Статья на тему «Теоретические и методологические проблемы современного образования»
Теоретические и методологические проблемы современного образования
В настоящее время в образовательной системе происходят существенные изменения, поскольку готовится к внедрению и реализации федеральный стандарт нового поколения. В связи с этим к педагогам предъявляется ряд требований по подходам к обучению, предметно-окружающей среде и образовательным учреждениям в целом.
Нововведения обнажают теоретические и методологические проблемы современного образования, такие как отставание модернизации технологической базы, неэффективность классно-урочной системы, слабое развитие учебной литературы и мультимедийных пособий, невосприимчивость интерактивного обучения, консерватизм и многое другое.
Отставание модернизации технологической базы – насущная проблема, ведь Россия сейчас переживает кризис в образовании: недостаток педагогических кадров, отставание качества образования от потребностей личности и общества, а также изменений, происходящих в мире. Скудное финансирование тоже даёт о себе знать. Следовательно, уровень образования людей становится ниже, а значит у страны будет меньше шансов в чём-то преуспеть. В маленьких городах и деревнях педагоги зачастую преподают несколько предметов, а то и большинство. Всё больше и больше детей становятся больными.
Как мы решаем эти проблемы? Лично я перерабатываю материал учебников, добавляю в уроки что-то своё, дополняю занятия. Использую здоровьесберегающие технологии, чтобы дать детям немного отдохнуть и снять напряжение во время урока. Мы выполняем гимнастику для глаз.
Неэффективность классно-урочной системы – ещё одна проблема, требующая решения. У современный детей количество уроков доходит до шести-восьми в день. Если взрослого человека поставить в такие условия, он может не выдержать. Слишком частые смены видов деятельности и маленькие перерывы между ними! Гораздо лучше, по мнению многих, было бы модульное планирование, где одному предмету уделялось бы, например, 4 урока в день, и проходили бы такие занятия менее напряжённо, но более плодотворно. В старших классах выпускники могли бы сосредоточиться на профильных предметах, домашнего задания почти не было бы, так как всё успевали бы сделать на уроках. Результаты ЕГЭ были бы намного лучше.
Слабое развитие учебной литературы и мультимедийных пособий также даёт о себе знать. Многие современные книги – это просто переизданные старые. Порой трудно найти стоящий материал. Мультимедийные пособия очень дорогие, да и показывать их особо негде, если у учителя в кабинете нет компьютера. Очень малое количество детей может заниматься по ним дома.
Хотелось бы отметить невосприимчивость интерактивного обучения некоторыми педагогами. Они всё ещё не могут перестроиться на диалог.
Консерватизм в таком преподавании преобладает. В своей работе я использую интерактивные методы. Это сближает меня с учениками и помогает добиться большей эффективности уроков. Я не даю готовые ответы, а побуждаю учащихся самих их найти. Также в своей деятельности я использую технологии развития критического мышления.
Сорокина Светлана Валерьевна