12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Анжелика Грошева16

Сценарий урока 5 класс

Дата: 18.04.2016

Класс: 5 «»

Тема: «Тембры – музыкальные краски» (по программе Т.И. Науменко,

В.В. Алеев)

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ, МУЗЫКИ И ИЗО.

Тема урока: «Сказка о царе Салтане….» А.С.Пушкина в музыке Н.А.Римского- Корсакова и в изобразительном искусстве.

Цели: 1.Образовательная - формировать умение   анализировать и сравнивать выразительные средства в литературе, музыке и изобразительном искусстве.

2.Развивающая-развивать образное и ассоциативное мышление, творческое воображение, внимание, музыкальный и художественный вкус.

3.Воспитательная – воспитывать любовь к поэтическому слову, музыке и живописи.

Тип урока: Совершенствование знаний, умений и навыков с использованием новых технологий.

Методы: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Задачи:

- Показать учащимся, как можно обогатить наше впечатление о литературном произведении с помощью музыки и изобразительного искусства.

-Сформировать умение анализировать и сравнивать выразительные средства в литературе, музыке и изобразительном искусстве.

-Развивать образное и ассоциативное мышление, творческое воображение, внимание, музыкальный и художественный вкус.

-Воспитывать любовь к поэтическому слову, музыке и живописи.

Результат: Самостоятельно делать выводы, сравнивать художественные средства разных искусств, образно и ассоциативно мыслить.

Ресурсы: мультимедийная презентация, музыкальные фрагменты, рисунки детей.

Идея данного урока состоит в том, чтобы показать учащимся , как можно обогатить и углубить свои впечатления о литературном произведении с помощью музыки и изобразительного искусства.

В течение всего урока ребята сравнивали и анализировали выразительные средства трех искусств. Обсуждая каждое из трех чудес (белочка,33 богатыря, царевна лебедь) учащиеся отвечали на вопросы: созвучны ли настроения художника, поэта и музыканта, стало ли ярче восприниматься прочитанное чудо? Дети сами делали выводы , в конце урока заполнили сравнительную таблицу и записали выводы к которым они пришли.

На этапе рефлексии ребята выразили свое отношение к уроку с помощью смайликов.

Ход урока.

1. Организационный момент

2.Актуализация знаний.

-Здравствуйте, ребята. ! Сегодня мы будем путешествовать по жанрам литературы и музыки и искать ответы на вопрос: “Может ли существовать литература без музыки, а музыка без литературы?” Сегодня на уроке мы постараемся вместе с вами объединить музыку, и литературу с помощью сказки и посмотреть , как в сказочной красоте соединились три души : душа поэта, душа композитора. А вот какая сказка нам в этом поможет, вы скажите сами.

-Ребята посмотрите на слайд и скажите, знаете ли вы эту сказку? ( «Сказка о царе Салтане…»)

-А кто написал эту сказку? (А.С.Пушкин)

-А вы знаете кто подсказал сюжет этой сказки А.С.Пушкину ? (В детстве Александру Сергеевичу рассказывала русские народные сказки его няня Арина Родионовна. Сюжет он взял из русской народной сказки, которую рассказала ему няня)

- Любите ли Вы сказки?

- Сегодня мы будем слушать и анализировать не простые сказки, а музыкальные – в которых музыка также является главным действующим героем.

-Ребят, многие сказки строятся на антитезе, это значит на (противопоставлении). --А в этой сказке, что противопоставляется? ( Добро и зло, коварство и любовь).

- К какой группе сказок можно отнести эту сказку? (К волшебным. Присутствует волшебство)

- А какими же словами начинаются сказки?

Дети: В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…»

- Совершенно верно.

Послушайте небольшой фрагмент

В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут;

Туча по небу идет, бочка по морю плывет.

Словно горькая вдовица, плачет, бьется в ней царица;

И растет ребенок там не по дням, а по часам.

Вы узнали, откуда эти строчки?

Дети: Да, эти строчки из произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

Учитель: Правильно! Причудливый, волшебный, фантастический мир сказочного творчества находит свое выражение не только в литературе, но и в музыке. Замечательный русский композитор Н.А. Римский-Корсаков так вдохновился сказкой А.С. Пушкина, что даже сочинил оперу «Сказка о царе Салтане».

Поговорим не много о композиторе

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Как вы думаете это был зарубежный композитор или наш Русский композитор?

Посмотрите на слайд и как вы думаете почему я написала на слайде композитор-сказочник?

 Композитором-сказочником, дирижёром,

Родился 18 марта 1844 г. в Тихвине Новгородской губернии. К музыке имел склонность с детства, но вначале избрал карьеру морского офицера. Поступил в Морской корпус в Петербурге. Правда, занятий музыкой не оставил.

Н.А. Римский-Корсаков сочинил 15 опер. Из них 9 созданы на сказочные сюжеты. Друзья называли его композитором-сказочником. Народные былины, сказки, легенды, сказочные герои привлекали композитора своей поэтичностью и красотой. Народные песни, которые он бережно собирал и записывал, заворожили его навсегда своими прекрасными мелодиями, скромным изяществом и задушевностью. И друзья назвали его «композитор сказочник»

Сказка прекрасное раздолье для творчества. Поэзия Пушкина побудила великого композитора к созданию оперы и к 100-летию со дня рождения Александра Сергеевича,он написал оперу «Сказка о царе Салтане…».



 

3. Постановка учебной задачи.

-Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим 3 чуда:

-Кто знает какие 3 чуда были в этой сказке?( белочка, 33 богатыря и Царевна-Лебедь)

Наша с вами задача посмотреть поможет ли музыка и живопись обогатить представление о прочитанной сказке.

А сейчас мы с вами послушаем фрагмент из оперы, и вы попробуйте понять чья это тема?

Слушание темы Белка

Итак ребята посмотрите на экран и скажите каким из 3-х персонажей подходит эта тема?

-Как вы думаете, музыка какая была? (Веселая, радостная, танцевальная)

- Какие средства выразительности композитор использовал для создания образа белочки? ( темп,лад,ритм,регистр)

- Какой инструмент исполняет тему Белочки?(флейта)

Если не ответили то повторное слушание

-Почему именно флейту использует композитор? (регистр- высокий, чтобы показать маленькую белку в хрустальном теремке.) (на слайде рассматривают флейту)

-Ребята а давайте послушаем как же описывает композитор 2 чудо? Какие картины рисует ваше воображение?

Слушание темы Богатыри

Итак ребята посмотрите на экран и скажите каким из 2-х персонажей подходит эта тема?

-А как вы поняли что эта тема богатырей?( торжественная,бущующее море слышно, волнующая, твердая, строгая, маршевая.)

- Какой регистр использует композитор? (низкий) Почему? ( чтобы показать силу, мощь богатырей)

-Ребята скажите кто из 3-х персонажей у нас остался?(царевна-лебедь)

-Сейчас мы с вами послушаем как звучит тема: Царевны-лебедь

-Итак ребята мы с вами послушали тему, а похожа ли эта тема, на нашу героиню?

- Как вы поняли это?Какая музыка была? (Нежная, плавная, певучая ,грациозная)

-А вы услышали в музыке превращение из лебедя в царевну?

Послушаем эту тему,и кто услышит превращение то поднимайте руку.

-Сегодня на уроке мы попробовали объединить в сказке музыку и литературу.

-Итак ребята скажите мне- “Может ли существовать литература без музыки, а музыка без литературы?”

Можем ли мы сказать, что музыка, литература связаны друг с другом? (ответы детей)Почему вы так решили?

А КТО МНЕ НАПОМНИТ, НА ПРОШЛОМ УРОКЕ КАКУЮ ПЕСНЮ МЫ С ВАМИ РАЗУЧИВАЛИ (КУКУШКА) а кто сейчас вспомнит, КТО НАПИСАЛ ЭТУ ПЕСНЮ?

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.