Тематическое планирование уроков литературы в 7 классе по УМК В.Я. Коровиной
3.Тематическое планирование предмета «Литература» 7 класс
№ п/п | Тема, содержание урока | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности | Дата проведения | ||
план | фактически | |||||
Введение (1 ч.) | ||||||
1 | Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. | 1 | Читают и обсуждают статью учебника. Выполняют задания по статье. Выполняют дополнительное задание по пособию «Читаем, думаем, спорим…» | | | |
Устное народное творчество (4 ч.) | ||||||
2. | Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях. «Воцарение Ивана Грозного». «Сороки-Ведьмы». «Пётр и плотник». | 1 | Знакомятся с понятием предания. Читают и обсуждают статью учебника. Читают и комментируют предания. Находят реальное и вымышленное в повествовании. | | | |
3. | Понятие о былине. Собирание былин. Собиратели. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда. | 1 | Пересказывают статью учебника о былинах. Читают былины. Находят в тексте гиперболы, повторы и другие средства выразительности. Пишут мини-сочинение (вариант: составляют устный рассказ) по картине Билибина «Дружина Вольги». | |
| |
4. Вн. чт. | Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Черты характера Ильи Муромца. Особенности былинного стиха и поэтических интонаций. Роль гиперболы в былинах.ы Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность языка. «Калевала» - карело-финский мифологический эпос. | 1 | Выразительно читают былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник, «Садко», «Добрыня и Змей», «Алёша Попович и Тугарин Змеевич», «Добрыня и Алёша» и др. Выполняют характеристику героев былин. Анализируют особенности былинного стиха. Находят средства выразительности. Создают свою иллюстрацию к одной из былин. Читают и комментируют эпос «Калевала». Выполняют задания по теме в рабочей тетради. | | | |
5. | Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Особенности смысла и языка пословиц. | 1 | Приводят примеры пословиц, посвящённых временам года, силе и храбрости воинов, ценности дружбы. Выполняют письменное толкование понравившейся пословицы (мини-сочинение). Разгадывают кроссворд в пособии «Читаем, думаем, спорим…» | | | |
Из древнерусской литературы (3 ч.) | ||||||
6. | Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Поучение как жанр древнерусской литературы. Нравственные заветы Древней Руси. Русские летописи. «Повесть временных лет» (отрывок «О пользе книг»). Формирование традиции уважительного отношения к книге. | 1 | Знакомятся с понятием поучения. Пишут короткое «поучение», обращённое к кому-либо из своих близких и друзей, используя соответствующую лексику, например: грамотка, ибо, леность, отрок и т.д. При написании руководствуются планом. | | | |
7. | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности. | 1 | Читают и обсуждают «Повесть о Петре и Февронии Муромских. Выполняют характеристику главных героев, руководствуясь планом. Находят примеры реального и вымышленного в повествовании. Разгадывают кроссворд в пособии «Читаем, думаем, спорим…» | | | |
Р/р 8. | Подготовка к письменной работе на одну из тем: 1. Народная мудрость в произведениях устного народного творчества. 2.Что воспевает народ в героическом эпосе? 3. В чём значение древнерусской литературы для современного читателя? | 1 | Выполняют словарную работу (задание 2 в учебнике). Выполняют пересказ (или представляют инсценировку, киносценарий) повести от лица одного из персонажей. Выполняют задания в рабочей тетради. Составляют подробные планы по темам домашних сочинений. | | | |
Из русской литературы ХVIII века (2 ч.) | ||||||
9. | М.В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. Обучение устному рассказу. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Мысли автора о Родине, российской науке и её творцах. Призыв к миру. Понятие о жанре оды. Обучение выразительному чтению. | 1 | Читают и составляют развернутый план статьи учебника о Ломоносове. Знакомятся с жанром оды. Читают и анализируют «Оду на день восшествия…». Определяют жанровые особенности рифмы, размера и поэтического языка оды. Составляют словарь книжной лексики. Готовятся к выразительному чтению отрывка. Выполняют анализ поэтического текста. Выполняют задания по пособию «Читаем, думаем, спорим…» | | | |
10. | Г.Р. Державин. «Река времён в своём стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества. | 1 | Выполняют краткий пересказ статьи учебника о Державине (вариант: представляют сообщение «Ломоносов и Державин – великие поэты XVIII столетия», пользуясь материалами дополнительной литературы). Готовятся к выразительному чтению наизусть стихотворения Державина. Выявляют особенности рифмы, размера и поэтического языка. Выполняют анализ поэтического текста. Выполняют задания по пособию «Читаем, думаем, спорим…» | | | |
ИЗ русской литературы ХIХ века (28 ч.) | ||||||
11. | А.С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Пётр I и Карл XII. Обучение выразительному чтению. | 1 | Читают и составляют сложный план статьи учебника (вариант: представляют сообщение или презентацию о жизни и творчестве поэта Читают и обсуждают поэму «Полтава». Выполняют тестирование. Выполняют дополнительные задания по пособию «Читаем, думаем, спорим…» | | | |
12. | А.С. Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы. | 1 | Читают наизусть отрывок из «Медного всадника». Пишут мини-сочинение по одной из иллюстраций к поэме (вариант: представляют устный рассказ по иллюстрации к поэме «Эпизод из музейной экскурсии»). | | | |
13. | А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Развитие понятия о балладе. Особенности содержания и формы баллады Пушкина. Особенности композиции. Своеобразие языка. | 1 | Готовятся к выразительному чтению отрывка наизусть. Выявляют соотношение жанра баллады и летописи в «Песне…». Выполняют анализ поэтического текста. Разгадывают кроссворд, выполняют дополнительные задания по пособию «Читаем, думаем, спорим…» | | | |
Р/р 14. | А.С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры. Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А.С. Пушкина». | 1 | Пишут сочинение-миниатюру по любой иллюстрации к трагедии «Характер Пимена в моём представлении и в представлении художника» (вариант: создают собственную иллюстрацию к сцене в Чудовом монастыре). | | | |
15. | А.С. Пушкин. «Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Призыв к уважению человеческого достоинства. Гуманизм повести. | 1 | Читают и обсуждают повесть «Станционный смотритель». Анализируют идейное содержание повести: находят эпизоды, изображающие трагедию «маленького человека» (о Самсоне Вырине). Выполняют задания по пособию «Читаем, думаем, спорим…» | | | |
Р/р 16. | Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести. | 1 | Выполняют анализ эпизода в соответствии с планом. Составляют план и словарь домашнего сочинения на одну из тем: - «Мой любимый герой Пушкина»; - «Мой Пушкин»; - «Главная мысль в повести «Станционный смотритель». | | | |
17. | М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы. | 1 | Читают и составляют план статьи Андроникова в учебнике (вариант: представляют сообщение или презентацию о Лермонтове из дополнительных источников). Читают и обсуждают «Песню про купца Калашникова…». | | | |
18. | Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. Фольклорные начала в «Песне…». Особенности сюжета и художественной формы поэмы. Образы гусляров и образ автора. | 1 | Выразительно читают одну из глав поэмы. Выполняют иллюстрацию к поэме (вариант: пишут сочинение-миниатюру по одной из иллюстраций в учебнике или на одну из тем: «Кирибеевич и Калашников», «Царь Иван Грозный»). Выполняют тестирование. | | | |
19. | М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…». проблема гармонии человека и природы. Обучение анализу одного стихотворения. «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов. Обучение выразительному чтению. | 1 | Готовятся к выразительному чтению наизусть: анализируют особенности размера, рифмы, поэтического языка. Находят средства выразительности. Выполняют анализ поэтического текста. Готовятся к классному сочинению: составляют план и словарь. Выполняют дополнительные задания по творчеству Лермонтова из пособия «Читаем, думаем, спорим…» | | | |
Р/р 20. | Классное сочинение по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. | 1 | Пишут сочинение по творчеству Пушкина или Лермонтова на одну из тем по выбору. | | | |
21. | Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли. | 1 | Читают и составляют сложный план статьи учебника о Гоголе (вариант: представляют сообщение или презентацию о Гоголе из дополнительных источников). Читают и обсуждают главы из повести. Находят реальное и вымышленное в повествовании. Анализируют фольклорные эпизоды. Выполняют задания по пособию «Читаем, думаем, спорим…» | | | |
22. | Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. Развитие понятия о литературном герое. | 1 | Пересказывают одну из глав повести Гоголя «Тарас Бульба» (вариант: от лица кого-либо из персонажей). По плану характеристики героя литературного произведения пишут краткий рассказ об одном из персонажей повести. Анализируют повесть, рассказывают о том, что мы узнаём о герое по его поступкам (дают сюжетно-динамическую характеристику), а что из рассказов автора (прямая характеристика), из косвенных средств создания образа героя (сопоставление с другими героями). Готовятся к выразительному чтению наизусть отрывка о степи: находят средства выразительности. Разгадывают кроссворд по пособию «Читаем, думаем, спорим…» | | | |
Р/р 23. | Подготовка к домашнему сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»: «Авторская оценка образа Тараса Бульбы», «Смысл противопоставления образов Остапа и Андрия в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», «Роль картин природы в понимании человеческих характеров (по повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя)». | 1 | Пересказывают близко к тексту эпизод из повести на выбор. Рассказывают о главных героях повести по плану характеристики героя. Выделяют в повести эпизоды, где выявляются вера, патриотизм, товарищество, вольность. Выделяют в тексте описания природы. Выписывают (по вариантам) отрывки, где автор применяет деталь (подробности быта, пейзажа, интерьера) и гиперболу. Выполняют тестирование. Готовятся к домашнему сочинению: составляют план и словарь. | | | |
24. | И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа. Мастерство И.С. Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека. Художественные достоинства рассказа. | 1 | Читают и составляют развернутый план статьи учебника (вариант: представляют сообщение или презентацию о Тургеневе из дополнительных источников). Читают и составляют цитатный план рассказа «Бирюк». Готовятся к рассказу о Бирюке по плану характеристики героя. Пишут мини-сочинение-рассуждение «Один день из жизни лесника» или «Что написал бы о себе Бирюк, если бы писал дневник» по рассказу «Бирюк» (вариант: составляют словарь диалектизмов). Разгадывают кроссворд по пособию «Читаем, думаем, спорим…» | | | |
Р/р 25. | И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык». «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Особенности жанра. Обучение домашнему сочинению стихотворения в прозе. | 1 | Выразительно читают наизусть стихотворение в прозе И. С. Тургенева на выбор. Готовятся к созданию собственного стихотворение в прозе: анализируют жанровые особенности размера, рифмы, поэтического языка стихотворения в прозе. | | | |
26. | Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Развитие понятия о поэме. Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины. Обучение выразительному чтению. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска». | 1 | Читают и составляют сложный план статьи учебника (вариант: представляют сообщение или презентацию о Некрасове из дополнительных источников). Читают отрывки из поэмы. Выполняют характеристику героини в соответствии с планом характеристики героя литературного произведения (вариант: дают сравнительную характеристику женщин-героинь поэмы.). | | | |
Вн. чт. 27. | Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа. Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины. Обучение выразительному чтению. | 1 | Читают стихотворения «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день, часу в шестом». Готовятся к выразительному чтению наизусть одного из стихотворений: анализируют особенности размера, рифмы, поэтического языка. Выполняют анализ поэтического текста. Находят средства выразительности. Пишут мини-сочинение по одной из иллюстраций к стихотворениям Некрасова. Выполняют задания по пособию «Читаем, думаем, спорим…» | | | |
Вн. чт. 28. | А.К. Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья. | 1 | Читают и обсуждают баллады А. К. Толстого. Определяют понятие баллады. Составляют словарь устаревших слов. Выполняют сопоставительный анализ героев баллад. | | | |
29. | М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Смысл противопоставления генералов и мужика. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности. | 1 | Читают и составляют сложный план статьи учебника (вариант: представляют сообщение или презентацию о Салтыкове-Щедрине из дополнительных источников). Читают «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», составляют цитатный план сказки. Выполняют пересказ близко к тексту одного эпизода. Рассматривают иллюстрацию в учебнике. Делают собственную к одному из эпизодов. Разгадывают кроссворд по пособию «Читаем, думаем, спорим…» | | | |
Р/р 30. | М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске. Подготовка к домашнему сочинению «Средства создания комического в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина». | 1 | Читают и обсуждают сказку «Дикий помещик». Составляют словарь терминов, позволяющий лучше усвоить понятие «сатира»: сатира, гротеск, ирония, насмешка, парадокс, гипербола, сарказм. Отвечают на вопросы, разгадывают кроссворд. В пособии «Читаем, думаем, спорим…» | | | |
31. | Контрольная работа № 1 Контрольное тестирование. «Проблемы и герои произведений Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина». | 1 | Выполняют контрольное тестирование. В тестовой форме обобщают материал по творчеству Гоголя, Тургенева, Некрасова и Салтыкова-Щедрина. | | | |
32. | Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых. | 1 | Читают и составляют сложный план статьи учебника (вариант: представляют сообщение или презентацию о Толстом из дополнительных источников). Читают и обсуждают главы из «Детства», кратко пересказывают одну из глав. Определяют жанр автобиографии. Готовят рассказ об одном и героев произведения (вариант: по любой другой главе, не предусмотренной хрестоматией.) Разгадывают кроссворд по пособию «Читаем, думаем, спорим…» | | | |
Р/р 33. | Главный герой повести Л.Н. Толстого «Детство», его чувства, поступки и духовный мир. | 1 | Пишут сочинение-миниатюру в соответствии с планом характеристики образа. | | | |
34. | А.П. Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа. | 1 | Читают и составляют сложный план статьи учебника (вариант: представляют сообщение или презентацию о Чехове из дополнительных источников). Читают и обсуждают рассказ «Хамелеон». Определяют понятие «хамелеонство». Анализируют бытовые сценки и говорящие фамилии в рассказе. | | | |
35. | Средства создания комического в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон». Развитие понятий о юморе и сатире | 1 | Определяют художественные особенности рассказа (анализируют композицию, роль художественной детали, речь героев, «говорящие» фамилии и др.) | | | |
Р/р 36. | Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник». | 1 | Составляют письменный отзыв по одному из прочитанных рассказов Чехова. | | | |
Вн. чт. 37. | Смех и слёзы в рассказах А.П. Чехова «Тоска», «Размазня», др. | 1 | Читают и составляют сложный план статьи А.И. Ревякина «Антон Павлович Чехов». Выполняют задания по пособию «Читаем, думаем, спорим…» Пишут сочинение-миниатюру «Мой любимый рассказ А. П. Чехова» | | | |
38. | Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. В.А. Жуковский «Приход весны». А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест». И.А. Бунин «Родина». Обучение анализу лирического текста. Подготовка к домашней письменной работе по русской поэзии XIX века. | 1 | Представляют заранее подготовленные сообщения по теме. Выразительно читают одно из стихотворений наизусть. Выполняют анализ поэтического текста. Устно описывают репродукции пейзажей. Готовятся к домашней письменной работе (составляют сложный план эссе по одному из поэтических пейзажей). | | | |
ИЗ русской литературы ХХ века (23 ч.) | ||||||
39. | И.А. Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы. | 1 | Читают и составляют сложный план статьи учебника (вариант: представляют сообщение или презентацию о Бунине из дополнительных источников). Читают и обсуждают рассказ «Цифры». Составляют план рассказа. Дают краткую характеристику главных персонажей в соответствии с планом. | | | |
Р/р 40. | И.А. Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа. Мастерство Бунина-прозаика и поэта. Подготовка к домашнему сочинению «„Золотая пора детства‟ в произведениях Л.Н. Толстого и И.А. Бунина». | 1 | Читают и обсуждают рассказ «Лапти». Наблюдают за стилем писателя (языком, синтаксисом, средствами выразительности). Пишут краткий отзыв на рассказ. Готовятся к домашнему сочинению по творчеству Толстого и Бунина: составляют план и словарь. Выполняют задания по пособию «Читаем, думаем, спорим…» | | | |
41. | М. Горький. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров. | 1 | Читают и составляют сложный план статьи учебника (вариант: представляют сообщение или презентацию о Горьком из дополнительных источников). Читают и обсуждают главы из «Детства», находят эпизоды быта. Составляют словарь диалектизмов. Выполняют характеристику деда Каширина по плану. | | | |
42. | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Понятие о теме и идее произведения. | 1 | Выполняют задания к II, III, IV главам: 1) находят в этих главах сведения о бабушке и составляют её характеристику по плану; 2) находят и анализируют сведения о второстепенных героях. Пересказывают различные сцены из повести («Пожар», «Ссора в доме деда», «Наказание», «Хорошее Дело», «Пляска бабушки», «Первое знакомство» - на выбор). | | | |
Р/р 43. | Обучение анализу эпизода из повести М. Горького «Детство» (по выбору учителя). Портрет как средство характеристики героя. | 1 | Разгадывают кроссворд по пособию «Читаем, думаем, спорим…» Описывают иллюстрацию в учебнике. Создают собственные иллюстрации к понравившимся главам. | | | |
Вн. чт. 44. | «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды. | 1 | Читают и обсуждают отрывки из рассказа об Изергиль. Пересказывают легенду о Данко. Определяют понятие легенды. Создают иллюстрацию к тексту. | | | |
45. | В.В. Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора. Роль фантастических картин. Своеобразие художественной формы стихотворения. Смысловая роль ритма и рифмы. Обучение выразительному чтению. | 1 | Читают и составляют сложный план статьи учебника (вариант: представляют сообщение или презентацию о Маяковском из дополнительных источников). Выразительно читают «Необычайное происшествие…» Наблюдают за поэтическим языком, составляют словарь неологизмов и разговорной лексики. Создают иллюстрацию к стихотворению. | | | |
Вн. чт. 46. | В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя. Его гуманизм и сочувствие ко всему живому. | 1 | Готовятся к выразительному чтению наизусть стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» (выявляют особенности рифмы, размера и поэтического языка, находят средства выразительности). Выполняют анализ поэтического текста. Составляют словарь неологизмов. Выполняют задания по пособию «Читаем, думаем, спорим…» | | | |
47. | Л.Н. Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения. | 1 | Читают и составляют сложный план статьи учебника (вариант: представляют сообщение или презентацию об Андрееве из дополнительных источников). Читают и обсуждают рассказ «Кусака», составляют цитатный план рассказа («Жизнь Кусаки»). Готовятся к домашнему сочинению-миниатюре (рассказу о любом животном, своем или бездомном) «Имя моего питомца» Составляют план и словарь. | | | |
48. | А.П. Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению человека. | 1 | Читают и обсуждают рассказ «Юшка». Составляют план рассказа. Кратко пересказывают эпизод на выбор: «Дети и Юшка», «Отношение взрослых к Юшке», «Бескорыстие», «Смерть», «Наедине с природой». Выполняют характеристику главного героя по плану. | | | |
Вн. чт. 49. | А.П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности. Вечные нравственные ценности. Своеобразие языка прозы А.П. Платонова. | 1 | Читают и обсуждают рассказ «В прекрасном и яростном мире». Составляют цитатный план. Составляют словарь профессионализмов. Выполняют задания по пособию «Читаем, думаем, спорим…». Готовятся к сочинению по одной из тем на выбор. Составляют план и словарь. | | | |
Р/р 50. | Сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей XX века). | 1 | Пишут сочинение по творчеству писателей XX века. | | | |
51. | Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов. | 1 | Читают и составляют сложный план статьи учебника (вариант: представляют сообщение или презентацию о Пастернаке из дополнительных источников). Выразительно читают стихи Пастернака. Выполняют анализ поэтического текста. Устно описывают репродукции картин. | | | |
52. | Контрольная работа. Письменный анализ эпизода или одного стихотворения. | 1 | Выполняют письменный анализ прозаического эпизода или лирического произведения по плану. | | | |
53. | Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны. Интервью как жанр публицистики. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А. Ахматовой, К. Симонова, А. Суркова, А. Твардовского, Н. Тихонова и др. | 1 | Представляют сообщение о поэте-фронтовике (вариант: посещают школьный музей, знакомятся с материалами о ВОВ). Выразительно читают наизусть стихотворения о ВОВ. Пишут сочинение-миниатюру «Интервью…» Выполняют задания по пособию «Читаем, думаем, спорим…» | | | |
54. | Ф.А. Абрамов. Слово о писателе. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. Понятие о литературной традиции. Литературные традиции в рассказе Ф.А. Абрамова «О чём плачут лошади». | 1 | Читают и составляют сложный план статьи учебника (вариант: представляют сообщение или презентацию об Абрамове из дополнительных источников). Читают и обсуждают рассказ «О чем плачут лошади». Составляют план рассказа. Кратко пересказывают эпизоды из рассказа. Пишут краткий отзыв на один из них. Выполняют задания по пособию «Читаем, думаем, спорим…» | | | |
55. | Е.И. Носов. Слово о писателе. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения. Подготовка к домашнему сочинению. | 1 | Читают и составляют сложный план статьи учебника (вариант: представляют сообщение или презентацию о Носове из дополнительных источников). Читают и комментируют рассказ «Кукла». Выполняют задания по пособию «Читаем, думаем, спорим…» (вариант: читают стихотворение «Кукла» К. Случевского, определяют, есть ли связь между этим стихотворением и рассказом Е.И. Носова). Читают и обсуждают рассказ «Живое пламя». Создают иллюстрацию к рассказу. | | | |
Вн. чт. 56. | Ю.П. Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека. | 1 | Читают и составляют сложный план статьи учебника (вариант: представляют сообщение или презентацию о Казакове из дополнительных источников). Читают и комментируют рассказ «Тихое утро». Составляют цитатный план рассказа. Выполняют творческое задание в учебнике. | | | |
Вн. чт. 57. | Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов, Н. Заболоцкий и др.). Единство человека и природы. Общее и индивидуальное в восприятии природы русским поэтом. | 1 | Выразительно читают стихотворения о родной природе. Выполняют анализ поэтического текста. Сопоставляют иллюстрации со стихами. Слушают песни на стихи русских поэтов. Пишут сочинение-миниатюру. Разгадывают кроссворд по пособию «Читаем, думаем, спорим…» | | | |
58. | А.Т. Твардовский. Слово о поэте. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…». Философские проблемы в лирике Твардовского. Развитие понятия о лирическом герое. | 1 | Читают и составляют сложный план статьи учебника (вариант: представляют сообщение или презентацию о Твардовском из дополнительных источников). Готовятся к выразительному чтению наизусть (выполняют анализ поэтического текста). Разгадывают кроссворд по пособию «Читаем, думаем, спорим…» | | | |
Вн. чт. 59. | Д.С. Лихачёв. Слово о писателе, учёном, гражданине. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодёжи. Публицистика, мемуары как жанр литературы. | 1 | Читают и составляют сложный план статьи учебника (вариант: представляют сообщение или презентацию о Лихачеве из дополнительных источников). Читают и комментируют статью «Земля родная». Выполняют задания по пособию «Читаем, думаем, спорим…» | | | |
60. | М.М. Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя. | 1 | Читают и составляют сложный план статьи учебника (вариант: представляют сообщение или презентацию о Лихачеве из дополнительных источников). Читают и комментируют рассказ «Беда». Выполняют задания по учебнику. | | | |
Вн. чт. 61. | Песни на слова русских поэтов XX века. А. Вертинский «Доченьки». И. Гофф «Русское поле». Б.Ш. Окуджава «По смоленской дороге…». Лирические размышления о жизни, времени и вечности. | 1 | Представляют сообщения о поэтах XX века, стихи которых положены на музыку. Слушают аудиозаписи. Выразительно читают наизусть стихи на выбор. Выполняют анализ поэтического текста. | | | |
Из литературы народов России (1 ч.) | ||||||
62. | Из литературы народов России. Расул Гамзатов. Рассказ о поэте. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю…», «О моей Родине». Размышления поэта об истоках и основах жизни. Особенности художественной образности дагестанского поэта. | 1 | Читают и составляют сложный план статьи учебника (вариант: представляют сообщение или презентацию о Гамзатове из дополнительных источников). Выразительно читают (вариант: наизусть) стихи Гамзатова. Выполняют анализ поэтического текста. Пишут сочинение-миниатюру. | | | |
Из зарубежной литературы (5 ч.) | ||||||
63. | Р. Бёрнс. Слово о поэте. «Честная бедность» и другие стихотворения. Представления поэта о справедливости и честности. Народно-поэтическая основа и своеобразие лирики Бёрнса. | 1 | Читают и составляют сложный план статьи учебника (вариант: представляют сообщение или презентацию о Бернсе из дополнительных источников). Выразительно читают (вариант: наизусть) стихи Бернса. Выполняют анализ поэтического текста. Разгадывают кроссворд в пособии «Читаем, думаем, спорим…» | | | |
64. | Дж. Г. Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины. Анализ поэтических интонаций. Обучение выразительному чтению. | 1 | Читают и составляют сложный план статьи учебника (вариант: представляют сообщение или презентацию о Байроне из дополнительных источников). Выразительно читают (вариант: наизусть) стихи Байрона. Выполняют анализ поэтического текста. Выполняют задания по пособию «Читаем, думаем, спорим…» | | | |
65. | Японские хокку (хайку). Особенности жанра. | 1 | Читают и составляют сложный план статьи учебника (вариант: представляют сообщение или презентацию о хокку из дополнительных источников). Выразительно читают (вариант: наизусть) хокку. Выполняют анализ поэтического текста. Выполняют задания по пособию «Читаем, думаем, спорим…». | | | |
Р/р 66. | Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей. О. Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов». | 1 | Представляют сообщение или презентацию о Генри из дополнительных источников. Читают и обсуждают рассказ «Дары волхвов». Выполняют задание «Проверь себя». Пишут эссе по произведениям зарубежной литературы по одной из тем на выбор: «Благодарность», «Во имя любви», «Истинные дарители». | | | |
67. | Р.Д. Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы». Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра. | | Читают и составляют сложный план статьи учебника (вариант: представляют сообщение или презентацию о Бредберри из дополнительных источников). Читают и обсуждают рассказ «Каникулы». Выполняют задание по пособию «Читаем, думаем, спорим…» | | | |
Подведение итогов за год (1 ч.) | ||||||
68. | Читательская конференция. Итоги года и задание на лето. | | Выполняют задания из раздела «Повторение» по пособию «Читаем, думаем, спорим…». Подводят итоги года. Пишут итоговый тест. Составляют список литературы для чтения на лето. | | |
36