12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Савёнышева Ирина Владимировна30
2

Теоретические аспекты и сущность исследовательской деятельности в рамках реализации ФГОС

Теоретические аспекты и сущность исследовательской деятельности

в рамках реализации ФГОС

Савёнышева И.В.,

учитель истории и обществознания

ГБОУ СОШ № 254


Для определения основного понятия «исследовательская деятельность» необходимо уточнить понятия ««деятельность» и «исследование».

Деятельность — целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта. [1] Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс. Исследование - процесс выработки новых знаний. [1]

Зимняя И.А и Шашенкова Е.А. в своей работе «Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности» определяет понятие исследовательская деятельность как деятельность специфическую, регулируемую сознанием и личной активностью, направленную на достижение цели и удовлетворение потребностей (познавательных, интеллектуальных) через «определение конкретных способов и средств действий через постановку проблемы, вычленение объекта исследования, проведение эксперимента, описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте, создание гипотезы(теории), предсказание и проверку полученного знания» [2]

Савенков А.И. в своем определении данного понятия выделяет, что исследовательская деятельность, несмотря на это деятельность творческая, а потребность в поисковой активности является потребностью психической. Автор определяет исследовательское поведение как главный импульс к формирования исследовательской деятельности «Она логически включает в себя мотивирующие факторы (поисковую активность) исследовательского поведения и механизмы его осуществления». [3]

Леонтович А.В., не умаляя творческой составляющей исследовательской деятельности, настаивает на обязательном условии неизвестности решения и прохождении всех необходимых для исследования этапов «исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы» [4] Этого же мнения и придерживается Л.Ф.Фомина, уточняя, что неизвестный результат касается не только научных и технических исследований, но и исследований в области культуры и искусства.

Карпов А.О.считает, что исследовательская деятельность базируется на базе решения исследовательских задач для формирования исследовательского поведения и в итоге представляет собой это последовательные действия, ведущие от постановки вопроса к получению ответа.

Приведенные трактовки рассматриваемого понятия доказывают, что однозначного определения понятия «исследовательская деятельность» в педагогической литературе нет, но они совпадают по трем основным аспектам:

исследовательская деятельность - деятельность творческая;

основана на исследовательском поведении;

подчиняется общей схеме последовательности проведения исследования

Таким образом, через организацию и использование исследовательского метода обучения (формы, приемы и методы) происходит развитие исследовательского поведения, что является предпосылкой становления исследовательской деятельность

Анализ исследовательской деятельности с позиции общей теории позволил нам выявить и раскрыть основные компоненты и особенности исследовательской деятельности учащихся.


основные компоненты исследовательской деятельности

содержание компонента

сущность компонента (комментарии)

возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста (7-12 лет)

1. Тесная связь темы исследования с предметным содержанием

2. Тема лежит в плоскости познавательных интересов

3. Проблема исследования лежит в ЗБР (зоне ближайшего развития)

4.Временные рамки для исследования уместно ограничить 1-2 неделями


В основе лежат возрастные особенности данного возраста:

- наглядно-образное мышление (зачатки словесно-логического);

- низкое произвольное внимание;

- неустойчивость внимания;

- утомляемость;

- дифференцируемость восприятия;

- естественная непрерывность перехода ЗБР в зону актуального развития.


показатели готовности ученика (зрелость) к исследовательской деятельности

1.коммуникативная зрелость

2. интеллектуальная зрелость

3. оценочно-самооценочная зрелость

1. Коммуникативная зрелость включает в себя:

умение спрашивать (выяснять точки зрения, делать запрос);

- умение управлять голосом;

- умение выражать свою точку зрения (формулировка точки зрения и аргументация)

- умение договариваться.


2. Интеллектуальная зрелость, с точки зрения сформированности качеств мышения (гибкости, подвижности, вариативности), включает в себя:

- развитие аналитико-синтетических действий;

- сформированность алгоритма сравнительного анализа и вычленения существенного признака;

- возможность выделять общий способ действий;

- перенос общего способа действий на другие учебные задачи.


3. Оценочно-самооценочная зрелость включает в себя умения:

- адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

- обоснованно оценивать результат и процесс решения учебной задачи с упором на положительное;

- выделять недостатки с включением конструктивных предложений.


*По результатам диагностик, установлена обратная связь: в процессе исследовательской деятельности у ученика начальной школы совершенствуются данные показатели и вырабатывается мотивация к учебно-познавательной деятельности.


уровни организации исследовательской деятельности

1.начальный;

2.оптимальный;

3.высший.

Начальный: учитель - ставит проблему и намечает пути решения; ученик – самостоятельно находит решение.

Оптимальный: учитель - ставит проблему; ученик – самостоятельно ищет

пути и методы ее решения, само решение;

Высший: учитель - партнер; ученик – самостоятельно ставит проблему, ищет

пути и методы ее решения, само решение;


цель исследования

Цель работы должна быть конкретной, чётко сформулированной и доступной для конкретного исследователя.


Ученик формулирует цель исследования (что хочу знать? для чего?)

Учитель помогает в формулировке цели.

мотив

1.социальные;

2. познавательные;

3. мотивы достижения;

4. мотивы сотрудничества;

5. практические.

Потребностно-мотивационная основа исследовательской деятельности детей включает социальные и познавательные мотивы.

Социальные мотивы: стремление быть ответственным, выполнять свои обязанности; похвала за успехи, утверждение в коллективе, стремление к взаимодействию с учениками, педагогом или родителями.

Познавательные мотивы: получение новых знаний, самообразование, конкретный практический результат (продукт), овладение исследовательскими умениями и навыками; использование полученных знаний и умений на практике.


субъект

ученик младших классов, группа учеников, весь класс, пары ученик-ученик, ученик-родитель, ученик-учитель.


Субъект определяется в зависимости от целей и задач исследования.

уровень контактов

1. внутришкольные;

2. региональные;

3. международные.


Внутришкольные проекты включают в себя взаимодействие учащихся внутри класса, параллели и школы. Они могут выходить в сотрудничество между классами и школами региона или разных стран.


профиль знаний

1. монопроекты;

2. межпредметные.


Монопроекты проводятся по одному предмету; межпредметные – по

нескольким предметам или на границе областей и наук.

литературно-творческие;

естественно-научные;

экологические;

языковые (лингвистические);

культуроведческие;

спортивные;

географические;

исторические;

музыкальные.


типы исследований

1. исследовательские;

2. творческие;

3. ролево-игровые;

4. информационные;

5. практико-ориентированные;


На основе материалов Е.С.Полат.[5]


1. исследовательские: направлены на развитие исследовательских умений и навыков; требуют реализации технологии проектной деятельности (структура);

2. творческие: направлены на проявление и развитие творческих способностей; требуют обеспечения комфортной среды;

3. ролево-игровые: направлены на постижение окружающего мира и межличностных отношений через игру; требуют атмосферы доверия и признания равноправности каждого участника;

4.информационные: направлены на аналитическую работу с полученной информацией; требуют владение навыками работы с источниками информации;

5. практико-ориентированные (прикладные): направлены на производство социально значимого изделия (продукта); требуют возможности для самостоятельной работы;

В реальной практике приходится иметь дело со смешанными типами проектов.

темы исследований

1. фантастические (разработка несуществующих объектов и явлений);
2. эмпирические (связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов);
3. теоретические (изучение и обобщение фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках).

 Правила выбора темы:

- ориентирована на конкретную личность;

- соответствует возрасту;

- достаточно кратковременна;

- представляет для ребенка интерес;

- реально осуществима;

- очевидно полезна для исследователя;

- формирует новые умения и навыки;

- желательно неординарна и самобытна;

- предполагает творческий взгляд;


*Объектами исследования могут стать: объекты живой и неживой природы; искусственные объекты; социальные объекты (человек, группы людей, человеческие общества; фантастические объекты (сказочные герои).


продолжительность

1. мини-проекты;

2. краткосрочные;

3. средней продолжительности;

4. долгосрочные.


Мини-проекты реализуются в рамках урока.

Краткосрочные – 1-5 уроков.

Средней продолжительности – 1–2 месяца.

Долгосрочные – до года.


характер координации

1. явная координация;

2. скрытая координация.


При явной форме (жесткой или гибкой) координатор (учитель) организует, направляет и контролирует работу, фактически являясь соучастником исследования; при скрытой форме сопровождение не происходит

процесс исследования


Этапы работы

(методика А.И.Савенкова) [6]

1.Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).

2.Определение сферы и выбор темы исследования (обозначить границы исследования).

3. Формулировка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные – идеи).

4.Выбор методики исследования.

5.Сбор и обработка информации.

6. Проведение исследований.

7.Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы).

8. Выводы. Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования и др.).

9.Публичная презентация (защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).

10.Обсуждение итогов завершенной работы. Рефлексия.



Для достижения максимальных результатов необходимо расширить понятийный словарь:

1. Понятия: исследование, исследователь, исследовательская задача (проблема).

2. Понятия: тема исследования, цель, задачи, гипотеза.

Лексика: слова, с которых начинаются цели исследования (разработать, выявить, проанализировать, определить, обосновать, раскрыть, изучить и др.).

3. Понятия: наблюдение, наблюдательность. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (лупа, микроскоп, телескоп и др.).

4. Понятия: эксперимент, экспериментирование.

5. Понятия: план. Логика плана.

6. Понятия: источники информации, справочник, энциклопедия, Интернет, сайт.

7. Понятие: метод исследования (подумать самостоятельно, провести эксперимент, понаблюдать, посмотреть книги или воспользоваться компьютером, спросить у других людей)

8. Понятия: анкета, анкетирование, опрос.

9. Понятия: анализ, обобщение.

10. Понятия: сообщение, защита, доклад.

11.Понятие: самооценка.




cредства исследовательской деятельности

1.внутренние;

2. внешние;

Под внутренними средствами понимаются познавательные способности, имеющиеся и приобретенные знания, умения и навыки исследовательской деятельности, языковые средства, умственные действия и операции.

Под внешними подразумевают: источники информации, схемы, таблицы, инструменты, технические средства.

характер результата

(продукт)

Классификация А.С.Сиденко. [7]

- информационный;

- исследовательский;

- обзорный;

- проекты-инсценировки;


Веб-сайт (предметный, тематический); видеоклип; газета; игра; костюм;

доклад; музыкальное произведение; спектакль; анализ; список рекомендаций;

публикация; справочник; учебное пособие; бизнес-план; выставка; макет; праздник; картина; социологический опрос; чертеж; рекламный ролик; интервью с известными людьми; поделка и др.



публичная защита

1.время доклада;

2.примерное содержание доклада;

3.ответы на вопросы слушателей при защите.

1.Время доклада – 7-10 минут.

2.Примерное содержание доклада:

- название работы;

- цель работы и ее актуальность;

- основное содержание работы, методы исследования, трудности;

- вывод, перспективы продолжения работы;

- слова благодарности за внимание.

3.Вопросы при защите.

Объяснить более развернуто некоторые результаты исследования;

раскрыть более подробно отдельные этапы исследования;

защитить некоторые утверждения исследования;

конкретизировать отдельные моменты презентации;

уточнить, чему научился, какие сложности при работе возникли.




Исходя из утверждения В.В Давыдова, что именно младший школьный возраст является отправной точкой осознанной познавательной деятельности, современному учителю необходимо понимать, что при игнорировании включения исследовательской деятельности в процесс нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся. [8]

Учитывая, что исследовательская деятельность находится в плоскости развития познавательных умений и навыков учащихся, критического мышления, самостоятельного конструирования знаний, ориентирования и использования информационных окон, повышения личной мотивации и потребности в учебно-познавательной деятельности – можно заявить, что исследовательская деятельность – это средство познания, а значит – дидактическая категория, частная методика. Соответственно, чтобы успешно применять данную методику на практике, педагогу необходимо владеть теоретическими знаниями по данной проблематике. Только при этом условии исследовательская деятельность органично вольется в традиционную систему обучения и станет её неотъемлемой частью.


Список литературы

1. Краткий психологический словарь / Под общей ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского;

2. Зимняя И.А., Шашенкова Е.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. – Ижевск, 2001.

3. Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе/ Библиотека журнала «Директор школы» – М.: Сентябрь, 2001.

4. Леонтович А.В. К проблеме исследований в науке и в образовании/ Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 33–37

5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. -М., 1999

6. СавенковА.И. Маленький исследователь: как научить младшего школьника приобретать знания. Ярославль. Академия развития, 2002

7.Содержание и организация исследовательского обучения школьников Москва «Сентябрь» 2003. Библиотека журнала «Директор школы». Выпуск № 8 2003г.

8. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения М, 1986




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.