Статья «Теоретические аспекты и сущность исследовательской деятельности в рамках реализации ФГОС»
Теоретические аспекты и сущность исследовательской деятельности
в рамках реализации ФГОС
Савёнышева И.В.,
учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ № 254
Для определения основного понятия «исследовательская деятельность» необходимо уточнить понятия ««деятельность» и «исследование».
Деятельность — целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта. [1] Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс. Исследование - процесс выработки новых знаний. [1]
Зимняя И.А и Шашенкова Е.А. в своей работе «Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности» определяет понятие исследовательская деятельность как деятельность специфическую, регулируемую сознанием и личной активностью, направленную на достижение цели и удовлетворение потребностей (познавательных, интеллектуальных) через «определение конкретных способов и средств действий через постановку проблемы, вычленение объекта исследования, проведение эксперимента, описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте, создание гипотезы(теории), предсказание и проверку полученного знания» [2]
Савенков А.И. в своем определении данного понятия выделяет, что исследовательская деятельность, несмотря на это деятельность творческая, а потребность в поисковой активности является потребностью психической. Автор определяет исследовательское поведение как главный импульс к формирования исследовательской деятельности «Она логически включает в себя мотивирующие факторы (поисковую активность) исследовательского поведения и механизмы его осуществления». [3]
Леонтович А.В., не умаляя творческой составляющей исследовательской деятельности, настаивает на обязательном условии неизвестности решения и прохождении всех необходимых для исследования этапов «исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы» [4] Этого же мнения и придерживается Л.Ф.Фомина, уточняя, что неизвестный результат касается не только научных и технических исследований, но и исследований в области культуры и искусства.
Карпов А.О.считает, что исследовательская деятельность базируется на базе решения исследовательских задач для формирования исследовательского поведения и в итоге представляет собой это последовательные действия, ведущие от постановки вопроса к получению ответа.
Приведенные трактовки рассматриваемого понятия доказывают, что однозначного определения понятия «исследовательская деятельность» в педагогической литературе нет, но они совпадают по трем основным аспектам:
исследовательская деятельность - деятельность творческая;
основана на исследовательском поведении;
подчиняется общей схеме последовательности проведения исследования
Таким образом, через организацию и использование исследовательского метода обучения (формы, приемы и методы) происходит развитие исследовательского поведения, что является предпосылкой становления исследовательской деятельность
Анализ исследовательской деятельности с позиции общей теории позволил нам выявить и раскрыть основные компоненты и особенности исследовательской деятельности учащихся.
основные компоненты исследовательской деятельности | содержание компонента | сущность компонента (комментарии) |
возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста (7-12 лет) | 1. Тесная связь темы исследования с предметным содержанием 2. Тема лежит в плоскости познавательных интересов 3. Проблема исследования лежит в ЗБР (зоне ближайшего развития) 4.Временные рамки для исследования уместно ограничить 1-2 неделями | В основе лежат возрастные особенности данного возраста: - наглядно-образное мышление (зачатки словесно-логического); - низкое произвольное внимание; - неустойчивость внимания; - утомляемость; - дифференцируемость восприятия; - естественная непрерывность перехода ЗБР в зону актуального развития. |
показатели готовности ученика (зрелость) к исследовательской деятельности | 1.коммуникативная зрелость 2. интеллектуальная зрелость 3. оценочно-самооценочная зрелость | 1. Коммуникативная зрелость включает в себя: умение спрашивать (выяснять точки зрения, делать запрос); - умение управлять голосом; - умение выражать свою точку зрения (формулировка точки зрения и аргументация) - умение договариваться. 2. Интеллектуальная зрелость, с точки зрения сформированности качеств мышения (гибкости, подвижности, вариативности), включает в себя: - развитие аналитико-синтетических действий; - сформированность алгоритма сравнительного анализа и вычленения существенного признака; - возможность выделять общий способ действий; - перенос общего способа действий на другие учебные задачи. 3. Оценочно-самооценочная зрелость включает в себя умения: - адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников; - обоснованно оценивать результат и процесс решения учебной задачи с упором на положительное; - выделять недостатки с включением конструктивных предложений. *По результатам диагностик, установлена обратная связь: в процессе исследовательской деятельности у ученика начальной школы совершенствуются данные показатели и вырабатывается мотивация к учебно-познавательной деятельности. |
уровни организации исследовательской деятельности | 1.начальный; 2.оптимальный; 3.высший. | Начальный: учитель - ставит проблему и намечает пути решения; ученик – самостоятельно находит решение. Оптимальный: учитель - ставит проблему; ученик – самостоятельно ищет пути и методы ее решения, само решение; Высший: учитель - партнер; ученик – самостоятельно ставит проблему, ищет пути и методы ее решения, само решение; |
цель исследования | Цель работы должна быть конкретной, чётко сформулированной и доступной для конкретного исследователя. | Ученик формулирует цель исследования (что хочу знать? для чего?) Учитель помогает в формулировке цели. |
мотив | 1.социальные; 2. познавательные; 3. мотивы достижения; 4. мотивы сотрудничества; 5. практические. | Потребностно-мотивационная основа исследовательской деятельности детей включает социальные и познавательные мотивы. Социальные мотивы: стремление быть ответственным, выполнять свои обязанности; похвала за успехи, утверждение в коллективе, стремление к взаимодействию с учениками, педагогом или родителями. Познавательные мотивы: получение новых знаний, самообразование, конкретный практический результат (продукт), овладение исследовательскими умениями и навыками; использование полученных знаний и умений на практике. |
субъект | ученик младших классов, группа учеников, весь класс, пары ученик-ученик, ученик-родитель, ученик-учитель. | Субъект определяется в зависимости от целей и задач исследования. |
уровень контактов | 1. внутришкольные; 2. региональные; 3. международные. | Внутришкольные проекты включают в себя взаимодействие учащихся внутри класса, параллели и школы. Они могут выходить в сотрудничество между классами и школами региона или разных стран. |
профиль знаний | 1. монопроекты; 2. межпредметные. | Монопроекты проводятся по одному предмету; межпредметные – по нескольким предметам или на границе областей и наук. •литературно-творческие; •естественно-научные; •экологические; •языковые (лингвистические); •культуроведческие; •спортивные; •географические; •исторические; •музыкальные. |
типы исследований | 1. исследовательские; 2. творческие; 3. ролево-игровые; 4. информационные; 5. практико-ориентированные; На основе материалов Е.С.Полат.[5] | 1. исследовательские: направлены на развитие исследовательских умений и навыков; требуют реализации технологии проектной деятельности (структура); 2. творческие: направлены на проявление и развитие творческих способностей; требуют обеспечения комфортной среды; 3. ролево-игровые: направлены на постижение окружающего мира и межличностных отношений через игру; требуют атмосферы доверия и признания равноправности каждого участника; 4.информационные: направлены на аналитическую работу с полученной информацией; требуют владение навыками работы с источниками информации; 5. практико-ориентированные (прикладные): направлены на производство социально значимого изделия (продукта); требуют возможности для самостоятельной работы; В реальной практике приходится иметь дело со смешанными типами проектов. |
темы исследований | 1. фантастические (разработка несуществующих объектов и явлений); | Правила выбора темы: - ориентирована на конкретную личность; - соответствует возрасту; - достаточно кратковременна; - представляет для ребенка интерес; - реально осуществима; - очевидно полезна для исследователя; - формирует новые умения и навыки; - желательно неординарна и самобытна; - предполагает творческий взгляд; *Объектами исследования могут стать: объекты живой и неживой природы; искусственные объекты; социальные объекты (человек, группы людей, человеческие общества; фантастические объекты (сказочные герои). |
продолжительность | 1. мини-проекты; 2. краткосрочные; 3. средней продолжительности; 4. долгосрочные. | Мини-проекты реализуются в рамках урока. Краткосрочные – 1-5 уроков. Средней продолжительности – 1–2 месяца. Долгосрочные – до года. |
характер координации | 1. явная координация; 2. скрытая координация. | При явной форме (жесткой или гибкой) координатор (учитель) организует, направляет и контролирует работу, фактически являясь соучастником исследования; при скрытой форме сопровождение не происходит |
процесс исследования | Этапы работы (методика А.И.Савенкова) [6] 1.Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования). 2.Определение сферы и выбор темы исследования (обозначить границы исследования). 3. Формулировка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные – идеи). 4.Выбор методики исследования. 5.Сбор и обработка информации. 6. Проведение исследований. 7.Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы). 8. Выводы. Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования и др.). 9.Публичная презентация (защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы). 10.Обсуждение итогов завершенной работы. Рефлексия. | Для достижения максимальных результатов необходимо расширить понятийный словарь: 1. Понятия: исследование, исследователь, исследовательская задача (проблема). 2. Понятия: тема исследования, цель, задачи, гипотеза. Лексика: слова, с которых начинаются цели исследования (разработать, выявить, проанализировать, определить, обосновать, раскрыть, изучить и др.). 3. Понятия: наблюдение, наблюдательность. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (лупа, микроскоп, телескоп и др.). 4. Понятия: эксперимент, экспериментирование. 5. Понятия: план. Логика плана. 6. Понятия: источники информации, справочник, энциклопедия, Интернет, сайт. 7. Понятие: метод исследования (подумать самостоятельно, провести эксперимент, понаблюдать, посмотреть книги или воспользоваться компьютером, спросить у других людей) 8. Понятия: анкета, анкетирование, опрос. 9. Понятия: анализ, обобщение. 10. Понятия: сообщение, защита, доклад. 11.Понятие: самооценка. |
cредства исследовательской деятельности | 1.внутренние; 2. внешние; | Под внутренними средствами понимаются познавательные способности, имеющиеся и приобретенные знания, умения и навыки исследовательской деятельности, языковые средства, умственные действия и операции. Под внешними подразумевают: источники информации, схемы, таблицы, инструменты, технические средства. |
характер результата (продукт) | Классификация А.С.Сиденко. [7] - информационный; - исследовательский; - обзорный; - проекты-инсценировки; | Веб-сайт (предметный, тематический); видеоклип; газета; игра; костюм; доклад; музыкальное произведение; спектакль; анализ; список рекомендаций; публикация; справочник; учебное пособие; бизнес-план; выставка; макет; праздник; картина; социологический опрос; чертеж; рекламный ролик; интервью с известными людьми; поделка и др. |
публичная защита | 1.время доклада; 2.примерное содержание доклада; 3.ответы на вопросы слушателей при защите. | 1.Время доклада – 7-10 минут. 2.Примерное содержание доклада: - название работы; - цель работы и ее актуальность; - основное содержание работы, методы исследования, трудности; - вывод, перспективы продолжения работы; - слова благодарности за внимание. 3.Вопросы при защите. • Объяснить более развернуто некоторые результаты исследования; • раскрыть более подробно отдельные этапы исследования; • защитить некоторые утверждения исследования; • конкретизировать отдельные моменты презентации; • уточнить, чему научился, какие сложности при работе возникли. |
Исходя из утверждения В.В Давыдова, что именно младший школьный возраст является отправной точкой осознанной познавательной деятельности, современному учителю необходимо понимать, что при игнорировании включения исследовательской деятельности в процесс нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся. [8]
Учитывая, что исследовательская деятельность находится в плоскости развития познавательных умений и навыков учащихся, критического мышления, самостоятельного конструирования знаний, ориентирования и использования информационных окон, повышения личной мотивации и потребности в учебно-познавательной деятельности – можно заявить, что исследовательская деятельность – это средство познания, а значит – дидактическая категория, частная методика. Соответственно, чтобы успешно применять данную методику на практике, педагогу необходимо владеть теоретическими знаниями по данной проблематике. Только при этом условии исследовательская деятельность органично вольется в традиционную систему обучения и станет её неотъемлемой частью.
Список литературы
1. Краткий психологический словарь / Под общей ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского;
2. Зимняя И.А., Шашенкова Е.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. – Ижевск, 2001.
3. Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе/ Библиотека журнала «Директор школы» – М.: Сентябрь, 2001.
4. Леонтович А.В. К проблеме исследований в науке и в образовании/ Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 33–37
5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. -М., 1999
6. СавенковА.И. Маленький исследователь: как научить младшего школьника приобретать знания. Ярославль. Академия развития, 2002
7.Содержание и организация исследовательского обучения школьников Москва «Сентябрь» 2003. Библиотека журнала «Директор школы». Выпуск № 8 2003г.
8. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения М, 1986