Статья «Теоретические и методологические проблемы современного образования в сфере дефектологии»
Теоретические и методологические проблемы
современного образования в сфере дефектологии
Статистика показывает повышение из года в год количества обучающихся с ограниченными возможностями здоровья из-за неблагоприятных наследственных факторов, плохой экологии, различных тяжёлых инфекционных и хронических заболеваний и других факторов, поэтому профессия учителя-дефектолога в современном мире очень актуальна и востребована. Помочь детям с проблемами в развитии – важнейшая задача современной школы. На учителя-дефектолога, возложена особая миссия и огромная ответственность за обеспечение каждому ребенку высокого качества коррекционно-развивающих услуг с учетом его индивидуальных возможностей и потребностей.
ФГОС обучающихся с ОВЗ нацелен на приобретение детьми необходимых жизненных компетенций, социальных возможностей для последующей успешной интеграции и адаптации в окружающем мире. На мой взгляд, современная система образования обозначила важнейшие приоритеты в образовании и развитии таких детей, но не дала четкую методологическую базу для их реализации; не достаточно «готовых» диагностических методик для обследования детей с ОВЗ, в том числе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) коррекционно-развивающих программ, УМК (хочу сказать в частности, о детях с умственной отсталостью, так как я непосредственно работаю с таким контингентом детей). Учителю-дефектологу приходится тратить огромные интеллектуальные и временные ресурсы для адаптации диагностических методик и стимулирующего материала для детей с особыми образовательными нуждами, разработки и создания различных коррекционно-развивающих программ, для модификации адаптации существующих методик под «своих» детей. Кроме того, современная система образования требует от педагога оформления больших объемов документации на каждого ребенка, но, если бы ее нужно было просто оформить, зачастую, учитель-дефектолог превращается в разработчика различного рода бланков, которые ему же и необходимо заполнить (карта диагностического обследования учителя-дефектолога, протокол дефектологического обследования, карта формирования базовых учебных действий обучающихся, банки индивидуального развития детей и многое другое). Разработанный ФГОС для детей с ОВЗ и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерная АООП являются «сырыми», нечетко проработанными материалами, которые раздули бумажную работу специалистов и педагогов, отводя последних от непосредственной работы с детьми – проведение образовательной и коррекционно-развивающей деятельности.
Считаю, что для упрощения бумажно-оформительской и разработческой деятельности учителя-дефектолога, для освобождения его времени на подготовку к коррекционным занятиям с детьми, необходимо разработать четкий базовый пакет необходимых методик, программ и бланков для различных вариантов нарушений у детей.
Из ваше сказанного, считаю, что учителем-дефектологом может стать человек искренне любящий детей, готовый прийти на помощь нуждающимся, самоотверженный и творческий. Ведь каждое занятие, каждая работа с ребенком, это еще одна встреча, а значит, еще одна возможность; это искренняя улыбка, это добрый и безгранично доверчивый взгляд, это огромная благодарность близких и родителей детей, а это дорогого стоит.