Тематическое планирование уроков литературы в 7 классе по УМК В.Я. Коровиной

2
0
Материал опубликован 6 November 2019



3.Тематическое планирование предмета «Литература» 7 класс


п/п

Тема, содержание урока

Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности

Дата проведения

план

фактически


Введение (1 ч.)

1

Введение.

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

1

Читают и обсуждают статью учебника. Выполняют задания по статье. Выполняют дополнительное задание по пособию «Читаем, думаем, спорим…»




Устное народное творчество (4 ч.)

2.

Предания как поэтическая автобиография народа.

Исторические события в преданиях. «Воцарение Ивана Грозного». «Сороки-Ведьмы». «Пётр и плотник».

1

Знакомятся с понятием предания.

Читают и обсуждают статью учебника. Читают и комментируют предания. Находят реальное и вымышленное в повествовании.







3.

Понятие о былине.

Собирание былин. Собиратели.

«Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда.

1

Пересказывают статью учебника о былинах.

Читают былины. Находят в тексте гиперболы, повторы и другие средства выразительности.

Пишут мини-сочинение (вариант: составляют устный рассказ) по картине Билибина «Дружина Вольги».


4.

Вн. чт.

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Черты характера Ильи Муромца. Особенности былинного стиха и поэтических интонаций. Роль гиперболы в былинах.ы

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность языка.

«Калевала» - карело-финский мифологический эпос.

1

Выразительно читают былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник, «Садко», «Добрыня и Змей», «Алёша Попович и Тугарин Змеевич», «Добрыня и Алёша» и др.

Выполняют характеристику героев былин. Анализируют особенности былинного стиха. Находят средства выразительности.

Создают свою иллюстрацию к одной из былин. Читают и комментируют эпос «Калевала». Выполняют задания по теме в рабочей тетради.



5.

Пословицы и поговорки.

Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Особенности смысла и языка пословиц.

1

Приводят примеры пословиц, посвящённых временам года, силе и храбрости воинов, ценности дружбы.

Выполняют письменное толкование понравившейся пословицы (мини-сочинение). Разгадывают кроссворд в пособии «Читаем, думаем, спорим…»




Из древнерусской литературы (3 ч.)


6.

Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Поучение как жанр древнерусской литературы. Нравственные заветы Древней Руси. Русские летописи. «Повесть временных лет» (отрывок «О пользе книг»). Формирование традиции уважительного отношения к книге.

1

Знакомятся с понятием поучения. Пишут короткое «поучение», обращённое к кому-либо из своих близких и друзей, используя соответствующую лексику, например: грамотка, ибо, леность, отрок и т.д. При написании руководствуются планом.





7.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности.

1

Читают и обсуждают «Повесть о Петре и Февронии Муромских. Выполняют характеристику главных героев, руководствуясь планом. Находят примеры реального и вымышленного в повествовании. Разгадывают кроссворд в пособии «Читаем, думаем, спорим…»



Р/р 8.

Подготовка к письменной работе на одну из тем:

1. Народная мудрость в произведениях устного народного творчества.

2.Что воспевает народ в героическом эпосе?

3. В чём значение древнерусской литературы для современного читателя?

1

Выполняют словарную работу (задание 2 в учебнике). Выполняют пересказ (или представляют инсценировку, киносценарий) повести от лица одного из персонажей.

Выполняют задания в рабочей тетради.

Составляют подробные планы по темам домашних сочинений.




Из русской литературы ХVIII века (2 ч.)


9.

М.В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. Обучение устному рассказу. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Мысли автора о Родине, российской науке и её творцах. Призыв к миру. Понятие о жанре оды. Обучение выразительному чтению.

1

Читают и составляют развернутый план статьи учебника о Ломоносове. Знакомятся с жанром оды. Читают и анализируют «Оду на день восшествия…». Определяют жанровые особенности рифмы, размера и поэтического языка оды. Составляют словарь книжной лексики. Готовятся к выразительному чтению отрывка. Выполняют анализ поэтического текста. Выполняют задания по пособию «Читаем, думаем, спорим…»



10.

Г.Р. Державин. «Река времён в своём стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества.

1

Выполняют краткий пересказ статьи учебника о Державине (вариант:

представляют сообщение «Ломоносов и Державин – великие поэты XVIII столетия», пользуясь материалами дополнительной литературы). Готовятся к выразительному чтению наизусть стихотворения Державина. Выявляют особенности рифмы, размера и поэтического языка. Выполняют анализ поэтического текста. Выполняют задания по пособию «Читаем, думаем, спорим…»




ИЗ русской литературы ХIХ века (28 ч.)


11.

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок).

Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Пётр I и Карл XII.

Обучение выразительному чтению.

1

Читают и составляют сложный план статьи учебника (вариант: представляют сообщение или презентацию о жизни и творчестве поэта

Читают и обсуждают поэму «Полтава». Выполняют тестирование.

Выполняют дополнительные задания по пособию «Читаем, думаем, спорим…»




12.

А.С. Пушкин. «Медный всадник» (отрывок).

Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы.

1

Читают наизусть отрывок из «Медного всадника». Пишут мини-сочинение по одной из иллюстраций к поэме (вариант: представляют устный рассказ по иллюстрации к поэме «Эпизод из музейной экскурсии»).



13.

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Развитие понятия о балладе. Особенности содержания и формы баллады Пушкина. Особенности композиции. Своеобразие языка.

1

Готовятся к выразительному чтению отрывка наизусть. Выявляют соотношение жанра баллады и летописи в «Песне…». Выполняют анализ поэтического текста. Разгадывают кроссворд, выполняют дополнительные задания по пособию «Читаем, думаем, спорим…»



Р/р 14.

А.С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры.

Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А.С. Пушкина».

1

Пишут сочинение-миниатюру по любой иллюстрации к трагедии «Характер Пимена в моём представлении и в представлении художника» (вариант: создают собственную иллюстрацию к сцене в Чудовом монастыре).



15.

А.С. Пушкин. «Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Призыв к уважению человеческого достоинства. Гуманизм повести.

1

Читают и обсуждают повесть «Станционный смотритель». Анализируют идейное содержание повести: находят эпизоды, изображающие трагедию «маленького человека» (о Самсоне Вырине). Выполняют задания по пособию «Читаем, думаем, спорим…»



Р/р 16.

Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести.

1

Выполняют анализ эпизода в соответствии с планом. Составляют план и словарь домашнего сочинения на одну из тем:

- «Мой любимый герой Пушкина»;

- «Мой Пушкин»;

- «Главная мысль в повести «Станционный смотритель».



17.

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы.

1

Читают и составляют план статьи Андроникова в учебнике (вариант: представляют сообщение или презентацию о Лермонтове из дополнительных источников). Читают и обсуждают «Песню про купца Калашникова…».



18.

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. Фольклорные начала в «Песне…». Особенности сюжета и художественной формы поэмы. Образы гусляров и образ автора.

1

Выразительно читают одну из глав поэмы. Выполняют иллюстрацию к поэме (вариант: пишут сочинение-миниатюру по одной из иллюстраций в учебнике или на одну из тем: «Кирибеевич и Калашников», «Царь Иван Грозный»). Выполняют тестирование.



19.

М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…». проблема гармонии человека и природы. Обучение анализу одного стихотворения. «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов. Обучение выразительному чтению.

1

Готовятся к выразительному чтению наизусть: анализируют особенности размера, рифмы, поэтического языка. Находят средства выразительности. Выполняют анализ поэтического текста. Готовятся к классному сочинению: составляют план и словарь. Выполняют дополнительные задания по творчеству Лермонтова из пособия «Читаем, думаем, спорим…»



Р/р 20.

Классное сочинение по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

1

Пишут сочинение по творчеству Пушкина или Лермонтова на одну из тем по выбору.



21.

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли.

1

Читают и составляют сложный план статьи учебника о Гоголе (вариант: представляют сообщение или презентацию о Гоголе из дополнительных источников). Читают и обсуждают главы из повести. Находят реальное и вымышленное в повествовании. Анализируют фольклорные эпизоды. Выполняют задания по пособию «Читаем, думаем, спорим…»



22.

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. Развитие понятия о литературном герое.

1

Пересказывают одну из глав повести Гоголя «Тарас Бульба» (вариант: от лица кого-либо из персонажей). По плану характеристики героя литературного произведения пишут краткий рассказ об одном из персонажей повести. Анализируют повесть, рассказывают о том, что мы узнаём о герое по его поступкам (дают сюжетно-динамическую характеристику), а что из рассказов автора (прямая характеристика), из косвенных средств создания образа героя (сопоставление с другими героями). Готовятся к выразительному чтению наизусть отрывка о степи: находят средства выразительности. Разгадывают кроссворд по пособию «Читаем, думаем, спорим…»



Р/р 23.

Подготовка к домашнему сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»: «Авторская оценка образа Тараса Бульбы», «Смысл противопоставления образов Остапа и Андрия в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», «Роль картин природы в понимании человеческих характеров (по повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя)».

1

Пересказывают близко к тексту эпизод из повести на выбор. Рассказывают о главных героях повести по плану характеристики героя. Выделяют в повести эпизоды, где выявляются вера, патриотизм, товарищество, вольность. Выделяют в тексте описания природы. Выписывают (по вариантам) отрывки, где автор применяет деталь (подробности быта, пейзажа, интерьера) и гиперболу. Выполняют тестирование. Готовятся к домашнему сочинению: составляют план и словарь.



24.

И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа. Мастерство И.С. Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека. Художественные достоинства рассказа.

1

Читают и составляют развернутый план статьи учебника (вариант: представляют сообщение или презентацию о Тургеневе из дополнительных источников).

Читают и составляют цитатный план рассказа «Бирюк». Готовятся к рассказу о Бирюке по плану характеристики героя. Пишут мини-сочинение-рассуждение «Один день из жизни лесника» или «Что написал бы о себе Бирюк, если бы писал дневник» по рассказу «Бирюк» (вариант: составляют словарь диалектизмов).

Разгадывают кроссворд по пособию «Читаем, думаем, спорим…»



Р/р 25.

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык». «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Особенности жанра. Обучение домашнему сочинению стихотворения в прозе.

1

Выразительно читают наизусть стихотворение в прозе И. С. Тургенева на выбор. Готовятся к созданию собственного стихотворение в прозе: анализируют жанровые особенности размера, рифмы, поэтического языка стихотворения в прозе.



26.

Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Развитие понятия о поэме. Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины. Обучение выразительному чтению. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска».

1

Читают и составляют сложный план статьи учебника (вариант: представляют сообщение или презентацию о Некрасове из дополнительных источников). Читают отрывки из поэмы.

Выполняют характеристику героини в соответствии с планом характеристики героя литературного произведения (вариант: дают сравнительную характеристику женщин-героинь поэмы.).



Вн. чт. 27.

Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа. Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины. Обучение выразительному чтению.

1

Читают стихотворения «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день, часу в шестом». Готовятся к выразительному чтению наизусть одного из стихотворений: анализируют особенности размера, рифмы, поэтического языка. Выполняют анализ поэтического текста. Находят средства выразительности. Пишут мини-сочинение по одной из иллюстраций к стихотворениям Некрасова. Выполняют задания по пособию «Читаем, думаем, спорим…»



Вн. чт.

28.

А.К. Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья.

1

Читают и обсуждают баллады А. К. Толстого. Определяют понятие баллады. Составляют словарь устаревших слов. Выполняют сопоставительный анализ героев баллад.



29.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Смысл противопоставления генералов и мужика. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности.

1

Читают и составляют сложный план статьи учебника (вариант: представляют сообщение или презентацию о Салтыкове-Щедрине из дополнительных источников).

Читают «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», составляют цитатный план сказки. Выполняют пересказ близко к тексту одного эпизода. Рассматривают иллюстрацию в учебнике. Делают собственную к одному из эпизодов. Разгадывают кроссворд по пособию «Читаем, думаем, спорим…»



Р/р 30.

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске. Подготовка к домашнему сочинению «Средства создания комического в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина».

1

Читают и обсуждают сказку «Дикий помещик». Составляют словарь терминов, позволяющий лучше усвоить понятие «сатира»: сатира, гротеск, ирония, насмешка, парадокс, гипербола, сарказм. Отвечают на вопросы, разгадывают кроссворд. В пособии «Читаем, думаем, спорим…»



31.

Контрольная работа № 1 Контрольное тестирование. «Проблемы и герои произведений Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина».

1

Выполняют контрольное тестирование. В тестовой форме обобщают материал по творчеству Гоголя, Тургенева, Некрасова и Салтыкова-Щедрина.



32.

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых.

1

Читают и составляют сложный план статьи учебника (вариант: представляют сообщение или презентацию о Толстом из дополнительных источников). Читают и обсуждают главы из «Детства», кратко пересказывают одну из глав. Определяют жанр автобиографии. Готовят рассказ об одном и героев произведения (вариант: по любой другой главе, не предусмотренной хрестоматией.) Разгадывают кроссворд по пособию «Читаем, думаем, спорим…»



Р/р

33.

Главный герой повести Л.Н. Толстого «Детство», его чувства, поступки и духовный мир.

1

Пишут сочинение-миниатюру в соответствии с планом характеристики образа.



34.

А.П. Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа.

1

Читают и составляют сложный план статьи учебника (вариант: представляют сообщение или презентацию о Чехове из дополнительных источников). Читают и обсуждают рассказ «Хамелеон». Определяют понятие «хамелеонство». Анализируют бытовые сценки и говорящие фамилии в рассказе.



35.

Средства создания комического в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон». Развитие понятий о юморе и сатире

1

Определяют художественные особенности рассказа (анализируют композицию, роль художественной детали, речь героев, «говорящие» фамилии и др.)



Р/р 36.

Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник».

1

Составляют письменный отзыв по одному из прочитанных рассказов Чехова.



Вн. чт. 37.

Смех и слёзы в рассказах А.П. Чехова «Тоска», «Размазня», др.

1

Читают и составляют сложный план статьи А.И. Ревякина «Антон Павлович Чехов». Выполняют задания по пособию «Читаем, думаем, спорим…» Пишут сочинение-миниатюру «Мой любимый рассказ А. П. Чехова»



38.

Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. В.А. Жуковский «Приход весны». А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест». И.А. Бунин «Родина». Обучение анализу лирического текста. Подготовка к домашней письменной работе по русской поэзии XIX века.

1

Представляют заранее подготовленные сообщения по теме. Выразительно читают одно из стихотворений наизусть. Выполняют анализ поэтического текста. Устно описывают репродукции пейзажей.

Готовятся к домашней письменной работе (составляют сложный план эссе по одному из поэтических пейзажей).





ИЗ русской литературы ХХ века (23 ч.)


39.

И.А. Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы.

1

Читают и составляют сложный план статьи учебника (вариант: представляют сообщение или презентацию о Бунине из дополнительных источников). Читают и обсуждают рассказ «Цифры». Составляют план рассказа. Дают краткую характеристику главных персонажей в соответствии с планом.



Р/р 40.

И.А. Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа. Мастерство Бунина-прозаика и поэта. Подготовка к домашнему сочинению «„Золотая пора детства‟ в произведениях Л.Н. Толстого и И.А. Бунина».

1

Читают и обсуждают рассказ «Лапти». Наблюдают за стилем писателя (языком, синтаксисом, средствами выразительности). Пишут краткий отзыв на рассказ. Готовятся к домашнему сочинению по творчеству Толстого и Бунина: составляют план и словарь. Выполняют задания по пособию «Читаем, думаем, спорим…»



41.

М. Горький. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров.

1

Читают и составляют сложный план статьи учебника (вариант: представляют сообщение или презентацию о Горьком из дополнительных источников). Читают и обсуждают главы из «Детства», находят эпизоды быта. Составляют словарь диалектизмов. Выполняют характеристику деда Каширина по плану.



42.

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Понятие о теме и идее произведения.

1

Выполняют задания к II, III, IV главам:

1) находят в этих главах сведения о бабушке и составляют её характеристику по плану;

2) находят и анализируют сведения о второстепенных героях.

Пересказывают различные сцены из повести («Пожар», «Ссора в доме деда», «Наказание», «Хорошее Дело», «Пляска бабушки», «Первое знакомство» - на выбор).



Р/р 43.

Обучение анализу эпизода из повести М. Горького «Детство» (по выбору учителя). Портрет как средство характеристики героя.

1

Разгадывают кроссворд по пособию «Читаем, думаем, спорим…» Описывают иллюстрацию в учебнике. Создают собственные иллюстрации к понравившимся главам.



Вн. чт.

44.

«Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.

1

Читают и обсуждают отрывки из рассказа об Изергиль. Пересказывают легенду о Данко. Определяют понятие легенды. Создают иллюстрацию к тексту.



45.

В.В. Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора. Роль фантастических картин. Своеобразие художественной формы стихотворения. Смысловая роль ритма и рифмы. Обучение выразительному чтению.

1

Читают и составляют сложный план статьи учебника (вариант: представляют сообщение или презентацию о Маяковском из дополнительных источников). Выразительно читают «Необычайное происшествие…»

Наблюдают за поэтическим языком, составляют словарь неологизмов и разговорной лексики. Создают иллюстрацию к стихотворению.



Вн. чт.

46.

В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя. Его гуманизм и сочувствие ко всему живому.

1

Готовятся к выразительному чтению наизусть стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» (выявляют особенности рифмы, размера и поэтического языка, находят средства выразительности). Выполняют анализ поэтического текста. Составляют словарь неологизмов. Выполняют задания по пособию «Читаем, думаем, спорим…»



47.

Л.Н. Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения.

1

Читают и составляют сложный план статьи учебника (вариант: представляют сообщение или презентацию об Андрееве из дополнительных источников). Читают и обсуждают рассказ «Кусака», составляют цитатный план рассказа («Жизнь Кусаки»). Готовятся к домашнему сочинению-миниатюре (рассказу о любом животном, своем или бездомном) «Имя моего питомца» Составляют план и словарь.



48.

А.П. Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению человека.

1

Читают и обсуждают рассказ «Юшка». Составляют план рассказа. Кратко пересказывают эпизод на выбор: «Дети и Юшка», «Отношение взрослых к Юшке», «Бескорыстие», «Смерть», «Наедине с природой». Выполняют характеристику главного героя по плану.




Вн. чт.

49.

А.П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности. Вечные нравственные ценности. Своеобразие языка прозы А.П. Платонова.

1

Читают и обсуждают рассказ «В прекрасном и яростном мире». Составляют цитатный план. Составляют словарь профессионализмов. Выполняют задания по пособию «Читаем, думаем, спорим…». Готовятся к сочинению по одной из тем на выбор. Составляют план и словарь.



Р/р 50.

Сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей XX века).

1

Пишут сочинение по творчеству писателей XX века.



51.

Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов.

1

Читают и составляют сложный план статьи учебника (вариант: представляют сообщение или презентацию о Пастернаке из дополнительных источников). Выразительно читают стихи Пастернака. Выполняют анализ поэтического текста. Устно описывают репродукции картин.



52.

Контрольная работа.

Письменный анализ эпизода или одного стихотворения.

1

Выполняют письменный анализ прозаического эпизода или лирического произведения по плану.



53.

Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны. Интервью как жанр публицистики. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А. Ахматовой, К. Симонова, А. Суркова, А. Твардовского, Н. Тихонова и др.

1

Представляют сообщение о поэте-фронтовике (вариант: посещают школьный музей, знакомятся с материалами о ВОВ). Выразительно читают наизусть стихотворения о ВОВ. Пишут сочинение-миниатюру «Интервью…» Выполняют задания по пособию «Читаем, думаем, спорим…»



54.

Ф.А. Абрамов. Слово о писателе. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. Понятие о литературной традиции. Литературные традиции в рассказе Ф.А. Абрамова «О чём плачут лошади».

1

Читают и составляют сложный план статьи учебника (вариант: представляют сообщение или презентацию об Абрамове из дополнительных источников). Читают и обсуждают рассказ «О чем плачут лошади». Составляют план рассказа. Кратко пересказывают эпизоды из рассказа. Пишут краткий отзыв на один из них. Выполняют задания по пособию «Читаем, думаем, спорим…»



55.

Е.И. Носов. Слово о писателе. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения.

Подготовка к домашнему сочинению.

1

Читают и составляют сложный план статьи учебника (вариант: представляют сообщение или презентацию о Носове из дополнительных источников). Читают и комментируют рассказ «Кукла». Выполняют задания по пособию «Читаем, думаем, спорим…» (вариант: читают стихотворение «Кукла» К. Случевского, определяют, есть ли связь между этим стихотворением и рассказом Е.И. Носова). Читают и обсуждают рассказ «Живое пламя». Создают иллюстрацию к рассказу.



Вн. чт.

56.

Ю.П. Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека.

1

Читают и составляют сложный план статьи учебника (вариант: представляют сообщение или презентацию о Казакове из дополнительных источников). Читают и комментируют рассказ «Тихое утро». Составляют цитатный план рассказа. Выполняют творческое задание в учебнике.



Вн. чт.

57.

Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов, Н. Заболоцкий и др.). Единство человека и природы. Общее и индивидуальное в восприятии природы русским поэтом.

1

Выразительно читают стихотворения о родной природе. Выполняют анализ поэтического текста. Сопоставляют иллюстрации со стихами. Слушают песни на стихи русских поэтов. Пишут сочинение-миниатюру. Разгадывают кроссворд по пособию «Читаем, думаем, спорим…»



58.

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…». Философские проблемы в лирике Твардовского. Развитие понятия о лирическом герое.

1

Читают и составляют сложный план статьи учебника (вариант: представляют сообщение или презентацию о Твардовском из дополнительных источников). Готовятся к выразительному чтению наизусть (выполняют анализ поэтического текста). Разгадывают кроссворд по пособию «Читаем, думаем, спорим…»



Вн. чт.

59.

Д.С. Лихачёв. Слово о писателе, учёном, гражданине. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодёжи. Публицистика, мемуары как жанр литературы.

1

Читают и составляют сложный план статьи учебника (вариант: представляют сообщение или презентацию о Лихачеве из дополнительных источников). Читают и комментируют статью «Земля родная». Выполняют задания по пособию «Читаем, думаем, спорим…»



60.

М.М. Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

1

Читают и составляют сложный план статьи учебника (вариант: представляют сообщение или презентацию о Лихачеве из дополнительных источников). Читают и комментируют рассказ «Беда». Выполняют задания по учебнику.



Вн. чт.

61.

Песни на слова русских поэтов XX века. А. Вертинский «Доченьки». И. Гофф «Русское поле». Б.Ш. Окуджава «По смоленской дороге…». Лирические размышления о жизни, времени и вечности.

1

Представляют сообщения о поэтах XX века, стихи которых положены на музыку. Слушают аудиозаписи. Выразительно читают наизусть стихи на выбор. Выполняют анализ поэтического текста.




Из литературы народов России (1 ч.)


62.

Из литературы народов России. Расул Гамзатов. Рассказ о поэте. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю…», «О моей Родине».

Размышления поэта об истоках и основах жизни. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

1

Читают и составляют сложный план статьи учебника (вариант: представляют сообщение или презентацию о Гамзатове из дополнительных источников). Выразительно читают (вариант: наизусть) стихи Гамзатова. Выполняют анализ поэтического текста. Пишут сочинение-миниатюру.



Из зарубежной литературы (5 ч.)


63.

Р. Бёрнс. Слово о поэте. «Честная бедность» и другие стихотворения. Представления поэта о справедливости и честности. Народно-поэтическая основа и своеобразие лирики Бёрнса.

1

Читают и составляют сложный план статьи учебника (вариант: представляют сообщение или презентацию о Бернсе из дополнительных источников). Выразительно читают (вариант: наизусть) стихи Бернса. Выполняют анализ поэтического текста. Разгадывают кроссворд в пособии «Читаем, думаем, спорим…»



64.

Дж. Г. Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины. Анализ поэтических интонаций. Обучение выразительному чтению.

1

Читают и составляют сложный план статьи учебника (вариант: представляют сообщение или презентацию о Байроне из дополнительных источников). Выразительно читают (вариант: наизусть) стихи Байрона. Выполняют анализ поэтического текста. Выполняют задания по пособию «Читаем, думаем, спорим…»



65.

Японские хокку (хайку). Особенности жанра.

1

Читают и составляют сложный план статьи учебника (вариант: представляют сообщение или презентацию о хокку из дополнительных источников). Выразительно читают (вариант: наизусть) хокку. Выполняют анализ поэтического текста. Выполняют задания по пособию «Читаем, думаем, спорим…».



Р/р

66.

Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей.

О. Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов».

1

Представляют сообщение или презентацию о Генри из дополнительных источников. Читают и обсуждают рассказ «Дары волхвов». Выполняют задание «Проверь себя». Пишут эссе по произведениям зарубежной литературы по одной из тем на выбор: «Благодарность», «Во имя любви», «Истинные дарители».



67.

Р.Д. Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы». Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра.


Читают и составляют сложный план статьи учебника (вариант: представляют сообщение или презентацию о Бредберри из дополнительных источников). Читают и обсуждают рассказ «Каникулы». Выполняют задание по пособию «Читаем, думаем, спорим…»




Подведение итогов за год (1 ч.)


68.

Читательская конференция.

Итоги года и задание на лето.


Выполняют задания из раздела «Повторение» по пособию «Читаем, думаем, спорим…». Подводят итоги года. Пишут итоговый тест. Составляют список литературы для чтения на лето.





36


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации