УТВЕРЖДАЮ
и.о. руководителя МБОУ «Верхне-
Устькулойская ОШ № 24»
И.А. Песочная
Приказ № от « » ____________ 2016 г.
Тематическое планирование уроков биологии в 5 классе, 1 час в неделю, 34 часа в год.
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Универсальные учебный действия |
ДЗ |
||||
План |
Факт |
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||||
Глава 1. Биология – наука о живом |
||||||||
1 |
06.09 |
Земля – планета жизни |
Знать/понимать: - особенности сред обитания живых существ, условия для существования живых существ Уметь: - определять приспособленность живых организмов к обитанию в той или иной среде |
П: ставить и формулировать проблемы К: корректное ведение учебного диалога, выслушивание мнения других Р: понимание ценности образования как средства развития культуры личности |
Осознавать единство и целостность окружающего мира |
Задание на с. 10 выполнить |
||
2 |
13.09 |
Как отличить живое от неживого? |
Научиться сравнивать тела живой и неживой природы |
П: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, выделять отличительные признаки тел живой природы К: уметь строить алгоритм действий по совместному выполнению заданий, владеть монологической формой речи Р: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, осознавать качество и уровень усвоения |
Формирование у обучающихся навыков, способствующих применению биологических знаний в современном мире |
Сделать рисунок |
||
3 |
20.09 |
Какие вещества содержатся в живых организмах? ЛО: Определение органических веществ в живых объектах |
Научиться сравнивать органические и неорганические вещества, проводить опыты |
П: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, преобразовывать информацию из одного вида в другой, сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Р: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества |
Формирование у обучающихся устойчивой мотивации к исследовательской деятельности |
Из чего получают сливочное масло? |
||
4 |
27.09 |
Свойства живых организмов |
Научиться проводить наблюдения за живыми организмами |
П: выделять и формулировать познавательную цель, проводить анализ объектов с целью выделения признаков живых организмов, выделять отличительные признаки живых организмов К: уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию, владеть монологической и диалогической речью Р: вносить коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта |
Формирование познавательного интереса к предмету исследования |
Выучить признаки ЖО |
||
5 |
04.10 |
Экскурсия №1 «Живая и неживая природа» |
Научиться писать отчет по проведенным наблюдениям |
П: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объекты с целью выявления признаков ЖО К: устанавливать рабочие отношения в группе, проявлять интерес к исследовательской деятельности Р: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества |
Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности |
|||
6 |
11.10 |
Клеточное строение – общий признак живых организмов |
Научиться сравнивать объекты живой природы на рисунках (с. 17 рис. 15) |
П: уметь формулировать проблему, извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов, сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Р: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, осознавать качество и уровень усвоения |
Формирование нравственно-этического оценивания места человека в окружающем мире |
Задание с. 21 |
||
7 |
18.10 |
Деление живых организмов на группы |
Понимать многообразие живых организмов, знать простейшую классификацию |
П: Ставить и формулировать проблемы, моделировать К: владение различными формами устных выступлений, оценка разных точек зрения Р: объективное оценивание своих учебных достижений, учет мнения других при определении собственной позиции |
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки |
Провести домашний опыт с. 24 |
||
8 |
25.10 |
Как человек изучает живую природу? |
Научиться различать оборудование для научных исследований, проводить простейшие измерения природных объектов |
П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, извлекать необходимую информацию из прочитанного текста К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов, владеть монологической и диалогической формами речи. Р: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, осознавать качество и уровень усвоения |
Формирование мотивации к исследовательской деятельности |
Задание на с. 28 |
||
9 |
08.11 |
Прибор, открывающий «невидимое» ЛР № 1 «Знакомство с микроскопом» |
Изучить устройство микроскопа. Научиться работать с микроскопом |
П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника. К: распределять роли в парах во время работы с микроскопом Р: уметь составлять план и последовательность действий, в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки |
Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности |
Выучить правила ТБ |
||
10 |
15.11 |
Живое и неживое под микроскопом ЛР № 2 «Приготовление микропрепарата. Рассматривание пузырьков воздуха под микроскопом» |
Научиться готовить микропрепарат и работать с микроскопом |
П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объекты с целью выделения признаков, сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника К: распределять роли в парах во время работы с микроскопом Р: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата |
Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности |
Задание на с. 35 |
||
11 |
22.11 |
ЛР № 3 «Рассматривание под микроскопом клеток зеленого листа растения» |
Научиться готовить микропрепарат и рассматривать его под микроскопом, зарисовывать строение клетки |
П: анализировать объект с целью выделения признаков клеток зеленого листа, сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника К: распределять роли в парах во время работы с микроскопом Р: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы |
Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности |
Не задано |
||
12 |
29.11 |
ЛР № 4 «Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом» |
Научиться готовить микропрепарат и рассматривать его под микроскопом, зарисовывать строение клетки |
П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объекты с целью выделения признаков, выделять отличительные признаки одноклеточных и многоклеточных организмов К: владеть монологической формой речи Р: работать по плану, сверять свои действия с целью, вносить коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта |
Формирование интереса к изучению взаимосвязей между строением и функциями |
Задание с. 37 |
||
13 |
06.12 |
Клеточное строение живых организмов |
Научиться находить части клетки на рисунке, сравнивать строение клетки растений и животных |
П: искать и выделять необходимую информацию, извлекать необходимую информацию из прочитанного текста. К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Р: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, осознавать качество и уровень усвоения |
Формирование устойчивой мотивации к применению сравнительного анализа биологических объектов |
Выполнить задания 1-12 с. 38-39 |
||
Глава 2. Особенности живых организмов |
||||||||
14 |
13.12 |
Размножение живых организмов |
Научиться рассказывать о размножении живых организмов по рисункам |
П: сопоставлять текст с иллюстрациями учебника, преобразовывать текстовую информацию в схему К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Р: изучать материал через включение в новые виды деятельности, в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки |
Формирование умения осуществлять нравственно-этическое оценивание места человека в окружающем мире. |
Задание с. 43 |
||
15 |
20.12 |
Размножение животных |
Научиться составлять схемы полового и бесполого размножения организмов |
П: искать и выделять необходимую информацию, преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу) К: владеть монологической и диалогической речью Р: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата |
Формирование умения сравнивать на примере изучения разных способов размножения организмов |
Задание на с. 46 |
||
16 |
27.12 |
Размножение растений ЛР № 5 «Изучение строения семени фасоли» |
Научиться проводить простые опыты и наблюдения по семенному размножению растений |
П: искать и выделять необходимую информацию, сопоставлять текст с иллюстрациями учебника К: распределять роли в парах во время выполнения опытов и наблюдений Р: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, осознавать качество и уровень усвоения |
Формирование научной картины мира; формирование умений сравнивать и находить взаимосвязи, на примере изучения строения и функций биологических объектов; формирование понимания взаимосвязи между результатом учения и тем, ради чего оно осуществляется, на примере практической работы по выращиванию растений из семян |
Задание на с. 48 |
||
17 |
10.01 |
Размножение растений без помощи семян |
Научиться проводить простые опыты и наблюдения по бесполому размножению растений |
П: устанавливать причинно-следственные связи, преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу) К: уметь строить алгоритм действий по совместному выполнению заданий Р: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата |
Формирование понимания взаимосвязи между результатом учения и тем, ради чего оно осуществляется, на примере практической работы по выращиванию растений бесполым способом размножения |
Задание на с. 51 |
||
18 |
17.01 |
Почему всем хватает места на Земле? |
Научиться проводить простые опыты и наблюдения по прорастанию семян в различных условиях |
П: устанавливать причинно-следственные связи, преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу) К: уметь строить алгоритм действий по совместному выполнению заданий Р: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата |
Формирование понимания взаимосвязи между результатом учения и тем, ради чего оно осуществляется, на примере практической работы по выращиванию растений бесполым способом размножения |
Задание на с. 57 |
||
19 |
24.01 |
Приспособленность организмов |
Научиться приводить примеры приспособленности организмов к условиям среды обитания, сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам |
П: выдвигать гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей, использовать дополнительные источники информации, работать с основными компонентами учебника К: корректное ведение учебного диалога, выслушивание мнения других, владение различными формами выступлений Р: понимание ценности образования как средства развития культуры личности, объективное оценивание своих учебных достижений, поведения |
Формирование навыков сотрудничества в разных ситуациях, формирование экологической культуры и ценностного отношения к природному миру |
|||
20 |
31.01 |
Подведение итогов. Размножение живых организмов |
Научиться составлять схемы полового и бесполого размножения. |
П: искать и выделять необходимую информацию, сопоставлять текст с иллюстрациями учебников, преобразовывать информацию в схему К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Р: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, осознавать качество и уровень усвоения |
Формирование умения устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, формирование умения соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами |
Выполнить задания на с. 64 |
||
21 |
07.02 |
Правда ли, что растения кормят всех, даже хищников? |
Научиться рассказывать о роли растений в жизни других живых организмов |
П: описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам, поиск необходимой информации в различных источниках К: корректное ведение учебного диалога, оценка разных точек зрения Р: учет мнения других при определении собственной позиции |
Формирование самостоятельности и ответственности за свои поступки |
С. 70 задание |
||
22 |
14.02 |
Как питаются разные животные |
Научиться сравнивать строение органов животных по рисункам, выявлять сходство строения организмов и процесса пищеварения у разных животных |
П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, устанавливать причинно-следственные связи, уметь сравнивать способы питания животных К: владеть диалогической формой речи Р: работать по плану, сверять свои действия с целью, применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств |
Формирование нравственно-этического оценивания своего места в окружающем мире, формирование умения сопоставлять человека (как живой организм) с другими животными |
Составить схему питания |
||
23 |
21.02 |
Как питаются растения? |
Научиться проводить простые опыты и наблюдения за питанием растений |
П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, устанавливать причинно-следственные связи, уметь сравнивать способы питания животных К: владеть диалогической формой речи Р: работать по плану, сверять свои действия с целью, применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств |
Формирование нравственно-этического оценивания своего места в окружающем мире |
Задание на с. 79 |
||
24 |
28.02 |
Как питаются паразиты? |
Научиться выявлять сходство строения организмов и процесса пищеварения у паразитов разных царств организмов |
П: преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу). К: искать и собирать информацию с помощью постановки вопросов Р: ставить учебную задачу на основе сопоставления того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, осознавать качество и уровень усвоения |
Формирование представлений о взаимосвязях между живыми организмами |
Выполнить задания на с. 83-84 |
||
25 |
07.03 |
Питание разных живых организмов |
Научиться находить различия в питании растений и животных, объяснять причины этих различий |
П: извлекать необходимую информацию из прочитанного текста. К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Р: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, осознавать качество и уровень усвоения. |
Формирование понимания взаимосвязи между результатом учения и тем, ради чего оно осуществляется |
Задания на с. 83-84 |
||
26 |
14.03 |
Значение минеральных солей для животных и человека |
Научиться рассказывать и живых организмах по рисункам |
П: извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов, устанавливать причинно-следственные связи. К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Р: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, осознавать качество и уровень усвоения. |
Формирование устойчивой мотивации к ведению здорового образа жизни, к соблюдению гигиенических норм; формирование умения соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами |
Задание на с. 88 |
||
27 |
21.03 |
Значение воды для живых организмов |
Научиться проводить простые опыты и наблюдения |
П: уметь формулировать проблему, строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей К: уметь слушать и слышать друг друга, владеть монологической и диалогической речью Р: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, осознавать качество и уровень усвоения. |
Формирование устойчивой мотивации к ведению здорового образа жизни, к соблюдению гигиенических норм |
Задание на с. 93 |
||
28 |
04.04 |
Значение питания для живых организмов |
Научиться рассказывать о живых организмах по рисункам |
П: выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий, преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу) К: владеть диалогической формой речи Р: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата |
Формирование устойчивой мотивации к ведению здорового образа жизни, к соблюдению гигиенических норм |
Задание 1,2 на с. 96 |
||
29 |
11.04 |
Получение энергии для жизни |
Научиться рассказывать о живых организмах по рисункам |
П: устанавливать причинно-следственные связи К: владеть монологической формой речи Р: уметь применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств |
Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности |
Задание на с. 98 |
||
30 |
18.04 |
Запасание питательных веществ |
Научиться рассказывать о живых организмах по рисункам |
П: сопоставлять текст с иллюстрациями учебника, преобразовывать текстовую информацию в схему. К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Р: в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки |
Формирование устойчивой мотивации к ведению здорового образа жизни, к соблюдению гигиенических норм |
Задание на с. 105 |
||
31 |
25.04 |
Можно ли жить и не дышать? |
Научиться проводить простые опыты и наблюдения |
П: устанавливать причинно-следственные связи, преобразовывать текстовую информацию в схему К: искать и собирать информацию с помощью постановки вопросов, владеть монологической формой речи Р: проектировать алгоритм преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности |
Формирование понимания взаимосвязи организма человека, его здоровья и жизнедеятельности с условиями окружающей среды |
Задание на с. 110 |
||
32 |
02.05 |
Обмен веществ живых организмов |
Научиться рассказывать о живых организмах по рисункам |
П: сопоставлять текст с иллюстрациями учебника, преобразовывать текстовую информацию в схему. К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Р: в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки |
Формирование понимания взаимосвязи организма человека, его здоровья и жизнедеятельности с условиями окружающей среды |
Задания на с. 118 |
||
Глава 3. Единство живой и неживой природы |
||||||||
33 |
16.05 |
Земля – наш общий дом |
Научиться рассказывать о живых организмах по рисункам |
П: сопоставлять текст с иллюстрациями учебника, преобразовывать текстовую информацию в схему. К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Р: в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки |
Формирование понимания единства живой природы |
Повторить с. 4-118 |
||
34 |
23.05 |
Подведение итогов. Задания на лето |
Научиться проводить простые опыты и наблюдения |
П: уметь формулировать проблему, строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей К: уметь слушать и слышать друг друга, владеть монологической и диалогической речью Р: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, осознавать качество и уровень усвоения. |
Формирование научного мировоззрения и мотивации к дальнейшему изучению биологии |
|||
Итого: Лабораторных работ – 5 Экскурсии - 1 |