены предложения». | 1 | Пишут контрольный диктант. Выполняют грамматическое задание. | | |
57. | Анализ письменных работ. | 1 | Выполняют работу над ошибками в контрольном диктанте и обучающем сочинении. | | |
Обособленные члены предложения (10 ч. + 3 ч.) | |||||
58. | Понятие об обособлении. | 1 | Определяют общие условия обособления. Выделяют запятыми обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами. Обозначают паузы, которые выделяют обособленные члены. Списывают текст, подчёркивая грамматические основы сложных предложений. | | |
59. | Обособленные определения. Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений. | 1 | Опознают и правильно интонируют предложения с обособленными определениями. Графически обозначают обособленные определения, выраженные причастным оборотом. Объясняют, при каких условиях они обособлены, а при каких нет. Читают предложения с обособленными членами и интонацией обособления. Сравнивают по смыслу данные предложения. | | |
Р/р 60. | Рассуждение на дискуссионную тему. | 1 | Работают по алгоритму создания сочинения – рассуждения. Читают текст и формулируют его основную мысль. Продумывают основной тезис рассуждения, аргументы. Определяют тему текста, выписывают предложения с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами. Редактируют предложения. Пишут обучающее сочинение – рассуждение на дискуссионную тему по упр. 304. | | |
61. | Обособление согласованных приложений. | 1 | Опознают и правильно интонируют предложения с обособленными приложениями. Указывают, как морфологически выражены и пунктуационно оформлены приложения, обозначают графически их синтаксическую роль. Записывают отрывки из стихотворений и указывают распространённые предложения. Пишут объяснительный мини - диктант. | | |
62. | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями. Выделительные знаки препинания при них. | 1 | Опознают и правильно интонируют предложения с обособленными обстоятельствами. Читают тексты, записывают их, графически обозначая обособленные обстоятельства. Указывают обращения. Выписывают предложения с обособленными обстоятельствами, определениями и приложениями. Указывают, в каких предложениях они являются однородными. | | |
Р/р 63. | Контрольное сжатое изложение №2 «Могила Пушкина» (по тексту С.С. Гейченко). | 1 | Самостоятельно работают по алгоритму создания сжатого изложения: редактируют исходный текст в соответствии с приёмами сжатия текста. Пишут контрольное сжатое изложение текста. | | |
Р/р 64. | Анализ контрольного изложения. | 1 | Анализируют письменные работы. Выполняют работу над ошибками в контрольном изложении. | | |
65. | Обособленные обстоятельства, выраженные существительными с предлогами. | 1 | Выполняют самостоятельную работу по редактированию текста: находят ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами и записывают предложения в исправленном виде. | | |
66. | Обособление уточняющих членов предложения. Выделительные знаки препинания при них. | 1 | Опознают и правильно интонируют предложения с обособленными уточняющими членами предложения. Выделяют запятыми и подчёркивают обособленные члены предложений. Записывают предложения, подчёркивая обособленные обстоятельства уступки и выделяя их запятыми. Выписывают из текста предложения с обособленными определениями и приложениями. Выполняют упражнение по развитию речи: составляют рассказ о каком-либо изобретении, используя обособленные члены предложения. | | |
67. | Синтаксический и пунктуационный разборы предложения с обособленными членами. | 1 | Выполняют устный и письменный синтаксический разбор предложений, осложнённых обособленными членами. Читают и списывают текст. Расставляют пропущенные запятые, объясняя постановку знаков препинания. | | |
68. | Повторение изученного материала по теме «Обособленные члены предложения». | 1 | Записывают текст, расставляя недостающие запятые и графически обозначая обособленные члены предложения. Составляют схемы предложений. Указывают условия для обособления второстепенных членов предложения. Читают текст, прослеживают развитие мысли писателя, продолжают текст, учитывая стилистические особенности авторского описания. Выразительно читают и записывают тексты. Графически отмечают обособленные члены предложения, называя условия их обособления. Выполняют диагностическое тестирование. | | |
69. | Контрольная работа №6. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Обособленные члены предложения». | 1 | Пишут контрольный диктант. Выполняют грамматическое задание. | | |
70. | Анализ контрольного диктанта. | 1 | Анализируют письменные работы. Выполняют работу над ошибками в контрольном диктанте. | | |
Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Обращения (4 ч.) | |||||
71. | Обращение. Назначение обращения. | 1 | Определяют понятие и основные функции обращения. Читают и записывают предложения, выделяют графически и интонационно обращения, расставляют знаки препинания. Составляют собственные предложения с обращениями. | | |
72. | Распространённые обращения. | 1 | Опознают и правильно интонируют предложения с распространёнными обращениями. Составляют небольшой текст с использованием распространённых обращений. Выписывают из текстов художественной и публицистической литературы примеры употребления разных обращений. | | |
73. | Выделительные знаки препинания при обращении. | 1 | Записывают текст с выделением обращений знаками препинания, обозначают графически обращения, чертят схемы с обозначением местоположения обращений в предложении. | | |
74. | Употребление обращений. | 1 | Описывают различные ситуации общения с употреблением обращений. Списывают тексты с постановкой запятых и графическим выделением обращений. Приводят примеры обращений. Составляют предложения с последующим их прочтением с определённой тональностью. Составляют письма и моделируют разговор по телефону. Составляют поздравления и тексты деловой корреспонденции на различные темы с использованием обращений. | | |
Вводные и вставные конструкции (7 ч. + 2 ч.) | |||||
75. | Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. | 1 | Осознают функции вводных конструкций в речи. Выписывают предложения с обозначением вводных слов. Графически выделяют вводные слова. Узнают группы вводных слов и предложений по значению. Рассматривают схему. Составляют предложения с различными по значению вводными словами и сочетаниями слов. Читают текст, определяют тему текста и основную мысль, находят вводные слова. Формулируют свой ответ на поставленный автором текста вопрос. | | |
76. | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. | 1 | Записывают текст с постановкой знаков препинания при вводных словах. Выделяют вводные слова в тексте, указывают значения слов. Создают рассуждение на заданную тему с последовательным изложением аргументов с помощью вводных слов. Переписывают текст, заменяя вводные слова и сочетания слов вводными предложениями. Определяют части речи вводных слов. | | |
77. | Вставные слова, словосочетания и предложения. | 1 | Определяют понятие вставных конструкций. Анализируют особенности употребления вставных конструкций. Опознают вставные конструкции, выделяют их интонацией в устной речи и скобками или тире в письменной речи. Пишут выборочный диктант с последующей взаимопроверкой. Совершенствуют при работе с текстом свои речевые, коммуникативные умения и правописные навыки. | | |
78. | Междометия в предложении. | 1 | Определяют роль междометия в предложении. Распознают в предложениях междометия, выражающие различные чувства. Работают над интонацией предложений с междометиями. Акцентируют внимание на междометии о, употреблённом вместе с обращением. | | |
Р/р 79. | Публичное выступление на тему «В жизни всегда есть место подвигам». (М. Горький.) | 1 | Создают устное публичное выступление на основе заранее подготовленного материала и представляют его. Оценивают чужую и собственную речь в соответствии с критериями монологической речи. | | |
80. | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения. | 1 | Отвечают на контрольные вопросы по теме. Работают с предложенными текстами: читают с интонацией выделенные слова, грамматически не связанные с членами предложения, расставляют нужные знаки препинания, определяют семантическую значимость выделенных конструкций. Развивают речь, отзываясь своими высказываниями в устной и письменной форме на содержание прочитанных текстов. Опознают изученные конструкции, грамматически не связанные с членами предложения. Подбирают или составляют свои примеры предложений и выполняют их синтаксический и пунктуационный разбор. | | |
81. | Контрольная работа №7. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения». | 1 | Пишут контрольный диктант. Выполняют грамматическое задание. | | |
82. | Анализ контрольного диктанта. | 1 | Анализируют письменные работы. Выполняют работу над ошибками в контрольном диктанте. | | |
Р/р 83. | Обучение написанию сжатого изложения. | 1 | Коллективно редактируют исходный текст в соответствии с приёмами сжатия. Пишут обучающее сжатое изложение. | | |
Чужая речь (8 ч. + 4 ч.) | |||||
84. | Понятие о чужой речи. Способы передачи чужой речи. Комментирующая часть. | 1 | Определяют понятие чужой речи. Делают обобщения на языковом материале для наблюдений. Выявляют в самостоятельных наблюдениях интонацию комментирующей части, её место в предложениях, роль глаголов говорения (речи). Читают схемы предложений с чужой речью. Распространяют комментирующую часть предложений с чужой речью, опираясь на схемы. | | |
85. | Прямая и косвенная речь. Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них. | 1 | Сравнивают предложения с прямой и косвенной речью. Опознают изучаемые предложения с прямой и косвенной речью и читают их, соблюдая нужную интонацию. Классифицируют знаки препинания в предложениях текста. Комментируют крылатые выражения, составляя предложения с прямой речью. Отрабатывают пунктуационное правило об оформлении прямой речи с разрывом. Используют схемы предложений с прямой речью. Читают выразительно по ролям диалоги. Конструируют предложения с прямой речью в разном структурном и пунктуационном оформлении. | | |
86. | Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной. | 1 | Опознают предложения с косвенной речью. Акцентируют внимание на смысле предложений с косвенной речью, оформленной с помощью слов как, что, будто. Работают с текстом официального стиля и над ролью в нём предложений с косвенной речью. Проводят эксперимент: преобразуют предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью, выясняя уместность их использования в текстах разных типов и стилей речи. | | |
87. | Диалог. | 1 | Определяют диалог. Составляют свои диалоги по рисункам, ситуациям и схемам. Вырабатывают навык пунктуационного оформления диалога. Преобразуют предложение с косвенной речью в предложения с прямой речью. Определяют стилистическую выраженность диалога. | | |
Р/р 88. | Рассказ. | 1 | Коллективно перерабатывают текст в рассказ с диалогом. Пишут обучающее сжатое изложение. Вводят свои придуманные диалоги в рассказ по данному началу. Рассматривают картину В. Репки «Водитель Валя» и продуцируют связный текст в жанре интервью по упр.420. | | |
Р/р 89. | Контрольное сочинение №2. Подготовка к написанию контрольного сочинения – рассуждения. | 1 | Коллективно работают по алгоритму создания сочинения – рассуждения. Набирают материал к сочинению – рассуждению о роли знаний в жизни человека. Комментируют цитаты по данной теме. Составляют развёрнутый план. | | |
Р/р 90. | Контрольное сочинение №2. Написание контрольного сочинения – рассуждения. | 1 | Самостоятельно работают по алгоритму создания сочинения – рассуждения. Пишут контрольное сочинение – рассуждение по данному тексту. | | |
Р/р 91. | Анализ контрольного сочинения. | 1 | Анализируют письменные работы. Выполняют работу над ошибками в контрольном сочинении. | | |
92. | Цитаты и знаки препинания при них. | 1 | Определяют понятие цитаты и определяют роль цитат в тексте. Учатся вводить цитаты в авторский текст разными способами. Выполняют коррекцию текстов ученических сочинений со стороны уместности и точности в оформлении включённых цитат. Актуализируют требования к устному выступлению. Выполняют синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью (устно и письменно) по образцу. | | |
93. | Систематизация и обобщение по теме «Чужая речь». | 1 | Отвечают на контрольные вопросы по разделу. Выполняют тренировочные задания на передачу чужой речи разными способами. Подбирают примеры с различными способами передачи чужой речи. Объясняют сочетания знаков препинания при оформлении чужой речи и подтверждают схемы собственными примерами. Выполняют диагностическое тестирование. | | |
94. | Контрольная работа №8. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Чужая речь». | 1 | Пишут контрольный диктант. Выполняют грамматическое задание. | | |
95. | Анализ контрольного диктанта. | 1 | Анализируют письменные работы. Выполняют работу над ошибками в контрольном диктанте. | | |
Повторение и систематизация изученного в V – VIII классах (6 ч. + 1 ч.) | |||||
96. | Повторение. Синтаксис и морфология. | 1 | Соотносят синтаксис и морфологию как составляющие грамматики. Различают первичную и вторичную синтаксическую роль различных частей речи. Выполняют частичный синтаксический разбор предложений, указывая члены предложения и их морфологическую выраженность. Составляют предложения. | | |
97. | Синтаксис и пунктуация. | 1 | Обобщают знания о роли пунктуации в речи. Соотносят синтаксис и пунктуацию, выявляют их связь. Изучают инструкцию и выявляют последовательность при определении условий постановки знаков препинания. Применяют инструкцию, списывая текст и ставя разные по функции знаки препинания. Развивают речь и закрепляют текстовые умения, анализируя путевой очерк, членя его на абзацы, составляя план и др. Пишут подробное изложение очерка на основе опорного конспекта. | | |
98. | Синтаксис и культура речи. | 1 | Обобщают содержание понятия «культура речи». Исправляют нарушения в нормативном употреблении словосочетаний с управлением. Заполняют таблицу. Исправляют предложения с ошибками в употреблении деепричастных оборотов. Редактируют построение сложноподчинённых предложений. | | |
99. | Синтаксис и орфография. | 1 | Формулируют вывод о связи синтаксиса и орфографии. Актуализируют правила, на которые отмечены орфограммы. Исправляют ошибки, допущенные в объявлениях. Вставляют орфограммы и группируют орфографические правила, основанные на связи орфографии и синтаксиса. Выполняют задания повышенной трудности, подводя итоги изучения курса русского языка в 8 классе. | | |
Р/р 100. | Обучающее сочинение-описание картины К. Брюллова «Портрет сестёр А.А. и О.А. Шишмарёвых». | 1 | Коллективно работают по алгоритму создания сочинения – сравнительной характеристики. Пишут обучающее сочинение – описание картины на основе заранее подготовленного плана. | | |
101. | Итоговая контрольная работа №9. Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | Пишут контрольный диктант. Выполняют грамматическое задание. | | |
102. | Анализ итоговой контрольной работы. Подведение итогов за год. | 1 | Анализируют письменные работы. Выполняют работу над ошибками в контрольном диктанте и обучающем сочинении. Подводят итоги года. | | |