12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Песочная Ирина Альбертовна96 Россия, Архангельская обл., мелединская Материал размещён в группе «Кабинет» |
Тематическое планирование уроков биологии в 5 классе
УТВЕРЖДАЮ
и.о. руководителя МБОУ «Верхне-
Устькулойская ОШ № 24»
И.А. Песочная
Приказ № от « » ____________ 2016 г.
Тематическое планирование уроков биологии в 5 классе, 1 час в неделю, 34 часа в год.
№ п/п | Дата | Тема урока | Универсальные учебный действия | ДЗ | ||||
План | Факт | Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
Глава 1. Биология – наука о живом | ||||||||
1 | 06.09 | Земля – планета жизни | Знать/понимать: - особенности сред обитания живых существ, условия для существования живых существ Уметь: - определять приспособленность живых организмов к обитанию в той или иной среде | П: ставить и формулировать проблемы К: корректное ведение учебного диалога, выслушивание мнения других Р: понимание ценности образования как средства развития культуры личности | Осознавать единство и целостность окружающего мира | Задание на с. 10 выполнить | ||
2 | 13.09 | Как отличить живое от неживого? | Научиться сравнивать тела живой и неживой природы | П: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, выделять отличительные признаки тел живой природы К: уметь строить алгоритм действий по совместному выполнению заданий, владеть монологической формой речи Р: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, осознавать качество и уровень усвоения | Формирование у обучающихся навыков, способствующих применению биологических знаний в современном мире | Сделать рисунок | ||
3 | 20.09 | Какие вещества содержатся в живых организмах? ЛО: Определение органических веществ в живых объектах | Научиться сравнивать органические и неорганические вещества, проводить опыты | П: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, преобразовывать информацию из одного вида в другой, сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Р: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества | Формирование у обучающихся устойчивой мотивации к исследовательской деятельности | Из чего получают сливочное масло? | ||
4 | 27.09 | Свойства живых организмов | Научиться проводить наблюдения за живыми организмами | П: выделять и формулировать познавательную цель, проводить анализ объектов с целью выделения признаков живых организмов, выделять отличительные признаки живых организмов К: уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию, владеть монологической и диалогической речью Р: вносить коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта | Формирование познавательного интереса к предмету исследования | Выучить признаки ЖО | ||
5 | 04.10 | Экскурсия №1 «Живая и неживая природа» | Научиться писать отчет по проведенным наблюдениям | П: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объекты с целью выявления признаков ЖО К: устанавливать рабочие отношения в группе, проявлять интерес к исследовательской деятельности Р: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества | Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности | |||
6 | 11.10 | Клеточное строение – общий признак живых организмов | Научиться сравнивать объекты живой природы на рисунках (с. 17 рис. 15) | П: уметь формулировать проблему, извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов, сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Р: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, осознавать качество и уровень усвоения | Формирование нравственно-этического оценивания места человека в окружающем мире | Задание с. 21 | ||
7 | 18.10 | Деление живых организмов на группы | Понимать многообразие живых организмов, знать простейшую классификацию | П: Ставить и формулировать проблемы, моделировать К: владение различными формами устных выступлений, оценка разных точек зрения Р: объективное оценивание своих учебных достижений, учет мнения других при определении собственной позиции | Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки | Провести домашний опыт с. 24 | ||
8 | 25.10 | Как человек изучает живую природу? | Научиться различать оборудование для научных исследований, проводить простейшие измерения природных объектов | П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, извлекать необходимую информацию из прочитанного текста К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов, владеть монологической и диалогической формами речи. Р: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, осознавать качество и уровень усвоения | Формирование мотивации к исследовательской деятельности | Задание на с. 28 | ||
9 | 08.11 | Прибор, открывающий «невидимое» ЛР № 1 «Знакомство с микроскопом» | Изучить устройство микроскопа. Научиться работать с микроскопом | П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника. К: распределять роли в парах во время работы с микроскопом Р: уметь составлять план и последовательность действий, в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки | Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности | Выучить правила ТБ | ||
10 | 15.11 | Живое и неживое под микроскопом ЛР № 2 «Приготовление микропрепарата. Рассматривание пузырьков воздуха под микроскопом» | Научиться готовить микропрепарат и работать с микроскопом | П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объекты с целью выделения признаков, сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника К: распределять роли в парах во время работы с микроскопом Р: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата | Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности | Задание на с. 35 | ||
11 | 22.11 | ЛР № 3 «Рассматривание под микроскопом клеток зеленого листа растения» | Научиться готовить микропрепарат и рассматривать его под микроскопом, зарисовывать строение клетки | П: анализировать объект с целью выделения признаков клеток зеленого листа, сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника К: распределять роли в парах во время работы с микроскопом Р: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы | Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности | Не задано | ||
12 | 29.11 | ЛР № 4 «Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом» | Научиться готовить микропрепарат и рассматривать его под микроскопом, зарисовывать строение клетки | П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объекты с целью выделения признаков, выделять отличительные признаки одноклеточных и многоклеточных организмов К: владеть монологической формой речи Р: работать по плану, сверять свои действия с целью, вносить коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта | Формирование интереса к изучению взаимосвязей между строением и функциями | Задание с. 37 | ||
13 | 06.12 | Клеточное строение живых организмов | Научиться находить части клетки на рисунке, сравнивать строение клетки растений и животных | П: искать и выделять необходимую информацию, извлекать необходимую информацию из прочитанного текста. К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Р: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, осознавать качество и уровень усвоения | Формирование устойчивой мотивации к применению сравнительного анализа биологических объектов | Выполнить задания 1-12 с. 38-39 | ||
Глава 2. Особенности живых организмов | ||||||||
14 | 13.12 | Размножение живых организмов | Научиться рассказывать о размножении живых организмов по рисункам | П: сопоставлять текст с иллюстрациями учебника, преобразовывать текстовую информацию в схему К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Р: изучать материал через включение в новые виды деятельности, в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки | Формирование умения осуществлять нравственно-этическое оценивание места человека в окружающем мире. | Задание с. 43 | ||
15 | 20.12 | Размножение животных | Научиться составлять схемы полового и бесполого размножения организмов | П: искать и выделять необходимую информацию, преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу) К: владеть монологической и диалогической речью Р: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата | Формирование умения сравнивать на примере изучения разных способов размножения организмов | Задание на с. 46 | ||
16 | 27.12 | Размножение растений ЛР № 5 «Изучение строения семени фасоли» | Научиться проводить простые опыты и наблюдения по семенному размножению растений | П: искать и выделять необходимую информацию, сопоставлять текст с иллюстрациями учебника К: распределять роли в парах во время выполнения опытов и наблюдений Р: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, осознавать качество и уровень усвоения | Формирование научной картины мира; формирование умений сравнивать и находить взаимосвязи, на примере изучения строения и функций биологических объектов; формирование понимания взаимосвязи между результатом учения и тем, ради чего оно осуществляется, на примере практической работы по выращиванию растений из семян | Задание на с. 48 | ||
17 | 10.01 | Размножение растений без помощи семян | Научиться проводить простые опыты и наблюдения по бесполому размножению растений | П: устанавливать причинно-следственные связи, преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу) К: уметь строить алгоритм действий по совместному выполнению заданий Р: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата | Формирование понимания взаимосвязи между результатом учения и тем, ради чего оно осуществляется, на примере практической работы по выращиванию растений бесполым способом размножения | Задание на с. 51 | ||
18 | 17.01 | Почему всем хватает места на Земле? | Научиться проводить простые опыты и наблюдения по прорастанию семян в различных условиях | П: устанавливать причинно-следственные связи, преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу) К: уметь строить алгоритм действий по совместному выполнению заданий Р: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата | Формирование понимания взаимосвязи между результатом учения и тем, ради чего оно осуществляется, на примере практической работы по выращиванию растений бесполым способом размножения | Задание на с. 57 | ||
19 | 24.01 | Приспособленность организмов | Научиться приводить примеры приспособленности организмов к условиям среды обитания, сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам | П: выдвигать гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей, использовать дополнительные источники информации, работать с основными компонентами учебника К: корректное ведение учебного диалога, выслушивание мнения других, владение различными формами выступлений Р: понимание ценности образования как средства развития культуры личности, объективное оценивание своих учебных достижений, поведения | Формирование навыков сотрудничества в разных ситуациях, формирование экологической культуры и ценностного отношения к природному миру | |||
20 | 31.01 | Подведение итогов. Размножение живых организмов | Научиться составлять схемы полового и бесполого размножения. | П: искать и выделять необходимую информацию, сопоставлять текст с иллюстрациями учебников, преобразовывать информацию в схему К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Р: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, осознавать качество и уровень усвоения | Формирование умения устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, формирование умения соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами | Выполнить задания на с. 64 | ||
21 | 07.02 | Правда ли, что растения кормят всех, даже хищников? | Научиться рассказывать о роли растений в жизни других живых организмов | П: описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам, поиск необходимой информации в различных источниках К: корректное ведение учебного диалога, оценка разных точек зрения Р: учет мнения других при определении собственной позиции | Формирование самостоятельности и ответственности за свои поступки | С. 70 задание | ||
22 | 14.02 | Как питаются разные животные | Научиться сравнивать строение органов животных по рисункам, выявлять сходство строения организмов и процесса пищеварения у разных животных | П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, устанавливать причинно-следственные связи, уметь сравнивать способы питания животных К: владеть диалогической формой речи Р: работать по плану, сверять свои действия с целью, применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств | Формирование нравственно-этического оценивания своего места в окружающем мире, формирование умения сопоставлять человека (как живой организм) с другими животными | Составить схему питания | ||
23 | 21.02 | Как питаются растения? | Научиться проводить простые опыты и наблюдения за питанием растений | П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, устанавливать причинно-следственные связи, уметь сравнивать способы питания животных К: владеть диалогической формой речи Р: работать по плану, сверять свои действия с целью, применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств | Формирование нравственно-этического оценивания своего места в окружающем мире | Задание на с. 79 | ||
24 | 28.02 | Как питаются паразиты? | Научиться выявлять сходство строения организмов и процесса пищеварения у паразитов разных царств организмов | П: преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу). К: искать и собирать информацию с помощью постановки вопросов Р: ставить учебную задачу на основе сопоставления того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, осознавать качество и уровень усвоения | Формирование представлений о взаимосвязях между живыми организмами | Выполнить задания на с. 83-84 | ||
25 | 07.03 | Питание разных живых организмов | Научиться находить различия в питании растений и животных, объяснять причины этих различий | П: извлекать необходимую информацию из прочитанного текста. К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Р: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, осознавать качество и уровень усвоения. | Формирование понимания взаимосвязи между результатом учения и тем, ради чего оно осуществляется | Задания на с. 83-84 | ||
26 | 14.03 | Значение минеральных солей для животных и человека | Научиться рассказывать и живых организмах по рисункам | П: извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов, устанавливать причинно-следственные связи. К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Р: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, осознавать качество и уровень усвоения. | Формирование устойчивой мотивации к ведению здорового образа жизни, к соблюдению гигиенических норм; формирование умения соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами | Задание на с. 88 | ||
27 | 21.03 | Значение воды для живых организмов | Научиться проводить простые опыты и наблюдения | П: уметь формулировать проблему, строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей К: уметь слушать и слышать друг друга, владеть монологической и диалогической речью Р: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, осознавать качество и уровень усвоения. | Формирование устойчивой мотивации к ведению здорового образа жизни, к соблюдению гигиенических норм | Задание на с. 93 | ||
28 | 04.04 | Значение питания для живых организмов | Научиться рассказывать о живых организмах по рисункам | П: выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий, преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу) К: владеть диалогической формой речи Р: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата | Формирование устойчивой мотивации к ведению здорового образа жизни, к соблюдению гигиенических норм | Задание 1,2 на с. 96 | ||
29 | 11.04 | Получение энергии для жизни | Научиться рассказывать о живых организмах по рисункам | П: устанавливать причинно-следственные связи К: владеть монологической формой речи Р: уметь применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств | Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности | Задание на с. 98 | ||
30 | 18.04 | Запасание питательных веществ | Научиться рассказывать о живых организмах по рисункам | П: сопоставлять текст с иллюстрациями учебника, преобразовывать текстовую информацию в схему. К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Р: в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки | Формирование устойчивой мотивации к ведению здорового образа жизни, к соблюдению гигиенических норм | Задание на с. 105 | ||
31 | 25.04 | Можно ли жить и не дышать? | Научиться проводить простые опыты и наблюдения | П: устанавливать причинно-следственные связи, преобразовывать текстовую информацию в схему К: искать и собирать информацию с помощью постановки вопросов, владеть монологической формой речи Р: проектировать алгоритм преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности | Формирование понимания взаимосвязи организма человека, его здоровья и жизнедеятельности с условиями окружающей среды | Задание на с. 110 | ||
32 | 02.05 | Обмен веществ живых организмов | Научиться рассказывать о живых организмах по рисункам | П: сопоставлять текст с иллюстрациями учебника, преобразовывать текстовую информацию в схему. К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Р: в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки | Формирование понимания взаимосвязи организма человека, его здоровья и жизнедеятельности с условиями окружающей среды | Задания на с. 118 | ||
Глава 3. Единство живой и неживой природы | ||||||||
33 | 16.05 | Земля – наш общий дом | Научиться рассказывать о живых организмах по рисункам | П: сопоставлять текст с иллюстрациями учебника, преобразовывать текстовую информацию в схему. К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Р: в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки | Формирование понимания единства живой природы | Повторить с. 4-118 | ||
34 | 23.05 | Подведение итогов. Задания на лето | Научиться проводить простые опыты и наблюдения | П: уметь формулировать проблему, строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей К: уметь слушать и слышать друг друга, владеть монологической и диалогической речью Р: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, осознавать качество и уровень усвоения. | Формирование научного мировоззрения и мотивации к дальнейшему изучению биологии | |||
Итого: Лабораторных работ – 5 Экскурсии - 1 |